Новые религии читать ~12 мин.
Термин «новые религии» или «новые религиозные движения» появился в 1970-х годах как термин, заменивший более старый термин «культ», который стал широко использоваться в популярном дискурсе как негативный ярлык для широкого круга религиозных групп, которые по разным причинам рассматривались в негативном свете.
Новые религии и споры
В 1960-х и 1970-х годах на Западе появилось множество религий, привезённых из Азии и Африки, некоторые из которых начали прозелитизм среди принимающего населения. Среди этих прозелитических групп было несколько, которые предъявляли высокие требования к своим в основном молодым взрослым членам. Особого внимания заслуживают азиатские группы, такие как Церковь объединения и Международное общество сознания Кришны, а также новые западные группы, такие как Международный путь, Дети Бога и Церковь саентологии.
Новые религии и основные традиции
Полемика вокруг новых религиозных движений в 1980-х годах стала временем пересмотра определения «новых религий» с учётом мнений как социологов, так и религиоведов. Сейчас признано, что новые религиозные движения происходят из всех основных мировых религиозных традиций и обычно действуют на периферии этих основных традиций. Однако, по разным причинам, эти новые религии имеют ограниченную приемлемость для мейнстрима традиции.
Таким образом, новые религии – это прежде всего группы, которые значительно отличаются от доминирующей религии данной культуры, представляя собой либо совершенно иную религиозную традицию, либо форму доминирующей традиции, не принятую основным течением данной традиции.
Истоки
Истоки новых религиозных движений (НРД) весьма разнообразны. Многие из них уходят корнями в контркультурное движение 1960-х и 1970-х годов на Западе и рассматривают себя как альтернативу основным религиям, таким как христианство или иудаизм.
Новые религии и новообращённые
Некоторые МПЖ зародились в Азии или Африке и распространились на Западе благодаря агрессивным и продолжительным кампаниям прозелитизма (убеждения людей присоединиться к религии), которые привлекли десятки новообращённых. Другие были созданы и развиты благодаря прозрению прозорливого человека.
В то время как одни МПЖ включают новые идеи и отвергают традиционные концепции, другие воссоздают существующие религиозные и духовные темы и считают себя частью более широкой религиозной традиции.
Новые религиозные движения в США
В Соединённых Штатах Америки существует долгая история МПЖ. Религиозные инновации были одним из аспектов американской жизни с первых лет существования нации, что является результатом Первой поправки к Конституции США, которая защищает свободу вероисповедания, а также разделения церкви и государства правительством США.
Поэтому МПЖ в США в значительной степени свободны от вмешательства правительства, что позволяет многим из них развиваться и процветать.
Церковь Объединения и Саентология
Федерация семьи за мир во всем мире и объединение, более известная как Церковь объединения, является МПЖ, которая привлекла множество последователей в США в конце 20 века. Основанная преподобным Сун Мён Муном (из-за которого её последователи получили прозвище «муниты») в Южной Корее в 1950-х годах, Церковь Объединения начала амбициозную кампанию по привлечению новообращённых, используя сотни миссионеров в Японии и на Западе.
В конце концов Мун перенёс штаб-квартиру мессианского движения в Соединённые Штаты, чтобы расширить свою бизнес-империю и церковь.
Церковь Саентологии, одна из самых известных МПЖ в США, была основана в 1954 году американским писателем-фантастом Л. Роном Хаббардом, который стал известен благодаря своей терапии самопомощи, известной как дианетика. Хаббард развил дианетику в Саентологию, которая использует книги, занятия и другие методы для привлечения последователей и распространения идей движения.
Основы веры
Новые религиозные движения (НРД) включают в себя широкий спектр духовных и религиозных движений, возникших в современную эпоху. Эти НРМ представляют собой альтернативу доминирующему религиозному опыту в стране своего происхождения и в определённой степени отличаются по своим убеждениям, ценностям и практике от существующих религиозных или духовных сообществ.
Вызовы современного мира
Учёные утверждают, что МПЖ в значительной степени являются реакцией на вызовы современного мира, такие как секуляризация (удаление религии из повседневной жизни), глобализация (влияние на весь мир), плюрализм (различные социальные классы, религии, расы и т.д. живут вместе в обществе) и технологический прогресс.
Эти движения, как правило, привлекают мужчин и женщин из контркультурных движений, разочарованных членов религиозных групп, людей, ищущих самосовершенствования, духовных авантюристов или людей, надеющихся установить глубокие связи с открытым и любящим духовным сообществом. В некоторых случаях последователей привлекают движения, возглавляемые авторитарными лидерами с харизматическими личностями.
Древние корни, азиатские корни
Хотя некоторые МПЖ уходят корнями в древние традиции, другие являются синкретичными (сочетание различных религий) и черпают материал из широкого спектра мировых духовных и религиозных движений. По оценкам, в мире существуют тысячи различных МПЖ, что создаёт проблему для учёных, изучающих эту тему. Для этого они придумали различные способы классификации МПЖ, которые также называют альтернативными религиозными движениями.
Ряд МПЖ возникли в азиатских странах или развились на основе азиатских религиозных традиций и верований. Одним из них является Церковь Объединения, которая была основана в Южной Корее в 1954 году преподобным Сун Мён Муном. Это мессианское движение сочетает китайские дуалистические концепции с христианскими принципами. Послание «Объединения» отошло от христианской доктрины с утверждением, что его основатель преподобный Мун был вторым мессией, посланным для восстановления Божьего плана для человечества.
Апокалипсис
Другой общей категорией МПЖ являются тысячелетние или апокалиптические движения, которые характеризуются верой в то, что конец света неизбежен. Например, некоторые группы нью-эйдж верят, что человечество вот-вот вступит в новую духовную эпоху. В этом смысле старый мир будет заменён лучшим.
Другие МПЖ можно охарактеризовать тем, что они интегрируют научные идеи в религиозные верования. К этим группам также относятся движения НЛО, которые включили веру во внеземные существа и инопланетные миры в свою основную идею. Согласно этим взглядам, на жизнь человека повлияло прибытие пришельцев из космоса, которые обычно передают технологические знания или духовную мудрость.
Саентология, космические пришельцы и природа
Саентологическая церковь является одним из примеров движения НЛО. Одно из её основных учений гласит, что Ксену, тиранический диктатор галактической конфедерации, 75 миллионов лет назад привёз на Землю миллиарды инопланетян, чтобы убить их водородными бомбами. Лишь немногие выжили.
Души убитых, известные в Саентологии как тетаны тела, были затем собраны силами Ксену, перепрограммированы с помощью вводящей в заблуждение информации и лишены своей личности. После освобождения тетаны тела искали немногих выживших после нападения и привязывались к ним, создавая многочисленные проблемы для выживших и последующих поколений. Саентология утверждает, что она устраняет этих телесных тэтанов, позволяя людям полностью раскрыть свой потенциал.
Движения в защиту природы – ещё один общий тип МПЖ. Эти группы принимают мир природы и отвергают влияние технологий и науки на духовные вопросы. Примерами могут служить неоязыческие и викканские религии. Обе они обратились к древним традициям – колдовству и язычеству – чтобы создать альтернативу доминирующим религиозным практикам.
Распространение и развитие
Новые религиозные движения (НРД) использовали ряд различных способов для получения прикрытия и расширения своих движений. Некоторые использовали кампании прозелитизма (убеждения людей присоединиться к религии) для привлечения последователей. Некоторые МПЖ ориентируются на определённые группы населения, например, на молодых мужчин и женщин из контркультурных движений или разочарованных членов религиозных групп, чтобы найти людей, открытых для их послания. Другие МПЖ предлагают поддержку людям, ищущим самосовершенствования, духовного роста или принимающего и любящего сообщества, как способ распространения духовного или религиозного послания. В последние годы Интернет стал для МПЖ ключевым ресурсом для привлечения новых членов, организации пропагандистских кампаний и распространения своего послания по всему миру.
Секта или новое религиозное движение?
Некоторые МПЖ получили негативную огласку за то, как лидеры этих групп привлекали и удерживали членов. Критики обвиняют эти группы в том, что они являются культами, поскольку считают используемые ими методы манипулятивными и агрессивными.
Например, членов некоторых групп заставляют отдалиться от семьи и друзей и погрузиться в занятия, прозелитизм или деятельность по сбору средств для группы. Некоторые живут в общинах с другими верующими и окружены только людьми, которые поддерживают практику и ценности группы. В некоторых случаях МПЖ даже выбирает супруга или профессию члена группы.
Джим Джонс и Народный храм
По мере распространения и завоевания определённой популярности на Западе в 1970-х и 1980-х годах, опасения по поводу этих групп усилились. Некоторые из них обвинялись в промывании мозгов своим новым членам и контроле над ними с помощью психических и физических манипуляций. Обеспокоенность резко возросла в ноябре 1978 года, когда 918 членов «Храма народов», утопического христианского культа, возглавляемого ныне известным Джимом Джонсом, покончили жизнь самоубийством по приказу Джонса или были убиты в своём комплексе в Гайане, Южная Америка.
В 1980-х годах было начато расследование деятельности некоторых НМП и вынесено несколько ключевых судебных решений по вопросу промывания мозгов. Однако многие из этих дел были отклонены судами, и полемика в США в основном сошла на нет.
Обвинения против Церкви Объединения
Церковь Объединения преподобного Сун Мён Муна была одной из НМП, которая столкнулась с обвинениями в использовании культовых методов для распространения своего движения. В 1960-х годах эта группа предприняла попытку привлечь новообращённых в свою веру с помощью продолжительных миссионерских кампаний в Японии и на Западе. Затем новообращённые сами становились миссионерами или шли работать, собирая деньги на улицах или в одном из процветающих предприятий церкви.
Многие из новых членов группы в Соединённых Штатах были выходцами из контркультурных движений, были открыты для жизни в общине и могли часто переезжать. Церковь Объединения также подбирала для членов Церкви мужа или жену, которые, как правило, были людьми, которых члены Церкви никогда раньше не видели. Затем преподобный Мун проводил массовые свадебные церемонии, чтобы ещё больше привлечь внимание к движению. Он также выступал с речами перед большими аудиториями, стал более активно участвовать в американской политике и поддерживать консервативные идеи.
Дианетика и Саентология
Рост Саентологической церкви был основан на привлекательности бестселлера Л. Рона Хаббарда «Дианетика», в котором была представлена разработанная им психотерапия, помогающая людям улучшить свою жизнь. Его процесс, известный как одитинг, очищал сознание человека от прошлого травматического опыта и позволял ему полностью раскрыть свой потенциал.
После того как Хаббард преобразовал дианетику в Саентологическую церковь, он открыл сеть центров духовного руководства, которые предлагали услуги одитинга и занятия по основным принципам Саентологии. Церковь Саентологии стала популярной, потому что многие нашли ценность в философии и практике этой группы. Однако, как и Церковь Объединения, Саентологию также обвиняли в использовании культовых методов для контроля своих членов и продвижения своего послания.
Современные практики
Несмотря на подозрения и противодействие со стороны некоторых представителей общественности, учёных и правительств, новые религиозные движения (НРД) остаются частью религиозного и духовного ландшафта во многих странах мира. Хотя многие из этих групп все ещё рассматриваются в негативном свете, термин «культ» в значительной степени заменён термином «новые религиозные движения» для описания этих групп, которые предлагают альтернативный духовный или религиозный опыт для заинтересованных лиц.
Современное состояние новых религиозных движений
Современные МПЖ различаются по своим убеждениям, практикам, развитию и отношениям с последователями, посторонними людьми и правительствами. Некоторые МПЖ в последние годы процветали, а другие – нет. Некоторые из них стали более популярными, а другие – более маргинальными.
Были движения, которые пришли в упадок и даже исчезли. Многие группы столкнулись с серьёзными юридическими, политическими или финансовыми проблемами. Некоторые из них столкнулись с дискриминацией и даже жёстким государственным угнетением. Другим удалось вызвать ещё больше споров, и им пришлось столкнуться с перспективой раскрытия бывшими последователями своих тщательно охраняемых секретов, скандалами и внутренними битвами.
Церковь Объединения после Муна
Одной из таких МПЖ, переживающих неспокойные времена, является Церковь Объединения. После смерти в 2012 году её основателя, преподобного Сун Мён Муна, успешная бизнес-империя движения продолжает процветать, но сама церковь пришла в упадок. Многие считают, что без харизматической личности и дальновидного руководства Муна его преемникам будет трудно поддерживать рост церкви.
Также поступали сообщения о скандалах и междоусобицах между детьми Муна после его смерти, что ещё больше дестабилизировало бизнес-империю семьи.
Скандалы Саентологии
В последние годы Саентологическая церковь также столкнулась с рядом серьёзных проблем. Число членов церкви сократилось, поскольку в церкви разразились скандалы. Ряд бывших членов церкви опубликовали шокирующие рассказы о том, как они были саентологами, среди которых были случаи жестокого обращения, эксплуатации и похищения.
Также появились сообщения о попытках церкви запугать и заставить замолчать критиков. Хотя Саентологическая церковь отрицает эти обвинения, они продолжают влиять на репутацию движения в глазах общественности.
Новые религиозные движения в цифрах
Хотя трудно оценить количество людей во всем мире, принадлежащих к МПЖ, считается, что их число исчисляется миллионами. Кроме того, считается, что во всем мире существуют десятки тысяч МПЖ. Многие из них представляют собой небольшие группы с небольшим количеством членов. Другие, однако, гораздо крупнее.
Например, в Церкви саентологии, по оценкам, около 40 000 активных членов, хотя организация утверждает, что у неё 10 миллионов последователей по всему миру. Церковь Объединения утверждает, что у неё 3 миллиона членов, но другие источники считают это число завышенным. По существующим оценкам, движение насчитывает от 250 000 до 1 миллиона человек.
Другое крупное МПЖ, Международное общество сознания Кришны, известное как движение Харе Кришна, утверждает, что у него около 1 миллиона последователей. Однако учёные оспаривают эту оценку, утверждая, что реальное число гораздо меньше.
Одно из крупнейших МПЖ, Фалуньгун, по оценкам, насчитывает миллионы последователей в Китае, несмотря на жёсткие репрессии и систематические притеснения со стороны китайского правительства.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Олимпийская столица Игр 2014-го года представляет культурные программы
- Генеральным директором канала «Санкт-Петербург» стал сын Боярского
- В столице открыт театральный фестиваль «Московская обочина»
- Выпускной проект «TODAY 23/06 #очемвытолькодумали?»
- Бизнес-туризм - маленькое путешествие с большими возможностями
- Девять работ Энди Уорхола украли в Лос-Анджелесе
- Экскурсии по Санкт-Петербургу
- Церковь Объединения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?