Храмовый синтоизм читать ~4 мин.
Храмовый синтоизм, или дзиндзя-синто, представляет собой основную форму синтоистской традиции, сосредоточенную на поклонении в общественных святилищах — дзиндзя. Эта форма отличается от практик народных религиозных групп, известных как «сектантский синто». Вместе с обрядами императорского дома (косицу-синто), совершаемыми императором, храмовый синтоизм составляет ядро этой древней японской религии.
В основе синтоизма лежит почитание ками — многочисленных божеств неба и земли. Само слово «синто» переводится как «путь богов». Особо важную роль играют небесные ками, создавшие мир, такие как Идзанаги и Идзанами, а также богиня солнца Аматэрасу Омиками.
Происхождение и развитие
Проследить истоки синтоизма невозможно, так как до появления в Японии китайской письменности в V веке мифы и ритуалы передавались исключительно устно. Первые практики поклонения ками проходили под открытым небом на специально очищенных и огороженных участках земли, куда, как считалось, нисходили божества.
С приходом буддизма в VI веке ситуация изменилась. Буддисты молились изображениям Будды внутри зданий — храмов. Эта практика повлияла на синтоизм: для ками также начали возводить постоянные строения — святилища (дзиндзя). Постепенно эта традиция стала основной.
Для управления святилищами были созданы специальные гильдии (канбэ) и выделены земли (кандокоро) для их содержания. В VI веке появилось центральное ведомство (кандзукаса) для надзора за ритуалами.
От Реставрации Мэйдзи до наших дней
В период Реставрации Мэйдзи в 1868 году синтоизм был объявлен государственной религией. Святилища разделили на две категории: государственные, находившиеся под правительственным контролем, и сектантские. Государственные святилища посвящались членам императорской семьи, национальным героям и павшим воинам, как, например, вызывающий споры храм Ясукуни в Токио.
Государственный синтоизм поддерживал идею божественности императора и японский милитаризм. После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году оккупационные власти союзников издали «Директиву о синто», которая отделила религию от государства. Император отрёкся от своего божественного статуса. На смену государственному пришёл современный храмовый синтоизм.
В феврале 1946 года была учреждена Ассоциация синтоистских святилищ (Дзиндзя Хонтё), частная организация, объединившая большинство святилищ страны. Её главной целью стало сохранение религиозных и культурных традиций Японии.
Устройство и архитектура святилищ
Синтоистские святилища часто располагаются в живописных природных местах, а их простая архитектура призвана создавать ощущение чистоты и гармонии. Судьба конкретного святилища исторически зависела не столько от значимости посвящённого ему ками, сколько от веры людей в блага, которые можно получить через молитву в этом месте.
Большинство святилищ имеют общие элементы:
Ворота тории — символический вход, отделяющий священное пространство от обыденного мира.
Комаину — пара каменных статуй львов-собак, охраняющих вход.
Павильон для омовения — место, где верующие совершают ритуальное очищение рук и рта перед молитвой.
Комплекс святилища обычно включает два главных здания: хондэн (главный зал) и хайдэн (зал для молящихся). Хондэн — это внутреннее святилище, где хранится синтай, предмет, в котором, как считается, обитает дух ками. Доступ в хондэн имеют только священники (каннуси). Посетители совершают молитвы и подношения в хайдэне.
Древнейшие святилища, такие как Великое святилище Исэ, имеют тысячелетнюю историю. Однако оригинальные постройки не сохранились из-за ритуала сикинэн сэнгу — полной перестройки деревянных зданий каждые 20 лет для сохранения их чистоты и жизненной силы.
Основные типы святилищ
В современной Японии насчитывается около 100 000 святилищ, которые можно разделить на несколько основных категорий.
Императорские святилища
Это наиболее важные святилища, исторически связанные с императорской семьёй. К ним относятся Великое святилище Исэ (посвящено богине Аматэрасу, прародительнице императорского рода), святилище Мэйдзи (Токио) и Хэйан (Киото). Они всегда украшены императорским гербом в виде хризантемы.
Святилища Инари
Тысячи этих святилищ посвящены Инари — ками риса, сакэ и процветания. Поскольку посланницей Инари считается лиса (кицунэ), на территории таких святилищ всегда присутствуют её статуи. Самое известное — Фусими Инари в Киото.
Святилища Хатиман
Эти святилища почитают Хатимана — ками стрельбы из лука и войны, покровителя военных родов древней Японии. Одно из самых известных — Цуругаока Хатимангу в городе Камакура.
Святилища Сэнгэн
Более тысячи святилищ посвящены принцессе Коноханасакуя — ками горы Фудзи, главного символа Японии. Главные святилища этой сети находятся у подножия и на вершине горы.
Местные святилища
Множество независимых святилищ по всей Японии посвящены местным ками покровителям определённой деревни или региона и не связаны с крупными сетями.
Современное положение
Сегодня лишь меньшинство населения Японии идентифицирует себя как последователей синтоизма. Общее число приверженцев в мире оценивается примерно в 3 миллиона человек, большинство из которых проживает в Японии. Тем не менее ритуалы и фестивали, связанные со святилищами, остаются неотъемлемой частью японской культуры.
Ассоциация Дзиндзя Хонтё, объединяющая более 80 000 святилищ, не предлагает единого вероучения, но формулирует общие принципы для верующих:
Быть благодарным за благословения ками и предков, усердно и искренне соблюдать обряды.
Быть полезным обществу и миру, служа другим без ожидания вознаграждения.
Жить в гармонии с другими, молясь о процветании страны и о мире во всём мире.
В отличие от довоенного периода, современные святилища не получают государственного финансирования и существуют за счёт частных пожертвований.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Синто
- Музей Ирвина представляет выставку ипрессионизма «Обретенный рай: лето в Калифорнии»
- В Санкт-Петербурге стартовал фестиваль кукольных и синтетических театров
- Выставка «В ПОИСКАХ ПОТЕРЯННОГО ЗВУКА. ШУМ И СИНТЕЗ».
- Синтез кино и литературы на книжном салоне в Петербурге
- ПЕРФОРМАНС СИНТЕЗ МУЗЫКИ, ХОРЕОГРАФИИ И ЖИВОПИСИ
- «Дракула», краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?