Саентология читать ~11 мин.
Саентология – это религиозная и терапевтическая система идей и ритуальных практик, разработанная в начале 1950-х годов американским писателем и философом Л. Роном Хаббардом. Первая церковь была основана в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в 1954 году. В начале нового века Саентология представлена на всех континентах, в 145 странах. По оценкам церкви, 8 миллионов человек во всем мире в той или иной мере используют методики Хаббарда по улучшению жизни (не все из них являются преданными членами). Конгрегации и миссии церкви находятся в более чем 120 странах.
Происхождение и развитие
В конце 1930-х и в 1940-х годах Хаббард разработал свою терапию, Дианетику, согласно которой каждый человек страдает от тяжёлых психических травм из-за функций «реактивного разума». В банке памяти этого ума хранятся инграммы, то есть все фрагменты воспоминаний человека, связанные с душевной или физической болью. В книге «Дианетика» Хаббард изложил свои идеи о том, как устранить инграммы с помощью процесса, называемого одитингом.
С 1951 года Хаббард начал преобразование терапии в полностью разработанную религиозную систему. Основная идея Саентологии заключается в том, что человек – это духовное, индивидуальное существо, называемое тэтаном. Каждый человек, или тэтан, существует в бесконечном количестве воплощений на этой и других планетах на протяжении сотен миллионов лет. За каждое воплощение тэтан проходит ряд кармических переживаний. С помощью ритуальных практик Саентологии человек может столкнуться со своим прошлым и тем самым улучшить своё счастье, а также найти индивидуальный путь к конечной истине. Благодаря этим практикам человек может переходить во все более высокие состояния осознания и существования.
Противоречия
Саентология, вероятно, является новой религией, наиболее подверженной полемике среди антикультистов и наиболее обсуждаемой в СМИ западного мира. Организацию обвиняют в том, что она контролирует своих членов финансово и психически. В большинстве европейских стран Саентология официально не считается религией, но церковь постоянно стремится добиться признания в качестве религиозного института.
Истоки
Л. Рон Хаббард основал противоречивую церковь Саентологии в 1953 году. Религия была основана на его более ранней терапевтической системе «Дианетика», которую он разработал в конце 1940-х годов. Дианетика была представлена общественности в книге Хаббарда «Дианетика: Современная наука о психическом здоровье», которая стала бестселлером и до сих пор издаётся на многих языках.
Л. Рон Хаббард
До обращения к дианетике Л. Рон Хаббард был плодовитым автором художественной литературы, а также искателем приключений и участником оккультных кружков в Лос-Анджелесе в 1930-х годах. Во время Второй мировой войны он служил морским офицером. На протяжении всей своей жизни он опубликовал сотни рассказов в журналах, а также книги – в основном научно-фантастические, – а также работы о Дианетике и Саентологии.
Влияние на Дианетику
Как система самопомощи, Дианетика заимствовала систему психоанализа Зигмунда Фрейда и модную в то время теорию общей семантики, разработанную Альфредом Коржибским. Зигмунд Фрейд утверждал, что каждый человек обладает сознательным разумом и подсознательными влечениями и инстинктами, которые определяют поведение и личность. С помощью терапии он искал способы достучаться до подсознания, чтобы освободить пациентов от проблем, которые они не могли объяснить, часто возникающих из-за травмирующих событий.
Коржибски предположил, что многие проблемы психического здоровья имеют «семантическое» происхождение. То есть, люди попадают в ловушку повторяющихся словесных шаблонов, которые способствуют негативному самовосприятию, что приводит к невротическим симптомам и заболеваниям. Его система стремилась освободить людей от этих шаблонов, признавая, что слова, хотя и являются лишь символами, могут создавать психосоматические заболевания.
Раннее развитие
Хаббард опирался на труды Фрейда и Коржибского. Хаббард предположил, что у каждого человека есть как аналитический, или рассудочный, разум, так и «реактивный» разум. Травматические воспоминания, или «инграммы», скрытые в реактивном уме, необходимо вывести на поверхность и «очистить». Хаббард продавал приборы под названием «Е-метры», которые, подобно детекторам лжи, определяли реакцию стресса на вопросы, обнаруживая колебания электрической активности на поверхности кожи. Он обещал, что сеансы одитинга – интервью с использованием Е-метров – дадут быстрые результаты в раскрытии инграмм и исцелении пациентов.
Хаббард искал признания в мире медицины, но вместо этого был заклеймён как шарлатан. В 1953 году он преобразовал свою систему самопомощи в Церковь Саентологии. К дианетической модели беспокойного разума Хаббард добавил концепцию «души». Он утверждал, что человек на самом деле является «тэтаном» – духовным существом, заключённым в тело, наделённым аналитическим умом, которому мешают инграммы. Очищение разума от инграмм, или «одитинг», стало ритуалом, который священник проводил над прихожанами. Таким образом, Дианетика стала религией.
Основы веры
Центральное место в Саентологии занимает процесс одитинга с использованием Е-метров для очищения инграмм из реактивного ума прихожанина. Эти инграммы возникают в результате травматических событий в детстве или даже травм, «засвидетельствованных» младенцем или эмбрионом в утробе матери. Этот процесс оставался квазинаучной формой психотерапии, пока его создатель, Л. Рон Хаббард, не понял, что многие одиторы сообщают, что обнаруживают инграммы из прошлых жизней людей. Хотя многие участники движения отнеслись к этой идее с недоверием, Хаббард был очарован и начал переформулировать своё видение.
Основные идеи
Согласно Саентологической церкви, люди на самом деле являются тэтанами, или духовными существами, которые прошли через многочисленные реинкарнации и по пути собирали инграммы. Цель стать «чистым», которая, по его первоначальному представлению, занимает несколько недель или месяцев, вместо этого стала делом всей жизни. Те, кто был готов платить за дорогостоящие аудиты, в конце концов, становились «чистыми» и переходили по Мосту к полной свободе, проходя восемь последовательных стадий в качестве Оперирующих Тэтанов.
Космические верования
Развивая свою систему религиозных убеждений, в 1960-х годах Хаббард разработал космическую предысторию Саентологии, которая должна была быть открыта продвигающимся членам. Согласно Хаббарду, первое ключевое событие, или «Инцидент один», произошло миллионы лет назад, когда первые тэтаны превратились из чисто духовных существ в материальную форму.
«Инцидент второй» включал в себя тщательно разработанную историю о злом повелителе Ксену, который жестоко управлял конфедерацией планет. Хаббард учил, что Ксену уничтожил множество врагов, сбросив их в вулканы на Земле, где они были взорваны ядерными бомбами. Но эти духи Тэтана, очевидно, нечистые (или травмированные), прикрепились к людям и стали источником многих инграмм, которые люди должны преодолеть. Точно так же была принята доктрина кармы для объяснения трудного пути к полной свободе.
Рост и реакция на критику
Начиная с 1960-х годов Хаббард убеждал своих самых ярых последователей подписать контракты на 1 миллиард лет с Саентологией и вступить во внутренний круг, известный как Морская организация или Sea Org. Хаббард отправился в плавание с целым флотом кораблей, чтобы распространять свои учения и укреплять власть своей церкви.
Смелые обещания Хаббарда приобрели не только последователей, но и критиков и врагов. Он готовил своих последователей к встрече с такими врагами, утверждая, что тех, кто враждебно относится к системе верований Саентологии, следует рассматривать как «подавляющих лиц», или СП. Уклониться от них или победить их было естественной частью роста. Для этого лидеры Саентологии прибегали к многочисленным судебным процессам против своих критиков и государственных учреждений, а также к другим формам сбора информации и запугивания.
Распространение и развитие
Книга Рона Хаббарда «Дианетика», ставшая бестселлером в 1950 году, представила его теорию и процесс самосовершенствования (названный дианетикой) восхищённой публике. Хаббард утверждал, что дианетика может повысить IQ человека, а также заявлял, что его Е-метры могут помочь вылечить рак или радиационные ожоги.
Раннее распространение
Распространению идей Хаббарда способствовала поддержка нескольких известных писателей-фантастов. Джон У. Кэмпбелл, редактор журнала Astounding, высоко ценимого американского научно-фантастического журнала, отстаивал дианетику в редакционных статьях и утверждал, что следование дианетическому процессу может излечить целый ряд психосоматических заболеваний. Вскоре «Дианетика» была переведена на многие иностранные языки, что способствовало распространению теории Хаббарда.
Проблемы и противоречия
Несмотря на ранний рост Саентологии, многие видные первые члены покинули её к 1952 году, когда корпорация обанкротилась. Саентология приобрела ещё большую известность в 1963 году, когда Управление по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) конфисковало тайники с Е-метрами, утверждая, что Хаббард сделал ложные заявления о процессе одитинга. В том же году Служба внутренних доходов начала расследование по поводу безналогового статуса церкви.
С самого начала своего существования Саентология вызывала споры. Когда психиатрические организации отвергли дианетику, Хаббард стал называть психиатров «преступниками-психопатами» и предположил, что они почерпнули свою тактику из «учебников для террористов». Членам Церкви рекомендовалось прервать контакты с критиками, известными как «подавляющие лица», даже если они были родственниками. В обществе начались дебаты о том, является ли Саентология опасным «культом», который предполагает «промывание мозгов».
Пытаясь защитить свою группу, Хаббард создал «Офис Хранителя», в который входила агрессивная команда юристов, защищавших Хаббарда и юридически преследовавших и потенциально разоривших критиков. На протяжении 1970-х годов в рамках операции «Белоснежка» тысячи саентологов проникали в правительственные учреждения, чтобы изменить улики, наносящие вред Саентологии. В 1977 году ФБР провело рейд в офисах Саентологии, и 11 членов организации были осуждены. ФБР утверждало, что лидеры Саентологии незаконно прослушивали разговоры, взламывали юридические конторы, использовали поддельные документы и проникали в правительственные учреждения, чтобы повлиять на положение Саентологии. Офис Хранителя был закрыт, а группа реорганизована и теперь включает в себя «Центр религиозных технологий» и Международную церковь Саентологии.
Последние события
Саентология продолжала активную кампанию по получению статуса, освобождающего от налогов. По сообщениям, 2400 отдельных саентологов подали иски против Налогового управления, чтобы парализовать работу его юридического отдела. В середине 1990-х годов налоговая служба пришла к выводу, что Саентология заслуживает статуса безналоговой, ссылаясь, например, на свою благотворительную деятельность. Противоречия остаются – многие страны отказались признать Саентологию в качестве религии.
Современные практики
Несмотря на противоречия, Саентология выжила. Перед смертью Л. Рона Хаббарда в 1986 году Дэвид Мискевидж возглавил Саентологический центр религиозных технологий, председателем совета которого он стал в 1987 году. Критики настаивают на том, что Мискевидж продолжил агрессивную тактику Хаббарда по наказанию «подавляющих личностей», стоящих на пути организации, а также тех, кто стремится покинуть организацию и разоблачить потенциальную опасность движения.
Саентология и знаменитости
Усилия Саентологии по привлечению в свои ряды знаменитостей сыграли решающую роль в её успехе. Начиная с середины 1950-х годов Хаббард создал «Проект знаменитости», чтобы поощрять привлечение артистов эстрады. Например, саентологи рассылали листовки актёрам, выстроившимся на улицах в ожидании кастингов. В последние годы саентологи размещают объявления на сайте Craigslist, предлагая семинары для помощи людям с творческим блоком, неустроенной личной жизнью или другими проблемами.
В 1969 году церковь основала Центр знаменитостей в Голливуде, где проводились музыкальные мероприятия и вечеринки. Другие центры были созданы в Лас-Вегасе, Нэшвилле и Нью-Йорке. Многие музыканты, включая Айзека Хейса, Сонни Боно, Чика Кориа и Бека, присоединились к Саентологии, а также актёры Том Круз, Джон Траволта, Кирсти Элли и многие другие.
Постоянная критика
Один бывший саентолог и член «Морского ордена» Лоуренс Волленшейм в 1985 году выиграл иск против Саентологии на сумму 2,5 миллиона долларов, заявив, что его связь с церковью нанесла ему эмоциональный ущерб. Между тем, предыстория Саентологии Хаббарда, включая его хронику правления Ксену в качестве главы галактической федерации, которая когда-то была очень конфиденциальной информацией, доступной только тем, кто продвинулся по служебной лестнице, стала достоянием общественности в конце 1990-х годов и была высмеяна на форумах от «Нью-Йорк Таймс» до мультсериала «Южный парк».
Несмотря на юридические усилия церкви против «подавляющих лиц», многочисленные разоблачения появились в книгах и документальных фильмах. В 2013 году писатель журнала New Yorker Лоуренс Райт опубликовал книгу Going Clear: Scientology, Hollywood, and the Prison of Belief. Райт описал внутреннюю работу церкви, показав не только ценность, которую одни видели в Саентологии, но и то, что другие считали её манипуляциями. В 2015 году книга Райта стала основой для одноимённого документального фильма.
Современное состояние и будущее
Будущее Саентологии неясно. Хотя церковь утверждает, что у неё миллионы последователей по всему миру, эти цифры основаны на том, сколько людей когда-либо читали «Дианетику», общались с церковными вербовщиками в витринах магазинов или посещали семинары. По оценкам Тринити-колледжа, проведённого в 2008 году исследования «Американская религиозная идентификация», в Соединённых Штатах насчитывается 25 000 членов церкви. Общее число преданных прихожан во всем мире в настоящее время не превышает 40 000 человек. Благодаря своим знаменитым членам и противоречиям, Саентология пользуется большой популярностью; тем не менее, она остаётся религией меньшинства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?