Западные религиозные календари читать ~11 мин.
Ещё до появления письменности человеческие сообщества разработали методы разделения времени. Это позволяло регулировать начало и кульминацию важных процессов в их жизни, праздновать значимые события и получать некоторый прогностический контроль над будущим.
Для отсчёта времени использовались различные факторы, включая смену времён года, чередование влажных и сухих периодов, цветение определённых растений и поведение животных. На ранних этапах наблюдения за Солнцем и Луной служили маркерами, а с развитием астрономии появилось нечто похожее на календарь. Многообразие календарей, обнаруженных по всему миру, позволяет предположить, что они возникли на местном уровне, а не распространились повсеместно в результате процесса диффузии. Подобно религии, календари создавались для удовлетворения различных локальных потребностей.
Календарь, который сегодня используется в большинстве стран мира и обозначает общую эру (CE) и период до общей эры (BCE), имеет корни в Древнем Египте. Египетский календарь, как и большинство древних систем исчисления времени, начинался как лунный, а затем преобразовался в солнечно-лунный, включающий 360 дней. К VIII веку до нашей эры египтяне перешли на календарь из 365 дней, причём дополнительные 5 дней добавлялись в конце года. Ежегодно кульминационным моментом в египетском обществе был разлив реки Нил, на котором основывался сельскохозяйственный цикл страны. Те, кто наблюдал за небом, знали о временной связи между этим событием и положением Солнца и звезды Сириус.
В Древнем Египте было замечено, что разлив Нила происходил вскоре после «гелиакического восхода» звезды Сириус. Гелиакический восход звезды — это день, когда её впервые можно наблюдать на восточном небе на рассвете. В течение года звезда будет восходить всё раньше и раньше, пока её не перестанет быть видно на рассвете. После 70 дней, в течение которых звезда не видна на небе на рассвете, она появляется снова, и цикл повторяется.
По мере развития календарей на Ближнем Востоке и в бассейне Средиземного моря, среди множества различий выявились некоторые основные закономерности. Календари основывались на солнечном цикле, который лучше всего соответствовал повторяющимся сезонам или периодам сухости и влажности. Луна, как правило, использовалась для выделения более коротких периодов — предшественников современного месяца. Различные более короткие периоды продолжительностью от 7 до 10 дней служили предшественниками современных недель. Календари также должны были обозначать точку отсчёта, и по мере того, как они становились всё более сложными, эта точка отсчёта становилась основным различием между разными календарями.
На развитие египетского календаря повлияли различные вторжения других народов, которые принесли с собой свои календарные системы. Например, в VI веке до нашей эры персы вторглись в Египет и объединили свой календарь, развившийся из вавилонского, с более древним египетским.
Тем временем в Риме развивался календарь, традиционно приписываемый легендарному Ромулу, с 10 месяцами и возможностью добавления дополнительных дней или месяцев, чтобы достичь 365 дней солнечного года. Около 715 года до нашей эры Нума Помпилий, тогдашний царь Рима, провёл реформирование календаря, добавив 2 месяца и увеличив его продолжительность до 355 дней. Римляне также разделили месяцы, отметив первый день — Календы, 5-й или 7-й день — Ноны, а 13-й или 15-й день — Иды. Мартовские иды стали известны как день убийства Юлия Цезаря.
Следующим шагом в развитии календаря, имеющим отношение к современному миру, стала реформа Юлия Цезаря в 46 году до нашей эры. Его реформа была уникальна тем, что он отказался от привязки к Луне и создал полностью солнечный календарь. Год был рассчитан на 365 1/4 дней, причём каждые 4 года добавлялся дополнительный день — високосный. Каждому месяцу было присвоено определённое количество дней. Юлианский календарь просуществовал много веков с некоторыми незначительными изменениями, включая небольшое изменение количества дней в каждом месяце, произошедшее вскоре после смерти Цезаря.
В 324 и 325 годах нашей эры, на своём первом крупном соборе в новой роли правящей элиты и после трёх столетий подпольной жизни в качестве гонимого меньшинства, христианская церковь приняла юлианский календарь в качестве официального. Единственным существенным изменением в это время стало изменение точки, от которой отныне будет отсчитываться дата. Год 1 стал отсчитываться от рождения Иисуса Христа. Годы христианской эры стали обозначаться AD, или Anno Domini (год Господа нашего).
Никейский собор, приняв юлианский календарь, также решил рассмотреть противоречие, которое беспокоило христианское движение во всём мире, — установление даты празднования Пасхи. До решения Собора большинство христиан согласились с тем, что её следует праздновать в воскресенье — день недели, в который, по общему мнению, произошло воскресение. Также считалось, что воскресение произошло недалеко от еврейской Пасхи (Песаха). Песах начинается на 15-й день месяца нисан (эквивалент марта и апреля в григорианском календаре), первого месяца праздничного года еврейского календаря (который ежегодно наступает в марте или апреле по современному календарю).
14 и 15 день нисана могут приходиться на любой день недели. У христиан было принято поститься перед Пасхой. Поэтому встал вопрос о том, когда пост должен быть закончен. Основная масса христиан склонялась к тому, чтобы закончить пост в субботу вечером перед пасхальным воскресеньем. Большая раскольническая группа, квартодециманы, хотела закончить пост 14 нисана, в какой бы день он ни выпал, и начать празднование Пасхи на следующий день.
Собор создал формулу для определения даты Пасхи: она должна была быть назначена на воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие наступало 21 марта. Юлий Цезарь составил свой календарь таким образом, чтобы весеннее равноденствие приходилось на март месяц.
Для христиан, если день, назначенный для Пасхи, приходился на 14 нисана, Пасха переносилась на следующее воскресенье, чтобы никогда не совпадать точно с Песахом. Это решение, для всех практических целей, разрешило споры о дне Пасхи. Оно также определило дату всего периода в литургическом календаре, связанного с Пасхой, который начинается с Пепельной среды и начала предпасхального поста и заканчивается Пятидесятницей через семь недель после Пасхи.
Решение Никейского собора прекрасно работало на протяжении веков, но юлианский календарь был основан на небольшой ошибке, согласно которой солнечный год составлял 365 1/4 дней. Это близко, но на протяжении веков весеннее равноденствие отклонялось от дня, в который оно должно было произойти — 21 марта. Постепенно вновь возникла путаница, и к VIII веку различные даты стали претендовать на истинное пасхальное воскресенье. Только в XVI веке был предпринят значимый шаг для решения этой проблемы. В 1582 году, после реформаторского Трентского собора, папа Григорий XIII принял полномочия исправить дату смещения равноденствия, удалив 10 дней из календаря в октябре того же года, и внёс изменения для предотвращения будущего смещения, удаляя 3 дня из календаря каждые 4 века.
Григорианский календарь был быстро принят в католической Европе, однако протестантским странам потребовалось некоторое время, чтобы перейти на него. Англия (и её колонии в Северной Америке) приняли его только в 1752 году. С этого времени, по мере развития международных коммуникаций и отношений, вопрос о календаре всё больше выходил из-под влияния религии и становился заботой светских правительств мира.
Решающее значение в этом процессе имела Международная конференция по меридианам 1884 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Честер А. Артур, президент Соединённых Штатов, созвал конференцию, на которой присутствовали делегаты из 25 стран. На конференции делегаты подтвердили целесообразность определения единого мирового меридиана, от которого можно было бы отмерять начало и конец дня, а также необходимость принятия всеми странами всеобщего дня. Этот день должен был начинаться в полночь. Меридиан был определён в Гринвиче в Великобритании. Отныне универсальным днём будет средний солнечный день, который будет начинаться в среднюю полночь по Гринвичу. Отсчёт будет вестись по 24-часовым часам. Это решение было принято ассамблеей, в которую вошли не только Америка и многие страны Западной Европы, но и представители Бразилии, Японии, России и Османской империи. В совокупности они собрали значительную силу, способную сдвинуть мир с места.
Хотя конференция 1884 года не касалась напрямую календарного вопроса, она стала важным шагом в развитии международного политического контроля над вопросами разделения времени в человеческом обществе: от общего календаря, по которому работают предприятия, самолёты, другие виды транспорта и системы связи, до мельчайших измерений секунды и её подразделений, которые становятся важными в субатомной физике, космических путешествиях и персональных компьютерах. К этому времени западный календарь, уходящий корнями в христианство, использовался столь многими народами, что никакой другой календарь не мог составить ему серьёзную конкуренцию. Это был самый точный календарь, доступный для использования академическим и научным сообществом, и он был принят как календарь, который следует развивать и использовать во всём мире в качестве основы для таких задач, как написание истории, проведение политических переговоров и координация международной деятельности.
Среди стран, которые наиболее нерешительно принимали григорианский календарь и поддерживали такие действия, как решение Международной меридианной конференции 1884 года, были те страны, где восточное православие являлось доминирующей религией. Только одна страна, Россия, направила делегатов в Вашингтон в 1884 году, и, что примечательно, она первой из православных стран приняла григорианский календарь, хотя для этого потребовалась революция 1917 года. Однако другие православные страны вскоре последовали за ней, и в 1923 году греки стали последней европейской страной, принявшей его.
Несмотря на то, что страны с преобладающим православным населением приняли григорианский календарь, ни одна православная церковь (за исключением Финской православной церкви) не приняла его для литургических расчётов. Вместо этого в 1923 году был предложен новый, пересмотренный юлианский календарь. В нём было сокращено 13 дней из существовавшего тогда юлианского календаря и внесены некоторые будущие коррективы относительно високосного года.
Пересмотренный юлианский календарь будет действовать в течение следующих столетий, и его использование привело к тому, что те православные церкви, которые его применяют, пришли в соответствие с римской и протестантской церквями по дате празднования Рождества, хотя и не Пасхи.
Следующие православные церкви приняли пересмотренный юлианский календарь:
Вселенский патриархат
Греческий православный патриархат Александрии и всей Африки
Греческий православный патриархат Антиохии и всего Востока
Православная церковь Кипра
Православная церковь Греции
Румынская православная церковь
Болгарская православная церковь
Следующие православные церкви продолжают использовать старый юлианский календарь:
Русская православная церковь (Московский патриархат)
Русская православная церковь за границей
Грузинская православная церковь
Греческая старостильная церковь
Иерусалимский патриархат
Православная церковь Македонии
Православная церковь Польши
Сербская православная церковь
Все нехалкидонские или восточные православные церкви, к которым относятся коптская, эфиопская, эритрейская, сирийская, армянская и ассирийская церкви, имеют иной календарь, присущий только им, хотя в результате фиксированные даты их литургического года, в первую очередь дата Рождества, совпадают со старым юлианским календарём. Старокалендаристы, бывшие в Церкви Греции и Румынской православной церкви, жаловались, что пересмотренный юлианский календарь слишком многое уступает Римско-католической церкви и протестантизму.
Примечательно, что протестантские церкви, которые имеют значительно меньшее понимание таинств, чем католическая и православная церкви, с тех пор приняли более распространённый григорианский календарь практически без обсуждений. Они склонны рассматривать вопросы календаря скорее как практическую проблему координации различных общин, чем как важное богословское соображение.
Сформировавшийся календарь Общей эры имеет в своей основе полночь 1 января 1 года нашей эры в Гринвиче, Англия. В таком виде секуляризация григорианского календаря, из которого он развился, очевидна. Григорианский календарь, созданный на основе юлианского, имел и другие ошибки. Среди них — просчёт церковных лидеров, собравшихся в Никее в 324–325 годах, относительно даты рождения Иисуса, события, которое епископы рассматривали как дату, от которой они будут измерять время.
Большинство христиан сегодня придерживаются точки зрения, что Иисус, вероятно, родился в 4 году до нашей эры, перед смертью Ирода Великого. Вопрос о датировке рождения Иисуса (год, месяц и день) является предметом современного исследования с различных богословских, библейских и исторических точек зрения, но в настоящее время он решается исходя из предполагаемого принятия календаря общей эры.
Широкое распространение календаря общей эры для основных элементов светской жизни привело к тому, что его конкурентами стали религиозные календари, которые по-прежнему используются для расчёта основных святых дней и литургических событий.
Там, где в одной стране достаточно людей, исповедующих одну религию, календарь может иметь некоторое повседневное применение, но его постоянно приходится переводить в соответствующую дату календаря Общей эры. Еврейский календарь используется, например, в Израиле для проведения всех гражданских и религиозных мероприятий, тогда как за пределами Израиля он применяется только для вычисления религиозных обрядов. Такие расчёты стали проще с появлением компьютера и распространением таблиц, в которых указаны как религиозный календарь, так и эквивалент Общей эры.
Несколько календарей по-прежнему заслуживают особого внимания — еврейский календарь, исламский календарь и китайский календарь.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- РА «Премиум Сервис» сделало подарок любителям современной живописи
- Дизайн эксклюзивных календарей
- Областной краеведческий музей Иркутска выставкой «Восточное пространство отметил Новый год по лунному календарю
- Юбилейная выставка ЮРИЯ ФИЛИМОНОВА «ЛИНИЯ ЖИЗНИ»
- Выставка графики тайваньских художников «Восточный календарь»
- В Калининграде открылся юбилейный фестиваль молодйжных театров «Равноденствие - 2016»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?