Конфуцианство читать ~10 мин.
Конфуцианство — это западный термин для обозначения китайской этико-философской традиции, которая в самом Китае изначально не носила имени своего основателя. Это название было придумано в XVII веке миссионерами-иезуитами. Они латинизировали имя Кун Цю (孔丘), китайского мыслителя, которого ученики называли Кун-цзы (Учитель Кун). В более поздних текстах встречается и более уважительная форма — Кун-фуцзы (Великий учитель Кун). Именно это имя иезуиты преобразовали в «Confucius», от которого и произошло западное название «конфуцианство».
Учитель и новатор
Кун-цзы был странствующим учителем, который считал себя лишь передатчиком древних знаний, а не создателем новой традиции. Однако он был новатором, поскольку ввёл в китайскую мысль центральное этическое измерение.
Лучшим источником учения Кун-цзы служит сборник его изречений и кратких бесед, известный на русском языке как «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Этот труд был составлен его учениками после смерти мыслителя и продолжал дополняться в течение двухсот лет.
Прибытие Мэн-цзы
Учение Кун-цзы распространялось его учениками в нескольких направлениях. Следующим великим мыслителем конфуцианской традиции стал Мэн Кэ, известный как Мэн-цзы (Учитель Мэн), чьё имя было латинизировано как Менций. Он жил на рубеже IV и III веков до н.э. Мэн-цзы наиболее известен своим утверждением об изначальной доброте человеческой природы — тезисом, который находит отражение и в учении самого Кун-цзы.
Происхождение
Конфуцианство — это самобытная китайская философская традиция. Она подчёркивает важность обучения на протяжении всей жизни для развития нравственности и достижения гармонии в общественных отношениях. Последователи конфуцианства видят моральный и духовный смысл в каждом аспекте бытия, придавая повседневным взаимодействиям статус ритуала. Идея о том, что добродетель достигается через образование, а не даруется по праву рождения, была радикальной для своего времени. Впоследствии конфуцианство более двух тысяч лет служило основой китайской системы управления и культурных норм.
Учитель Кун
Человеком, которому приписывают основание конфуцианства, был странствующий учитель, известный как Кун-цзы, или Кун-фуцзы (Учитель Кун). Сам он, вероятно, не стремился создать новую религию, а переосмысливал взгляды, доминировавшие в политических дискуссиях его эпохи (ок. 551–479 гг. до н.э.). Эти взгляды принадлежали легистам, которые ставили во главу угла строгое соблюдение законов и порядок. Это было время глубоких социальных и политических потрясений, известное как эпоха Сражающихся царств, породившее множество новых философских школ.
Кун-цзы стремился возродить и переосмыслить ритуалы и религиозные практики ранней династии Чжоу, сосредоточенные на следовании воле Неба (тянь, 天). В китайских верованиях тянь — это не загробный мир, а высшая сила, определяющая миропорядок.
Мудрость и нравственная сила
Кун-цзы неоднократно называл Небо источником мудрости и правильных поступков. Он верил в ценность иерархии — в правительстве, семье и образовании — для распространения нравственной силы (дэ, 德) Неба среди всех людей. При этом он учил, что правители должны развивать в себе добродетель, чтобы иметь моральное право управлять.
Учение Кун-цзы, известное его последователям как «Жу цзяо» (儒教, «учение книжников»), было собрано в книге «Лунь Юй». Учёные расходятся во мнениях о происхождении этого текста, но он остаётся главным источником сведений о жизни и взглядах мыслителя. Считается, что первая часть текста была составлена учениками Учителя Куна, а окончательная редакция появилась спустя двести лет после его смерти.
Основы веры
«Лунь Юй», написанный в форме бесед между Кун-цзы и его учениками, является основным источником знаний о конфуцианстве. Учение возвышает социальные нормы, или ритуальную благопристойность (ли, 礼), и концепцию человеколюбия (жэнь, 仁) как взаимосвязанные ценности, отражающие внутреннюю и внешнюю гармонию.
Учение Кун-цзы
Внешняя гармония достигается через принятие своей роли в обществе. Внутренняя — через воспитание нравственных качеств путём изучения классических текстов (цзин, 經) и постоянного самоанализа. Без жэнь (иногда переводится как «гуманность» или «доброжелательность») соблюдение социальных норм становится бессмысленным ритуалом.
К другим важным конфуцианским добродетелям относятся шу (恕, «взаимность») и чжун (忠, «верность»). Кун-цзы призывал своих последователей любить всех людей, утверждая в 4-й главе «Лунь Юй»: “Сердце, настроенное на любовь, не совершит дурного”. Эти ценности начинаются с сяо (孝, «сыновняя почтительность»), которая включает уважение к старшим в семье, а также почитание учителей и правителей.
Конфуцианские идеалы
Однако Кун-цзы подчёркивал, что такая преданность требует от лидеров следования высоким идеалам жэнь. Во второй главе «Лунь Юй» говорится: “Правя посредством добродетели, [государь] подобен Полярной звезде, которая занимает своё место, а все [остальные] звёзды вращаются вокруг неё”. Таким образом, лидеры сохраняют своё положение, следуя тем же идеалам, что и их подданные. Последователи Кун-цзы называли свои убеждения «Жу цзяо» — учением древних текстов династии Чжоу, которые считались образцом правильного управления.
Кун-цзы считал, что нравственный порядок Неба (тянь) зависит от того, насколько глубоко люди принимают эти учения. Он признавал, что не все на это способны, и потому одобрял право на восстание против правителей, которые не заботятся о своём народе с любовью и гуманностью. Сам Кун-цзы занимал несколько незначительных должностей в местном управлении, и некоторые критики обвиняли его в излишних политических амбициях.
Каждый аспект жизни
Служа этим философским идеалам, Кун-цзы расширил значение понятия ли, которое ранее описывало лишь ритуальные жертвоприношения богам или предкам. Он утверждал, что ли должно охватывать все сферы жизни: люди должны совершать каждое действие с таким же благоговением, с каким они приносят жертву. Таким образом, конфуцианство было нацелено на создание благожелательного общественного порядка на земле под покровительством Небес.
Конфуцианство использует термин дэ («моральная сила») для различения двух типов людей: цзюнь-цзы (君子, «благородный муж») и сяо жэнь (小人, «ничтожный человек»). Единственное различие между ними — в том, насколько хорошо они развили свой потенциал через обучение и самоанализ, поскольку все люди рождаются равными. Цзюнь-цзы обладает моральной силой, а сяо жэнь — нет. Как заметил один из учеников Кун-цзы, Цзэн-цзы: “Путь Учителя — это верность [другим] и взаимность”.
Распространение и развитие
При жизни Кун-цзы философская традиция «Жу цзяо» была лишь одной из многих систем верований, возникших в эпоху Сражающихся царств в Китае (403–221 гг. до н.э.). Это время также называют «периодом ста школ» из-за обилия новых философских и религиозных идей.
Рост конфуцианства
При жизни Кун-цзы его учение было ограничено небольшой группой учеников. Хотя некоторые источники утверждают, что их было 3000, это число считается преувеличением. В более поздних текстах, в частности в «Трудах Мэн-цзы», называется число 72, что также вызывает сомнения из-за символического значения этого числа в ранней китайской литературе. (В исторических источниках также говорится, что Кун-цзы умер в возрасте 72 лет).
Независимо от числа последователей, репутация Кун-цзы как великого учителя сохранилась и после его смерти. Его вклад в китайскую философию сравнивают с вкладом Сократа в древнегреческую мысль. Кун-цзы использовал схожий с Сократом метод обучения: он задавал вопросы, побуждая учеников самостоятельно приходить к ответам. Многие из его учеников сами стали известными учителями, распространяя новую философию по всему региону.
Ученики Конфуция
Два поздних последователя Кун-цзы, Мэн-цзы (ок. 372–289 гг. до н.э.) и Сюнь-цзы (ок. 312–230 гг. до н.э.), сыграли значительную роль в развитии конфуцианской мысли. Мэн-цзы утверждал, что все люди от природы добры, а нравственность является свойством естественного мира. Сюнь-цзы, напротив, считал, что человеку требуются большие усилия, чтобы преодолеть врождённую склонность к безнравственности.
Взгляды Сюнь-цзы были отвергнуты основным течением конфуцианства, которое приняло учение Мэн-цзы о врождённой доброте в качестве центрального постулата. Конфуцианство стало частью основного китайского общества, когда император династии Хань У-ди (правил в 141–87 гг. до н.э.) сделал его официальной идеологией государства. Начиная с его правления, сменявшие друг друга императорские династии на протяжении двух тысячелетий продвигали конфуцианские ценности, поддерживая лояльность правительству и иерархию традиционного общества.
Конфуцианство для масс
Позднее китайские правители создали образовательные программы на основе конфуцианских ценностей, публиковали тексты о морали и обучали чиновников урокам «Жу цзяо». В течение следующих 2000 лет конфуцианство стало неотъемлемой частью китайской культуры и идеалов. Благодаря культурному обмену и завоеваниям оно также вошло в систему верований многих корейцев, японцев и вьетнамцев.
В начале XX века Китайская революция 1911 года свергла последнюю императорскую династию, а вместе с ней и официальный статус конфуцианства. Но к тому времени учение Кун-цзы настолько укоренилось в китайской идентичности, что многие продолжали чтить эти ценности, несмотря на смену власти.
Китайские националисты, включая тех, кто в 1949 году бежал на Тайвань от коммунистической армии Мао Цзэдуна, твёрдо придерживались конфуцианских убеждений. Хотя новое коммунистическое правительство, осуждавшее религию, пыталось искоренить конфуцианство, оно не могло долго игнорировать силу этой философии. В последние десятилетия правительство Китая вновь обратилось к конфуцианству, восстанавливая старые храмы и устанавливая новые статуи Кун-цзы в популярных туристических местах.
Современные практики
Сегодня правительство Китая открыто продвигает многие конфуцианские ценности. В книге «Управление Китаем» (2014) председатель Си Цзиньпин использует цитаты из Кун-цзы, Мэн-цзы и Сюнь-цзы для объяснения своих политических и социальных идеалов. Правительство также финансирует и контролирует несколько сотен «Институтов Конфуция» — совместных проектов с университетами по всему миру для преподавания китайского языка и культуры.
Конфуцианство и коммунистический Китай
Критики утверждают, что нынешнее правительство использует конфуцианство для усиления своего влияния, подчёркивая те идеалы, которые поддерживают авторитарное правление. Тем не менее, несомненно, что простые граждане Китая вновь находят опору в конфуцианских учениях.
Некоторые учёные отмечают, что нынешний «моральный кризис» в Китае — нации, оказавшейся между процветанием и его последствиями, включая коррупцию и деградацию окружающей среды, — может быть решён с помощью таких конфуцианских ценностей, как гармония, гуманность и нравственность.
По всей Азии и во всём мире
Китайцы не одиноки в своей приверженности конфуцианским идеалам. Благодаря многовековому влиянию Китая, значительное число людей исповедуют конфуцианство в Северной и Южной Корее, Японии, Вьетнаме, Тайване, Гонконге и Сингапуре. Меньшее число последователей проживает в Индонезии, Малайзии и других азиатских странах.
Трудно определить общее число конфуцианцев в мире, поскольку их верования часто сочетаются с другими традиционными китайскими религиями. Оценки числа тех, кто следует исключительно конфуцианству, колеблются от 6 до 7 миллионов человек. Число людей, включающих элементы конфуцианства в свою личную философию, гораздо выше и, вероятно, исчисляется сотнями миллионов.
О широком распространении конфуцианских идей свидетельствует тот факт, что эта философия, как и многие другие мировые религии, изменялась и адаптировалась своими приверженцами. Спустя долгое время после интерпретаций Мэн-цзы и Сюнь-цзы реформаторы вызвали обновление, начавшееся в XI веке и продолжавшееся до XIX века. Это движение, названное западными учёными неоконфуцианством, породило несколько поколений верующих, которые стремились использовать конфуцианство для борьбы с угнетением и коррумпированными лидерами.
Конфуцианство для XXI века
Сегодня существуют различные мнения о роли конфуцианства в современном обществе и управлении. Сам Кун-цзы связывал свою философию с этими проблемами. Современное китайское правительство использует его учение, чтобы утверждать, что китайская культура, основанная на конфуцианских ценностях уважения к власти и иерархии, принципиально отличается от западных моделей демократии и капитализма.
Некоторые современные учёные отмечают, что более поздние версии конфуцианства, включая «Наставления для женщин» династии Тан, способствовали формированию подчинённого положения женщин во многих странах Восточной Азии. Другие же считают, что конфуцианские идеалы просвещённого руководства, социальной стабильности и образования сыграли важную роль в экономическом подъёме стран Восточной Азии, в том числе и тех, что имеют демократическое правительство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?