Суфизм читать ~12 мин.
Мистическая ветвь исламской религиозной традиции известна как суфизм (араб.: тасаввуф). Со времён пророка Мухаммеда мусульмане размышляли о существовании Бога и встрече с Аллахом (мусульманское имя Бога) в загробной жизни. Суфии, однако, сосредоточились на встрече с Аллахом в нынешней жизни. Самые первые учёные суфизма подчёркивали способы ведения аскетического образа жизни (отказа от физических удовольствий) и определяли термины, которые формировали внутреннее путешествие (тарика) к Аллаху. Чтобы достичь близости с Богом, суфии разработали обширную литературу, в которой обсуждался духовный опыт путешественника, особенно подробные отчёты о сознании или бессознательном, пережитом в пути.
Суфийские концепции и верования
Чтобы заслужить близость Бога, суфии полагались на получение прямого знания об Аллахе через суровую духовную подготовку у суфийского шейха, который уже был просветлён знанием Бога (марифа). Согласно классическим суфийским учёным, основная предпосылка суфизма заключается в том, что пророк Мухаммад был обучен самим Богом, чтобы пророк воплотил эти внутренние практики и верования и научил своих последователей. По мнению суфиев, с момента сотворения мира человек стремится стать ближе к Богу. Суфии считают, что человеческое сердце имеет естественную тенденцию чувствовать себя неполноценным, пока оно не пребывает в присутствии Бога.
Для суфиев существует внешнее и внутреннее прочтение мира, особенно в толковании Корана и обычаев Мухаммеда. Для тех, кто желает понять и испытать внутренние измерения речи Бога, суфии выступают за изучение скрытых внешних и внутренних смыслов Корана.
Поскольку Пророк имел интимный диалог с Богом во время своего небесного вознесения, суфии утверждают, что это событие заложило мистическую модель для подражания другим. Мусульмане-суфии начинают с фундаментального исповедания исламской веры: «Нет Бога, кроме Бога, и Мухаммад – посланник Бога». Первая часть подтверждает единство Бога во все времена, а вторая часть говорит об особом статусе Пророка как посланника Бога. Для суфиев Мухаммад является мистическим примером и основным объектом медитации, почитания и призывов.
Суфийские ордена
Суфии объединялись в братства или ордена, которые были строго структурированы, чтобы ученики могли обучаться мистическому пути. В отличие от христианских монашеских орденов, члены суфийских орденов не должны были давать обет безбрачия и не находились под надзором центрального органа власти, такого как папа. Каждый суфийский орден основывался на учении и авторитете суфийского учителя, который должен был вести свою родословную от пророка Мухаммеда.
В орденах существовали отношения между мастером и учеником, и ученики должны были пройти посвящение, чтобы стать членами ордена. Суфизм был доступен каждому, кто хотел достичь Бога на мистическом пути; кроме того, он придавал отдельную индивидуальность каждому суфийскому ордену. Ученики суфиев получали конкретные инструкции о том, как молиться с большим вниманием, привносить в свою жизнь больше любви, направлять своё богатство на нужды бедных и изучать духовные упражнения для просветления.
Суфийские ордена встречаются по всему мусульманскому миру. Среди наиболее известных, возникших в Месопотамии (современный Ирак) и Персии (современный Иран), – Рифаийя, Сухравардийя и Кадирийя. Это одни из самых ранних суфийских орденов. Рифаийя была основана в Басре (Ирак) в XII веке и вскоре распространилась из Ирака в Сирию и Египет. Сухравардия официально обосновалась в Ираке в начале XII века и распространилась на запад, в Индию. Суфии Кадирийя зародились в Иране в 12 веке и распространились на восток и запад в Индию и Северную Африку.
Происхождение
Суфизм относится к мистическому исламу, поскольку мистицизм – это поиск какого-то необычного религиозного опыта. Мистицизм включает в себя духовные упражнения, напряжённую дисциплину и глубокую трансформацию себя и характера. Термин «суфий», или мусульманский мистик, происходит от арабского слова, которое означает «носитель шерсти». Это относится к шерстяным одеждам, которые обычно носили первые суфии.
Корни суфизма
Начиная с восьмого века нашей эры, суфизм зародился как аскетическое движение в исламе – жизнь в соответствии с идеалами бедности, отрешённости от мирских желаний и интенсивной преданности Богу. В этом смысле суфийский ислам представляет собой духовное сердце ислама, выходящее за рамки простой жизни в соответствии с исламскими законами и обычаями.
Суфийский ислам – это мистическая система, имеющая свою историю и литературное наследие, лучшим примером которого является персидская суфийская поэзия (Персия сегодня называется Ираном). В основе персидской суфийской поэзии лежит мистика любви, поскольку земная любовь олицетворяет собой любовь небесную. В суфийской литературе, будь то поэзия или проза, Бога часто называют «Возлюбленным», что представляет собой отношения между влюблённым (суфием) и Возлюбленным (Богом, известным мусульманам как Аллах).
Руми и духовное путешествие суфия
В начале духовного пути суфия влюблённый/суфий отправляется на поиски возлюбленной/Бога. Поиск труден, сопряжён с трудностями. На каждом этапе пути мистический «путник» (суфий) переживает множество неудач, сталкивается с испытаниями и трудностями. Но несмотря на это, влюблённый никогда не может отказаться от поисков Возлюбленной.
Одним из самых популярных поэтов в мире является Джалал аль-Дин Руми (1207-1273 гг. н.э.) – самый известный в мире суфий. Главный труд Руми, «Матнави», состоит из около 25 000 двустиший в рифмованных стихах.
В Соединённых Штатах суфизм стал популярен в 1970-х годах, десятилетие, которое было столь же полно духовного любопытства, как и социальных потрясений. Религиозные причуды были многочисленны. Многих американцев, в основном молодёжь студенческого возраста, привлёк суфизм как альтернативная форма духовности.
Хотя правильно говорить о «суфийском исламе» – поскольку суфизм возник в исламе – суфизм в Америке иногда представлялся таким образом, что его исламский характер подавлялся в пользу того, чтобы сделать суфийские практики более «универсальными» и, следовательно, более привлекательными для немусульман. Однако более серьёзные американские и европейские суфийские практики вскоре обнаружили исламские корни суфизма.
Основы веры
Суфий отправляется на поиски мистического опыта, то есть приближается все ближе и ближе к присутствию Бога. Суфии стараются жить в постоянном памятовании о Боге.
Мистический опыт суфиев
Суфизм часто называют «путешествием» или «путём», в котором путешественник проходит через ряд станций, ведущих к состояниям экстаза и восторга. Вершиной мистического опыта может быть блаженное видение (созерцание какого-либо аспекта Бога) или божественное слушание (слышание голоса Бога).
В таких возвышенных состояниях суфий абсолютно доверяет Аллаху (мусульманское имя Бога), преодолевает земные желания и достигает мистического единения с Богом через полное отождествление с Аллахом, так что личность человека исчезает или исчезает, и мистик достигает состояния «небытия» в полноте присутствия Бога.
Исторически, вопрос о том, можно ли увидеть Бога, был предметом спора между так называемыми «пьяными» суфиями (которые считают, что возможно видение Бога в пике мистического опыта) и так называемыми «трезвыми» суфиями (которые считают, что увидеть Бога невозможно). Однако большинство суфиев считают, что вполне возможно ощутить всеобъемлющее божественное присутствие Бога на очень личном уровне.
Соловей и роза
Три основных мотива или типа образов обычно используются для повествования о мистическом опыте суфиев. Это делается посредством аллегории (история, в которой используется символизм для передачи скрытого смысла). Этими мотивами являются (1) путешествие, (2) любовь и (3) алхимия. В суфийской литературе символическое значение этих мотивов очень важно.
Внутреннее суфийское путешествие символизирует скитания путника на пути к Богу. «Алхимия» – это трансформация души на этом пути. Платоническая (несексуальная), но страстная любовь ведёт к единению с Богом. Мотивы путешествия и любви переплетаются в историях о поисках Возлюбленного (Бога). Соловей и роза – влюблённый и возлюбленная – также являются популярным поэтическим образом. Духовная любовь богато символизируется тоской соловья по розе.
Мистические первопроходцы
Самые первые суфии были первопроходцами мистического пути. Одним из выдающихся суфиев был Абдулла Ансари из Герата в Афганистане, живший в 11 веке. В 1056 году н.э. Ансари написал книгу под названием «Этапы странников» (или «Книга ста этапов»), которая стала первым трудом по суфизму, написанным на персидском (или дари, как называли персидский язык в Афганистане), а не на арабском языке.
Написанное рифмованной и ритмичной прозой, это суфийское руководство, призванное служить путеводителем для мистиков, излагало 100 отдельных этапов мистического пути. Краткий трактат Ансара послужил предтечей персидских мистических руководств, которые появятся позже.
Язык птиц
Персидский поэт XIII века Аттар написал знаменитую суфийскую работу под названием «Язык птиц» (также известную как «Конференция птиц»). Это аллегория, или символическая история, о 30 птицах (по-персидски – си мург), которые отправляются на поиски сказочной птицы Симург (олицетворяющей Бога). Стая птиц должна пройти через семь долин:
Поиск (искание)Любовь (к Богу)
Гнозис (озарение, знание)
Отстранённость (от мирских желаний)
Единение (с Богом)
Недоумение (изумление) и
Небытие (полное отождествление с Богом).
Пройдя через эти семь долин, 30 птиц наконец достигают цели своих поисков. Увидев Симургха, Царь птиц превращается в зеркало, в котором птицы, к своему изумлению, видят самих себя. Так си мург (30 птиц) становятся единым целым с Симургом. История этого драматического осознания и мистического союза стала самой знаменитой «игрой слов» в персидской литературе. «Язык птиц» – одна из величайших суфийских классических книг.
Распространение и развитие
Суфизм зародился и развивался в восьмом и девятом веках нашей эры. Первые суфии были мусульманами, которые вели бедную жизнь, чтобы отстраниться от физического мира, чтобы обратить своё внимание на духовный мир. Первые суфии посвящали огромное количество времени молитве и чтению стихов из Корана и выработали трезвое отношение к жизни. Кроме этих характеристик, ранних суфиев трудно было отличить от других благочестивых мусульман.
Носители шерсти
Затем суфии стали появляться как внешняя группа. Термин «суфий» происходит от арабского «носитель шерсти», что относится к шерстяным плащам, которые носили многие из этих ранних мистиков. Хотя шерсть тёплая, она не очень удобна (грубая и колючая), что соответствует суфийской практике бедности, аскетизма (отказ от физических удовольствий) и отрешённости, при постоянной медитации и состоянии молитвы и преданности.
Возможно, суфии также подражали несторианским христианским монахам, которые также обычно носили шерстяные одеяния. Кроме того, шерстяная одежда в раннем исламе характеризовала тех, кто жил в низших слоях общества. Поэтому шерсть символизировала смирение, а также бедность и отрешенность.
Основатели суфизма
Тустари девятого века (живший в юго-западном Иране, а затем в Басре, Ирак) был первой исторической фигурой, которую чётко идентифицировали как суфия, а также разработал суфийскую систему доктрины и практики. У Тустари был современник, Харраз, живший в Багдаде. Харраз написал «Книгу правдивости», ранний суфийский трактат. Вместе Тустари и Харраз могут считаться двумя основателями суфизма.
Другим известным суфием был аль-Джунайд из Багдада, которого многие считают величайшим из всех суфиев. Самым известным мучеником суфизма был аль-Халладж, казнённый в Багдаде в 922 году н.э.
Суфийская литература
Суфизм пережил период развития с 922 по 1240 гг. н.э. Первым большим руководством классического суфизма была «Книга вспышек», написанная Сарраджем. Этот трактат сохранил афоризмы (мудрые изречения) его предшественников-суфиев.
Далее Саррадж излагает «станции» и «состояния», которые может испытать суфийский мистик. Прогресс в достижении любой или всех станций считался постоянным. Состояния же переживались как моменты благодати – переходные, как «вспышки молнии», по словам аль-Джунайда. Следующим важным суфийским руководством является «Пища сердец» Абу Талиба, который стал известен как Макки, поскольку был родом из Мекки (на территории современной Саудовской Аравии).
Самая известная суфийская литература – это персидская суфийская поэзия. Первые мистики часто цитировали арабскую поэзию. Однако с начала XII века выражения суфизма приняли другие формы, особенно персидский стих. Три знаменитых поэта-суфия – Фарид аль-Дин Аттар, Джалал аль-Дин аль-Руми и Мухаммад Шамс аль-Дин Хафиз.
Современные практики
Сегодня суфизм – это универсальное исламское явление, совершенно независимое от исторического раскола между мусульманами на суннитов и шиитов. Поэтому принадлежность к суфийскому ордену может пересекаться с суннитской и шиитской идентичностью. Другими словами, для некоторых мусульман принадлежность к суфийскому ордену – это просто ещё один слой идентичности.
Суфизм и современный ислам
Суфизм тесно связан с народной религией, и суфийские религиозные «ордена» по-прежнему играют важную роль в религиозной жизни в большей части исламского мира. Например, в Африке к югу от Сахары и Южной Азии довольно распространено вступление мужчин-мусульман в местный суфийский «орден» или братство.
Однако в других частях мусульманского мира мусульмане, как правило, не относят себя к суфиям. Как ни странно, многие американцы и европейцы, не являющиеся мусульманами, сегодня увлекаются суфизмом и, возможно, причисляют себя к суфиям.
По данным Pew Research Center, мусульманская принадлежность к суфизму наиболее высока в странах Африки к югу от Сахары. В Сенегале 92% опрошенных мусульман заявили, что принадлежат к суфийскому ордену. В 11 из 15 стран четвёртая часть (или более) мусульман, опрошенных в регионе, заявили, что идентифицируют себя с суфийским орденом.
Наиболее популярной суфийской группой в Африке к югу от Сахары является орден Тиджанийя, о принадлежности к которому сообщили следующие проценты мусульман: Сенегал (51%), Чад (35%), Нигер (34%), Камерун (31%), Гана (27%), Либерия (25%), Гвинея-Бисау (20%), Нигерия (19%), Уганда (12%) и Демократическая Республика Конго (10%).
В Африке к югу от Сахары Кадирийя является вторым по распространённости суфийским орденом, его придерживаются 11% мусульман в Чаде, 9% в Нигерии и 8% в Танзании. Кроме того, в Сенегале 34% мусульман сообщили, что являются членами ордена Муридийя.
Руми и вихревые дервиши
Со временем суфизм распространился на Западе, где он приобрёл популярность как альтернативная форма духовности. Суфизм имеет богатую историю, и это лишь одна из причин, почему суфийский поэт Руми (Джалал аль-Дин аль-Руми) является одним из самых популярных поэтов в Соединённых Штатах сегодня.
Суфизм, пожалуй, самый привлекательный духовный «продукт», экспортируемый из ислама на Запад. Самый непосредственный образ, который возникает в воображении западного обывателя, это образ суфиев как «кружащихся дервишей» – танцоров, которые под бой барабана вводят себя в транс, кружась по кругу, их души устремляются вверх, все время медитируя на Бога, их дух взлетает до тех пор, пока они не достигают состояния эйфории, восторга и экстаза в достижении мистического единения с Богом.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?