Традиционные религии Европы читать ~9 мин.
Дохристианские, исконные религии Европы часто упоминаются под общим названием язычество. Язычество подавлялось средневековыми христианскими властями, но в последнее время отдельные люди и группы по всей Европе и за её пределами пытаются восстановить языческие религии древности.
Языческая Европа
Термин «язычник» появился в поздней Римской империи. Латинский термин paganus, происходящий от pagus, что означает «деревня или сельская местность», первоначально обозначал жителя сельских районов за пределами Рима. Поскольку христианство постепенно утверждалось в городах Римской империи, начиная со второго века нашей эры, именно в сельской местности сохранялись дохристианские римские религии, пока они не были окончательно загнаны в подполье или сохранились только в народных ритуалах.
Эти язычники были побеждены в сельских районах центрального Средиземноморья объединёнными силами христианской церкви и поздней Римской империи. Таким образом, язычник стал общим термином для всех нехристиан Римской империи и за её пределами. Возникновение христианства в регионах Римской империи положило конец языческим религиозным традициям Древней Греции и Рима. В других регионах Европы, особенно на севере, языческие религиозные традиции сохранялись вплоть до Средневековья.
Языческие божества
Дохристианские языческие религии Европы были политеистическими (поклонялись нескольким богам) и разнообразными, их последователи молились божествам, представляющим силы природы, такие как земля, небо, реки, океан и плодородие, а также аспекты культуры, такие как поэзия, закон, искусство, война и торговля.
В пантеонах различных национальных традиций были обнаружены определённые сходства не только с большинством европейских языческих религий, но и с рядом других религий к востоку от Европы, в частности, с зороастрийской религией Ирана и ранней индуистской религией Индии. Эти связи можно объяснить лингвистическим сходством между некоторыми языками Европы, Ирана и Индии, такими как греческий, латынь, литовский, древненорвежский и древнеирландский, с европейской стороны, и авестийский (ранний иранский язык) и ведический санскрит (ранний индийский язык) с азиатской стороны. Это послужило основой для того, что называется индоевропейским языком.
Языческая устная традиция
Поскольку языческая религия передавалась в основном через устную традицию, сохранилось мало письменных документов, которые могли бы служить свидетельством язычества, как только та или иная община или народ переставали поддерживать устные традиции дохристианского прошлого. Многие из сохранившихся документов были переведены в письменную форму христианскими священнослужителями, представляя современному читателю значительную трудность отделения христианских взглядов от языческих традиций.
Когда схожие темы и мотивы встречаются в традициях, широко разделённых во времени и географии, это свидетельствует о подлинной, дохристианской природе обсуждаемых тем и мотивов, а также об их общем происхождении из древних индоевропейских традиций.
Оригины
Будучи частью древних европейских языческих традиций, индоевропейские религии обладали некоторыми уникальными характеристиками. Индоевропейские религии характеризовались трёхсторонним разделением божественных функций между богами мудрости и суверенитета, войны и физической силы, мира и плодородия. Эти божественные функции рассматривались как модель для человеческого социального порядка.
Боги и социальный порядок
Один из примеров такой модели социального порядка можно найти в роли норвежских или скандинавских богов. Один представляет функцию мудрости и знания, относящуюся к элитному социальному классу королей и жрецов; Тор представляет функцию войны и силы, относящуюся к социальному классу воинов; а божества-близнецы Фрей и Фрейя представляют функцию мира и плодородия, модель фермеров, рыбаков, ремесленников и рабочих – словом, социальный класс производителей товаров и услуг.
В большей или меньшей степени эти же три функции встречаются в других европейских языческих традициях с индоевропейскими корнями.
Композитные языческие традиции
Европейские языческие религии также содержат множество богов и богинь, характер и функции которых лежат вне трёхсторонней (трёхсторонней), индоевропейской структуры. Это объясняется тем, что европейские языческие религии, как правило, являются составными традициями, в которых смешиваются импортированные индоевропейские элементы с другими, чисто местными для регионов, в которых эти религии были обнаружены.
Композитная природа языческих религиозных традиций, вероятно, является результатом культурного и религиозного слияния, которое объединило индоевропейское иммигрантское население с неиндоевропейским коренным населением на раннем этапе истории каждого народа – вероятно, около 2000-1000 гг. до н.э., по оценкам большинства индоевропейских историков.
Основы веры
В верованиях первых европейцев, как и во многих других древних культурах, подчёркивался тип поклонения природе, причём солнце с самого начала было объектом глубокого уважения и благоговения. Кроме солнца, первые европейцы поклонялись луне и звёздам. Кроме небес, люди обратили своё внимание на физическое окружение, поклоняясь земле, воде, огню и большим деревьям. Дубы северной Европы, похоже, пользовались почитанием у кельтов и других народов, которые видели в величии этих деревьев нечто большее, чем они сами.
Стоунхендж и Валгалла
В древние эпохи религиозные верования сочетались с тем, что можно назвать донаучным любопытством. Круги монолитов, такие как Стоунхендж друидов в Англии, возможно, были древними астрономическими обсерваториями, но это место также могло служить храмом для религиозных собраний и поклонения небесным телам.
Как и в других местах, ранние европейские религии были в значительной степени утилитарными. То есть они должны были служить человечеству, принося ощутимую пользу. В соответствии с этим, европейские религии подчёркивали то, что было важно для людей.
Норвежцы (также известные как викинги или скандинавы) подчёркивали славу битвы и нуждались в богах и богинях, которые наделили бы их воинской доблестью. Одним из принципов норвежцев было то, что воин, погибший в бою, сразу же попадал в Валгаллу, их версию рая. Валкары, похожие на ангелов и богинь, патрулировали небо во время войны. Увидев безжизненное тело норвежского воина, валькарии спускались на землю и с большим достоинством несли его в Валгаллу, где он мог ликовать среди других храбрых воинов.
Боги земледелия
Когда ранние европейцы переняли сельскохозяйственные традиции из западной Азии или северной Африки, им понадобились другие утилитарные боги. Бог солнца обеспечивал выживание и созревание съедобных растений, которые теперь выращивали люди. Бог дождя должен был обеспечить достаточное количество осадков для питания этих растений, а другие боги защищали посевы от насекомых и болезней. Таким образом, древние европейцы нуждались в помощи богов и богинь для процветания своих посевов.
Распространение и развитие
Многое о языческой религии Европы невозможно определить с полной уверенностью по той основной причине, что христианизация Европы включала в себя масштабное разрушение языческих священных мест и предметов. Кроме того, языческие ритуальные действия и общественные собрания все чаще запрещались как ересь, а с приходом европейского христианства такие термины, как язычник и язычник, приобрели крайне негативный оттенок.
Язычники, язычники и идолопоклонники
Эта негативная классификация уходит корнями в более ранние периоды религиозных войн и преследований в истории Европы, когда разница между официально одобренной верой и официально осуждённой ересью иногда могла означать разницу между жизнью и смертью для лиц, обвинённых в религиозных преступлениях религиозными властями, поддерживаемыми государством.
Чтобы найти ещё более ранние истоки этой враждебности к неортодоксальным верующим, мы можем обратиться к Библии и рассмотреть один из терминов, часто приводимых в качестве синонима язычника: идолопоклонник. В Ветхом Завете или Еврейской Библии те, кто поклонялся божествам, отличным от Яхве, Бога монотеистических еврейских племён, считались поклонниками пустых идолов, и эта практика осуждалась самым решительным образом.
Исходя из таких библейских основ, термин «идолопоклонство» стал синонимом зла и извращения. Библейский запрет на «идолопоклонническое» поклонение нееврейским божествам перешёл в христианство, с некоторыми исключениями, сделанными для изображений Иисуса, Марии и святых.
Христианство и нехристианство
Когда христианство распространилось по Европе и за её пределами, христианские лидеры, как правило, рассматривали поклонение нехристианским божествам как мерзость, которую необходимо исправить всеми необходимыми средствами. Большое беспокойство христианских властей вызывало то, что многие люди, принявшие христианство, продолжали поклоняться так называемым идолам, представлявшим духов и богов их местных, дохристианских религий. Это явление было названо «двоеверием» русским религиозным философом Георгием Федотовым, который имел в виду одновременное поклонение христианским и другим божествам в русской народной религии.
Приведём лишь один пример (которые можно легко умножить), рассмотрим следующую проповедь Максима, епископа Турина (Италия) в начале пятого века, в которой он упрекает своих прихожан-землевладельцев за то, что они терпят идолопоклонство среди своих батраков и рабочих: “Вы должны удалить все загрязнения идолов из ваших владений и изгнать всю ошибку язычества с ваших полей. Ибо нехорошо, чтобы вы, имеющие Христа в сердцах своих, имели антихриста в домах своих, чтобы ваши люди почитали дьявола в его святилищах, в то время как вы молитесь Богу в его церкви.”
Современные практики
Многие люди в Европе и Соединённых Штатах до сих пор ежегодно отмечают Хэллоуин, который начинался как языческий кельтский ритуал. Осенний праздник огня Самайн считался временем, когда завесы между мирами были тоньше, чем обычно, и духи, в том числе и мёртвых, могли свободно перемещаться среди живых.
Кельтские, викканские и языческие черты сегодня
Следуя по их стопам, многие современные языческие, викканские и кельтские реконструкционистские группы сегодня экспериментируют с творческим слиянием древних и современных элементов, чтобы создать духовность, которая может работать для людей сегодня. Они сильно различаются по глубине, намерениям и подлинности, с широким диапазоном творческих результатов. Некоторые серьёзные ритуальные группы призывают изучать кельтские языки и сажать деревья как неотъемлемую часть своей духовной практики.
В этих движениях сохраняются кельтские черты «высокого воображения» и сознательной связи с духовным и нечеловеческим миром. Как и друиды до них, многие практикующие сейчас берут на себя жизненно важную ответственность служить в качестве экологических посредников и выразителей. Таким образом, они помогают обеспечить процветание своего народа и мира нечеловеческого, от которого они зависят и с которым связаны, в современном мире.
Современные друиды
Принципы современного друидизма были заложены в начале 1700-х годов, среди его учеников числился британский поэт Уильям Блейк. Именно тогда группы практиков начали работу по поиску и восстановлению догматов друидической практики и духовности. Эти новые группы, известные как рощи, придали друидизму романтический оттенок, который можно наблюдать и сегодня.
Современные друиды собираются на церемонию летнего солнцестояния в кольце трилитонов на древнем городище Стоунхендж в Уилтшире, Англия. Это место было построено в течение 1500 лет, начиная примерно с 3000 года до н.э.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?