Восточная православная церковь читать ~7 мин.
Восточные православные церкви вместе составляют одну из трёх основных традиций христианства (две другие — римский католицизм и протестантизм). Термин «православный» означает «правильно верующий» и отражает приверженность церкви истинной вере, сформулированной на семи вселенских соборах, которые определили вероучение и практику церкви в период с IV по VIII века. Восточное православие является второй по величине христианской традицией в современном мире — оно значительно уступает Римско-католической церкви по численности, но превосходит все протестантские деноминации вместе взятые.
Рождение восточного православия
Восточное православие возникло как доминирующее выражение христианства в восточной половине Римской империи. Организационная структура церкви была сосредоточена вокруг архиепископов Константинополя (современный Стамбул), Антиохии, Иерусалима и Александрии. В то же время на западе развивалась римско-католическая традиция с центром в Риме. Со временем отношения между восточной и западной христианскими традициями ослабевали из-за теологических разногласий, различий в обрядах и соперничества за власть. В 1054 году, в результате Великого раскола, христианство формально разделилось на Восточную православную и Римско-католическую церкви.
Вероисповедания
Сегодня восточное православие объединяет несколько церквей, разделённых по национальному и этническому признаку, но связанных общей верой, выраженной в их версии Никейского Символа веры. В частности, восточные православные имеют богословские разногласия с Римско-католической церковью относительно исхождения Святого Духа в Троице. В Никейском Символе веры, который читается в восточных православных церквях, говорится о Святом Духе, исходящем «от Отца». В римско-католической версии добавляется фраза «и Сына» (лат. Filioque), что вызывает у восточной церкви возражения как излишнее подчинение Святого Духа.
Организация
Архиепископ Константинополя, известный как экуменический патриарх, является символическим центром единства восточного православия. Его юрисдикция, Вселенский патриархат, охватывает Турцию (территорию бывшей Византийской империи), часть Греции, всю Европу, не входящую в другие юрисдикции, а также грекоязычных православных в Северной и Южной Америке. Остальная часть Средиземноморья разделена между патриархатами Антиохии, Иерусалима и Александрии.
С течением времени были признаны различные автономные православные юрисдикции. К числу крупнейших относятся Русская православная церковь, Украинская православная церковь, Православная церковь Греции, Болгарская и Румынская православные церкви.
После раскола между Восточной и Западной церквями некоторые православные общины по разным причинам вернулись в общение с Римско-католической церковью и теперь существуют как католические церкви восточного обряда. Такие церкви параллельно сосуществуют с православными юрисдикциями.
Происхождение
Восточное православие относится к восточной ветви христианства; две другие ветви — католицизм и протестантизм. Слово «православный» означает «правильно верующий» или «прямое мнение». Православное христианство считает своё учение путём к истине, не отклоняющимся от неё.
Православие и католицизм претендуют на статус первоначальной формы христианства. Католицизм основывает свои претензии на апостоле Петре, первом Папе Римском, а православие — на языке и географии. Православие возникло в восточной половине Римской империи, где население свободно владело греческим — языком Нового Завета. Самые ранние христианские документы были написаны на греческом в контексте зарождающихся православных церквей.
Евангелие от Иоанна
Особое значение для православия имеет Евангелие от Иоанна, которое подчёркивает божественность Иисуса и укрепляет связь между возникновением христианства и православия. Возникновение православия можно отнести к появлению первых христиан — апостолов в Иерусалиме, веривших в воскресение Иисуса. Эта дата приблизительно соответствует 30 году н.э. Апостолы считали себя евреями особой чистоты, поклоняющимися Мессии, что заложило основу для православных церквей.
Основы веры
Для понимания основ восточного православия важно изучить ключевые тексты, среди которых особое место занимает Евангелие от Иоанна. Несмотря на то что этот текст, вероятно, не был написан апостолом Иоанном, он важен своими утверждениями о божественности Иисуса.
В Евангелии Иисус представлен как Логос, или Слово Божье, и, будучи Словом, является полностью Богом. Православные церкви подчёркивают абсолютную божественность Иисуса, утверждая, что Он существовал вечно до рождения и будет существовать вечно после.
Эта вера была сформулирована на Никейском соборе в IV веке, который проходил на территории современной Турции, тогда христианской. На соборе был принят Никейский Символ веры — ключевой текст православия, в котором утверждается равенство Иисуса с Богом Отцом и Святым Духом, что составляет основу учения о Троице — едином Боге в трёх лицах.
Католицизм также принимает Никейский Символ веры, но в православной версии Символа есть дополнительный фрагмент. Согласно православному учению, после погребения и до воскресения Иисус сошёл в ад, чтобы освободить великих деятелей Ветхого Завета. Эти сцены широко отражены в православном искусстве, где Иисус изображается спасающим Адама и Еву и прорывающимся сквозь врата ада.
Восточное православное искусство
Православное искусство помогает лучше понять веру. В эпоху, когда грамотность была редкостью, иконы и фрески служили средством передачи богословских истин. Например, в раннехристианском искусстве Рима Иисус часто изображался без бороды, тогда как в православном искусстве он представлен бородатым мужчиной.
Особое внимание уделяется образу Марии, матери Иисуса. Восточное православие подчёркивает её роль как посредника между верующими и Богом. Когда Иисус воспринимался как суровый судья, Мария становилась более доступным для молитв заступником. В результате её почитание приближается к божественному уровню, и она воспринимается как женщина, на которую можно положиться. В православии Мария почти так же значима, как и Иисус.
Распространение и развитие
Изначально восточное православие было религией восточной половины Римской империи, поэтому география и язык сыграли ключевую роль в его распространении.
География восточного православия
Если провести условную линию от Италии на юг через Ливию по западной границе Египта, то почти все земли к востоку от неё были православными. Исключение — Египет, где преобладало коптское христианство. Это различие связано с языком: коптский развился из древнеегипетского после упадка иероглифов. Коптское христианство дало несколько выдающихся богословов, сыгравших важную роль в развитии православия.
Афанасий, епископ Александрии, был главным религиозным советником императора Константина I, который возвысил христианство до государственной религии Римской империи. Афанасий отстаивал полную божественность Иисуса, равного Отцу. Таким образом, за исключением Египта и Израиля (которые сохраняли иудейские традиции), восточное Средиземноморье было православным. Сирия и Турция, ныне мусульманские страны, в первые века после смерти Иисуса были православными.
Константин и Константинополь
Город Константинополь (ныне Стамбул) был назван в честь императора Константина I и стал резиденцией восточной Римской империи. Присутствие императора означало, что церковные лидеры подчинялись императорским указам. В православии, в отличие от католицизма, императоры имели значительное влияние на богословие.
Константин I созвал Никейский собор и активно вмешивался в религиозные вопросы, хотя сам был военным, а не богословом.
Возникновение Русской православной церкви
Особое значение для православия имело его распространение из Восточного Средиземноморья на север, в Россию, что привело к формированию Русской православной церкви. Россия становилась империей и стремилась распространять православие среди соседей. Как и императоры в Константинополе, русский царь претендовал на компетентность в богословских вопросах.
Учёные считают, что христианство было введено в Киевскую Русь греческими миссионерами из Византии в IX веке. Организованная христианская община существовала в Киеве уже в начале X века. В 957 году регент Ольга приняла крещение в Константинополе. В 988 году её внук, князь Владимир I, крестил Киевскую Русь, сделав христианство государственной религией.
Однако отношения между Римом и Константинополем ухудшались. В 1054 году папа римский и патриарх Константинополя взаимно отлучили друг друга от церкви — символический акт, означавший исключение из церковного сообщества и, по вере, потерю надежды на спасение.
Современные практики
Сегодня около 260 миллионов человек во всём мире исповедуют различные направления восточного православного христианства. Католицизм насчитывает около миллиарда последователей, преимущественно в странах Африки к югу от Сахары и Южной Америки, где православие практически не представлено, кроме миссионерской деятельности.
Православные монастыри
Православные церкви не являются миссионерскими в том смысле, как католическая церковь или некоторые протестантские деноминации. Будучи родоначальником монашества, православие распространялось через основание монастырей в отдалённых местах, где люди могли видеть пример молитвенной и созерцательной жизни. Таким образом, православие выступает одновременно как пример и защитник религиозной веры.
Разнообразие православных церквей
Восточное православие остаётся жизнеспособным и в XXI веке. Православные церкви классифицируются по национальному и языковому признаку. Среди них — Греческая, Сербская, Армянская апостольская и Сирийская православные церкви.
В Сирии ислам никогда полностью не вытеснил православное христианство. Сирийские православные общины, эмигрировавшие в США, основали там свои приходы. Таким образом, православие присутствует в США, хотя его последователи значительно уступают по численности протестантам, которые сыграли ключевую роль в основании страны.
В наши дни восточные православные церкви активно пропагандируют социальную справедливость, что соответствует основному посланию Иисуса, изложенному в Евангелиях — части Нового Завета.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия на Кипре
- Православная церковь в Чехии и Словакии
- Православная церковь в Китае
- Богородичный центр
- Религии в России
- Гуманизм
- Выставка «Тихая моя Родина…» посвящена юбилею Дмитрия Белюкина
- Выставка «Православные храмы России» открылась на родине живописца
- Третья часть проекта «Православные храмы» открылась в Зимнем театре
- Неделя православного кино начнётся в Казани 14 января
- Выставка уникальной православной литературы открылась в калужском Малоярославце
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?