Суннизм читать ~9 мин.
Мусульмане-сунниты – последователи ислама, которые признают первых четырёх халифов законными преемниками пророка Мухаммеда. Они составляют более 85% мусульман во всём мире и образуют большинство во всех мусульманских странах, кроме Ирана, Бахрейна, Ливана и Ирака.
Отличия от шиитов
Классификация «суннитов» выросла из политического спора о лидерстве в исламе, который возник, когда фракция мусульман (ныне известная как шииты) утверждала, что Али ибн Аби Талиб должен быть законным наследником Мухаммеда. В отличие от них, большинство, ставшее известным как сунниты, настаивало на том, что Мухаммед не назначал Али своим преемником, считая Абу Бакра, Умара I и Усмана ибн Аффана законными преемниками Мухаммеда.
Сунниты принимают учение Корана и способствуют распространению ислама в мире. Они отвергают мнение о том, что Али и его потомки были исключительными продолжателями традиций Мухаммада. Сунниты также не разделяют с шиитами концепцию имамата, которая провозглашает, что 12 имамов (духовных лидеров) получили исключительное право на руководство мусульманами. В суннизме мусульманские лидеры могут быть выбраны из членов общины.
Суннитские школы мысли
Община мусульман-суннитов делится на множество групп и сект. Сунниты основывают своё понимание ислама на Коране и хадисах, как их понимают мусульманские учёные, известные как улемы. Из многих школ ислама мусульмане-сунниты признают легитимными только четыре: ханафитскую, маликитскую, шафиитскую и ханбалитскую. Хотя эти школы различаются по многим вопросам толкования и применения, сунниты считают, что различия в легитимной религиозной практике возникли из-за различий в практике самого пророка Мухаммеда.
Школа Ханафи признает местные обычаи и уделяет большое внимание роли интеллекта в применении законов Бога; она имеет наибольшее число последователей в мусульманском мире. Маликитская школа признает Коран, Сунну и практику жителей Медины в качестве источников исламского права; большинство мусульман Северной и Западной Африки придерживаются маликитской школы. Школа Шафии не согласна с тем, что школа Малики принимает практику жителей Медины в качестве источника права; школа Шафии имеет много последователей в Египте и Юго-Восточной Азии. Школа Ханбали в значительной степени опирается на Коран и Сунну как единственные источники исламского права и в целом считается консервативной; школа Ханбали имеет много последователей в Саудовской Аравии.
Происхождение
В арабском языке термин «сунна» означает «обычай». Таким образом, мусульмане-сунниты – это те, кто следует сунне. Этот обычай относится в первую очередь к образу жизни пророка Мухаммеда (основателя ислама), записанному в преданиях, называемых хадисами.
Начало
Считается, что Мухаммад впервые получил откровения от Бога (Аллаха) в 610 году н.э. Эти откровения были сохранены в сунне. Эти откровения были сохранены в священном писании ислама – Коране. Однако исламский календарь начинается с 622 года, когда Пророк и его преследуемые последователи эмигрировали из родной Мекки в Медину. Первые четыре халифа, сменившие Мухаммада на посту лидера мусульманской общины, считаются суннитами подлинными преемниками Мухаммада. Коран, хадисы и шариат Мусульмане-сунниты считают Мухаммеда идеальным примером для всех мусульман. Коран, священная книга ислама, пользуется наибольшим уважением и авторитетом среди мусульман-суннитов, поскольку считается прямым словом Бога, переданным через серию откровений, данных Пророку. Характер Пророка «отражает» Коран в том смысле, что он является воплощением ценностей и добродетелей, которые пропагандирует Коран.
Хадисы важны как запись поступков и слов Мухаммада, а также того, что он воздерживался делать и говорить. В этом отношении изречения и действия Пророка функционируют как своего рода «живое толкование» того, что требует Коран. Таким образом, сунна представляет собой подробное руководство к тому, как каждый благочестивый мусульманин должен вести свою жизнь. Это центральное место в жизни и опыте суннитов.
На протяжении всей истории ислама возникали ситуации, которые не рассматривались ни в Коране, ни в хадисах. Поэтому было необходимо разработать всеобъемлющую систему права, названную шариатом.
Основы веры
В суннитском исламе существует пять столпов веры:
❶ единство Бога;
❷ пророчество;
❸ откровение;
❹ ангелы; и
❺ суд и загробная жизнь. Существует также пять столпов практики:
❶ декларация веры;
❷ обязательная молитва;
❸ пост;
❹ благотворительность; и
❺ паломничество.
Первые два столпа веры определяют первый столп практики, которым является декларация веры: «Нет Бога, кроме Бога, и Мухаммад – посланник Бога». Концепция Бога Мусульмане являются строгими монотеистами; то есть они верят, что Бог (Аллах) является единственным божеством. Бог чаще всего описывается в Коране как «Милосердный» и «Сострадательный». Сострадание рассматривается как божественное и человеческое совершенство. Все описания Бога, в некотором смысле, выражены в терминах, понятных человеку, и поэтому ограничены. Однако в применении к Богу такие силы и совершенства, приписываемые Ему, являются неограниченными по величине и масштабу.
Пророчество и Откровение
«Пророчество» – это исламская доктрина о том, что воля Бога открывается человечеству через ряд пророков и посланников, которые последовательно появляются на протяжении всей истории. Когда Бог посылает пророка, это делается для блага людей, к которым он послан. Послание каждого посланника Бога передаётся через откровение – третий столп веры. Откровение – это раскрытие Богом учений и законов, по которым должно жить человечество. Считается, что Коран – это самое полное откровение Божьей воли в чистом виде, которое ещё не появилось в истории человечества.
Ангелы
Вера в ангелов является четвёртым столпом веры. Хотя мусульмане поклоняются одному верховному Богу, исламская вера включает в себя духовную вселенную в дополнение к физическому миру. Считается, что ангелы существуют в духовном мире. Так же как и все те, кто в своей жизни здесь, на земле, жил в соответствии с волей Бога и получит свою награду в Раю.
Суд и загробная жизнь
Суд и загробная жизнь, взятые вместе, представляют собой пятый столп веры. Ислам учит, что у каждого человека есть душа, цель которой – познать Бога и жить духовной жизнью через молитву, пост и следование пути праведного поведения, изложенного в Коране и хадисах. Награда в Раю зависит от того, как каждый человек проживёт свою жизнь на земле, с пониманием того, что каждая душа будет приведена к ответу во время окончательного воскресения, также называемого Судным днем.
Распространение и развитие
Ислам сегодня является второй по величине мировой религией. Исторически суннитский ислам быстро расширялся и распространялся как военная и политическая сила, что позволило распространиться суннитской вере и правовым традициям.
Распространение через завоевания
Первые мусульманские завоевания создали центр ислама – Сирию, Египет и Персию. Во второй половине седьмого века н.э. была завоёвана Северная Африка. На Западе арабы вошли в Испанию из Северной Африки в 711 году. На Востоке арабские завоеватели пересекли реку Инд и захватили субконтинент Индии. К концу 17 века мусульманские моголы правили большей частью Индии.
Тем временем, в 14 веке турки-османы захватили большую часть Балкан в Восточной Европе. В течение следующих двух веков Османская империя распространилась на Египет, Северную Африку и Ближний Восток, простираясь на северо-запад почти до Вены, Австрия, и на северо-восток почти до Киева, Украина.
Вызовы и перемены
В течение XIX и XX веков суннитский ислам (как и другие ветви веры) столкнулся с вызовами далеко идущих изменений, происходивших во всем мире, включая рост глобализации, влияние западной культуры и ценностей на традиционные общества, подъем массовых коммуникаций, расширение возможностей для путешествий и социальной мобильности, драматическое развитие науки и так далее. Одним словом, современность сопровождается секуляризацией, при которой некоторые аспекты социальной, культурной и политической жизни становятся менее доминирующими по отношению к традиционным религиозным идеям. Сегодня сунниты и другие мусульмане сталкиваются с реальными вызовами их концепции и практике ислама в современном мире.
Современные практики
Большинство мусульман в современном мире – сунниты. Они составляют около 85% (1,36 млрд.) из 1,6 млрд. мусульман сегодня. Для суннитов и других мусульман существует ряд различных подходов к выражению исламской веры в современном мире.
Радикализм
Радикальные исламисты проводят различие между модернизацией и вестернизацией. По их мнению, ислам может модернизироваться без компромисса с западными влияниями, которые рассматриваются как чуждые основам ислама. Ислам, как его определяют радикальные исламисты, может обеспечить и обеспечивает всеобъемлющую систему для жизни в современном мире. Сегодня так называемое «Исламское государство», которое создало свой «халифат» на обширных завоёванных территориях в Сирии и Ираке, где действуют законы шариата, является ярким примером радикального исламизма на практике.
Традиционализм и неотрадиционализм
Исламский традиционализм консервативен по своей природе. В таких странах, как Саудовская Аравия и Афганистан, традиционализм обычно характеризует мировоззрение религиозных лидеров и других традиционных элит, а также сельских, менее образованных и бедных слоёв населения. Традиционалисты обычно не делают различий между историческими фактами и основными исламскими ценностями. То, как ислам исповедовался, как проверенная временем традиция, является тем, что ценится наиболее высоко. Поэтому любое предлагаемое изменение исламских традиций рассматривается как вызов, если не угроза мусульманскому образу жизни. Религии меньшинств, хотя и терпимы, пользуются ограниченными свободами и, как правило, имеют статус второго сорта.
Неотрадиционализм избирательно перерабатывает исламские традиции в новые формы, соответствующие современным социальным условиям. Неотрадиционализм признает необходимость современных технологий, но избирательно подходит к их освоению. Поэтому неотрадиционализм можно рассматривать как переходный этап, ведущий к исламскому модернизму (или даже исламскому секуляризму).
Модернизм и секуляризм
Как реакция против исламского мировоззрения, которое они считают авторитарным, исламские модернисты отдают приоритет принципам, а не практике, когда видят необходимость реформировать определённые требования шариата.
Исламский секуляризм ограничивает шариат, сохраняя ислам чисто религиозным, а не политическим. Хотя некоторые исламские законы могут применяться, они сдерживаются всеобъемлющими социальными принципами, которые по своей сути являются светскими, или нерелигиозными, по своей природе. Во многих случаях исламские государства приняли и адаптировали европейские правовые кодексы, которые вытеснили традиционный шариат, как в случае с Турецкой Республикой.
Постмодернизм и постисламизм
Исламские постмодернисты озабочены актуальными социальными проблемами, такими как бедность, права человека, феминизм, мир и война, социальный прогресс и так далее. Постисламизм смотрит за пределы традиционных источников авторитета в исламе в поисках нового руководства, которое может повлиять на исламское самопонимание. Это противоречивый ответ на современность.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?