Синто читать ~12 мин.
Синто (Божественный путь), традиционная религия Японии, сегодня представлена в стране своего рождения целым спектром религиозных групп, крупнейшим сегментом которых является синто, олицетворяемое тысячами общественных святилищ, усеивающих ландшафт. Государственное синто было государственной религией Японии в десятилетия, предшествовавшие Второй мировой войне, но было запрещено после поражения Японии в 1945 году. В результате модернизации Японии во время реставрации Мэйдзи в 19 веке, секта синто обозначила первоначальные 13 синтоистских организаций, признанных правительством. Кроме того, сегодня существует более 100 новых японских религий, некоторые из которых были основаны до 1945 года и подавлены правительством, а другие основаны после 1945 года и в основном опираются на синтоистскую тематику.
Происхождение синто
В начале истории Японии возникли многочисленные группы расширенных семей (кланы), каждая из которых развивала религиозные практики, в значительной степени привязанные к своей земле. Не было ни центральной политической структуры, ни единой культуры.
К третьему веку н.э. религия, основанная на сельском хозяйстве, стала играть ведущую роль, и в последующие века Япония объединилась как нация вокруг выдающегося клана Ямато (источник позднейшей императорской семьи). В этот период становления были созданы два ведущих синтоистских святилища, Исэ и Идзумо.
Синто и ками
Синто рассматривает мир как живой, наполненный божественностью. Термин «ками» относится к многочисленным божествам неба и земли, которые могут включать в себя некоторых людей и множество природных объектов (птиц, растения и природные объекты).
Все, что выходит за рамки обыденности или может пробудить в человеческом сознании чувство благоговения или тайны, может быть причислено к ками, включая череду императоров, возглавлявших страну.
Святилища синто
Синто имеет существенный общинный элемент, и большая часть его деятельности происходит в многочисленных святилищах, расположенных по всей Японии. (В Японии святилища относятся к синто, а храмы – к буддизму). Святилища, считающиеся домами ками, обычно располагаются в местах особой природной красоты или с какими-либо примечательными географическими особенностями.
Общими элементами синтоистских ритуалов являются подношение пищи, что, в свою очередь, оказало глубокое влияние на японскую диету; и очищение, напоминающее о купаниях, которые принимал бог Идзанаги в попытках освободить свою жену из подземного мира. Пищевые подношения могут классифицироваться по виду (животные, овощи, рыба), способу приготовления (сырое или вареное), способу подношения, а также по тому, будут ли они рассматриваться божествами или съедаться ими. Часто предложенная пища становится частью банкета, который позже съедается поклоняющимися.
Происхождение
Синто – традиционная религия Японии. Последователи синто посвящают себя духовным существам, называемым ками, которых почитают в многочисленных святилищах по всей Японии, и чествуют с помощью разнообразных ритуалов и фестивалей, позволяющих людям общаться с ками.
Вечно существующие ками
Ками – это не боги. Это духи, которые приветствуют интерес к ним со стороны человека, и если к ками относиться должным образом, они будут вмешиваться в жизнь людей, даруя им такие блага, как здоровье и финансовый успех.
Первые люди Японии, возможно, были анимистами, которые верили, что у всех растений, животных и других объектов есть духи. В Японии эти духи были ками, которые обитали в бурях и землетрясениях, растениях и животных, морях и горах и других аспектах природы. Культурное значение ками возникло в древней Японии. Первые японцы разработали мифы и ритуалы, которые позволили им осмыслить свой мир.
Корни синто
В отличие от других религий, синто не имеет единственного основателя. На раннем этапе истории Японии возникли многочисленные семейные группы (кланы), каждая из которых развивала религиозные практики, связанные со своей землёй. В то время в Японии не было ни центральной политической структуры, ни единой культуры.
К третьему веку н.э. в Японии появилась религия, основанная на сельском хозяйстве, и на протяжении веков Япония объединилась как нация вокруг выдающегося клана Ямато (источник позднейшей императорской семьи). В этот период становления были созданы два ведущих синтоистских святилища, Исэ и Идзумо.
Китайское влияние
Решающее значение для создания национальной религии синто (которая включала в себя множество местных вариаций) имело внедрение китайских верований, таких как конфуцианство с его акцентом на этику и социальный порядок; даосизм, который разделял мир на противоположности инь-ян; а позже появился буддизм.
Каждая из этих китайских религий бросила вызов японской элите, чтобы создать уникальную японскую веру, сравнимую с верой других азиатских регионов. Одним из результатов стало составление «Кодзики» (в 712 году) и «Нихон сёки» (в 720 году), двух священных текстов синто, описывающих всеобъемлющий миф, на основе которого будут действовать многочисленные местные культы.
Основы веры
Последователи синто считают мир живым благодаря ками, многочисленным божествам неба и земли, которые включают в себя людей и множество природных объектов (птиц, растения и природные объекты). Большинство ками считаются ближе к духам, чем к богам или богиням. В результате все необычное или то, что может пробудить чувство благоговения или тайны, может считаться ками, включая японских императоров, которые до поражения Японии во Второй мировой войне считались богами.
Небесное творение Японии
Хотя ками местного значения почитаются в различных святилищах, некоторые ками приобрели большее значение как часть национального мифа о происхождении Японии, события, переплетённого с синтоистской верой. Амэ-но ми-нака-нуси-но ками (Ками-владыка центра небес), Така-ми-мусуби-но ками (Высший священный созидающий ками) и Ками-масуби (Священный созидающий ками) считаются божествами творения, которые присутствовали, когда ещё ничего не существовало. Они были ответственны за формирование Земли и божеств, которые позже создали Японию и её народ.
Высшие Ками на небесах послали на Землю первородителей, Идзанаги и Идзанами. От взаимодействия Идзанаги (мужчины) и Идзанами (женщины) родились многочисленные острова и другие божества.
Идзанами была сожжена, когда родила бога огня. Затем она спустилась в подземный мир, где оказалась в ловушке после того, как съела его пищу. Пытаясь освободить Идзанами, Идзанаги искупался в океане в качестве очистительного акта. В результате его омовения появилась Аматерасу-о-миками, богиня солнца, которая считается прародительницей императорской семьи Японии.
Во время фестиваля другой ками поднёс зеркало, чтобы Аматэрасу могла взглянуть на себя. Позже она отдала это зеркало своему внуку, который был послан с небес для создания японской королевской династии. Сейчас считается, что зеркало спрятано в святилище Исэ.
Сообщество святилищ
Существенным элементом синто является его община, и большая часть её деятельности происходит в многочисленных святилищах, расположенных по всей Японии. Святилища, обители ками, обычно располагаются в местах естественной красоты или в местах, примечательных географическими особенностями.
Само место расположения святилища обозначено оградой, а вход – характерными воротами (тории), к которым привязана священная верёвка (сименава). В святилище ками призывают в цикле, который следует за сельскохозяйственными сезонами и подтверждает миф о национальном происхождении.
Многие святилища расположены у подножия гор, что позволяет отделить землю смерти и обновления (горы) от равнин, земли жизни и активности. Другие святилища можно найти в месте слияния двух потоков.
Синтоистские ритуалы
Общими элементами синтоистских ритуалов являются подношение пищи, что в свою очередь оказало глубокое влияние на японскую диету; и очищение, символизирующее ванны, принятые Идзанаги в его попытках освободить свою жену из подземного мира. Обряды очищения были разработаны в ответ на различные жизненные неудачи, от болезни и смерти близкого человека до стихийных бедствий и национальных катастроф.
Распространение и развитие
Синто была основной религией Японии на протяжении тысяч лет, поэтому её распространение и развитие происходило почти исключительно в пределах Японии. В отличие от других религий, синто не получило широкого распространения за пределами страны своего происхождения.
Синто и буддизм: Общие черты
После 538 года синто стало тесно связано с буддизмом, и последний стал занимать все большее место в жизни японцев. Синтоистские и буддийские храмы часто строились рядом друг с другом, и они нашли общий язык в своих специально посвящённых последователях.
Буддисты стали принимать последователей синто, рассматривая синто как вторую форму буддизма. На местах развивались буддийские/синтоистские культы, сосредоточенные на определённых святынях и местных божествах. Сюгэндо стала одной из новых религий, глубоко черпающих как из буддийских, так и из синтоистских источников.
Ёсида Канэтомо
Синто пережило возрождение в 15 веке после того, как многие святыни были разрушены во время войны Онин (1467-1477). Из пепла возник Ёсида Канэтомо, который посвятил свою жизнь их восстановлению, а также возвращению главенства синто и восстановлению императорской власти.
Канэтомо заново определил синто как изначальную веру и источник даосизма, конфуцианства и буддизма. Он предложил новые верования, построенные на учениях, найденных в двух основных источниках синтоистской мифологии: Кодзики (Записи о древних делах) и Нихон Сёки (Хроники Японии).
Он также создал новые синтоистские верования на основе учений, которые, как он утверждал, были открыты его семье божествами. Таким образом, Канэтомо стал ведущей фигурой синто, и его школа стала доминировать в религии в последующие века.
Дальнейшее развитие синто в XVIII веке создало основу для серьёзных изменений в XIX веке. Начали появляться разнообразные группы синто, позднее составившие секту синто.
Восстановление Японии
Новая эра для синто наступила в 1868 году после реставрации Мэйдзи – модернизации Японии. Новое правительство Мэйдзи ввело форму синто, известную как государственное синто – веру в то, что император является богом и что его национальная политическая политика священна.
Главной темой государственного синто было сайсэй итчи, единство религии и правительства. В результате было создано Управление поклонения синто, чтобы заставить отделить синто от буддизма и христианства. Таким образом, синтоистские святыни были лишены всех буддийских и христианских символов, а все буддийские алтари и символы были удалены из императорского дворца.
В 1870-х годах правительство Японии утвердило свою власть над синтоистскими святынями и руководством. Агентство духовного руководства получило полномочия над всеми синтоистскими священниками и определило место их назначения. Также были предписаны национальные ритуалы, которые должны совершаться в каждом святилище. А император был объявлен священным в 1889 году.
Синто как знак лояльности
Все чаще синто рассматривалось как рука государства. В 1911 году правительство приказало всем школам водить своих учеников к святыням для проведения ритуальных мероприятий по государственному заказу. Поэтому включение синтоистского ритуала в частную и общественную жизнь стало признаком лояльности, когда Япония напала на Китай, а затем вступила во Вторую мировую войну.
Но именно поражение Японии во Второй мировой войне повлияло на синто больше всего, поскольку император потерял свой божественный статус. 15 декабря 1945 года американский генерал Дуглас Макартур, командующий союзными войсками, оккупировавшими Японию, издал «Директиву о синто», которая предписывала правительству покончить с государственным синто и прекратить поддержку святынь. Этот мандат был воплощён в Конституции 1947 года.
Приход религиозной свободы дал секте синто новую жизнь, и несколько сект возникли как популярные движения, число приверженцев которых исчислялось десятками тысяч.
Современные практики
Сегодня в мире насчитывается около 3 миллионов последователей синто, большинство из которых проживает в Японии. За пределами страны практически все последователи синто имеют японское происхождение.
Синто после Второй мировой войны
В конце 1940-х годов, после поражения Японии во Второй мировой войне, государственное синто под руководством правительства было объявлено вне закона и превратилось в то, что сегодня известно как синто святилищ. Бывшие святилища, поддерживаемые правительством, были реорганизованы в частную религиозную корпорацию, Ассоциацию синтоистских святилищ, с которой связалось подавляющее большинство святилищ.
На момент окончания войны в 1945 году в Японии насчитывалось более 100 000 таких святилищ. К началу 1980-х годов около 79 000 святилищ поддерживались в рамках системы добровольной поддержки.
Сейчас по всей Японии разбросано более 80 000 синтоистских святилищ. Священным ками (божествам) по-прежнему поклоняются, и древние ритуалы по-прежнему выполняются. Но современное синтоистское поклонение тесно связано с местными традициями и региональными предпочтениями. Таким образом, в современном синто существует большое разнообразие, хотя все последователи разделяют одни и те же основные верования и ценности.
Синто в 21 веке
Сегодня две синтоистские семинарии – в университете Кокугакуин в Токио и в университете Когакукан в Исэ (место расположения одного из самых священных святилищ Японии) – готовят синтоистских священников и принимают женщин в священство.
В 21 веке последователи синто поклоняются у домашних алтарей или посещают святилища. В современных святилищах верующие могут получить широкий спектр талисманов – предметов, которые, как считается, обладают силой, приносящей удачу, например, талисманы для хорошего здоровья, благополучных родов, успеха в бизнесе, успешной сдачи экзаменов и многих других целей.
Некоторые свадебные церемонии в Японии сегодня следуют синтоистским традициям. Однако смерть рассматривается как источник нечистоты, и большинство японских похоронных служб следуют буддийским практикам. Поэтому сегодня в Японии почти нет синтоистских кладбищ.
Другие значительные изменения коснулись синтоистского культа в Японии 21 века. Например, число японцев, которые относят себя к синтоистам, резко сократилось, хотя исполнение синтоистских ритуалов в современной Японии не уменьшилось.
Кроме того, в японской культуре сохранились многочисленные синтоистские верования, такие как поклонение предкам и синтоистские религиозные праздники. Поэтому синтоистские верования остаются основополагающими для современного японского мировоззрения и опыта.
В 21 веке синто ограниченно распространилось в других странах, и некоторые неяпонские священники синто были рукоположены. Сегодня в США существует несколько синтоистских святилищ: восемь на Гавайях, одно в Колорадо и одно в штате Вашингтон.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?