Синто читать ~5 мин.
Синто (яп. 神道, синто:, «путь богов») — традиционная религия Японии, в основе которой лежит поклонение многочисленным божествам и духам природы, именуемым ками. Сегодня это верование представлено множеством религиозных групп, главной из которых является «дзиндзя синто» («храмовый синтоизм»), объединяющий тысячи общественных святилищ по всей стране. В период до Второй мировой войны существовало «кокка синто» («государственное синто»), которое было упразднено после поражения Японии в 1945 году. Кроме того, существует «сектантский синтоизм», включающий 13 организаций, признанных правительством в XIX веке, и более сотни новых религиозных движений, многие из которых основаны на синтоистских идеях.
Происхождение синто
Синтоизм не имеет единого основателя. Его корни уходят в древние анимистические верования первых жителей Японских островов, которые считали, что духи-ками обитают во всех объектах и явлениях природы: горах, реках, деревьях, грозах и землетрясениях. На ранних этапах истории Японии многочисленные кланы развивали собственные религиозные практики, тесно связанные с их землями. К III веку нашей эры на передний план вышла религия, основанная на ритуалах аграрного цикла. Постепенно страна объединилась вокруг могущественного клана Ямато, из которого впоследствии произошла императорская семья. В этот период были основаны два главных синтоистских святилища — Исэ и Идзумо.
Влияние других учений
Важную роль в формировании единой японской религии сыграло проникновение учений из Китая. Конфуцианство привнесло акцент на этике и социальном порядке, даосизм — учение о взаимодействии противоположных начал инь и ян, а позднее широкое распространение получил буддизм. Эти влияния побудили японскую элиту систематизировать местные верования. Результатом этой работы стало составление двух священных текстов синто: «Кодзики» («Записи о деяниях древности», 712 год) и «Нихон сёки» («Анналы Японии», 720 год), в которых излагается всеобъемлющий миф о сотворении мира и происхождении японской нации.
Основы вероучения
Синтоисты воспринимают мир как живое пространство, наполненное ками — божествами неба и земли. Ками — это не всемогущие боги в западном понимании, а скорее духи. Ими могут считаться не только божества, но и выдающиеся люди, предки и даже природные объекты, вызывающие чувство благоговения: горы, водопады, старые деревья. Считалось, что японские императоры также являются ками.
Согласно мифу о сотворении, высшие ками послали на землю божественную пару — Идзанаги (мужчину) и Идзанами (женщину). От их союза родились Японские острова и множество других божеств. После смерти Идзанами, опалённой при рождении бога огня, она спустилась в подземный мир. Пытаясь спасти супругу, Идзанаги совершил ритуальное омовение в океане. Из капель воды, омывших его левый глаз, родилась Аматэрасу-о-миками — богиня солнца, которая считается прародительницей императорской семьи Японии. Именно ей посвящён главный храм в Исэ, где, по преданию, хранится священное зеркало — одна из трёх императорских регалий.
Святилища и ритуалы
Синтоизм имеет сильный общинный характер, и большая часть религиозной жизни сосредоточена в святилищах (дзиндзя), которые считаются домами ками. Их обычно строят в местах особой природной красоты. Священная территория святилища отмечается воротами тории и священной верёвкой из рисовой соломы (симэнава). Цикл ритуалов в святилищах тесно связан с сельскохозяйственными сезонами.
Ключевыми элементами синтоистских ритуалов являются подношения пищи (синсэн) и обряды очищения (хараэ). Подношения оказали глубокое влияние на японскую кухню. Ритуалы очищения, восходящие к мифу об омовении Идзанаги, проводятся для избавления от скверны, связанной с болезнями, смертью или стихийными бедствиями.
Распространение и развитие
На протяжении веков синтоизм развивался почти исключительно в пределах Японии. С приходом буддизма в VI веке начался процесс их взаимопроникновения и слияния (синбуцу-сюго). Ками стали рассматриваться как японские проявления будд и бодхисаттв, а буддийские храмы и синтоистские святилища часто строились рядом. Возникли синкретические культы, такие как Сюгэндо, сочетавший элементы обеих религий.
Возрождение и трансформация
В XV веке, после разрушительной войны Онин (1467–1477), священник Ёсида Канэтомо посвятил себя восстановлению святынь и возрождению синто. Он провозгласил синто изначальной верой, из которой произошли даосизм, конфуцианство и буддизм. Его учение, известное как Ёсида-синто, доминировало в Японии на протяжении нескольких веков.
Новая эра для синтоизма наступила с Реставрацией Мэйдзи в 1868 году. Новое правительство провозгласило единство религии и власти (сайсэй итти) и создало государственное синто. Эта система утверждала божественность императора и священность его политики. Был издан указ о разделении синто и буддизма (синбуцу бунри): из синтоистских святилищ убрали буддийскую символику. Посещение святилищ и участие в ритуалах стало знаком лояльности государству, особенно в преддверии и во время Второй мировой войны.
Послевоенный период
Поражение Японии в войне кардинально изменило статус синтоизма. 15 декабря 1945 года главнокомандующий союзными оккупационными войсками генерал Дуглас Макартур издал «Синтоистскую директиву», которая предписывала упразднить государственное синто и прекратить государственную поддержку святилищ. Император официально отрёкся от своего божественного статуса. Эти положения были закреплены в Конституции 1947 года, провозгласившей свободу вероисповедания.
Современные практики
Сегодня в мире насчитывается около 3 миллионов последователей синто, подавляющее большинство которых проживает в Японии. После упразднения государственного синто большинство из более чем 80 000 святилищ были реорганизованы в частную религиозную корпорацию — Ассоциацию синтоистских святилищ (Дзиндзя Хонтё).
В XXI веке японцы поклоняются ками у домашних алтарей (камидана) или посещают святилища. В храмах можно приобрести талисманы (омамори) на удачу, здоровье, успех в бизнесе или учёбе. Многие свадебные церемонии проводятся по синтоистским традициям. Однако смерть считается источником нечистоты, поэтому похороны в Японии в основном проходят по буддийским обрядам, и синтоистских кладбищ почти не существует.
Современный синтоизм характеризуется интересным парадоксом: число японцев, официально причисляющих себя к синтоистам, сократилось, однако участие в ритуалах и праздниках остаётся повсеместным. Синтоистские верования, такие как почитание предков, продолжают быть неотъемлемой частью японского мировоззрения.
Подготовкой синтоистских священников (каннуси), включая женщин, занимаются две семинарии при университетах Кокугакуин в Токио и Когакукан в Исэ. За пределами Японии синтоизм распространён слабо, однако несколько святилищ существуют в США, в основном на Гавайях.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Храмовый синтоизм
- Музей Ирвина представляет выставку ипрессионизма «Обретенный рай: лето в Калифорнии»
- В Санкт-Петербурге стартовал фестиваль кукольных и синтетических театров
- Выставка «В ПОИСКАХ ПОТЕРЯННОГО ЗВУКА. ШУМ И СИНТЕЗ».
- Синтез кино и литературы на книжном салоне в Петербурге
- ПЕРФОРМАНС СИНТЕЗ МУЗЫКИ, ХОРЕОГРАФИИ И ЖИВОПИСИ
- «Дракула», краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?