Сикхизм читать ~13 мин.
Сикхизм основал Гуру Нанак в XVI веке в Индии. На языке панджаби, распространённом в Южной Азии, слово «сикх» означает «ученик». Сикхи являются учениками единого Бога и следуют учениям десяти гуру. Сикхи верят, что мудрость этих учений универсальна и обращена ко всему человечеству. Согласно сикхизму, конечная цель религии — единение с Богом через осознание его присутствия в душе. Получив божественную благодать, человек освобождается от цикла рождений и перерождений и переходит за пределы смерти в царство вечного блаженства. Сикхи верят, что страдания в мире возникают из-за отделения человечества от Бога.
Гуру Нанак
Гуру Нанак родился в индуистской семье в Пенджабе — провинции на севере Индии. Хотя индусы составляли большинство населения, во времена Нанака значительной частью Индийского субконтинента правили мусульмане.
Он изучал индуистские знания у деревенского учителя, а также посещал мусульманскую школу. Ранние исследователи сикхской традиции считали, что он пытался примирить индуизм и ислам, создав вероучение на их основе. Однако современные учёные сходятся во мнении, что Нанак видел себя основателем совершенно новой религии, превосходящей и индуизм, и ислам.
Примерно в 16 лет Гуру Нанак начал собирать группу последователей. Они каждый день перед рассветом вместе совершали омовение в реке, а вечером собирались в его доме для пения религиозных гимнов. Однажды он не вернулся после утреннего омовения и появился вновь лишь через три дня. Считается, что в тот момент он сказал: “Нет ни индуистов, ни мусульман, так чей же путь мне выбрать? Я пойду по пути Бога. Бог не индуист и не мусульманин, и путь, которым я следую, — это Бог”.
Сикхские гуру после Нанака
Ближе к концу жизни Нанак назначил своим преемником Лехну, обойдя двух собственных сыновей, которых счёл неподходящими. Нанак дал Лене новое имя — Ангад, что означает «часть тела» или «продолжение». Таким образом, Лехна стал продолжением самого Нанака. После смерти гуру Нанака в 1539 году Ангад стал вторым из десяти сикхских гуру.
Третий гуру, Амар Дас, возглавлял общину с 1552 по 1574 год. Он построил в Гоиндвале священный колодец с 84 ступенями, который стал местом паломничества и проведения особых обрядов и праздников. Амар Дас назначил своего зятя Рам Даса Содхи четвёртым гуру. С этого момента статус гуру передавался в семье Содхи.
Четвёртый гуру, Рам Дас, положил начало строительству Золотого храма в Амритсаре, который сегодня является духовным центром мировой сикхской общины. Он назначил своего сына Арджана пятым гуру.
Арджан завершил строительство Золотого храма, который и по сей день остаётся главной святыней сикхизма. Храм имеет четыре входа с четырёх сторон света, что символизирует его открытость для людей всех каст. Арджан также составил и поместил в храм «Ади Грантх» («Изначальную книгу») — собрание сочинений Нанака и других гуру.
Вторая фаза сикхизма
Пятый гуру Арджан был казнён по приказу императора Великих Моголов. Его мученическая смерть ознаменовала конец первого, мирного этапа в истории сикхизма. Перед заключением в тюрьму Арджан назначил своего сына Харгобинда шестым гуру и велел ему опоясаться двумя мечами, символизирующими духовную (пири) и светскую (мири) власть.
Харгобинд был на несколько лет заключён в тюрьму императором Великих Моголов, но после освобождения он реорганизовал общину и вёл вооружённую борьбу против Моголов. Седьмым гуру стал внук Харгобинда — Хар Рай. Восьмым гуру был сын Хара Рая — Хар Кришан, который умер в детстве. После его смерти император Великих Моголов попытался повлиять на выбор преемника, однако сикхи провозгласили своим девятым гуру Тегха Бахадура.
Десятый гуру, Гобинд Сингх, завершил работу над священным писанием сикхов, дополнив «Ади Грантх», и военизировал общину, создав Хальсу — «Братство чистых». Мужчины-члены Хальсы к своему имени добавили «Сингх» (лев), а женщины — «Каур» (принцесса). Они также приняли обет соблюдать правило пяти «К» (пандж какар):
кеш — нестриженые волосы как знак святости;
кангха — гребень для поддержания чистоты волос;
качхера — короткие штаны для свободы движений в бою;
кара — стальной браслет, символизирующий твёрдость и сдержанность;
кирпан — меч для самозащиты и защиты слабых.
Хальса была открыта для мужчин и женщин всех каст.
Происхождение
Термин «сикх» происходит от панджабского глагола sikhna — учиться. Изначально слово «сикх» означало «ученик» или «последователь». В общем смысле сикх — это ученик духовного учителя («гуру»). Со временем это слово приобрело особое значение и теперь обозначает приверженца сикхизма как мировой религии.
Кодекс поведения сикхов
Религия сикхов была основана в Пенджабе на северо-западе Индии Гуру Нанаком (1469–1539) и девятью гуру, которые пришли ему на смену. Кодекс поведения сикхов («Рахит Марьяда») определяет сикха как любого человека, который не является приверженцем другой религии и искренне верит в Единое Бессмертное Существо, десять гуру, их учение и в обряд посвящения, завещанный десятым гуру.
Золотой храм в Амритсаре
Золотой храм, также известный как Шри Хармандир Сахиб («Обитель Бога»), расположенный в городе Амритсар в северном индийском регионе Пенджаб, является главной святыней сикхов. Паломничество в Золотой храм — одна из важнейших целей для большинства последователей этой веры.
Религия сикхов по своей сути универсальна, но не является прозелитической, то есть «миссионерской», поскольку не предполагает активного поиска новообращённых. Обычно сикхами рождаются, однако сикхизм открыт для всех, кто желает к нему присоединиться. Согласно Кодексу поведения сикхов, обращение в эту веру разрешено.
Основы веры
Сикхи верят в единого Бога. Термин «Сат Гуру» («Истинный Учитель»), который относится к Богу, используется более 300 раз в священной книге сикхов. Слово «гуру» означает «учитель», но в сикхизме оно приобрело особое, сакральное значение.
Гуру и Единый Верховный Создатель
Согласно Кодексу поведения сикхов, религия не одобряет поклонение сотворённым божествам и предписывает поклоняться, любить и медитировать на Единого Верховного Творца. Священная книга сикхов, «Гуру Грантх Сахиб», считается «Живым Гуру» и является основным источником духовного руководства для всех сикхов сегодня.
Добровольное служение (сева) является важной частью религии сикхов. Кроме того, люди любой касты и происхождения могут сидеть и есть вместе в «доме Гуру».
Священная книга «Ади Грантх» приобрела свой нынешний статус и авторитет незадолго до смерти десятого гуру Гобинда Сингха в 1708 году. Он объявил, что отныне священная книга будет вечным и живым гуру для всех сикхов.
«Гуру Грантх Сахиб» — это олицетворение Гуру. В сикхских храмах к книге относятся с величайшим почтением, как если бы она была живым человеком. Каждое слово этого священного писания воспринимается как буквальная истина.
Практики сикхов
Для ключевых событий в жизни сикхи проводят специальные церемонии, связанные с рождением и наречением ребёнка, бракосочетанием и похоронами. Сикхское «крещение» называется амрит (божественный «нектар», то есть подслащённая и освящённая вода).
Амрит — самая важная из всех сикхских церемоний. В 1699 году Гуру Гобинд Сингх основал орден Хальса и положил начало этой практике. Обряд, который проводят пять посвящённых сикхов, включает в себя размешивание подслащённой воды обоюдоострым мечом. Поэтому этот обряд посвящения также известен как кханде ки пахул (буквально «церемония обоюдоострого меча»).
Община сикхов известна как Пантх, а главным символом сикхов является кханда — обоюдоострый меч, окружённый стальным кольцом и двумя саблями. Сикхский храм называется гурдвара.
Поклонение
У сикхов нет еженедельного священного дня для общинного поклонения. Они могут посещать гурдвару в любое время, пока она открыта, чтобы сделать подношение, послушать чтение «Гуру Грантх Сахиб» и получить священную пищу (карах прасад). Они также могут принять участие в общей трапезе на общинной кухне (лангаре). Лангар имеет большое значение, поскольку это место, где все сикхи могут собраться и разделить пищу на равных.
При входе в гурдвару принято снимать обувь, мыть руки и покрывать голову в знак уважения к «Живому Гуру» — священной книге. В некоторых гурдварах также омывают ноги. Приближаясь к священной книге, верующие кланяются и касаются пола. В это время можно сделать добровольное пожертвование на содержание гурдвары.
Сикхизм и индуизм
Сикхизм не является ветвью индуизма. При этом многие индуисты считают сикхов гетеродоксальными (отошедшими от канона) индуистами, хотя сами сикхи с этим не согласны. Сикхская идентичность прочна и независима. Исторически религия сикхов зародилась во время интенсивного религиозного конфликта между индусами и мусульманами. Эти противоречия сохраняются и сегодня в Индии, Пакистане и других странах Южной Азии.
Десять Гуру
Религия сикхов была основана десятью гуру в период с 1469 по 1708 год. Считается, что все десять гуру, создавшие сикхизм, были воплощением одного и того же духовного лидера в разных телах:
Гуру Нанак (1469–1539); Гуру Ангад (1504–1552); Гуру Амар Дас (1479–1574); Гуру Рам Дас (1534–1581); Гуру Арджан (1563–1606); Гуру Харгобинд (1595–1644); Гуру Хар Рай (1630–1661); Гуру Хар Кришан (1656–1664); Гуру Тегх Бахадур (1621–1675) и Гуру Гобинд Сингх (1666–1708).
Великие сикхские гуру
Хотя все десять гуру равно почитаемы, некоторые из них сыграли особо выдающуюся роль. Примером является первый гуру, Нанак, который родился 15 апреля 1469 года в Талванди, деревне недалеко от Лахора на территории современного Пакистана. В его честь Талванди теперь известен как «Нанкана-Сахиб» (сахиб означает «господин» или «повелитель»).
Задачей второго гуру, Ангада, была консолидация сикхской общины (известной как Пантх). Для этого он записал гимны гуру Нанака, используя шрифт, который изобрёл он сам или его предшественник. Эта письменность, названная «гурмукхи» (буквально «из уст гуру»), стала основой современного письменного языка панджаби.
Десятый гуру, Гобинд Сингх, также сыграл ключевую роль в развитии сикхизма. Незадолго до своей смерти в 1708 году он объявил, что его преемником станет священная книга, «Ади Грантх», которая с тех пор именуется «Гуру Грантх Сахиб». Поскольку все четыре сына гуру Гобинда Сингха погибли до него, этот шаг предотвратил возможные споры о преемственности.
Хальса
В конце XVII века община сикхов столкнулась с гонениями со стороны правящих Моголов, что потребовало создания сил для самозащиты. Таким образом, 30 марта 1699 года Гуру Гобинд Сингх учредил Хальсу. Изначальная цель Хальсы («Чистых») была оборонительной. Созданный орден был военным по своей природе, с собственным кодексом дисциплины, этики и поведения.
Однако со временем членство в Хальсе стало синонимом полной преданности религии сикхов. Хотя лишь меньшинство сикхов проходит посвящение в Хальсу, этот орден стал рассматриваться как ядро сикхизма, что иногда приводило к разногласиям внутри общины.
«Пять К» являются символами Хальсы, поскольку на языке панджаби название каждого из пяти символов начинается с буквы «к»:
кирпан (кинжал или маленький меч),
кара (стальной или железный браслет),
кеш (нестриженые волосы),
качхера (короткие штаны, не ниже колена),
кангха (маленький деревянный гребень в волосах).
Выдающееся положение Хальсы оказало огромное влияние на идентичность сикхов. Хальса стала обозначать как тело посвящённых сикхов, так и всю сикхскую общину (Пантх).
Современные практики
Сегодня в мире насчитывается около 27 миллионов сикхов. Примерно 80% из них проживают в штате Пенджаб на севере Индии, который был образован после разделения исторического Пенджаба между Индией и Пакистаном в 1947 году. Официальная перепись населения 2011 года показала снижение темпов роста численности сикхов в Индии с 1,9% до 1,7%. Частично это снижение объясняется миграцией сикхов из Пенджаба в страны Запада.
За пределами Индии крупнейшая диаспора сикхов находится в Канаде, где они составляют около 1,5% от общего населения. В октябре 2015 года 19 канадцев индийского происхождения были избраны в Палату общин в Оттаве, в результате чего панджаби фактически стал третьим языком канадского парламента. 4 ноября 2015 года премьер-министр Джастин Трюдо назначил четырёх канадских сикхов в свой кабинет министров.
Первая волна миграции сикхов
Первый масштабный отток сикхов из Индии начался в начале 1960-х годов. Отчасти это было вызвано избытком квалифицированной рабочей силы в Индии, а также либерализацией иммиграционного законодательства в принимающих странах. В этот период в Соединённых Штатах возникло движение, которое привлекло большое количество последователей сикхизма.
В январе 1969 года панджабский сикх Харбхаджан Сингх Пури, известный как Йоги Бхаджан, начал преподавать в США кундалини-йогу, которая не является частью традиционной религии сикхов. Позже он ввёл в свою практику убеждения, ценности и ритуалы, которые были по своей природе сикхскими.
Движение «Здоровый, Счастливый, Благословенный»
Йоги Бхаджан основал то, что учёные называют новым религиозным движением. Сначала эта группа была известна под названием «3HO» (от англ. Healthy-Happy-Holy — «Здоровый-Счастливый-Благословенный»). К концу 1975 года организация «3HO» привлекла около 250 000 участников и основала 110 центров. Она также известна как «Сикхская Дхарма Западного полушария» и «Международная Сикхская Дхарма». Одной из заявленных целей Йоги Бхаджана было разграничение универсальных ценностей сикхов и сугубо панджабских культурных традиций, чтобы сделать сикхизм более доступным для людей Запада.
Образ жизни, который пропагандировал Йоги Бхаджан, включал вегетарианство, отказ от внебрачных связей, а также запрет на алкоголь, табак и наркотики. Он также подчёркивал сикхское мировоззрение, основанное на равенстве и служении. Этих так называемых гора-сикхов, или «белых сикхов», отличала одежда: они носили белые панджабские одеяния и тюрбаны. Эту одежду носили не только мужчины, но и женщины, и дети.
Трагедия операции «Голубая звезда»
В 1970-х годах последовала вторая волна эмиграции сикхов, а в 1984 году — третья. Эта последняя волна миграции была вызвана операцией «Голубая звезда». В начале 1980-х годов в Пенджабе действовала сикхская националистическая группа, известная как движение «Халистан», целью которой было создание независимого государства сикхов. Эта нация должна была основываться на территории исторического Пенджаба, а не на современном индийском штате. После раздела Индии и Пакистана в 1947 году сикхи задавались вопросом: “Мусульмане получили Пакистан. Индусы получили Индию. А что досталось сикхам?”
В 1982 году вооружённые сикхские боевики во главе с Джарнаилом Сингхом Бхиндранвалом заняли комплекс Золотого храма в Амритсаре и начали его открыто укреплять. 17 ноября 1983 года Бхиндранвале выступил с требованием, чтобы все индусы покинули Пенджаб. Индийское правительство сочло эти события угрозой национальной безопасности.
В период с 3 по 8 июня 1984 года индийская армия штурмовала Золотой храм, в результате чего Бхиндранвале, его сторонники и несколько гражданских лиц были убиты. В ответ на это нападение 31 октября 1984 года премьер-министр Индии Индира Ганди, отдавшая приказ о штурме, была убита двумя своими телохранителями-сикхами. За этим последовало возмездие.
В ноябре 1984 года в ходе антисикхских погромов по всей Индии было убито более 3 000 человек, в основном сикхов. Движение «Халистан» было подавлено к началу 1990-х годов. Операция «Голубая звезда» вызвала глубокое потрясение во всей сикхской диаспоре. Сикхи решительно осудили эту операцию не только как осквернение Золотого храма, но и как нападение на всю свою общину.
Верования сикхов сегодня
Сегодня, как и всегда, сикхи верят в единого Бога. Они также поддерживают равенство мужчин и женщин и отвергают кастовую систему. Однако общество сикхов в Индии всё ещё находится под сильным влиянием окружающей индуистской культуры.
В этом смысле сикхизм, практикуемый за пределами Индии, особенно на Западе, может быть более верен своим изначальным идеалам. Однако ни одна религиозная община не является совершенной, и её последователи стремятся жить в соответствии с провозглашёнными ценностями, преображая себя и общество.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?