Христианство в Средние века читать ~6 мин.
После установления канона Нового Завета и формирования христианской ортодоксии церковь продолжила своё расширение. На Западе этому процессу сопротивлялись последователи традиционных языческих религий, однако в последующие века первого тысячелетия церковь утвердилась как доминирующая религиозная сила по всей Европе — от Константинополя до Испании, Ирландии и Скандинавии.
Сформировалось пять основных центров христианства, известных как Пентархия: Рим, Александрия, Иерусалим, Антиохия и Константинополь. Однако на востоке и юге гегемонию церкви прервал стремительный подъём ислама. К моменту смерти пророка Мухаммеда в 632 году ислам прочно утвердился в Аравии, а при его преемниках, Праведных халифах, началась масштабная экспансия. Сирия, Египет и Ирак были завоёваны в короткие сроки.
При династии Омейядов арабский халифат распространил своё влияние на всю Северную Африку и вторгся в Испанию. К северу от Пиренеев его продвижение было остановлено. На востоке ислам проник через Персию (современный Иран) в Среднюю Азию и на территорию современного Пакистана. На начальном этапе ислам не был направлен против покорённых христианских общин, но он заблокировал дальнейшее распространение христианства в Африке и на Ближнем Востоке. Положение нехалкидонских церквей под властью мусульман, несмотря на высокие налоги, было часто более терпимым, чем в Византийской империи.
Три древних христианских центра — Антиохия, Иерусалим и Александрия — оказались под властью мусульман. Это сделало Константинопольский патриархат бесспорным лидером христианского мира в Византийской империи. Влияние Константинополя распространилось на Балканы, северные славянские земли и к концу первого тысячелетия — на Русь. По мере расширения своей юрисдикции епископ Константинополя всё чаще вступал в соперничество с западной, латинской церковью.
Возвышение Римской церкви происходило в несколько этапов. Падение Западной Римской империи в 476 году оставило церковь важнейшей наднациональной силой. Её авторитет укрепился благодаря принятию на себя многих гражданских функций, приобретению земель и претензиям на первенство, основанным на служении апостолов Петра и Павла. Этот статус был окончательно закреплён во время понтификата папы Григория I (590–604), который провёл административные и финансовые реформы.
В течение следующих четырёхсот лет, пока церковь распространяла своё влияние в Европе, верность Иисусу Христу и его церкви стала неразрывно связана с признанием верховенства папы.
Соперничество между восточной и западной церквями было обусловлено культурными различиями между латиноязычным Западом и грекоязычным Востоком. Оно усугублялось взаимными претензиями на первенство со стороны Иерусалима (где зародилось христианство), Рима (где проповедовали Пётр и Павел) и Константинополя (новой столицы Римской империи). Во многом благодаря папе Льву I было утверждено первенство Рима.
На Востоке существовала концепция коллегиальной власти пяти патриархатов: Александрийского, Иерусалимского, Антиохийского, Константинопольского и Римского. После того как первые три были завоёваны арабами, баланс сил изменился. Реальная власть сосредоточилась в руках Рима и Константинополя.
Различное положение Рима и Константинополя отразилось на их подходе к отношениям церкви и государства. Церковь в юрисдикции Константинопольского патриарха действовала в рамках единой империи с сильной светской властью, в то время как другие восточные православные общины существовали как меньшинства в мусульманском окружении. Это ослабляло их политические амбиции. В то же время на Западе Римско-католическая церковь стала мощной политической силой, отстаивавшей свою автономию в многочисленных королевствах, герцогствах и городах-государствах.
В то время как Римская и Византийская церкви укрепляли свой контроль над Европой, нехалкидонские церкви в мусульманских землях были ограничены в возможностях для миссионерства. Заметным исключением стала миссия Алопена, проповедника из несторианской Церкви Востока. Около 635 года он прибыл в Китай и представил христианское учение императору Тайцзуну из династии Тан.
Три года спустя Тайцзун издал указ о веротерпимости, особо отметив христианство, известное в Китае как Цзинцзяо (景教), или «Светлая религия». Император также приказал перевести христианские писания на китайский язык. Христианская миссия процветала в VIII веке, но к X веку по невыясненным причинам пришла в упадок и со временем исчезла.
В столетия, последовавшие за Великим расколом 1054 года, восточная и западная церкви сосредоточили усилия на создании христианской культуры на подконтрольных им землях. На Западе появились первые университеты и активно развивалось богословие. Распространением веры и борьбой с ересями занимались доминиканцы и францисканцы — первые из многих монашеских орденов, ставших опорой церкви на Западе. Монашество зародилось на Востоке ещё в IV веке, и его роль стала ещё одним важным различием между двумя ветвями христианства.
Стабильность на Западе позволила церкви обратить внимание на исламский мир. В 1095 году папа Урбан II призвал к Первому крестовому походу с целью отвоевать святые места в Палестине. Цель была достигнута в 1099 году с захватом Иерусалима. К сожалению, по пути следования некоторые отряды крестоносцев устроили жестокие погромы еврейских общин в Германии.
В последующие столетия первоначальная цель крестовых походов была утрачена. Например, во время Четвёртого крестового похода в 1204 году рыцари отклонились от маршрута и разграбили христианский Константинополь. Ещё ранее, в 1187 году, Салах ад-Дин (Саладин) отвоевал Иерусалим, что ознаменовало новый этап мусульманской экспансии.
Тем не менее крестовые походы имели и положительные последствия для Запада. Европейские учёные получили доступ к утерянным греческим текстам, включая труды Аристотеля, а также к работам арабских мыслителей, в первую очередь Авиценны (Ибн Сины) и Аверроэса (Ибн Рушда). Это дало толчок развитию философии и богословия, кульминацией которого стала система Фомы Аквинского — доминиканского монаха, создавшего великий синтез христианского учения и философии Аристотеля.
В этот же период значительное развитие переживала и восточная церковь. Около 988 года киевский князь Владимир Святославич принял христианство в его восточно-православной форме. Распространение веры на землях Руси совпало с выгодным политическим союзом с Константинополем. Однако этот союз не защитил русские княжества от монгольского нашествия в XIII веке. Когда в 1480 году после Стояния на реке Угре русские земли окончательно освободились от ордынского владычества, Москва уже сменила Киев в роли центра нового русского государства, укрепив свою независимость на фоне ослабления Константинопольского патриархата.
После изгнания крестоносцев из Святой земли Османская империя усиливала давление на Византию. Наконец, в 1453 году войска султана Мехмеда II захватили Константинополь, что положило конец тысячелетней истории Восточной Римской империи.
Падение Константинополя стало началом переходного периода в истории Европы, изменившего весь христианский мир. Прямым следствием этого события стало продвижение Османской империи на север и запад вдоль Дуная. Болгария, Румыния, Балканы и Венгрия вошли в её состав. К началу XVI века османские армии стояли у ворот Вены. В это же время на русских землях возникла концепция Москвы как «Третьего Рима».
Тем временем на другом конце континента, на Пиренейском полуострове, христианские королевства завершали Реконкисту — многовековую борьбу за вытеснение мусульман. Этот процесс завершился падением Гранады в 1492 году. Этот год стал поистине знаменательным: Христофор Колумб при поддержке Испании открыл Америку, а из самой Испании были изгнаны евреи. Однако успехи на Пиренеях не остановили продвижение османских сил в Центральной Европе. В 1520-х годах их войска дошли до Вены, но не смогли взять город во время осады 1529 года.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Влияние христианства на становление славянской культуры
- Христианство в современной Индии
- Встреча потомков патриарха отечественной литературы в «Ясной поляне»
- Болезненная память о прошлом. Новая книга патриарха
- Русская православная церковь за рубежом
- Богородичный центр
- Сирийский православный патриархат Антиохии и всего Востока
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?