Бахаистская вера читать ~9 мин.
Вера бахаи — монотеистическая религия, возникшая в Персии (современный Иран) в XIX веке. Её основателем был Мирза Хусейн-Али-и-Нури, известный под титулом Бахаулла («Слава Божья»). В мире насчитывается более 5 миллионов последователей этой веры. Вера бахаи возникла на основе бабизма — религии, которая недолго просуществовала в Персии в 1840-х годах. Её основал Али-Мухаммад из Шираза, принявший титул Баб («Врата»). Он объявил себя исполнением пророчеств шиитского ислама о возвращении 12-го имама, мессианской фигуры.
Верования и практика
Авторитетными текстами веры бахаи являются писания Баба, Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди и Всемирного Дома Справедливости. Наиболее важными считаются тексты Баба и Бахауллы, поскольку оба почитаются как Богоявления, или Пророки.
Согласно учению Бахауллы, хотя Божественная сущность непознаваема, она обладает такими качествами, как милосердие, справедливость, любовь и знание. Человек может познавать эти атрибуты и развивать их в своей душе. Это способствует личному духовному росту и готовит к загробной жизни.
В вере бахаи Богоявления — это уникальные личности, которые получают божественное откровение и в совершенстве отражают его в своей жизни. Бахаи верят в ряд таких посланников, среди которых Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммад, Зороастр, Баб и сам Бахаулла. Признание того, что большинство мировых религий основаны Богоявлениями, лежит в основе концепции единства религий.
Равенство и община
Бахаулла и Абдул-Баха подчёркивали, что все люди равны перед Богом и должны обладать равными правами в обществе. Они провозглашали равенство мужчин и женщин, а также равенство всех рас, призывая их к примирению и единению. Принцип единства человечества также подразумевает необходимость создания глобальной системы управления.
Главная цель общины бахаи — достижение всё большего единства. Центральное место в жизни общины занимает институт Праздника Девятнадцатого Дня. Это собрание проводится один раз в бахаистский месяц (состоящий из 19 дней). На нём верующие вместе молятся, обсуждают дела местной общины и общаются. Особое значение имеют девять священных дней. Кроме Нового года (Навруз, 21 марта), они посвящены событиям из жизни Баба и Бахауллы.
Происхождение
Вера бахаи была основана пророком Бахауллой в Персии (ныне Иран) в XIX веке. Религия бахаи уходит корнями в ислам, однако бахаи не являются мусульманами.
Баб
Истоки веры бахаи восходят к вечеру 22 мая 1844 года. В тот день в Ширазе 25-летний Баб («Врата») объявил о своей миссии первому последователю, мулле Хусейну. Новое учение быстро обрело популярность, но в то же время вызвало острые споры. Баб утверждал, что он — новый Посланник Бога. В исламском контексте это было особенно значимо, так как пророк Мухаммад назван в Коране «Печатью пророков», что традиционно толкуется как «последний из пророков». Поэтому заявление Баба о своей миссии было судьбоносным и в конечном итоге стоило ему жизни. Спустя шесть лет после начала служения Баб был публично казнён в Тебризе.
Бахаулла
Главной целью Баба было возвестить о пришествии ещё более великого Посланника Бога. Большинство его последователей признали таковым Бахауллу. Он родился 12 ноября 1817 года, за два года до рождения Баба. Бахауллу, сына персидского дворянина из Тегерана, звали Мирза Хусейн-Али-и-Нури. В 1844 году он стал последователем Баба. Летом 1848 года на конференции в деревне Бадашт Мирза Хусейн-Али принял имя «Баха» («Слава»).
В 1852 году Бахауллу заключили на четыре месяца в тегеранскую темницу Сиях-Чаль («Чёрная яма»). Там он пережил откровение, в котором ему было сказано, что Бог дарует ему победу. Этот опыт считается моментом, когда Бахаулла полностью осознал свою пророческую миссию. После освобождения его сослали в Багдад, а затем в Стамбул. 21 апреля 1863 года в саду Ризван в Багдаде Бахаулла объявил своим близким последователям, что он и есть тот, чьё пришествие предсказал Баб.
Бахауллу вновь сослали, на этот раз в Эдирне (современная Турция). В 1868 году его с последователями в последний раз отправили в ссылку в Акку, Палестина (ныне Израиль). Из Эдирне и Акки Бахаулла публично объявил о своей миссии в открытых письмах, адресованных влиятельным политическим и религиозным лидерам мира. Он оставался в заключении до 1877 года и скончался 29 мая 1892 года.
Для бахаи разного происхождения Бахаулла олицетворяет исполнение пророчеств их прежних религий, но в символическом, а не буквальном смысле. Для христиан он — возвращение духа и силы Иисуса Христа. Для иудеев — «Отец Вечности», предсказанный пророком Исайей. Для зороастрийцев — обещанный Шах-Бахрам. Для шиитов — возвращение имама Хусейна, а для суннитов — возвращение Иисуса Христа. Для индуистов он — десятый аватар, Калки, а для буддистов — пятый Будда, Майтрейя.
Писания
Священные Писания бахаи включают труды, ниспосланные Бабом, Бахауллой и Абдул-Баха. Они насчитывают более 100 томов на персидском и арабском языках. Среди наиболее известных работ Бахауллы:
- Сокровенные Слова;
- Семь Долин и Четыре Долины;
- Китаб-и-Иган (Книга Уверенности);
- Скиния Единства;
- Китаб-и-Акдас (Наисвятая Книга).
Основы веры
Цель каждого бахаи — познать Бога и приблизиться к Нему, обрести добродетели и способствовать развитию постоянно совершенствующейся цивилизации. Фундаментальные учения веры бахаи, направленные на личное и общественное преобразование, включают единство Бога, единство религий и единство человечества. Их иногда называют «тремя единствами».
Каждый из этих основополагающих принципов охватывает широкий спектр других учений бахаи. Все этические, моральные и социальные нормы применяются на всех уровнях — от семейных до международных отношений — и направлены на достижение гармонии.
Социальные вопросы
Бахаи стремятся к обеспечению равных прав и возможностей для мужчин и женщин. Они выступают за всеобщее образование во всём мире, особенно там, где доступ к нему ограничен. В основе учения бахаи об экономике лежит принцип подчинения экономических ценностей общечеловеческим. Это делает экономику более гуманной и менее эксплуататорской. Благотворительность со стороны состоятельных людей весьма поощряется.
Богоявления
Бахаи верят в единого Бога. Важной концепцией в их учении является «постепенное откровение». Согласно ей, духовная история мира представляет собой серию «откровений», принесённых посланниками Бога — основателями мировых религий. Среди этих посланников — Моисей, Зороастр, Будда, Иисус Христос, Мухаммад, Баб и Бахаулла. Бог посылал каждого из них, чтобы обновить духовные истины и принести новые социальные учения, соответствующие определённой эпохе.
Идеи единства
Бахаи верят, что между религиями должны царить единство и гармония. Они убеждены, что люди разных вероисповеданий могут найти общие ценности и цели. В политической сфере единство, по их мнению, достижимо только тогда, когда международные отношения основаны на взаимном уважении, сотрудничестве и праве. Бахаи предвидят наступление будущего золотого века, когда со временем возникнет всемирное содружество наций. Это общество будет характеризоваться подлинной свободой, миром, процветанием и научными достижениями.
Единство внутри самой веры бахаи достигается благодаря следованию писаниям Баба, Бахауллы и Абдул-Баха, а также руководству Шоги Эффенди и Всемирного Дома Справедливости (высшего руководящего органа). Эти авторитетные источники удерживают общину от раскола на секты. Единство веры также подкрепляется общим согласием по основным доктринам.
Организация
Бахаи видят свою миссию в улучшении мира. Для этого необходимо единство внутри административной системы. Местные советы бахаи, называемые «Местными Духовными Собраниями», заботятся о своих общинах. Путём консультаций они достигают консенсуса в ведении дел. Администрация включает как избираемых, так и назначаемых лидеров. Избранные члены обладают властью только как коллективный орган, а не как отдельные личности. Бахаи обязаны подчиняться правительству своей страны, быть законопослушными гражданами и вносить вклад в жизнь общества. Всемирный Дом Справедливости направляет деятельность местных советов, и бахаи верят, что со временем он будет играть всё более важную консультативную роль в мире.
Распространение и развитие
С момента своего возникновения в XIX веке вера бахаи претерпела значительные изменения.
Распространение по всему миру
В своём завещании Бахаулла (умер в 1892 году) назначил преемником и главой общины своего старшего сына, Абдул-Баха. Абдул-Баха, которого также называют «Учителем», написал серию писем, известных как «Скрижали Божественного Плана». В них он изложил указания по систематическому распространению веры по всему миру, что положило начало её международному росту.
Абдул-Баха, скончавшийся 28 ноября 1921 года, назначил своим преемником внука, Шоги Эффенди. Известный под титулом «Хранитель», Шоги Эффенди продолжил усилия по расширению общин бахаи. Он также был официальным толкователем учения бахаи и уполномоченным переводчиком Священных Писаний. Его переводы стали стандартом для всех последующих изданий.
Учреждения
Бахаулла не только назначил преемника, но и предписал сформировать путём выборов Всемирный Дом Справедливости — высший управляющий совет бахаи из девяти членов, избираемый раз в пять лет. Первый состав Всемирного Дома Справедливости был избран в апреле 1963 года. Этот международный орган руководит всеми делами общины бахаи, делегируя значительную часть полномочий Национальным Духовным Собраниям. Местные Духовные Собрания отвечают за благополучие своих общин и выполняют указания вышестоящих институтов.
Институты, управляющие делами общины, в совокупности известны как «Административный Порядок бахаи», который считается «прообразом будущего общества». Частью этого порядка является институт Советников — людей с выдающимися способностями, которые консультируют административные органы по вопросам распространения и защиты веры.
На местном, национальном и международном уровнях бахаи регулярно избирают свои органы управления: Местные Духовные Собрания (ежегодно), Национальные Духовные Собрания (ежегодно) и Всемирный Дом Справедливости (каждые пять лет). Выборы проходят без предвыборной агитации и даже без выдвижения кандидатур. Девять членов каждого совета избираются простым большинством голосов.
Современные практики
Вера бахаи является второй по географической распространённости религией в мире (после христианства), так как её общины существуют почти в каждой стране и на каждой территории. По оценкам Всемирной службы новостей бахаи, в 2020 году в мире насчитывалось более 5 миллионов последователей.
Община и общество
Служение и поклонение составляют ядро жизни общины бахаи. Духовные и социальные связи укрепляются, когда бахаи навещают друг друга. Взрослые и молодёжь участвуют в учебных кружках, где углубляют знания и приобретают практические навыки для развития общины. Бахаи также участвуют в «дискурсах общества» и «социальных действиях», чтобы внести вклад в материальное и социальное благополучие общества в целом. Они стремятся к тому, чтобы их деятельность стала позитивной моделью для окружающих.
Бахаи должны быть продуктивными членами общества. Их профессия, выполняемая в духе служения, рассматривается как акт поклонения. Ежедневно верующие читают одну из трёх обязательных молитв, а также могут использовать множество других молитв по своему усмотрению.
Взгляд в будущее
Бахаи рассматривают свою веру как религию будущего, способную объединить мир на основе своих принципов. Их цель — способствовать миру и процветанию через свои моральные, социальные и административные учения. Бахаи верят, что со временем их учение и общинная жизнь привлекут интерес общества, что приведёт к быстрому росту числа последователей во всём мире.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Sotheby’s выставляет на продажу восемь портретов кисти Фрэнка Ауэрбаха
- Погребальные обряды Бахрейна в Эрмитаже
- Фарфоровые статуэтки советских знаменитостей в исполнении Асты Бржезицкой в Театральном музее им. Бахрушина
- Режиссёр Иван Поповски превратил музыку Баха в камерный спектакль
- Картины А. В. Харитонова, похожие на вышивку бисером, в музее имени Бахрушина
- «Место для нас» Фатимы Фархин Мирзы, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?