Христианство в Средние века читать ~7 мин.
С установлением канона христианского Нового Завета и определением христианской ортодоксии, церковь должна была продолжить своё расширение в течение следующих нескольких столетий. На Западе этому расширению сопротивлялись лидеры традиционных языческих религий Европы, но за оставшиеся века первого тысячелетия нашей эры церковь стала доминирующей религиозной силой во всей Европе, от Константинополя до Испании, Ирландии и Скандинавии.
Пять ведущих центров веры возникли в Риме, Александрии, Иерусалиме, Антиохии и Константинополе. На востоке и юге, однако, это господство было остановлено внезапным подъёмом ислама. Ислам утвердился в Аравии к моменту смерти Мухаммеда в 632 году. При его преемниках, четырёх халифах, началась экспансия. Сирия, Египет и Ирак пали относительно быстро.
При династии Омейядов Арабское мусульманское королевство распространилось по всей Северной Африке и проникло в Испанию. К северу от Пиренеев его экспансия была окончательно свёрнута. На востоке ислам пересёк Персию (современный Иран) и проник в Центральную Азию и на территорию современного Пакистана. Не выступая (по крайней мере, вначале) против захваченной христианской общины, ислам на время заблокировал дальнейшую христианскую экспансию в Африке и на Ближнем Востоке. При исламе христианская община выжила, а те церкви, которые не согласились с Халкидонским постановлением, хотя и облагались большими налогами, жили гораздо лучше, чем в Византийской империи.
Три древних христианских центра (Антиохия, Иерусалим и Александрия) попали в руки мусульман, оставив Константинопольский патриархат непререкаемым ведущим голосом христианства в Византийской империи. Эффективное руководство Константинополя распространилось на Балканы, затем на северные славянские земли и, к концу первого тысячелетия нашей эры, на Русь. По мере роста территории, подчинённой епископу Константинополя, он сталкивался с постоянным соперничеством с западной латинской церковью.
Возвышение римской церкви происходило в несколько этапов и сопровождалось различными событиями. Падение Западной Римской империи, которое обычно датируется 476 годом, оставило церковь в качестве наиболее важной международной организации – её авторитет был основан на принятии на себя многих гражданских функций, ранее выполнявшихся имперскими чиновниками, приобретении земель и претензиях на первенство через апостолов Петра и Павла. Этот авторитет был более прочно закреплён во время правления Григория I, который реформировал церковь как организационно, так и финансово во время своего понтификата с 590 по 604 год.
В течение следующих 400 лет, по мере того как церковь распространяла свой контроль над Европой, верность Иисусу Христу и его церкви шла рука об руку с признанием папской гегемонии.
Соперничество между восточной и западной церквями было отмечено культурными различиями между латиноязычным Западом и грекоязычным Востоком; однако оно подпитывалось взаимоисключающими претензиями на первенство Иерусалима (где зародилась церковь), Рима (где служили Петр и Павел) и Константинополя (резиденции власти в продолжающейся Римской империи). Именно папа Лев I утвердил первенство Рима.
На Востоке на коллегиальность власти претендовали пять патриархий – Александрийская, Иерусалимская, Антиохийская, Константинопольская и Римская. После того как Александрия, Антиохия и Иерусалим были включены в состав арабо-мусульманской империи, отношения между всеми патриархатами значительно изменились. Реальная власть оказалась в руках Рима и Константинополя.
Совершенно разное положение Рима и Константинополя стало отражаться и на их подходе к церковно-государственным отношениям. Церковь, оставшаяся под юрисдикцией Константинопольского епископа, действовала, по сути, в одной политической сфере в стране с сильным светским правителем, в то время как другие восточные православные общины выживали как меньшинства во враждебном мусульманском окружении. Их положение, как правило, притупляло их напористость по отношению к государству. С другой стороны, Римско-католическая церковь стала сильной политической силой, регулярно осуществляющей свои прерогативы и автономию в многочисленных королевствах, княжествах, княжествах и городах-государствах Запада.
Когда Римская и Византийская церкви установили контроль над Европой, нехалкидонские церкви, существовавшие в мусульманских землях, были в значительной степени заторможены в дальнейших попытках расширения. Одно заметное исключение произошло в седьмом веке, когда Алопен, христианский миссионер из несторианской церкви Востока, прибыл в Китай около 635 года и представил христианское послание императору Тайцзуну (династия Тан).
Три года спустя Тайцзун, отменив политику прежнего императора, издал указ о всеобщей веротерпимости к религиям, особо упомянув Путь (христианство). Ранее он приказал подготовить китайский перевод христианского Писания. Похоже, что христианская миссия процветала в 8 веке, но в какой-то момент в 10 веке, по непонятным причинам, первое установление христианства в Китае исчезло.
В столетия, последовавшие за расколом между восточной и западной церквями, большая часть энергии обеих организаций была направлена на создание христианской культуры на землях, над которыми они имели религиозную гегемонию. На Западе возникло несколько университетов и процветало богословие. Работа по строительству церкви (включая искоренение очагов ереси) выпала на долю доминиканцев и францисканцев, первых из множества религиозных орденов, которые стали основой монашества на Западе. Монашеский импульс проявился на Востоке в IV веке, а в последующие века его роль в церкви стала ещё одним различием между Востоком и Западом.
Стабильность западной церкви позволила ей обратить часть своего внимания на ислам. В 1095 году папа Урбан II объявил крестовый поход против ислама, целью которого было отвоевание у правителей того времени выдающихся христианских мест в Палестине. Эта цель была достигнута в 1099 году. К сожалению, в ходе этого процесса еврейская община в Германии, расположенная вдоль маршрута, выбранного некоторыми из потенциальных крестоносцев, стала жертвой резни.
В течение следующих нескольких столетий, по мере продолжения конфликта и последующих крестовых походов, приведших в регион дополнительные армии, цель первоначального крестового похода была утрачена. Например, в 1204 году крестоносцы были отвлечены на Константинополь, который они разграбили. Ранее, в 1187 году, Саладин (или Салах-ад-Дин) захватил Иерусалим, что стало первым сигналом нового периода экспансии ислама.
Крестовые походы все же имели один положительный эффект на Западе. Благодаря им учёные познакомились с рядом утраченных греческих текстов, включая философские труды Аристотеля. Кроме того, крестоносцы вернулись с трудами арабских учёных, в первую очередь Авиценны и Аверроэса. Эти новые материалы стимулировали дальнейшую философскую и теологическую работу на Западе, кульминацией которой стала монументальная система, созданная святым Фомой Аквинским. Он был монахом-доминиканцем и использовал своё новое знакомство с Аристотелем для создания синтеза знаний, который приобрёл известность в римско-католической церкви и сохранил некоторую степень этой популярности до наших дней.
В этот же период восточная церковь переживала большое развитие. Около 988 г. н.э. киевский князь Владимир (на территории современной Украины) принял христианство в его восточной православной форме. Это распространение христианства на территории России совпало с благоприятным политическим союзом с Константинополем. Однако этот союз не сдержал монгольского нашествия на регион в 13 веке. Когда русские наконец смогли сбросить монгольское владычество в 1449 году, Москва заменила Киёв в качестве центра современного русского государства как раз вовремя, чтобы развить свою независимость перед лицом сильно ослабленного Константинопольского патриархата.
С тех пор как крестоносцы были изгнаны из Иерусалима, исламское королевство оказывало все большее давление на Византийскую империю с центром в Константинополе. Наконец, в 1453 году мусульмане захватили Константинополь и фактически положили конец старой Римской империи.
Падение Константинополя положило начало переходному периоду в европейском обществе и христианстве, который в следующем столетии изменит структуру всего христианского мира. Непосредственным следствием захвата Константинополя стало движение ислама на север и запад вдоль реки Дунай. Болгария, Румыния, Балканы и Венгрия будут включены в состав Османской империи. К началу XVI века мусульманские армии стояли у ворот Вены (столицы Австрии). Однако далеко за пределами мусульманских границ русская церковь провозгласила Москву новым Римом.
Тем временем, на другом конце континента, на Пиренейском полуострове, где в течение многих веков правили мусульмане, христианские силы объединились, чтобы вытеснить мусульман из Испании и Португалии, завершением процесса стало падение Гранады в 1492 году. Этот год действительно оказался знаменательным, он ознаменовался также открытием Америки Христофором Колумбом (которого поддерживала Испания) и изгнанием евреев из Испании. Однако события в Испании не остановили мусульманские силы, которые двинулись в Центральную Европу. В 1520-х годах они продвинулись к воротам Вены, но не смогли захватить её в 1529 году.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?