Зороастризм читать ~11 мин.
Зороастризм назван в честь персидского пророка Зороастра (Заратуштры), который основал эту религию. О Зороастре, вероятно жившем в VI веке до нашей эры, известно немного. Зороастрийская вера распространилась среди мидян и персов в западном Иране.
Учения и верования
Зороастр проповедовал дуалистическое мировоззрение. Согласно ему, две силы постоянно борются за души людей. Ахура Мазда — вечный Бог, который является воплощением мудрости, добра и справедливости. Вторая сущность — Ахриман (также известный как Ангра Майнью), олицетворяющий зло. Чтобы победить Ахримана, Ахура Мазда создал мир, служащий полем битвы между добром и злом. Люди играют важную роль в этой космической битве: объединяясь с силами добра, они становятся решающей силой в его окончательном триумфе. В конце земной жизни каждый человек будет судим. Те, кто совершал больше добра, чем зла, отправятся в рай, остальные же обречены на ад и наказание.
Зороастрийская космология берёт начало в священном писании — Авесте. Её наиболее древняя часть состоит из Га́тх — гимнов, авторство которых приписывается Зороастру. Зороастрийцы также признают второстепенные религиозные тексты, написанные и собранные в период Сасанидской Персидской империи (III — VII века нашей эры).
Практика
Лидерство в зороастрийской общине принадлежит жрецам, которых отличает полностью белая одежда. Она символизирует большое значение, придаваемое чистоте и опрятности в зороастрийской культуре. Жрецы следят за храмами, в центре которых находятся вечно горящие костры — символы праведности и истины. Огонь является ключевой реальностью в жизни и культуре зороастризма. Главный огонь — это Ата́ш Бахра́м, который создаётся во время специальных ритуалов посвящения и продолжает ярко гореть в главном зале храма. Меньшие костры используются для второстепенных ритуалов и как центральные элементы пространства для ежедневных молитв.
Наиболее важными священными днями являются Навруз (Naw Ruz), или «Новый день», который празднует начало зороастрийского года, а также шесть гахамба́ров — обязательных праздничных дней.
Современные общины
Зороастрийская община в Иране почти исчезла к концу XIX века, но в XX веке она пережила возрождение. В настоящее время зороастрийцев можно разделить на две основные общины: одна находится в Иране, другая — в Индии.
Происхождение
Религия зороастризма была основана персидским пророком Заратуштрой, более известным под греческим именем Зороастр. Традиционная дата рождения Зороастра — VII век до нашей эры, однако некоторые исследователи полагают, что он жил между 1500 и 1000 годами до нашей эры.
Зороастр
Зороастрийцы верят, что Бог послал Зороастра спасти мир. Прежде чем стать пророком, Зороастр был священником. Общество, в котором он жил, было пастушеским и полукочевым.
Согласно традиции, люди Зороастра были миролюбивыми, но их образу жизни угрожали постоянные нападения и вторжения. Эта тревожная ситуация побудила Зороастра глубоко задуматься о добре и зле, а также о моральном и этическом выборе, который стоял перед его народом. После долгих душевных терзаний и поисков просветления Зороастр пережил ряд видений или откровений от Бога. В этот момент Зороастр стал пророком с особой миссией.
Учение Зороастра
Зороастр учил, что существует один верховный Бог — Ахура Мазда («Мудрый Господь» или «Господь Мудрость»). В начале времён существовали два первозданных, первичных духа. Они стали врагами, что вызвало конфликт космического (вселенского) масштаба. Первозданному (существовавшему в начале времён) Святому Духу (Spenta Mainyu) противостоял Злой Дух (Ahriman или Angra Mainyu). Святому Духу помогали шесть княжеств (могущественных духов), называемых «Святыми Бессмертными». Вместе семь духов имели свои соответствующие области «творения» (в древнем мировоззрении центром вселенной была земля).
Семь духов обитали внутри каждого из семи «творений» нашего мира — неба, воды, земли, растений, скота, человека и огня — и защищали их. Сегодня зороастрийцы обычно считают этих духов атрибутами (аспектами) единого истинного Бога, а не отдельными божествами.
Для того чтобы добро победило зло, Бог создал этот мир (Землю) как поле битвы, на котором может происходить космическое состязание между добром и злом. Зороастр представил эту изначальную (от начала времён) и фундаментальную борьбу между добром и злом как проявление трудного морального выбора, с которым сталкивается каждый человек в течение своей жизни. В результате учение Зороастра можно обобщить одной фразой: «Добрые мысли, добрые слова, добрые дела».
Основы веры
Кроме следования принципу «добрых мыслей, добрых слов, добрых дел», благочестивый зороастриец должен молиться пять раз в день — на восходе солнца, в полдень, перед закатом, ночью и на рассвете — перед священным огнём. Огонь традиционно находится в центре зороастрийского культа. В Иране, например, сегодня можно увидеть руины древних зороастрийских «храмов огня». Зороастрийцы не поклоняются огню. Скорее, они благоговейно относятся к церемониальному огню, за которым ухаживает священник, как к символу присутствия Бога и чистоты (поскольку огонь очищает). Чистота, особенно ритуальная, также лежит в основе жизни зороастрийцев.
Священные тексты
Священная книга зороастризма известна как Авеста. Считается, что наиболее древняя часть Авесты была написана самим Зороастром. Эта «Старшая Авеста» содержит 17 гимнов (Га́тхи). «Младшая Авеста» была составлена анонимными зороастрийскими поэтами и учёными более поздних поколений. Вся Авеста была записана в Персии (ныне Иран) при династии Сасанидов. Предполагается, что эта «Сасанидская Авеста» состояла в общей сложности из 21 книги.
Пехлеви́йские комментарии к Авесте известны под общим названием «Занд». Поэтому зороастрийские писания иногда называют «Зенд-Авеста». Поздние религиозные труды зороастрийцев были написаны на персидском, гуджарати и английском языках.
Верования
Зороастрийская вера сосредоточена на духовном состязании между добром и злом. Злой дух, Ахриман (или Ангра Майнью), создал злых духов, которые постоянно нападают на семь творений. Зороастр учил не только тому, что каждый человек стоит перед моральным выбором в жизни, но и тому, что для победы сил добра над силами зла необходима общая сумма добра. Зороастр учил, что все люди в конечном итоге будут судимы за свои поступки. После смерти душа будет либо вознаграждена, либо наказана в зависимости от того, перевесит ли сумма хороших мыслей, слов и поступков этой души над плохими.
Поскольку люди не могут одержать победу над силами зла без божественной помощи, в конце времён должен появиться Спаситель мира («Саошья́нт»). Этот Спаситель будет прямым потомком самого Зороастра и появится примерно через 3000 лет. На земле начнётся космическая битва, и наступит Судный день, который очистит землю от нечестивых, загрязняющих её. После этого на земле воцарится Царство Божье, и праведники будут вечно жить в блаженстве: как бессмертны их духовные души, так же бессмертны будут и их физические тела.
Практики
Зороастрийцы всегда почитали огонь. Существует три степени священного огня: (1) «Победоносный огонь»; (2) «Огонь огней»; и (3) «Огонь». Благочестивые зороастрийцы могут регулярно молиться в храме. Другие могут делать это только по особым случаям. В храме огня для священного огня совершается подношение дров или благовоний, а для священника, совершающего требуемую церемонию, делается денежный дар. Перед молитвой верующий зороастриец совершает омовение (ритуальное омовение), чтобы быть в состоянии чистоты во время молитвы. Стоя, зороастриец произносит специальные молитвы, которые включают стихи из священных гимнов (Га́тх) Зороастра.
Зороастрийцы отмечают семь обязательных священных дней, которые, как считается, были установлены самим Зороастром. Шесть сезонных праздников известны как гахамба́ры. Седьмой, самый важный, — праздник Навруз (буквально «Новый день»), отмечаемый в первый день весны. Навруз — это радостное событие. Кроме религиозного значения для всей зороастрийской общины, это также время семейных праздников, визитов родственников и вручения подарков.
Существует специальная церемония вступления в совершеннолетие для зороастрийской молодёжи, которая называется «Надевание священной рубашки» (Се́дра-Пушу́н) у иранских зороастрийцев и «Возрождение» (Наохо́те) у парсов Индии. В этот день молодой посвящённый читает специальную молитву, пьёт очищающий напиток для внутреннего очищения, а затем надевает священную рубашку. После этого священник обвязывает молодого человека священным шнуром, и семья с родственниками празднуют это событие. Во время молитвы зороастриец развязывает и завязывает священный шнур (кушти́), который носит непрерывно в течение всего бодрствующего дня.
Распространение и развитие
Зороастр появился среди древних персов ещё до их завоевания Персии, когда они жили на лугах Центральной Азии. Зороастру удалось заручиться поддержкой одного из местных племенных правителей, принца по имени Вишта́спа. Благодаря этой царской поддержке религия Зороастра прочно утвердилась. Позже зороастризм стал государственной религией первой великой Персидской империи (550–331 годы до нашей эры), которую основал Кир Великий. В то время зороастрийские священники были известны как «волхвы».
Сохранение учения Зороастра
Первая Персидская империя завершила своё существование с завоеванием Александра Македонского. Эта победа греков оказала непосредственное влияние на судьбу оригинальных зороастрийских священных писаний. Первоначально учение Зороастра было записано во время правления Виштаспы. Эти писания были известны под общим названием «Авеста».
После завоевания Персидской империи Александром Македонским оригинальная Авеста была вывезена и, как сообщается, переведена на греческий язык. Современная Авеста была реконструирована из сохранившихся фрагментов, а также из текстов, переданных священниками, запомнившими некоторые отрывки оригинальной священной книги.
Парфяне и Сасаниды
Парфяне из северо-восточного Ирана позднее основали вторую Персидскую империю (около 129 года до нашей эры — 224 год нашей эры). Государственной религией снова стал зороастризм. Третьей Персидской империей была империя Сасанидов. В ней зороастризм также был государственной религией. Империя Сасанидов (224–651 годы нашей эры) пала перед арабами в VII веке нашей эры, когда ислам заменил зороастризм в качестве государственной религии Ирана.
Парсы
Согласно традиции, вскоре после арабского завоевания Персии несколько зороастрийцев отплыли на восток в поисках религиозной свободы. В 716 году нашей эры они обосновались в Индии, образовав таким образом первоначальную индийскую общину парсов.
К XIX веку община парсов в целом стала довольно богатой. Это резко контрастировало с тяжёлой судьбой угнетённых зороастрийцев Персии, которые были сосредоточены в пустынных городах Йезд и Керма́н. К XX веку у парсов сформировался образованный средний класс, и они стали преимущественно городской общиной. После окончания британского правления в Индии в 1947 году некоторые парсы переселились в Англию, Канаду, Австралию, США и другие страны мира. После 1979 года некоторые иранские зороастрийцы также начали эмигрировать.
Современные практики
Несмотря на древность своего происхождения, зороастризм — это живая вера. Сегодня большинство зороастрийцев живёт в Индии, где они известны как парсы («персы»). Второе по численности население зороастрийцев проживает в Исламской Республике Иран, в основном в пустынных городах Йезд и Керма́н. Немало зороастрийцев живёт и за рубежом, особенно в Северной Америке и Европе.
Адаптивность
Зороастрийская община продемонстрировала удивительную способность адаптироваться к современным условиям. Это включает в себя принятие выводов западной науки и многих результатов современных исследований истории и традиции зороастризма, включая текстовые вопросы. Есть некоторые сложные вопросы, такие как историческая дата жизни Зороастра, которые продолжают обсуждаться.
Существует множество зороастрийских законов о чистоте, охватывающих все аспекты жизни. Однако зороастрийцы, живущие сегодня в городах, считают многие из этих древних обычаев просто непрактичными. Поэтому в большинстве случаев зороастрийские законы чистоты игнорируются. Тем не менее, они соблюдаются по духу, поскольку зороастрийцы ценят чистоту и делают все возможное для её поддержания в своём внешнем виде и в своём доме. Среди зороастрийцев Индии (парсов) незороастрийцы по-прежнему считаются нечистыми, и поэтому им не разрешается входить в зороастрийские храмы огня или присутствовать во время зороастрийского богослужения.
Уменьшение численности
Сегодня, если судить по тому, насколько хорошо организованы и функционируют их общины, можно сказать, что зороастрийцы — это процветающее, благополучное религиозное сообщество, по крайней мере, в Индии и за рубежом. (Ситуация в Иране далека от идеальной). Если же прогресс тех же общин измеряется их ростом, то зороастризм находится в серьёзной ситуации из-за сокращения численности его населения во всем мире. Зороастрийские общины, в большинстве своём, сокращаются в размерах, а не увеличиваются.
Согласно данным последней переписи населения Индии, численность зороастрийцев в Индии сократилась со 114 000 парсов в 1941 году до 69 000 парсов в 2001 году, то есть на 39%. Измерения численности зороастрийского населения в других странах дают неоднозначные результаты роста, но зороастрийские общины за пределами Ирана и Индии довольно малы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?