Индуизм читать ~15 мин.
Индуизм – это древняя южноазиатская религия многих богов, которые, по мнению её последователей, существовали всегда. Хотя на протяжении тысячелетий индуисты проживали только на индийском субконтиненте, сегодня они живут примерно в 150 странах. Индуизм стал глобальной религией в 20 веке.
Современная реинтерпретация индуистских идей и практик открыла путь к привлечению новообращённых и сочувствующих за пределами индийского народа. Как и в классическую эпоху индуизма, современная эпоха продолжает быть процветающей и динамичной, порождая новые формы, идеи и практики индуистских идей и преданности.
Концепции и практики
Идея дхармы является одной из основных индуистских концепций. Дхарма передаёт смысл долга, обязательства и космического закона или порядка. Считается, что индуист действует в соответствии со своей дхармой, то есть придерживается обязательств и ограничений, налагаемых рождением.
Таким образом, в основе индуизма на протяжении всей его истории лежит кастовая система, в которой каста, или социальный класс, определяет все в жизни человека: на ком он может жениться, какую работу выполняет, даже то, что он может есть или трогать. Поскольку большинство индийцев индуисты, кастовая система сыграла важную роль в истории Индии и по сей день оказывает значительное влияние на индийскую культуру.
Рождение и перерождение
Как и в буддизме, в основе индуизма лежат идеи рождения и перерождения, которые зависят от кармы (поступков) человека – то, как он ведёт себя в текущей жизни, влияет на его будущие жизни. Считается, что все живые существа неоднократно перерождаются в цикле смерти и возрождения (самсара), в соответствии с причиной и следствием действий и поступков, совершенных человеком в жизни.
В индуизме много уровней и много богов. Индуисты верят, что реальность или конечная истина не может быть обобщена в каком-либо ограниченном изложении веры.
Путь преданности, который подчёркивается в великом индуистском эпосе «Бхагавадгита», описывает путь к окончательному освобождению: предание себя и искреннее доверие богу, которому поклоняются. Основой этих различных путей является конечная реальность или истина (Брахман) и человеческая душа (атман). Чтобы достичь освобождения, необходимо понять это основное единство Брахмана и атмана.
В двух великих индуистских эпосах, Рамаяне и Махабхарате (включая Бхагавадгиту), изложены центральные индуистские концепции и различные пути к освобождению. Эти эпосы, написанные в период с 200 до н.э. по 300 н.э. и сопровождаемые другими текстами, такими как Манусмрити (своды законов), Пураны (древние истории), сутры и шастры (нормативные и научные тексты), занимают центральное место в индуизме.
Индуистское поклонение
Для индусов индивидуальная молитва является более распространённой, чем общинные формы поклонения. Посвящаемый может сосредоточиться на мысленном образе бога или молиться перед изображением, выражающим божественный дух. Почитание и поклонение может быть ежедневным, а может совершаться время от времени перед домашней святыней, не ступая ногой в храм. Кроме того, некоторые могут отправиться в паломничество к святым местам Индии, а многие посещают различные специальные дни фестивалей, отмечаемых в течение года.
Одной из самых популярных форм поклонения является пуджа – ритуальное предложение гостеприимства богу или богине как самому желанному и почётному гостю. В качестве выражения своей веры и преданности верующий может дарить подарки, соблюдать посты и обеты.
Происхождение
Индуизм – одна из основных мировых религий, насчитывающая около 1 миллиарда последователей. Только христианство и ислам имеют больше приверженцев. Индуизм не был основан отдельным человеком, а представляет собой слияние тысячелетних религиозных традиций и культур Индии и других регионов Южной Азии. Индуизм описывается как сложная, органичная и иногда противоречивая система верований и практик.
Приемлющая вера
Поскольку индуистские верования и практики могут сильно различаться среди последователей, эта религия приобрела репутацию открытой и принимающей веры, которая привлекает многих людей. Некоторые последователи придерживаются политеизма (верят во многих богов), другие придерживаются монотеистического взгляда, согласно которому один бог является главным, а другие – лишь различные версии единого божественного существа.
Другие индуисты придерживаются убеждений, которые можно считать агностическими (не уверены в существовании богов) или атеистическими (не верят в богов), и принимают индуизм как философию и систему морали для правильной жизни. Несмотря на различные взгляды на индуизм, последователей объединяют некоторые общие ценности и убеждения.
Корни в долине реки Инд
Термин «индуизм» возник только в XIX веке. Хинду происходит от древних персидских и санскритских слов, обозначающих реку Инд, которая протекает через Южную Азию. Люди, жившие вдоль и к востоку от реки, стали называться индусами. Британские писатели использовали слово «индус» (часто пишется «хинду») для обозначения коренного населения Индийского субконтинента. Таким образом, индуизм стал общепринятым термином для обозначения их доминирующей системы религиозных верований.
Поскольку индуизм не был основан одним человеком, его происхождение невозможно точно определить. Считается, что индуизм развился из верований и практик людей, живших в районе реки Инд более 4 000 лет назад. По мере расширения контактов с другими народами по всей Индии каждая группа заимствовала некоторые аспекты религиозных верований своих соседей. В результате некоторые характеристики были общими для всех, но конкретные практики и верования различались.
Ригведа
Первый письменный религиозный текст, связанный с индуизмом, Ригведа, датируется примерно 1200 годом до н.э. и представляет собой собрание религиозных гимнов, которые стали частью священных писаний индуизма. Затем последовали другие священные писания, известные как Веды. Их авторы неизвестны, но индуисты считают их переданными богами.
Развивались и другие практики и ритуалы, такие как уважение к мужчинам и женщинам, ищущим мудрость через аскетическую жизнь (те, кто отвергает физические удовольствия). В это время центральные аспекты индуистской веры распространились по всей Индии. Ко второму веку до нашей эры индуизм существовал в форме, узнаваемой современными наблюдателями, появились предтечи основных сект и были созданы важные священные писания, помимо Веды.
Основы веры
В отличие от других основных мировых религий, индуизм не имеет центральной системы верований, принятой последователями. Однако ряд тем и принципов принимаются всеми.
Брахман: во всех вещах
Одно из самых основных понятий – Брахман, вечная, бесконечная, трансцендентная и всеобъемлющая сущность, которая содержится во всех вещах. Брахман – это атман, или душа, всех живых существ, соединяющая все в единое целое. Как таковой, Брахман является причиной и источником всего сущего.
Как высшая реальность, Брахман может рассматриваться как безличная сущность или как личный бог. Различные секты считают Вишну, Шиву или Шакти этим единым богом. Стремление стать единым с этой конечной сущностью было центральной частью индуизма на протяжении более 3 000 лет.
Рождение, смерть и перерождение
Другой центральной концепцией индуизма является самсара: цикл рождения, смерти и перерождения без начала и конца (известный также как реинкарнация или переселение души в другое тело). Дополнительным понятием является карма. Карма – это нравственный закон причины и следствия. Жизненные обстоятельства человека являются результатом его прошлых действий в этой или предыдущих жизнях.
Карма может быть хорошей или плохой, в зависимости от того, были ли действия эгоистичными или нет. Хорошая карма помогает человеку обрести просветление и осознать, что он разделяет сущностную природу с Брахманом и всеми другими живыми существами. Эгоистичные действия, совершенные в течение жизни, помогают привязать атмана к этому циклу реинкарнации.
Важность Дхармы
Чтобы достичь единства со Вселенной и разорвать бесконечный цикл перерождений, индус должен прожить жизнь в соответствии с дхармой. Дхарма включает в себя «вечные» обязанности или этические нормы поведения, которые соответствуют принципу порядка во Вселенной.
Индуисты должны выполнять религиозные, моральные и социальные обязанности, связанные с их местом в обществе. Считается, что жизнь в соответствии с дхармой способствует гармонии во Вселенной. Стремление к богатству и власти объективными и добродетельными способами, известное как артха, является правильным. Исполнение желаний и наслаждение чувств (кама), не нарушая этических правил, также одобряется. Дхарма часто используется для оправдания строгой кастовой системы (или системы социальных и религиозных классов), которую поддерживает большинство индусов.
Освобождение от Самсары
Конечной целью индуиста является достижение мокши – освобождения от самсары, боли и печали, а также единения с Брахманом. В некоторых школах индуизма мокша может быть достигнута в конце жизни, в то время как другие считают, что её можно достичь в течение текущей жизни.
Существуют три пути к мокше. Первый – бескорыстное выполнение ритуальных и социальных обязательств. Второй – использование медитативной концентрации, чему способствует созерцательная тренировка (йога). Третий путь – это любовь к личному богу.
Индуистское священное писание и каста священников
Священные тексты индуизма делятся на две группы. Тексты срути («услышанные») считаются боговдохновенными и авторитетными. К ним относятся Веды, которые являются древними жертвенными предписаниями, и Упанишады, философские труды. Тексты смрити («запомненные») были написаны совсем недавно и интерпретируют и объясняют послания Вед и Упанишад.
В индуизме нет религиозной иерархии в западном понимании. Сформировалась каста священников, известная как брахманы, в обязанности которых входило сохранение священных писаний и проведение религиозных ритуалов в индуистских храмах.
Другие религии, основанные в Индии после индуизма, заимствовали его концепции. Буддизм и джайнизм также учат взаимосвязи всех живых существ и циклу перерождения. Они также проповедуют различные пути к самопросветлению.
Распространение и развитие
Индуизм представляет собой слияние различных религий и религиозных практик со всей Южной Азии. Самая ранняя историческая вера на индийском субконтиненте известна как ведическая религия, основанная на смешении хараппских и индоарийских религий и культур из долины реки Инд. В свою очередь, последователи ведической религии переняли аспекты местных богов и культов по мере распространения индоарийской культуры по Индии во втором тысячелетии до нашей эры.
Самсара и мокша
Одной из самых ранних традиций этого времени является концепция самсары – бесконечного цикла рождения, смерти и перерождения, и освобождения мокши – выхода из этого цикла реинкарнаций. В 6 веке до н.э. на основе развивающейся индуистской веры возникли новые религии. Это были буддизм, основанный историческим Буддой, урождённым Сиддхартхой Гаутамой, и джайнизм, основанный Махавирой.
И буддизм, и джайнизм разделяли индуистскую концепцию переселения души из одного тела в другое, цикла рождения и перерождения, разорванного единением с Высшим Существом, и взаимосвязи между всеми живыми существами. Все три веры также благосклонно относились к аскетическому образу жизни, избегающему физических удовольствий. По мере подъёма и упадка различных государств, некоторые правители поддерживали одну веру над другой, предоставляя финансовую поддержку и другие дары.
Распространение индуизма и священных текстов
Между 200 г. до н.э. и 1100 г. н.э. индуизм распространился по всей южной Индии и в некоторых частях Юго-Восточной Азии. В результате многие местные традиции были приняты как приемлемые для религии. Философия «одна истина может быть выражена многими способами» стала важной частью индуистской философии. Индуизм также конкурировал с другими религиями и, принимая местные ритуалы и верования, индуисты поощряли своих последователей к принятию индуизма.
Принятие религиозного авторитета Вед – четырёх древнеиндийских религиозных сборников – оставалось центральным для индуизма. В это время были написаны и другие важные священные писания.
Два основных санскритских произведения были завершены в окончательной форме в первые века нашей эры. Первое – это «Рамаяна», в которой рассказывается история Рамы, его супруги Ситы и его брата Лакшманы. Рама – это воплощение бога Вишну, и история содержит много религиозного материала, мифов и примеров образцового поведения.
Другое произведение – «Махабхарата» – эпическая история о великой битве между сыновьями важных богов. В «Махабхарате» также приводятся примеры дхармы («вечных» обязанностей или этического поведения, соответствующего принципу порядка во Вселенной) и других индуистских религиозных верований и ритуалов. В «Махабхарате» также описывается важность священных мест, паломничества и ритуального купания в священных реках. Рамаяна и Махабхарата дали индусам руководство для следования своей вере.
Индуизм завоёвывает господство
Поддержка правителей помогла индуизму стать доминирующей верой на индийском субконтиненте. Буддизм исчез, а джайнизм в основном ограничивался небольшими районами Индии.
Различные индуистские секты, такие как шайвизм (поклонение богу Шиве), доминировали в определённых регионах. Были построены большие храмы, посвящённые одному или нескольким богам. Даже после установления мусульманского правления в некоторых частях Индии после 1200 года н.э. индуистская вера в её различных формах сохранилась. Хотя некоторые преследования немусульман имели место, просвещённые мусульманские правители обычно принимали индуистские учения как имеющие ценность.
В 15 веке на юге Индии возникла империя Виджаянагар. Основанная на индуизме, империя отбросила мусульманских захватчиков и сохранила индуистские верования. В 18 веке индуистская конфедерация маратхов свергла мусульманских правителей северной Индии и помогла восстановить индуизм в качестве государственной религии в этом регионе.
Индуизм в современный период
Установление Британского раджа (британское правление в Индии в 1858-1947 годах) в 19 веке привело к возрождению индуизма. Элементы, зародившиеся в местных религиозных практиках, были сведены на нет, а этические элементы индуизма были подчёркнуты.
К важным историческим фигурам современного индуизма относятся Раджа Рам Мохун Рой, Свами Вивекананда, Сарвепалли Радхакришнан и Мохандас К. Ганди, легендарный лидер индийских националистов, известный как Махатма, или «Великая душа».
Современные практики
По данным Pew Research Center, сегодня в мире насчитывается более 1 миллиарда индусов (15% населения планеты). Хотя большинство индусов XXI века живут в Индии, сегодня эта религия представлена по всему миру. Индуистские иммигранты обосновались во многих крупных городах западных стран, включая США. К странам, в которых проживает более 500 000 индуистов, относятся Индия, Непал, Бангладеш, Индонезия, Пакистан, Шри-Ланка, США, Малайзия, Великобритания, Мьянма, Канада, Тринидад и Тобаго, а также Южная Африка.
Образованные иммигранты
Из-за финансовых возможностей среди этих иммигрантов есть хорошо образованные и квалифицированные работники. Они построили индуистские храмы и основали индуистские общины в своих странах. В некоторых местах индусы пожертвовали колледжам средства на программы по изучению культуры и религий Южной Азии, особенно индуизма.
Американские студенты получили возможность узнать больше об этой религии, поскольку индуистские практики и традиции стали частью более широкой западной культуры. Йогу, например, практикуют до 30 миллионов американцев, и она обещает практикующим эмоциональное и физическое здоровье.
Популяризация индуистских техник
Другие индуистские деятели оказали влияние на современную западную культуру. В 1960-х годах Махариши Махеш Йоги основал Трансцендентальную медитацию в Соединённых Штатах. Эта практика была основана на индуистских техниках медитации и предлагала последователям улучшение здоровья и снижение стресса.
Эти и другие индуисты подчёркивали несектантские и универсальные философские идеи индуизма. Они отмечают, что эти концепции не противоречат другим установленным религиям. В результате индуизм и его разнообразные аспекты продолжают распространяться по всему миру и сегодня.
Лидеры возрождения индуизма
Современный индуизм – это результат возрождения, которое произошло в 19 веке, совпавшем с установлением британского раджа (британского правления) на всем индийском субконтиненте. В этот период появился ряд индуистских лидеров, которые стремились подчеркнуть ценность индуистских учений и практик, чтобы привлечь западных последователей.
Принятие различий, уважение ко всему живому, вегетарианство, религиозная философия, насчитывающая тысячи лет, и обещание просветления – все это аспекты индуизма, которые сохранили свою привлекательность для мировой аудитории.
Рам Мохун Рой
Отцом современного индуистского возрождения был Рам Мохун Рой. Он жил в начале 19 века и развивал сильную веру в строгий монотеизм (поклонение одному богу). Рой также выступал против поклонения изображениям, распространённого среди большинства индусов.
Он поощрял образование западного образца, не считая его неподходящим для верующих индусов. Рой принял западную концепцию деизма (общая вера в то, что сверхъестественное существо создало вселенную), а также идеи западного стиля, которым отдавали предпочтение масоны. Перед смертью Рой посетил Европу и произвёл благоприятное впечатление на образованные классы.
Вивекананда
Аскет (тот, кто отказывается от физических удовольствий) Свами Вивекананда был активен в конце 19 века. Он учил своих образованных последователей тому, что все религии истинны, но религия того времени и места, в котором находится человек, является лучшим выражением истины для него. Учение Вивекананды помогло объяснить западным наблюдателям менее рациональные аспекты индуистских ритуалов.
Он произвёл сильное впечатление на Всемирный парламент религий в Чикаго в 1893 году. Затем Вивекананда совершил турне по Соединённым Штатам и Европе, где привлёк западных учеников. Его учение включало в себя сильный элемент социального служения и противостояние кастовой системе Индии, а также другим формам дискриминации. Вивекананда основал Миссию Рамакришны (названную в честь своего учителя), чтобы распространять знания об индуизме по всему миру.
Ганди
Индуистское возрождение было связано с индийским национализмом. Главным представителем обоих движений был Мохандас К. Ганди, легендарный лидер индийских националистов, известный как Махатма, или «Великая душа». Ганди вёл аскетичный образ жизни, который пришёлся по душе индусам, и был одним из ведущих сторонников независимости Индии.
Учение Ганди о ненасильственном противостоянии имело большое влияние в Индии и во всем мире, в том числе его влияние на доктора Мартина Лютера Кинга-младшего, лидера движения за гражданские права в США. Ганди также учил, что ручной труд имеет достоинство и что к женщинам следует относиться как к равным мужчинам. Его уважение ко всему живому, проявлявшееся в вегетарианстве, имело всемирный резонанс.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?