«Другие» (редкие) верования и убеждения читать ~12 мин.
Не каждую из основных мировых религий можно легко отнести, например, к христианской, иудейской, мусульманской, буддийской или индуистской. Не каждая из основных мировых религий имеет исторические связи с Иерусалимом или Римом, Южной или Восточной Азией.
Принятие «другого»
Некоторые религии представляют собой комбинацию ранее существовавших религий, этот процесс называется синкретизмом. Другие религии являются продуктом необычного основателя, местного сообщества, культуры или периода времени. Но многие из этих «других» религий имеют миллионы последователей и верования, которые являются уникальными для этой религии.
Джайны не просто вегетарианцы – они следуют доктрине ахимсы, или безвредности, которая запрещает убивать любое существо, каким бы маленьким оно ни было. Джайнские монахи доходят до того, что аккуратно подметают дорожки, стараясь не допустить гибели насекомых.
Волхвы – три мудреца, прославленные в Рождестве Христовом, – были зороастрийцами, которые всегда узнавали о появлении новой звезды и следовали судьбе, предсказанной этой звездой.
В настоящее время вера бахаи является самой географически распространённой религией в мире после Римской католической церкви.
Сикхи верят в единого Бога и стремятся построить любовные отношения с ним, а те, кто принадлежит к доминирующему ордену Кхалса, никогда не стригут волосы и всегда носят кирпан, или церемониальный кинжал.
«Другие» верования не менее глубоки
Охарактеризовать религиозные традиции мира как радугу – значит преуменьшить значение вопроса, поскольку вера глубже расы, глубже культуры, глубже даже семьи, существуя где-то между сознательным и бессознательным разумом верующего, между человеческим интеллектом и человеческим сердцем. То же самое можно сказать и о других религиях.
Хотя они не так хорошо известны (по крайней мере, населению Запада), как иудео-христианские или исламские традиции, или традиции Китая, Японии или азиатского субконтинента, они не менее глубоки для своих последователей.
Происхождение
Бахаи, джайнизм, сикхизм и зороастризм могут быть «другими верами» для западных наблюдателей, но не для их последователей.
Монахи и гуру
Истоки джайнизма в Индии обычно рассматриваются как реакция на лидерство элитной касты браминов в индуистской общине в шестом веке до нашей эры. Название джайна происходит от jina (победа), что является ссылкой на основателя религии Махавиру, которого называли Победителем (а иногда и Завоевателем). Джайны – ученики Махавиры.
Истоки джайнизма и буддизма в Индии и других частях Южной Азии имеют некоторые общие черты. Обе религии возникли как ордена монахов, которые не принадлежали к касте браминов.
Историки считают, что джайнизм и буддизм примерно одного возраста – около 2 500 лет, причём обе религии зародились примерно в 300-400 годах до нашей эры. Джайнский канон (собрание священных книг) ссылается на тех же царей – современников Махавиры, которые правили при жизни Будды.
Основание «других» верований
Религия сикхов была основана в 16 веке гуру Нанаком, который родился в индуистской семье в северном индийском штате Пенджаб. В то время большая часть Южной Азии находилась под властью мусульман, хотя большинство жителей Индийского субконтинента были индуистами.
Но Нанак не был заинтересован в простом объединении индуизма и ислама. Он хотел создать новую веру, другую веру, которая поклонялась бы только одному Богу. Тем не менее, учение Нанака включало в себя некоторые традиционные южноазиатские верования, такие как реинкарнация, карма (то, как поведение человека в этой жизни влияет на его следующую жизнь), медитация и руководство гуру.
Зороастризм был назван в честь своего основателя, пророка Зороастра (также известного как Заратустра). Хотя его реальная жизнь остаётся покрытой мраком, считается, что он жил на территории современного Ирана или Афганистана между 1700 и 1300 годами до нашей эры.
Убеждения Зороастра, которые подчёркивали борьбу между добрым вечным Богом и воплощением зла, возможно, приглянулись влиятельному племенному вождю по имени Виштаспа, возможно, в шестом веке до нашей эры. В это время зороастризм распространился среди медов (древнеиранского народа) и персов в западном Иране.
Относительно новая религия, вера Бахаи, зародилась в Персии (современный Иран) в 1853 году. Ее основателем был Мирза Хусайн-Али, известный как Бахаулла, который считал себя пророком Божьим и прожил жизнь в лишениях и изгнании, пытаясь распространить свои религиозные убеждения.
Бахаи возникли на основе более ранней, недолговечной веры, основанной в 1840-х годах Али-Мухаммедом из Шираза, известным как Баб («Врата»), который считал себя исполнителем исламских пророчеств.
Основы веры
Джайны, сикхи, зороастрийцы и последователи Бахаи имеют различные догматы (фундаментальные убеждения), но все они верят в конечную истину своих верований. Как и большинство наблюдательных людей, они считают себя не последователями других религий, а последователями религии. По крайней мере, для их приверженцев их вера – это та вера, которая им нужна, и никакая другая не подойдёт. Конечно, их фундаментальные убеждения совершенно разные, как показывают эти примеры.
Широкий спектр «других» верований
Большинство сикхов проживает в Пенджабе на севере Индии, где находится их самое святое место – Золотой храм в городе Амритсар. Хотя сикхизм изначально был движением внутри индуизма, его отрицание индийских каст и вера в человеческих гуру (пенджабское название сикхизма, Гурмат, означает «Путь гуру»), которыми руководит один божественный дух, отходят от многочисленных мифов, священных текстов, богов, богинь и философий индусов.
Индийский Махавира (также называемый Вардхамана), легендарный основатель джайнизма, сочетал аскетичную монашескую жизнь с отказом от ведических жертвоприношений животных, что проявилось в отказе джайнов причинять вред любому живому существу, или ахимсе. Хотя джайны не поклоняются единому духовному существу, создавшему Землю и людей, они считают, что их вера существовала вечно, но была представлена поэтапно 24 святыми или завоевателями (тиртханикарами), последним из которых был Махавира.
Зороастризм, ещё один пример инаковости и единства веры, был доминирующей религией древней Персии (современный Иран) до возникновения ислама и, как считается, повлиял на зарождение иудаизма и христианства. Хотя зороастризм не был столь настойчив в утверждении монотеизма, как ислам или иудаизм, в эпоху политеизма и политеистической культуры он использовал оригинальный подход – объединение в молитве к единому божественному существу.
Единство религий
Некоторые «другие» религии верят в сущностное единство всех мировых религий. Приверженцы относительно новой веры Бахаи, возникшей в Персии в середине 19 века, верят, что бессмертные духовные лидеры, основавшие все основные религии – такие как Авраам, Иисус Христос, Мухаммед и Будда – были знамениями Бога, которые были поставлены на Земле для осуществления божественного плана по обучению человеческой расы единой истине.
Целью основателя Бахаи, Бахауллы, было объединение всех религий, устранение всех предрассудков и создание веры, универсальной для всех людей мира.
Таким образом, инаковость веры и убеждений также оказалась способом соединения всех религий и всех народов на протяжении всей человеческой истории и во всех частях света.
Распространение и развитие
С точки зрения многих верующих джайнизма, бахаи, сикхизма и зороастризма, именно христианство, буддизм, иудаизм и ислам являются «другими» религиями мира. Практически каждая религиозная традиция считает, что Бог (или боги) на их стороне. То, что Запад считает «другой» религией, может быть древней традицией, существовавшей до появления более известных верований. Некоторые из них могли возникнуть потому, что духовный основатель считал, что установленная религия не предлагает того, что нужно людям для духовной самореализации. Некоторые возникли на основе устоявшихся верований, а некоторые были созданы как рамки для самоотречения, например, те, которые придерживаются аскетических практик.
Распространение сикхизма
В XV и XVI веках Гуру Нанак, прозорливый основатель сикхизма и первый из десяти Гуру, стал первым миссионером этой веры. Он добился этого не только благодаря обширным путешествиям и обучению, но и распространяя по пути свои собственные труды.
Прежде чем поселиться в Пенджабе, Гуру Нанак побывал далеко на западе, в Мекке (современная Саудовская Аравия) и Багдаде (современный Ирак), и далеко на юге, на Шри-Ланке, острове у южной оконечности Индии. После того как он основал город Картарпур в Пенджабе, этот город стал местом назначения для тех, кто искал аудиенции с Нанаком. Таким образом, распространение сикхизма можно проследить по принципам приветствия новичков и восприятия всех людей как равных в глазах Нанака и Божественного Творца.
Распространение джайнизма
Даже учитывая тот факт, что джайны являются небольшой религиозной общиной в Индии, эта вера, которая верит в ахимсу, или безвредность и ненасилие, оказала большое влияние на индийскую культуру. Хотя у джайнизма не было официальных основателей, последователи этой религии верят, что истина джайнов была открыта в разные эпохи тиртханкарами, всеведущими учителями, которые указывали путь.
Распространение и развитие джайнизма, возможно, началось в шестом веке, положив начало тому, что джайны считают «нынешним веком» по сравнению с более древними эпохами. Джайны верят, что в этот век 24 тиртханкары вели за собой людей, хотя исторических свидетельств о существовании многих из этих великих учителей не так много. Возможно, вера была распространена джайнскими паломниками, поскольку паломничество играет важнейшую роль в жизни джайнов.
Распространение бахаи.
Самая новая из «других» мировых религий, вера бахаи была основана в середине 19 века в Персии (современный Иран). Бахаи выросли из недолговечной веры Баби, существовавшей в Персии в 1840-х годах. Основатель этой веры, называвший себя Баб («Врата»), был казнён в 1850 году. Два года спустя Мирза Хусайн-Али, один из заключённых последователей Баба, получил откровение: он оказался пророком, которого провозгласил Баб. Он назвал себя Бахаулла («Слава Божья»). Именно Бахаулла основал веру бахаи.
Бахаулла провёл свою жизнь как изгнанный пророк, пока не поселился в Акко (на территории современного Израиля), где написал Китаб-и-Акдас, одно из самых важных писаний бахаи. После его смерти в 1892 году его сменил Абдул-Баха, который всю свою жизнь распространял учения бахаи по всему миру, как и его внук, Шоги Эффенди.
Распространение зороастризма
В отличие от джайнизма, у зороастризма есть основатель – пророк Зороастр (также называемый Заратустра), чья вера в единого Бога утвердилась около 3 500 лет назад в древнем Иране. Но для распространения его идей потребовалось время, и поначалу единственным новообращённым был двоюродный брат Зороастра Майдхёйманха, в то время как местные религиозные лидеры выступали против него.
Протерпев 12 лет, Зороастр начал путешествовать в поисках места, где его монотеистические убеждения были бы более приемлемы. В конце концов он поселился в Бактрии, провинции Персидской империи, которая сейчас является частью современного Афганистана, Таджикистана и Узбекистана. Именно там царь Виштаспа и царица Хутоса подслушали дебаты Зороастра с бактрийскими религиозными лидерами и сделали веру Зороастра в единого Бога официальной религией царства.
Современные практики
Сегодня миллионы людей по всему миру исповедуют верования, которые западный мир считает «другими верованиями». Последователи сикхизма, джайнизма, бахаи и зороастризма могут быть приверженцами других религий, помимо христианства, иудаизма, ислама, буддизма и индуизма, но они, конечно, не одиноки.
Джайнизм в цифрах
Джайнизм имеет особое значение для последователей 21 века, поскольку он привержен вегетарианству и ненасилию. Как и на протяжении всей истории джайнов, большинство из них живёт в Индии, где их насчитывается около 4 миллионов. Некоторые источники считают, что реальная цифра может быть выше, так как многие джайны при переписи населения Индии идентифицируют себя как индуисты.
Основные священные дни джайнизма включают Махавира Джаянти, который празднует рождение Махавиры, первого тиртханкары (великого учителя) джайнизма; Парьюшана, который знаменует время покаяния и размышлений для джайнов; и Дивали, основной священный день во всей Индии, но важный для джайнов, поскольку именно в этот день в 527 году до н.э. Махавира предложил своё последнее учение.
Сикхизм в цифрах
Как и джайны, большинство сикхов живёт в Индии, но в отличие от джайнов, многие сикхи живут в других странах. В настоящее время численность сикхов во всем мире составляет около 27 миллионов человек, из них 22 миллиона (83% от общего числа сикхов в мире) живут в Индии – 76% сикхов Индии проживают в северном Пенджабе. В Канаде проживает около 470 000 сикхов, в Великобритании – 432 000, а в США – 250 000 сикхов.
Главные священные дни сикхизма включают Дивали, который отмечается по всей Индии, но особенно значим для сикхов, поскольку именно в этот день в 1619 году Гуру Харгобинд, Шестой Гуру, был освобождён из тюрьмы. Кроме того, фестивали, называемые Гурпурбами, с радостью отмечают жизнь некоторых из десяти Гуру.
Вера бахаи в цифрах
По данным Всемирной службы новостей бахаи, сегодня в мире насчитывается более 5 миллионов последователей бахаи. В настоящее время существует семь Домов поклонения бахаи – в Австралии, Германии, Индии, Панаме, Самоа, Уганде и США. Кроме того, последователи бахаи проживают примерно в 100 000 населённых пунктах по всему миру.
Основные священные дни бахаи включают Рождение Баба, в который последователи бахаи по всему миру отмечают 20 октября 1819 года рождение Баба, пророка, вдохновившего начало веры бахаи. Другой важный священный день – Вознесение Бахауллы, основателя веры бахаи, отмечается 29 мая. Вознесение знаменует годовщину смерти Бахауллы и в основном является днём отдыха, во время которого бахаи читают Священные Писания или посещают гробницу Бахауллы в Акко, Израиль.
Зороастризм в цифрах
Хотя зороастризм является одной из древнейших монотеистических вер в мире, сегодня он один из самых малочисленных. В докладе The New York Times за 2006 год говорится, что тогда в мире насчитывалось менее 190 000 последователей зороастризма. Сейчас около 70 000 живут в Индии, 45 000 – в Индии и 25 000 – в Иране.
К основным зороастрийским праздникам относится Хордад Сал, отмечаемый как день рождения основателя веры, пророка Зороастра. Хордад Сал – один из самых важных дней в зороастризме, во время которого последователи вместе молятся в храмах огня и празднуют с угощением. Кроме того, Нав Руз (также называемый Навруз) – это зороастрийский праздник Нового года, который происходит каждый год в день весеннего равноденствия.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?