Традиционные религии Европы читать ~6 мин.
Дохристианские, исконные религии Европы часто упоминаются под общим названием «язычество». Язычество подавлялось средневековыми христианскими властями, но в последнее время отдельные люди и группы по всей Европе и за её пределами пытаются восстановить языческие религии древности.
Языческая Европа
Термин «язычник» возник в поздней Римской империи. Он происходит от латинского слова paganus, что означает «деревенский» или «сельский». Христианство со II века н.э. постепенно утверждалось в городах, в то время как в сельской местности дольше сохранялись дохристианские верования. Со временем слово «язычник» стало обозначать всех нехристиан в Римской империи и за её пределами.
В центральном Средиземноморье эти верования были вытеснены объединёнными усилиями христианской церкви и поздней Римской империи. Утверждение христианства положило конец религиозным традициям Древней Греции и Рима. Однако в других частях Европы, особенно на севере, языческие верования просуществовали вплоть до Средневековья.
Языческие божества
Дохристианские религии Европы были политеистическими и разнообразными. Их последователи поклонялись множеству божеств, которые олицетворяли как силы природы — землю, небо, реки, океан и плодородие, так и культурные явления — поэзию, закон, искусство, войну и торговлю.
В пантеонах разных народов Европы обнаруживаются сходства не только между собой, но и с религиями к востоку, в частности с зороастризмом в Иране и ранним индуизмом в Индии. Эти связи объясняются лингвистическим родством между европейскими языками (греческим, латынью, древненорвежским) и азиатскими (авестийским, ведическим санскритом). Эти сходства указывают на общее происхождение от гипотетического праиндоевропейского языка.
Языческая устная традиция
Поскольку языческие верования передавались преимущественно устно, сохранилось мало письменных источников. Многие из дошедших до нас документов были записаны христианскими священнослужителями, что затрудняет отделение исконных языческих традиций от христианских взглядов.
Когда схожие темы и мотивы встречаются в культурах, разделённых временем и расстоянием, это может свидетельствовать об их подлинной, дохристианской природе и общем происхождении из древних индоевропейских традиций.
Происхождение
Индоевропейские религии, как часть древних языческих традиций Европы, обладали уникальными чертами. Для них было характерно трёхчастное деление божественных функций: боги мудрости и верховной власти, боги войны и физической силы, а также боги мира и плодородия. Эта структура считалась образцом для социального устройства общества.
Боги и социальный порядок
Пример такой модели можно найти в скандинавской мифологии. Один олицетворяет мудрость и верховную власть (класс жрецов и правителей), Тор — войну и силу (класс воинов), а божества-близнецы Фрейр и Фрейя — мир и плодородие (класс земледельцев, рыбаков и ремесленников).
В большей или меньшей степени эти же три функции прослеживаются и в других европейских языческих традициях с индоевропейскими корнями.
Композитные языческие традиции
Европейские языческие религии также включают множество богов и богинь, функции которых выходят за рамки трёхчастной индоевропейской структуры. Это объясняется тем, что эти религии являются композитными, то есть смешивают привнесённые индоевропейские элементы с местными верованиями.
Такая композитная природа, вероятно, является результатом культурного слияния индоевропейских переселенцев с коренным неиндоевропейским населением. По оценкам историков, этот процесс происходил примерно в 2000–1000 годах до н.э.
Основы веры
В верованиях древних европейцев, как и во многих других культурах, ключевую роль играло поклонение природе. Солнце с самого начала было объектом глубокого почтения. Кроме него, поклонялись луне, звёздам, земле, воде, огню и большим деревьям. Дубы северной Европы, по-видимому, пользовались особым почитанием у кельтов и других народов.
Стоунхендж и Вальхалла
В древности религиозные верования сочетались с донаучным любопытством. Круги монолитов, такие как Стоунхендж в Англии, который ассоциируется с друидами, могли быть как древними астрономическими обсерваториями, так и храмами для поклонения небесным телам.
Ранние европейские религии были во многом утилитарными, то есть должны были приносить ощутимую пользу. Скандинавы (викинги) ценили славу в бою и нуждались в богах, дарующих воинскую доблесть. Согласно их верованиям, воин, павший в битве, немедленно попадал в Вальхаллу — их версию рая. Валькирии, девы-воительницы, носились над полем боя и с почётом уносили павших героев в Вальхаллу, где те пировали с другими храбрыми воинами.
Боги земледелия
С переходом к земледелию, заимствованному из Западной Азии или Северной Африки, возникла потребность в новых утилитарных богах. Бог солнца обеспечивал рост и созревание урожая, бог дождя давал влагу, а другие божества защищали посевы от вредителей и болезней. Таким образом, древние европейцы нуждались в помощи богов для процветания своих полей.
Распространение и развитие
Многое о языческих религиях Европы невозможно утверждать с полной уверенностью, поскольку христианизация континента сопровождалась массовым уничтожением языческих святынь. Языческие ритуалы и собрания запрещались как ересь, а сами термины «язычник» и «иноверец» приобрели крайне негативный оттенок.
Язычники, иноверцы и идолопоклонники
Эта враждебность уходит корнями в историю религиозных войн, когда разница между официально одобренной верой и ересью могла стоить жизни. Истоки этого можно найти в Библии, где часто используется синоним язычника — «идолопоклонник». В Ветхом Завете те, кто поклонялся иным божествам, кроме Яхве, считались поклонниками ложных идолов, и эта практика сурово осуждалась.
Основываясь на библейских текстах, термин «идолопоклонство» стал синонимом зла. Этот запрет перешёл и в христианство, хотя были сделаны исключения для изображений Иисуса, Марии и святых.
Христианство и нехристианство
Когда христианство распространилось по Европе, его лидеры рассматривали поклонение нехристианским божествам как мерзость, которую нужно искоренить. Большое беспокойство вызывало то, что многие новообращённые христиане продолжали почитать духов и богов своих местных, дохристианских религий. Это явление русский философ Георгий Федотов назвал двоеверием, имея в виду одновременное почитание христианских и языческих божеств в русской народной религии.
Вот один из многих примеров — проповедь Максима, епископа Туринского (Италия) начала V века, в которой он упрекает свою паству: “Вы должны удалить всю скверну идолов из ваших владений и изгнать все заблуждения язычества с ваших полей. Ибо нехорошо, чтобы вы, имея Христа в сердцах своих, имели антихриста в домах своих, чтобы ваши люди почитали дьявола в его святилищах, в то время как вы молитесь Богу в его церкви.”
Современные практики
Многие люди в Европе и США до сих пор отмечают Хэллоуин, который берёт начало от языческого кельтского ритуала Самайн. Этот осенний праздник огня считался временем, когда завеса между мирами истончается, и духи, включая души умерших, могут свободно перемещаться среди живых.
Кельтские, викканские и языческие черты сегодня
Следуя древним традициям, многие современные языческие, викканские и кельтские реконструкторские группы творчески сочетают старые и новые элементы, создавая духовность, актуальную для современного человека. Эти движения сильно различаются по глубине и аутентичности. Некоторые группы считают изучение кельтских языков и посадку деревьев неотъемлемой частью своей духовной практики.
В этих движениях сохраняются кельтские черты, такие как развитое воображение и сознательная связь с духовным миром. Подобно друидам прошлого, многие современные практики берут на себя роль защитников окружающей среды, помогая обеспечить гармоничное сосуществование своего народа и природы.
Современные друиды
Основы современного друидизма были заложены в начале 1700-х годов; среди его последователей был британский поэт Уильям Блейк. Именно тогда группы энтузиастов, известные как «рощи», начали восстанавливать догматы друидической духовности. Они придали друидизму романтический оттенок, который сохраняется и сегодня.
Современные друиды собираются для церемонии летнего солнцестояния в Стоунхендже в Уилтшире, Англия. Это мегалитическое сооружение строилось на протяжении 1500 лет, начиная примерно с 3000 года до н.э.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Русь «дохристианская» - старинные празднования
- Религия в Украине
- «Меч лета» Рика Риордана, краткое содержание
- Еврейская Библия
- Ковчег Завета
- Восточная православная церковь
- Вместе с Триером от трагедии к возрождению. Понять и простить
- Кельтская культура: характеристики изобразительного искусства, языка, религии
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?