Конфуцианство читать ~12 мин.
Конфуцианство – это западное название китайской религиозной/философской традиции, которая на самом деле не была названа по имени своего основателя. Западное название основано на имени, придуманном миссионерами-иезуитами 17 века в Китае для Конг Цю, китайского учителя, ученики которого называли его Конгзи (Мастер Конг), а в нескольких более поздних текстах его также называли Конгфузи (более уважительная форма имени Мастер Конг). Именно это последнее имя иезуиты латинизировали в «Конфуций», что в свою очередь дало начало «конфуцианству» на Западе.
Учитель и новатор
Конфуций был странствующим учителем, который считал себя просто передатчиком древних учений, а не создателем новой традиции. Но на самом деле он был новатором, поскольку ввёл этику в китайскую религию.
Лучшим источником информации о том, чему на самом деле учил Конфуций, является сборник его изречений, кратких бесед и высказываний о нем, обычно переводимый на английский язык как «Аналекты Конфуция». Он был составлен его учениками после его смерти, а дополнения к нему продолжались в течение 200 лет.
Прибытие Мэнция
Учение Конфуция распространялось его учениками в нескольких различных направлениях и вариациях. Следующим великим конфуцианским мыслителем был Мэн Кэ, которого на китайском языке называли Мэнцзы (Мастер Мэн), а на английском – Менсиус. Он жил в четвёртом веке до нашей эры и, возможно, в третьем веке до нашей эры. Менций наиболее известен своим утверждением о том, что человеческая природа изначально добра – утверждение, которое можно найти в учениях Конфуция.
Оригины
Конфуцианство – это ярко выраженная китайская философская традиция, которая подчёркивает необходимость обучения на протяжении всей жизни для культивирования нравственности и гармонии во всех социальных взаимодействиях и, как следствие, в мире. Те, кто исповедует конфуцианство, видят моральный и духовный смысл в каждом аспекте жизни, возводя повседневное общение людей до уровня религиозного ритуала. Хотя его акцент на добродетели как на чем-то заработанном через образование, а не дарованном благородным происхождением, был радикальным понятием в момент его основания, конфуцианство впоследствии служило основой китайского управления, политической ортодоксии и культурных норм в течение более чем 2000 лет.
Мастер Конг
Человек, которому приписывают основание конфуцианства, был странствующим учителем, известным своим последователям как Конгзи или Конгфузи (Мастер Конг); миссионеры-иезуиты позже переиначили его имя на западный лад и назвали его учение «конфуцианством». Сам Конфуций, скорее всего, не стремился создать новую религию, а ставил под сомнение взгляды, которые доминировали в политических дискуссиях при его жизни (ок. 551-479 гг. до н.э.). Эти взгляды принадлежали легалистам, которые подчёркивали добродетель благородства и необходимость строгого закона и порядка превыше всего. Это было время всеобщих социальных и политических потрясений в Китае, известное как период Воюющих государств, во время которого зародилось множество новых религиозных и философских традиций.
Конфуций стремился возродить и переосмыслить религиозные практики и ритуалы ранней династии Чжоу, которые были сосредоточены на моральных императивах Неба (тянь). В китайских системах верований тянь относится не к загробной жизни, а к «тому, что заставляет мир быть таким, какой он есть».
Мудрость и нравственная сила
Конфуций неоднократно обращался к Небу как к источнику всей мудрости и правильных действий. Он верил в ценность иерархии – в правительстве, в семье и в учебных заведениях – в распространении моральной силы (дэ) тянь среди всех людей, но он также учил, что лидеры должны культивировать добродетельное поведение, чтобы быть достойными руководить.
Учения Конфуция, известные его последователям под названием «Жуцзяо» (буквально «учение учёных»), были собраны в «Луньюй» (беседы и изречения), известные на английском языке как «Аналекты Конфуция». Религиозные и философские учёные расходятся во мнениях относительно происхождения «Аналектов», но эти беседы между мастером Конгом и его учениками остаются самым известным источником о его убеждениях и жизни. Первые «Аналекты» были предположительно написаны учениками мастера Конга; последние, возможно, были опубликованы спустя 200 лет после его смерти.
Основы веры
Аналекты Конфуция, написанные в основном как серия бесед между Конфуцием и его учениками, являются основным источником знаний о религиозных и философских верованиях, составляющих конфуцианство. Эти учения возвышают социальные отношения, также известные как ритуальные приличия (li), и концепцию человечности (ren) как взаимосвязанные ценности, представляющие внутреннюю и внешнюю гармонию.
Учение Конфуция
Внешняя гармония возникает в результате принятия и соответствия своей роли в обществе. Внутренняя гармония возникает благодаря воспитанию этического и морального облика человека через изучение классических китайских писаний (цзин), а также постоянному размышлению над своим поведением и поступками. Без ren (иногда переводится как любовь, доброта или благожелательность) соответствие социальным нормам и правильные действия по отношению к другим людям являются пустыми и бессмысленными.
К другим важным конфуцианским добродетелям относятся шу (взаимность) и чун (верность). Конфуций учил своих последователей любить всех людей, утверждая в 4-й главе «Аналектов»: «Сердце, настроенное на любовь, не сделает ничего плохого». Такие ценности начинаются с понятия сяо (преданность родителям), которое включает в себя уважение к желаниям старших в семье. Конфуций также советовал почитать учителей, политических лидеров и других людей, занимающих более высокое социальное положение.
Конфуцианские идеалы
Однако он подчёркивал, что такая преданность требует от этих лидеров поддержания собственных высоких идеалов жэнь, о которых говорится во второй главе «Аналектов»: «Управляя, держись добра; как северная звезда держит своё место, и множество звёзд вращается вокруг неё». Таким образом, лидеры могут сохранить своё «место», следуя тем же конфуцианским идеалам, что и их последователи. На самом деле, последователи Конфуция называют эти убеждения «Руцзяо» – учениями древних писаний династии Чжоу, которые рассматривались как образец для правильного управления.
Конфуций считал, что нравственный порядок Неба (тянь) зависит от того, насколько люди принимают близко к сердцу эти учения, и признавал, что не все люди так поступают. Поэтому он также одобрял восстание против лидеров, которые не обеспечивали потребности своего народа с любовью и гуманностью. Сам Конфуций занимал несколько незначительных постов в местных органах власти, и некоторые обвиняли его в чрезмерных политических амбициях.
Каждый аспект жизни
Чтобы служить этим философским идеалам, Конфуций расширил значение слова ли, которое раньше использовалось для описания ритуальных жертвоприношений различным богам или предкам. Он утверждал, что «ли» должно охватывать все аспекты жизни, что люди должны совершать каждое действие и вступать в любые отношения с таким же благоговением, с каким они приносят жертву богам или предкам. Таким образом, конфуцианство в основном заботилось о небесах не в смысле загробной жизни, а для создания благожелательного и небесного общественного порядка на земле.
Конфуцианство использует термин дэ (моральная сила), чтобы провести различие между двумя типами людей: цзюньцзы (переводится как «глубокий» или «образцовый» человек) и сяорэн ("маленький» или «ничтожный» человек). Единственное различие между ними – поскольку считается, что все люди одинаковы при рождении – заключается в том, насколько хорошо они развили свой потенциал через обучение и самосознание. Цзюньцзы сохраняет моральную силу, а сяорен – нет. Как заметил один из учеников Конфуция, Цэн-цзы, в своих поздних трудах: «Путь Учителя – это не что иное, как уважение к другим и самоанализ».
Распространение и развитие
При жизни Конфуция философская традиция Руцзяо, позже известная как конфуцианство, была всего лишь одной из систем верований среди многих других, которые развивались в период Воюющих государств в Китае (403-221 гг. до н.э.). Это время также известно как период «ста школ мысли» за распространение новых философских и религиозных идей.
Рост конфуцианства
Пока Конфуций был жив, его учение ограничивалось небольшой группой учеников, число которых остаётся неопределённым. Хотя некоторые источники утверждают, что у него было 3 000 учеников, считается, что это число было сильно преувеличено. Более поздние источники, в частности «Труды Менция», называют число учеников 72 – тоже подозрительное утверждение, поскольку это число имеет большое символическое значение в ранней китайской литературе. (В исторических источниках также говорится, что Конфуций умер в возрасте 72 лет, хотя точная дата его рождения неизвестна).
Независимо от числа его последователей, репутация Конфуция как великого учителя сохранилась и после его смерти. В наше время его вклад в китайскую философию сравнивают с вкладом Сократа в древнегреческую мысль. Конфуций также использовал стиль преподавания, схожий с Сократом: он задавал вопросы и ждал, пока ученики сами придут к правильным ответам, а не читал лекции. Многие из учеников Конфуция стали известными учителями Руцзяо, распространяя эту новую философию по всему региону.
Ученики Конфуция
Два более поздних последователя Конфуция, Мэнций (ок. 372-289 гг. до н.э.) и Сюнь-цзы (ок. 312-230 гг. до н.э.), сыграли значительную роль в развитии и продвижении конфуцианской мысли. Менций знаменито утверждал, что все люди врождённо добры и что нравственность – это свойство природного мира. Сюнь-цзы, напротив, считал, что человеку требуется много тренировок и усилий, чтобы преодолеть свою природную склонность к безнравственности.
Позднее взгляды Сюнь-цзы были отвергнуты основными конфуцианцами, которые вместо этого приняли веру Мэнция во врождённую доброту в качестве центрального постулата философии. Конфуцианство не стало частью основного китайского общества, пока император династии Хань У не принял эту систему верований в качестве официальной идеологии государства. Начиная с правления У (140-87 гг. до н.э.), два тысячелетия сменявшие друг друга императорские династии пропагандировали конфуцианские ценности, которые поддерживали статус-кво лояльности правительству и иерархию традиционного общества.
Конфуцианство для масс
Более поздние китайские правители создали образовательные программы по конфуцианским ценностям для масс, публиковали тексты о морали и обучали государственных министров культурным урокам «Руцзяо». В течение следующих 2 000 лет конфуцианство стало неотъемлемой частью китайской культуры, идеалов и даже того, что значит быть китайцем. Благодаря культурному обмену и завоеваниям, конфуцианство также стало частью системы верований многих корейцев, японцев и вьетнамцев.
В начале XX века китайская революция 1911 года свергла последнюю императорскую династию, а вместе с ней и конфуцианство. Но к этому времени учение Конфуция стало настолько неотъемлемой частью китайской идентичности, что многие продолжали чтить эти ценности, несмотря на смену правительства.
Китайские националисты, включая тех, кто бежал от наступающей коммунистической армии Мао Цзэдуна на Тайвань в 1949 году, крепко держались конфуцианских убеждений. Хотя новое коммунистическое правительство, очернявшее религию, пыталось искоренить конфуцианство, оно не могло долго игнорировать силу этой философии. В последние десятилетия коммунистическое правительство Китая вновь приняло конфуцианство, даже восстановило старые конфуцианские храмы и установило новые статуи Конфуция в местах, посещаемых туристами.
Современные практики
Сегодня коммунистическое правительство Китая открыто пропагандирует многие конфуцианские ценности. В книге «Управление Китаем», написанной в 2014 году, президент Си Цзиньпин использует цитаты из Конфуция, Менция и Сюнь-цзы для объяснения своих политических и социальных идеалов. Правительство также финансирует и контролирует несколько сотен «Институтов Конфуция» – совместных предприятий с университетами по всему миру для преподавания китайского языка и культуры.
Конфуцианство и коммунистический Китай
Критики говорят, что нынешнее правительство просто использует конфуцианство для усиления своего влияния, подчёркивая конфуцианские идеалы, которые, как кажется, поддерживают его авторитарное правление, и принимая узкий взгляд на традицию, которую не одобрил бы её основатель. Тем не менее, мало сомнений в том, что рядовые граждане Китая вновь обретают утешение в конфуцианских учениях.
Некоторые учёные отмечают, что нынешний «моральный кризис» Китая – нации, оказавшейся между процветанием и его последствиями, включая широко распространённую коррупцию и деградацию окружающей среды, – можно напрямую решить с помощью таких конфуцианских ценностей, как гармония, гуманность и моральное право людей поступать правильно.
По всей Азии и во всем мире
Но китайцы не одиноки в своей приверженности конфуцианским идеалам. Благодаря многовековому китайскому влиянию на всю Восточную Азию, большое количество людей исповедуют конфуцианство в Северной Корее, Южной Корее, Японии, Вьетнаме, Тайване, Гонконге и Сингапуре. Кроме того, в Индонезии, Малайзии и других азиатских странах проживает меньшее число последователей.
Трудно определить общее число конфуцианцев во всем мире, поскольку конфуцианские верования часто объединяют с другими традиционными китайскими религиями. Оценки тех, кто следует конфуцианству, исключая другие верования, обычно колеблются от 6 до 7 миллионов человек; число людей, которые включают некоторые конфуцианские верования в свою личную философию, гораздо выше, вероятно, исчисляется сотнями миллионов.
О широком распространении конфуцианских идеалов в личных системах убеждений свидетельствует тот факт, что конфуцианство (как и многие другие основные религии мира) изменялось и адаптировалось своими приверженцами с момента своего основания. Спустя долгое время после древних толкований Мэнция и Сюнь-цзы реформистские конфуцианцы вызвали обновление, которое началось в 11 веке н.э. и продолжалось до 1800-х годов. Это движение реформ, названное западными учёными неоконфуцианством, породило несколько поколений верующих, которые стремились сделать конфуцианство средством борьбы с угнетением и действиями против коррумпированных лидеров.
Конфуцианство для 21 века
Сегодня существуют различные мнения о роли конфуцианства в современном правительстве и обществе. Сам Конфуций связывал свою философию с этими проблемами, а современное китайское правительство использует его учение, чтобы утверждать, что китайская культура, связанная с конфуцианскими ценностями уважения к политической власти и благожелательной иерархии, в корне противоречит демократии и капитализму.
Некоторые современные учёные также отмечают, что более поздние версии конфуцианства, включая «Аналекты для женщин» династии Тан, оказали пагубное влияние на роль женщин во многих странах Восточной Азии. Другие же считают, что конфуцианские идеалы просвещённого руководства, социальной стабильности и образования сыграли важную роль в экономическом подъёме стран Восточной Азии, в том числе многих с демократическими правительствами.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?