Священный синто читать ~13 мин.
Священный синто (по-японски Дзиндзя синто) включает в себя поклонение в общественных святилищах – в отличие от святилищ народных религиозных сект, как в Секте синто – и является общим термином для обрядов и других действий, совершаемых в дзиндзя (святилище). Как таковое, синто святилищ, в сочетании с синто императорского дома (косицу синто, или обряды, совершаемые императором), является сердцем традиции синто.
Почитание ками
В некотором смысле все поклонение синто можно назвать святилищем синто, поскольку именно в многочисленных святилищах, расположенных по всей Японии, последователи молятся и почитают ками – многочисленные божества неба и земли, составляющие пантеон синтоистской веры. Однако именно небесные ками – те, кто создал Землю, такие как Идзанаги и Идзанами и богиня солнца Аматерасу-о-миками – являются одними из самых важных богов синто. Само слово синто означает «Путь богов» или «Божественный путь».
Аматерасу и императоры Японии
Каждое святилище посвящено ками, самым важным и древним из них является Великое святилище в Исэ, расположенное в префектуре Миэ на юго-восточном побережье Японии. Оно посвящено Аматерасу-о-миками, которая имеет особое значение, поскольку считается, что японские императоры происходят непосредственно от неё. Хотя святилищу в Исэ по меньшей мере 1000 лет, ни одна из первоначальных построек не сохранилась ни там, ни в других святилищах из-за практики сикинен сэнгу, в соответствии с которой деревянные здания сжигаются и восстанавливаются каждые 20 лет.
В общем смысле, подъем и упадок конкретных святилищ в меньшей степени связан с конкретными ками, а в большей – с преимуществами, которые, как считается, святилище даёт поклоняющимся. Некоторые святилища настолько древние, что существовали ещё до появления письменных хроник, в то время как другие были построены за последние 150 лет. Функции синтоистских святилищ весьма разнообразны: от наделения финансовым успехом до почитания погибших на войне японцев, от благословения здоровых родов до предотвращения иностранного влияния.
Происхождение
Храм Синто (по-японски Дзиндзя Синто) определяется как поклонение общественным святыням – в отличие от святынь народных религиозных сект, как в Секте Синто – и является общим термином для обрядов и других действий, совершаемых в дзиндзя (святилище). Как таковое, синто святилищ, в сочетании с синто императорского дома (косицу синто, или обряды, совершаемые императором), является сердцем традиции синто.
Зарождение синто
Японскую религию синто нельзя проследить до самых истоков, поскольку до появления китайской письменности в Японии в V веке мифы и практики синто могли передаваться только устно. Таким образом, не существует никаких записей о зарождении синто.
Однако зарождение того, что сейчас называется синто, вполне очевидно, поскольку под этим названием оно существует только после поражения Японии в конце Второй мировой войны в 1945 году. Именно тогда оккупационные войска союзников объявили вне закона государственный синто, который был основой ультранационалистического правительства Японии и агрессивной милитаризации против остальной Азии и, наконец, Соединённых Штатов. В этот момент место государственного синто занял священный синто.
Японские синтоистские святилища
Весь синто можно считать синто святилищ, поскольку именно в многочисленных святилищах по всей Японии почитают и поклоняются ками – многочисленным синтоистским божествам неба и земли. Однако именно небесные ками – те, кто создал вселенную, такие как Идзанаги и Идзанами и богиня солнца Аматэрасу – являются одними из самых важных синтоистских богов. Само слово «синто» означает «Путь богов» или «Божественный путь».
Каждое святилище посвящено ками, самым важным и древним из которых является Великое святилище в Исэ, расположенное в префектуре Миэ на юго-восточном побережье Японии. Оно посвящено Аматерасу-о-миками, которая имеет особое значение, поскольку считается, что императоры Японии происходят непосредственно от неё. Ни одно из первоначальных синтоистских сооружений в Исэ не сохранилось, хотя святилищу Исэ не менее 1 000 лет. Кроме того, в других святилищах не сохранилось ни одного оригинального строения из-за практики синкинэн сэнгу, согласно которой деревянные здания перестраиваются каждые 20 лет.
Поклонение в помещении
Когда буддизм был принесён в Японию и его поклонение возглавил клан Сога, адепты молились изображению Будды, которое находилось внутри здания. (В Японии святилища являются синтоистскими, а храмы – буддийскими).
Историки считают, что этот тип поклонения в помещении повлиял на ранний синто, последователи которого начали подобным образом посвящать ками, и эта практика становилась все более популярной на протяжении последующих тысячелетий.
Основы веры
Святилище синто, хотя и представляет собой древнюю традицию поклонения ками (многочисленным божествам веры синто), не является институтом, в котором приверженцы следуют за конкретным религиозным лидером. Каждое святилище имеет уникальную историю, которая привела к его созданию, и не придерживается священных писаний и не поклоняется в соответствии с определённой религиозной доктриной.
Буддийские храмы, синтоистские святилища
Когда буддизм был принесён в Японию и его поклонение возглавил клан Сога, адепты молились изображению Будды, которое находилось внутри здания, называемого храмом. Историки считают, что этот тип поклонения в помещении повлиял на ранний синто, последователи которого стали укрывать ками аналогичным образом, в так называемых святилищах, и эта практика становилась все более популярной в последующие годы.
Храм синто занял место государственного синто в конце Второй мировой войны. Союзные оккупационные силы объявили вне закона государственный синто, центральную веру ультранационалистического милитаризма Японии, который привёл страну к войне. Таким образом, помимо катастрофического поражения в 1945 году, Япония потеряла ещё кое-что – контроль над своими институтами и многие из своих верований, включая веру в то, что император был живым богом.
Государственный синто становится синто святынь
Союзные оккупационные власти во главе с американским генералом Дугласом Макартуром в декабре 1945 года издали Директиву о синто, которая отделила синтоистские святыни от всякого государственного контроля, что привело к рождению синто. Бывшие святилища, поддерживаемые правительством, были реорганизованы в Ассоциацию синтоистских святилищ, частную корпорацию.
Святилища были построены в различных архитектурных стилях, и каждое святилище имеет свой собственный уникальный ритуальный календарь, ками и связанные с ними легенды и верования. В этих сооружениях хранятся только духи ками, то есть религиозные обряды вращаются вокруг объекта, в котором, как считается, обитает дух конкретного ками. Синтоистские святилища часто располагаются в безмятежной природной среде, а простой архитектурный стиль призван создать впечатление чистоты простоты.
История и строительство святилищ
Судьба конкретных синтоистских святилищ основывается не на конкретных ками, а на тех благах, которые, как считается, святилище дарует поклоняющимся. Некоторые святилища настолько древние, что существовали ещё до появления письменности, в то время как другие были построены за последние 150 лет. Функции синтоистских святилищ весьма разнообразны: от наделения финансовым успехом до почитания погибших на войне японцев, от благословения здоровых родов до предотвращения иностранного влияния.
Существует несколько элементов, которые можно найти в большинстве синтоистских святилищ. К ним относятся ворота тории – знаковый входной проем, отмечающий переход от несакрального к священному пространству; комайну – две каменные собаки, охраняющие ухоженную главную дорожку; и корыто очищения, в котором содержится вода для омовения рук и рта перед входом в святилище.
Архитектурные стили синтоистских святилищ различны; главный зал (хондэн) и зал подношений (хайдэн) могут быть заключены в одном здании или состоять из двух отдельных зданий. Хондэн – это внутреннее святилище, где хранится священный предмет, в котором обитает дух. Оно открыто только для синтоистских священников, которые входят туда для проведения ритуалов. Посетители молятся и делают подношения в хайдэн. Главный жрец святилища называется Каннуси. Помощники священника называются мико.
Распространение и развитие
В Японии синтоистские молельни называются святилищами, чтобы отличать их от буддийских храмов. В современной Японии насчитываются десятки тысяч синтоистских святилищ, как больших, так и малых, как древних, так и новых. Некоторые святилища представляют собой большие комплексы зданий в центре религиозной жизни общины, другие – небольшие сооружения, расположенные по обочинам дорог.
Возникновение синтоистских святилищ
В древней Японии до появления синтоистских святилищ люди поклонялись в основном на открытом воздухе, редко совершая религиозные обряды в помещении. В центре поклонения на открытом воздухе находился участок очищенной земли, ограждённый в форме квадрата. Кроме того, здесь ставили деревья, чтобы пригласить ками – многочисленных божеств синто.
Но когда в Японии появился буддизм, последователи стали поклоняться статуям и изображениям Будды, которые размещались внутри зданий. А поскольку буддизм сильно повлиял на ранние практики синто, поклонники синто последовали этому примеру и стали помещать дух ками в свои собственные здания, и этот обычай сохраняется уже тысячи лет.
В руках ками
До того, как в Японии сложилась национальная система, некоторые первые последователи синто стали опасаться, что вера будет вытеснена набирающим популярность буддизмом. Поэтому будущее синто было отдано в руки ками, особенно тех, кто защищал кланы, объединявшиеся для создания японской нации.
Согласно синтоистскому священному писанию «Нихонги» («Хроники Японии»), гильдии святилищ, называемые канбэ, были основаны во время правления императоров Судзина и Суинина, а земли святилищ, называемые кандокоро, были переданы святилищам в качестве источника дохода. В 6 веке было создано центральное ведомство под названием канзукаса для надзора за синтоистскими ритуалами.
Ранние святилища
Самые ранние из известных святилищ – самые известные синтоистские святилища: Великое святилище Исэ на оконечности полуострова Кии в центральной японской префектуре Миэ и святилище Идзумо на юго-западе Японии в префектуре Симанэ.
Святилище Исэ посвящено Аматерасу-о-миками, богине солнца и прародительнице императорской семьи Японии, а также одной из предводительниц небесных ками. Святилище Исэ издавна было центром синтоистского паломничества, и по обычаю на протяжении всей истории Японии перестраивалось каждые 20 лет, хотя стиль никогда не менялся. Святилище в Идзумо, называемое Идзумо-тайша, посвящено ками Окунинуси, одному из мифических основателей Японии, и является самым мощным независимым святилищем страны.
Синкретические святилища
Другие святилища в Японии посвящены синкретическим (совмещённым религиям) синто-буддийским божествам, таким как Хатиман, Инари и три богини Мунаката. Это вдохновило на создание тысяч связанных между собой ответвлений святилищ по всей Японии.
В городе Киото, древней императорской столице Японии, находится несколько тысяч святилищ, а в каждом городе, посёлке и деревне есть свои святилища и связанные с ними местные праздники.
После того как в Японии появился буддизм, синтоистские святилища разрабатывали свои ритуалы в тесном сотрудничестве с буддийскими храмами. Однако в 17 веке зародилось движение, которое начало разделять их, усилия, которые не были завершены до великой модернизации Японии в 1868 году, названной Реставрацией Мэйдзи.
Синто и реставрация Мэйдзи
В этот момент император Мэйдзи восстановил древнее управление синтоистскими обрядами, что переопределило синто как государственную религию. В 1882 году все синтоистские святыни были разделены на государственные святыни (под надзором правительства) и сектантские места поклонения.
К государственным святыням относятся те, которые посвящены погибшим в войне японцам (например, до сих пор вызывающий споры храм Ясукуни в Токио), те, которые посвящены членам императорской семьи, а также те, которые чествуют государственных лидеров или героев войны.
Государственное синто просуществовало до поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году, когда оно было объявлено вне закона оккупационными войсками союзников, поскольку прославляло императора и агрессивный милитаризм Японии. В этот момент государственное синто было заменено тем, что сейчас называется синто святынь.
Современные практики
Хотя синтоистские ритуалы по-прежнему широко практикуются в японских святилищах, лишь меньшинство жителей Японии считают себя последователями синто. По оценкам, сегодня в мире насчитывается от 2,8 до 3,2 миллионов приверженцев синто, причём подавляющее большинство сосредоточено в Японии.
Директива синто
Конечно, приверженцы синто не всегда были меньшинством в Японии, потому что в своё время правительство требовало от всех присутствовать в синтоистских святилищах. В декабре 1945 года союзные державы, оккупировавшие Японию после поражения во Второй мировой войне, издали Директиву о синто, которая запрещала государственное синто под руководством правительства (как и Конституция Японии 1947 года) и лишала императора божественного статуса. Это привело к возникновению синто святилищ.
Дзиндзя Хончо
В феврале 1946 года, в ответ на директиву синто, была основана Jinja Honcho (Ассоциация синтоистских святилищ). Главной целью Jinja Honcho было поддержание культурных и религиозных традиций Японии, и эта цель сохранилась до наших дней. В частности, задачами Jinja Honcho являются:
помогать святыням, входящим в организацию, путём предоставления административных услуг сохранять традиционные синтоистские ритуалы и фестивали, а также пропагандировать традиционную мораль, молиться за процветающее развитие японского общества и способствовать установлению вечного мира во всем мире Членами Jinja Honcho являются более 80 000 святынь по всей стране – хотя реальное число святынь в современной Японии может быть ближе к 100 000, если учитывать небольшие придорожные святыни. В отличие от довоенной ситуации, эти святыни не получают государственного руководства или финансирования, а поддерживаются частными пожертвованиями на содержание и поддержание священников каждой святыни.
Хотя организация Jinja Honcho была создана для того, чтобы связать Великое святилище в Исэ со многими другими святилищами Японии, она не предоставляет единого, непререкаемого набора верований. В своём уставе Дзиндзя Хончо приводит «Общие характеристики жизни, прожитой в почитании ками» (синтоистских божеств), которые предлагают следующие пункты руководства для последователей синтоистского святилища 21 века.
Быть благодарным за благословения ками и благодеяния предков и быть усердным в соблюдении синтоистских обрядов, применяя их с искренностью, яркостью и чистотой сердца. Быть полезным другим людям и миру в целом, совершая дела служения без мысли о вознаграждении, и стремиться к улучшению мира как тот, чья жизнь служит посредником воли ками. Связывать себя с другими в гармоничном признании воли императора, молясь о том, чтобы страна процветала и чтобы другие народы тоже жили в мире и процветании. Сегодня многие из десятков тысяч японских святилищ можно разделить на несколько основных категорий, включая следующие.
Имперские святыни
В эпоху (ныне запрещённого) государственного синто эти святилища финансировались и управлялись императорским правительством, которое объявило синто национальной религией и обязало всех жителей Японии (независимо от вероисповедания) поклоняться и совершать ритуалы в синтоистских святилищах.
К этим святилищам относятся некоторые из самых важных религиозных объектов Японии, такие как святилища Исэ, Идзумо, Мэйдзи (Токио) и Хэйан (Киото). Эти святилища всегда украшены хризантемовым гербом императорской семьи (японская монархия называется «Хризантемовый трон»).
Святилища Инари
Эти святилища, которых сегодня тысячи по всей Японии, посвящены Инари, ками риса – самой важной пищи японского народа на протяжении всей его истории. Поскольку считается, что лиса является посланницей Инари, статуи лисы занимают видное место в святилищах Инари. Самым известным из них является храм Фусими Инари в Киото.
Святилища Хачимана
Эти тысячи святилищ почитают Хачимана, синтоистского ками войны. Святилища Хачимана были особенно популярны среди старых военных кланов Японии и её агрессивных милитаристских лидеров, которые привели страну к катастрофическому поражению во Второй мировой войне. Одним из самых известных святилищ Хачиман является Цуругаока Хачимангу в южном городе Камакура.
Местные святыни
Многие независимые святилища в современной Японии посвящены местным или региональным ками и не имеют связи с другими святилищами.
Сенгенские святилища
Сегодня в Японии насчитывается более 1 000 святилищ Сэнгэн. Они посвящены принцессе Коноханасакуя, ками горы Фудзи – самой важной географической особенности Японии и самого стойкого национального символа. Ведущие святилища Сэнгэн находятся у подножия и на вершине Фудзи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?