«Другие» (редкие) верования и убеждения читать ~11 мин.
Не все мировые религии можно однозначно отнести к наиболее известным, таким как христианство, иудаизм, ислам, буддизм или индуизм. Не каждая из них имеет исторические связи с Иерусалимом или Римом, Южной или Восточной Азией.
Принятие «другого»
Некоторые религии представляют собой комбинацию ранее существовавших верований — этот процесс называется синкретизмом. Другие являются результатом деятельности своего основателя, продуктом определённой культуры или эпохи. Многие из этих «других» религий насчитывают миллионы последователей, а их верования уникальны.
Джайны не просто вегетарианцы — они следуют доктрине ахимсы, или ненасилия, которая запрещает убивать любое живое существо. Джайнские монахи доходят до того, что аккуратно подметают перед собой дорогу, чтобы случайно не погубить насекомых.
Принято считать, что волхвы — три мудреца, упоминаемые в истории о Рождестве Христовом, — были зороастрийцами. Они узнали о появлении новой звезды и последовали за ней, веря в предсказанную ею судьбу.
Вера бахаи считается второй после христианства по географической распространённости религией в мире.
Сикхи верят в единого Бога и стремятся выстроить с ним близкие отношения. Те, кто принадлежит к основному ордену Кхалса, никогда не стригут волосы и всегда носят при себе кирпан — церемониальный кинжал, символизирующий долг защищать слабых.
«Другие» верования не менее глубоки
Характеризовать религиозные традиции мира поверхностно — значит упускать их суть. Вера глубже расы, культуры и даже семьи. Она существует на пересечении сознания и сердца верующего. То же самое можно сказать и о религиях, которые часто называют «другими».
Хотя жителям западных стран они известны меньше, чем иудео-христианская или исламская традиции, а также верования Китая, Японии или Индийского субконтинента, для своих последователей они не менее значимы.
Происхождение
Бахаи, джайнизм, сикхизм и зороастризм могут казаться «другими верами» для сторонних наблюдателей, но не для их приверженцев.
Монахи и гуру
Возникновение джайнизма в Индии в VI веке до н.э. обычно рассматривается как реакция на доминирование касты брахманов в индуистской общине. Название «джайн» происходит от слова jina (победитель), что является отсылкой к основателю религии Махавире, которого называли Победителем. Джайны — ученики Махавиры.
Истоки джайнизма и буддизма в Индии и других частях Южной Азии имеют общие черты. Обе религии зародились как монашеские ордены, члены которых не принадлежали к касте брахманов.
Историки считают, что джайнизм и буддизм примерно одного возраста — около 2 500 лет. Обе религии зародились в VI – V веках до н.э. В джайнском каноне (собрании священных книг) упоминаются те же цари, которые были современниками Будды и правили при жизни Махавиры.
Основание «других» верований
Религия сикхов была основана в XVI веке гуру Нанаком, родившимся в индуистской семье в северном индийском штате Пенджаб. В то время большая часть Южной Азии находилась под властью мусульман, хотя большинство жителей Индийского субконтинента были индуистами.
Нанак не стремился просто объединить индуизм и ислам. Он хотел создать новую, иную веру, которая поклонялась бы одному Богу. Тем не менее учение Нанака включало в себя традиционные для Южной Азии верования, такие как реинкарнация, карма (влияние поступков в этой жизни на следующую), медитация и следование руководству гуру.
Зороастризм назван в честь своего основателя, пророка Зороастра (также известного как Заратуштра). Хотя детали его жизни остаются неясными, считается, что он жил на территории современного Ирана или Афганистана между 1700 и 1300 годами до н.э.
Убеждения Зороастра, подчёркивавшие борьбу между добрым вечным Богом и воплощением зла, привлекли влиятельного племенного вождя по имени Виштаспа, который, вероятно в VI веке до н.э., оказал пророку покровительство. В это время зороастризм распространился среди мидийцев и персов в западном Иране.
Относительно новая религия, вера бахаи, зародилась в Персии (современный Иран) в середине XIX века. Её основатель, Мирза Хусейн-Али, известный как Бахаулла, получил первое откровение в 1852 году. Он провозгласил себя пророком Божьим и провёл жизнь в лишениях и изгнании, распространяя свои религиозные убеждения.
Вера бахаи возникла на основе более ранней, недолговечной веры, основанной в 1840-х годах Али-Мухаммедом из Шираза. Он был известен как Баб («Врата») и считал себя исполнителем исламских пророчеств.
Основы веры
Джайны, сикхи, зороастрийцы и последователи бахаи имеют различные догматы, но все они верят в конечную истину своих учений. Как и приверженцы большинства других религий, они считают себя последователями «истинной» веры. Для них их религия — единственно верная, и никакая другая не подойдёт. При этом их фундаментальные убеждения совершенно разные.
Широкий спектр «других» верований
Большинство сикхов проживает в Пенджабе на севере Индии, где находится их главная святыня — Золотой храм (Хармандир-Сахиб) в городе Амритсар. Хотя сикхизм изначально развивался в рамках индуизма, его отрицание кастовой системы и вера в человеческих гуру, ведомых единым божественным духом, отличают его от многочисленных мифов и философий индусов. Пенджабское название сикхизма, Гурмат, означает «Путь гуру».
Махавира (также называемый Вардхамана), легендарный основоположник джайнизма, сочетал аскетичную монашескую жизнь с отказом от ведических жертвоприношений животных. Это проявилось в доктрине ахимсы — отказе джайнов причинять вред любому живому существу. Хотя джайны не поклоняются единому божеству-творцу, они верят, что их вера существовала вечно. Она была представлена поэтапно 24 святыми, или завоевателями (тиртханкарами), последним из которых был Махавира.
Зороастризм — ещё один пример самобытной веры. Он был доминирующей религией древней Персии до прихода ислама и, как считается, повлиял на зарождение иудаизма и христианства. В эпоху политеизма зороастризм предложил оригинальный подход — молитвенное обращение к единому божественному существу, хотя и не настаивал на монотеизме так же строго, как ислам или иудаизм.
Единство религий
Некоторые «другие» религии верят в сущностное единство всех мировых религий. Приверженцы веры бахаи, возникшей в Персии в середине XIX века, считают, что основатели всех основных религий — Авраам, Иисус Христос, Мухаммед и Будда — были посланниками Бога. Они были явлены на Земле для осуществления божественного плана по обучению человечества единой истине.
Целью основателя веры бахаи, Бахауллы, было объединение всех религий, устранение предрассудков и создание универсальной веры для всех людей.
Своеобразие веры и убеждений также становилось способом объединения религий и народов на протяжении всей человеческой истории во всех частях света.
Распространение и развитие
С точки зрения многих джайнов, бахаи, сикхов и зороастрийцев, именно христианство, буддизм, иудаизм и ислам являются «другими» религиями. Практически каждая религиозная традиция считает, что Бог (или боги) на её стороне. То, что на Западе считают «другой» религией, может быть древней традицией, существовавшей задолго до более известных верований. Некоторые из них возникли потому, что их основатель считал, что устоявшиеся религии не отвечают духовным запросам людей. Другие выросли из существующих верований, а некоторые были созданы как системы самоотречения, например, те, что придерживаются аскетических практик.
Распространение сикхизма
В XV и XVI веках Гуру Нанак, основатель сикхизма и первый из десяти гуру, стал первым миссионером этой веры. Он достиг этого не только благодаря обширным путешествиям и проповедям, но и распространяя свои сочинения.
Прежде чем поселиться в Пенджабе, Гуру Нанак побывал в Мекке (современная Саудовская Аравия) и Багдаде (современный Ирак) на западе и на острове Шри-Ланка на юге. Основанный им город Картарпур в Пенджабе стал местом притяжения для тех, кто искал встречи с Нанаком. Распространению сикхизма способствовали принципы гостеприимства и равенства всех людей перед Богом.
Распространение джайнизма
Несмотря на то что джайны являются небольшой религиозной общиной в Индии, их вера в ахимсу, или ненасилие, оказала большое влияние на индийскую культуру. У джайнизма не было одного официального основателя; последователи верят, что истина открывалась в разные эпохи через тиртханкар — всеведущих учителей, указывавших путь.
Распространение и развитие джайнизма, возможно, началось в VI веке до н.э., положив начало эпохе, которую джайны считают «текущей». Джайны верят, что в этот период людей вели 24 тиртханкары, хотя исторических свидетельств существования многих из них не сохранилось. Вероятно, вера распространялась джайнскими паломниками, поскольку паломничество играет важнейшую роль в жизни джайнов.
Распространение бахаи
Самая новая из рассматриваемых мировых религий, вера бахаи, была основана в середине XIX века в Персии. Она выросла из недолговечной веры баби, существовавшей в 1840-х годах. Основатель этой веры, называвший себя Баб («Врата»), был казнён в 1850 году. Два года спустя Мирза Хусейн-Али, один из последователей Баба, получил в тюрьме откровение, что он и есть тот пророк, приход которого возвестил Баб. Он принял имя Бахаулла («Слава Божья») и стал основателем веры бахаи.
Бахаулла провёл жизнь в изгнании, пока не поселился в Акко (на территории современного Израиля), где написал «Китаб-и-Агдас», одно из важнейших писаний бахаи. После его смерти в 1892 году его дело продолжил сын Абдул-Баха, который распространял учение по всему миру, как и его внук, Шоги Эффенди.
Распространение зороастризма
В отличие от джайнизма, у зороастризма есть основатель — пророк Зороастр (Заратуштра), чья вера в единого Бога утвердилась около 3 500 лет назад в древнем Иране. Однако распространение его идей потребовало времени. Поначалу единственным новообращённым был двоюродный брат Зороастра, а местные жрецы выступали против него.
После 12 лет трудностей Зороастр отправился на поиски места, где его монотеистические взгляды были бы приняты. В конце концов он поселился в Бактрии, провинции Персидской империи (сейчас это часть Афганистана, Таджикистана и Узбекистана). Именно там царь Виштаспа и царица Хутоса, услышав доводы Зороастра, сделали его веру официальной религией царства.
Современные практики
Сегодня миллионы людей по всему миру исповедуют религии, которые в западном мире иногда считают «другими». Последователи сикхизма, джайнизма, бахаи и зороастризма могут быть приверженцами иных религий, чем христианство, иудаизм, ислам, буддизм и индуизм, но они, безусловно, не одиноки.
Джайнизм в цифрах
В XXI веке джайнизм сохраняет актуальность благодаря своей приверженности вегетарианству и ненасилию. Как и на протяжении всей истории, большинство джайнов живёт в Индии, где их насчитывается около 4 миллионов. Некоторые источники предполагают, что реальная цифра может быть выше, так как многие джайны при переписи населения Индии идентифицируют себя как индуисты.
Основные священные дни джайнизма включают Махавира Джаянти, который празднует рождение Махавиры, 24-го и последнего тиртханкары нашей эпохи; Парьюшана, время покаяния и размышлений; и Дивали, важный для джайнов праздник, так как именно в этот день в 527 году до н.э. Махавира дал своё последнее учение.
Сикхизм в цифрах
Как и джайны, большинство сикхов живёт в Индии, но в отличие от них, значительные общины сикхов существуют и в других странах. В настоящее время численность сикхов во всём мире составляет около 27 миллионов человек. Из них 22 миллиона (83%) живут в Индии, причём 76% индийских сикхов проживают в северном штате Пенджаб. В Канаде насчитывается около 470 000 сикхов, в Великобритании — 432 000, а в США — 250 000.
Главные священные дни сикхизма включают Дивали, особенно значимый для сикхов, так как в этот день в 1619 году Гуру Харгобинд, Шестой Гуру, был освобождён из тюрьмы. Кроме того, фестивали Гурпураб с радостью отмечают жизнь некоторых из десяти Гуру.
Вера бахаи в цифрах
По данным Всемирной службы новостей бахаи, сегодня в мире насчитывается более 5 миллионов последователей этой веры. Существует несколько континентальных и национальных Домов поклонения бахаи, в том числе в Австралии, Германии, Индии, Панаме, Самоа, Уганде и США. Последователи бахаи проживают примерно в 100 000 населённых пунктах по всему миру.
Основные священные дни включают Рождение Баба (20 октября 1819 года), пророка, вдохновившего зарождение веры бахаи. Другой важный день — Вознесение Бахауллы (29 мая), годовщина смерти основателя веры. В этот день бахаи отдыхают, читают Священные Писания или посещают гробницу Бахауллы в Акко, Израиль.
Зороастризм в цифрах
Хотя зороастризм — одна из древнейших монотеистических религий мира, сегодня она является одной из самых малочисленных. По данным на начало XXI века, в мире насчитывалось менее 190 000 последователей. Крупнейшая община, насчитывающая около 70 000 человек, проживает в Индии (их называют парсами), ещё около 25 000 — в Иране.
К основным зороастрийским праздникам относится Хордад Сал, день рождения основателя веры, пророка Зороастра. Это один из важнейших дней, когда последователи молятся в храмах огня и устраивают праздничные трапезы. Кроме того, Навруз — это зороастрийский Новый год, который отмечается в день весеннего равноденствия.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?