Традиция Смарта читать ~11 мин.
Приверженцы традиции Смарта почитают множество богов индуизма как равных. Смарта считают, что божества – это отдельные личности, которые заслуживают уважения и поклонения, хотя в конечном счёте все они едины, как сказано в Ригведе, основополагающем писании индуизма. Пять главных божеств, которым поклоняются смартасы, – это Вишну, Сурья, Ганеша, Дурга и Шива.
Учение Шанкары
Многие возводят верования смарта к Шанкаре (Санкаре), знаменитому философу VIII века до нашей эры, который считал, что конечная реальность безлична и что цель жизни – слияние с Высшим. В его время наблюдался всплеск разнообразных религиозных традиций, таких как буддизм и джайнизм, которые конкурировали с давно устоявшимися ведическими и пост-ведическими религиозными традициями. Целью Шанкары было объединить все эти сообщества, показав богатство изначальной традиции. Он надеялся, что таким образом ему удастся примирить расходящиеся взгляды.
Подход Шанкары был прост. Он утверждал, что поклоняться можно всем индуистским богам и что преданные должны делать это в соответствии с указаниями, данными в соответствующих текстах. Эпосы и Пураны были основными текстами, о которых шла речь. Поскольку эти произведения известны под общим названием «Смрити», сообщество почитателей, сплотившихся вокруг него, в конечном итоге стало известно как Смартас («те, кто следует Смрити»).
Множественные божества
Таким образом, Шанкара утвердил законность поклонения различным божествам, показав, что множественные преданности совместимы с учением Вед, поскольку эти божества – не что иное, как проявления единого безличного Брахмана. Тем самым он успешно возродил интерес к ведической литературе и связанным с ней традициям. «Универсалистский» индуизм Шанкары получил широкое распространение, и большая часть современной Индии приняла его политеистическое мировоззрение.
Происхождение
Традиция Смарта относится к одной из четырёх основных сект в современном индуизме. Смартизм возник как попытка создать более универсальную и инклюзивную форму индуизма. В его основе лежит идея о том, что все боги, о которых говорится в священных индуистских писаниях и в местных традициях, являются лишь различными проявлениями одного и того же конечного и трансцендентного Бога, который присутствует во всей Вселенной. Поэтому боги одинаково авторитетны, и последователи принимают пять основных индуистских богов (Вишну, Шива, Сурья, Ганеша и Дурга) как в основном равных.
Тексты Смрити
Традиция Смарта основана на принятии индуистских текстов Смрити в качестве авторитетных. Термин «Смарта» фактически означает «последователь Смрити», что указывает на то, что члены традиции рассматривают тексты Смрити как основу своей веры. Смрити – это писания, которые были написаны позже Вед, и считается, что их авторами были люди, которые интерпретировали учения боговдохновенных Вед.
Шанкара
В первые века нашей эры некоторые философы были обеспокоены тем, что возникли различные школы индуизма (включая буддизм и джайнизм, которые возникли на основе индуизма). Различные секты, такие как вайшнавизм и шайвизм, принимали того или иного бога как превосходящего других и следовали различным ритуалам и практикам. Некоторые индуистские реформаторы пытались разработать теорию веры, которая была бы более инклюзивной.
Самым успешным реформатором и общепризнанным основателем традиции Смарта был Шанкара, философ восьмого века. Он учил, что высшая реальность или Брахман – это чистое сознание, безличное и не связанное с человеческими эмоциями. Однако Бог также обладал такими качествами, как сострадание, любовь и справедливость. Целью человечества было разорвать цикл рождения, смерти и перерождения, познав Бога и слившись с Высшим Существом после смерти. Чтобы установить эту связь и любовь к Богу, люди должны были поклоняться одному из индуистских божеств и отождествлять себя с ним.
Поскольку Шанкара рассматривал всех богов как проявление единого Бога, ему подходило любое из божеств, соответствующее убеждениям и темпераменту человека. Он выдвинул философию, в которой предложил пять равных богов, которым следует поклоняться. Ритуалы, описанные в текстах Смрити, должны выполняться, а последователи должны принимать Веды как авторитет. Шанкара помог возродить интерес к Ведам среди индусов и поощрял их изучение.
Основы веры
Центральное убеждение традиции Смарта состоит в том, что все боги одинаково действительны как объект поклонения. Теология, заложенная индуистским философом Шанкарой более 1200 лет назад, помогла утвердить идею политеизма и в то же время проповедовать монотеизм.
Боги в традиции Смарта
Пять основных богов, которых принимают Смарта, рассматриваются как различные аспекты единого Бога, чья сущность присутствует во всей Вселенной. Пять богов в созвездии Смарта – это Вишну, защитник и покровитель вселенной; Шива, бог-разрушитель; Деви, богиня, олицетворяющая плодородие, красоту, удачу и везение; Сурья, бог солнца; и Ганеша, слоноголовый бог, который устраняет препятствия и является покровителем обучения, науки и искусства. Некоторые Смарта в южной Индии также включают шестого бога, представляющего тот аспект Бога, который не имеет человеческих качеств и с которым поклоняющиеся могут себя отождествлять.
Традиция Смарта считается либеральной верой среди индусов, потому что те, кто предан одному конкретному богу, могут легко принять её учение. Например, многие индусы поклоняются Вишну как Верховному Богу. Согласно традиции Смарта, они могут посвятить себя ему, признавая при этом ценность других богов.
Тексты Смарта
Основными текстами традиции Смарта являются Рамаяна и Махабхарата, два великих эпоса древнеиндийской религиозной литературы. Рамаяна, в частности, популярна для ежедневного чтения. Бхагавадгита (которая является частью Махабхараты) и комментарии к ней учёных Смарта часто читаются Смартами. Пураны, собрание мифологических историй о различных индуистских богах, занимают центральное место в смартаизме. Обычно читаются более современные книги по религиозному праву и литературе, а различные гимны и молитвы, написанные индуистскими святыми и поэтами, могут читаться во время богослужений Смарта.
Практики
От смарта ожидается, что они будут следовать ортодоксальным и традиционным индуистским ценностям. Необходимо соблюдать правила и предписания, такие как диета и аскетический образ жизни, изложенные в Ведах. Кастовая система поддерживается традицией Смарта, которая учит, что каждый человек должен следовать правилам и обязанностям, ожидаемым обществом для его социального положения.
Религиозное поклонение Смарта включает в себя практику, известную как Панчаятана пуджа. Изображения пяти богов, которые являются объектами почитания Смарта, помещаются на круглое открытое металлическое блюдо. Бог, с которым отдельный смарта чувствует наиболее тесную связь, размещает своё изображение в центре блюда, а остальные четыре изображения располагаются по краям. Аналогичным образом, в храмах Смарта один бог обычно отмечается как главное божество и имеет святилище, расположенное в центре храма. Вокруг него располагаются меньшие святилища для остальных четырёх божеств.
Предполагается, что люди, особенно мужчины, должны пройти через четыре стадии жизни, известные как ашрамы. На каждом этапе человек должен испытать удовлетворение, соответствующее данному периоду его жизни. Эти стадии: ученик-бакалавр, когда человек учится у гуру, чтобы узнать о вере; домохозяин, когда человек женится, растит детей и выполняет общественные обязанности; жизнь на пенсии, когда человек начинает отстраняться от материальных забот; и жизнь отречённого, когда человек практикует аскетизм.
Распространение и развитие
По мере распространения традиции Смарта по всей Индии её традиционно практиковали в основном брамины высшего класса. Они строго следовали тщательно разработанным правилам и ритуалам, изложенным в Ведах, включая жертвоприношения животных.
Основные идеи
Традиция Смарта тесно связана с осознанием того, что истинное «я» (душа или атман) тождественно высшей реальности или Богу (Брахману), и что это осознание может быть достигнуто путём медитации. Йога широко практикуется верующими. Отказ от повседневного мира и его соблазнов стал считаться необходимым для духовного прогресса на пути к освобождению души от цикла перерождений.
Традиция Смарта была тесно связана со школой индуистской философии, известной как Адвайта Веданта, которая учила, что не существует двойственной природы, то есть душа – это то же самое, что и конечная реальность. Важные учителя традиции Смарта, включая её основателя Шанкару, учили своих слушателей тому, что священные писания представляют собой единое целое, несмотря на кажущиеся противоречия.
Монастыри и храмы
Многие из глав монастырей, основанных Шанкарой, оказали влияние на развитие его учения и распространение традиции Смарта по всей Индии. Хотя традиция Смарта разделяет характерное для индуизма отсутствие религиозной иерархии, со временем в этой вере появились определённые институты, которые высоко почитаются верующими. Главные монастыри соответствуют четырём кардинальным направлениям и стали центрами обучения и преданности Смарта. Другие матхи были основаны для поддержки местных групп верующих и для содействия изучению текстов Смарта.
Шанкара также основал 10 монашеских орденов Смарта. Они несут ответственность за продолжение обучения и распространение влияния этой веры по всей Индии и по всему миру.
Храмы Смарта также строились со времён Шанкары. В них, как правило, принята практика главного святилища, посвящённого одному из пяти богов, которым поклонялись Смарта, в окружении четырёх меньших святилищ, посвящённых остальным четырём богам. Храмы Смарта чаще встречаются в западной и южной Индии, чем в других частях.
Развитие практик
Со временем последователи традиции Смарта разработали распорядок дня, который включал в себя купание, особенности и медитацию. Они должны были придерживаться саттвической диеты, в которой особое внимание уделялось сезонным продуктам. Важными элементами саттвической диеты были фрукты, молочные продукты, орехи, семена, масла, овощи, бобовые, цельное зерно и немясные белки. Строгие вегетарианцы критиковали эту диету за включение в неё молочных продуктов. Также предполагалось ежедневное чтение религиозных книг и заучивание частей Вед.
Каждая семья Смарта прослеживает свою религиозную родословную, известную как Готра. Каждая готра ведёт свою родословную от риши – поэта, достигшего знаний и написавшего священные гимны. Члены одной готры считаются братьями и сёстрами и не могут вступать в брак друг с другом.
Современные практики
Традиция Смарта сыграла важную роль в содействии созданию современной независимой Индии. Благодаря своей объединяющей тенденции, Смарта помогла укрепить общеиндийскую идентичность, которая была построена на священных традициях индуизма. В то время как другие секты, такие как вайшнавизм и шайвизм, ориентировались на одно божество как верховное, Смарта была несектантской и рассматривала всех богов как равных. Региональные, культурные и политические различия, существовавшие среди индусов до обретения Индией независимости в 1947 году, ослабли, когда индусы смогли почувствовать себя частью веры, которую разделяет большинство их соотечественников.
Привлекательность и критика
Сегодня традиция Смарта остаётся сильным движением в религиозном секторе Индии. Это самая маленькая из четырёх основных сект индуизма, но многие члены других сект разделяют некоторые концепции учения Смарта. Приверженцев Смарта можно встретить по всей Индии, особенно в северной и южной частях страны. Многие Смарта также перенесли свою веру в другие страны.
Критики традиции Смарта отмечают, что развитие полной любви и преданности одному богу обычно требует единоначалия, но что соперничество и неуверенность могут быть результатом страха последователей Смарта направить все своё внимание не на того бога. Кроме того, некоторые критики считают, что пантеон богов Смарта усиливает стереотип индуизма как политеистического среди неверующих.
Современные учителя
Некоторые из ведущих индуистских учителей и святых, оказавших влияние на современный индуизм, были смартами. Рамакришна Парамахамса, мистик и йог XIX века, вступил в духовную жизнь в раннем возрасте. Он стал важным лидером в возрождении индуистских учений. Рамакришна отвергал кастовую систему и религиозные предрассудки. Многие мужчины и женщины приходили к Рамакришне, чтобы усвоить его идеи и продолжить его учение. В его честь в 1897 году Свами Вивекананда основал Миссию Рамакришны. Миссия предоставляла медицинскую помощь, помощь при стихийных бедствиях, управление сельскими районами, а также начальное и среднее образование для всех индийцев. Члены Миссии отправились в другие страны, чтобы начать распространять своё учение.
Среди других современных лидеров Смарта – Брахмананда Сарасвати, который в 1940-х и 1950-х годах был Шанкарачарьей монастыря Джьотир Матх. Брахмананда руководил возрождением монастыря как центра обучения Смарта.
Современные тенденции
Многие смарта считают, что их секта растёт. Многие вайшнависты, шайвисты и шактисты принимают учения традиции Смарта, даже сохраняя свою принадлежность к другим сектам. Растущее число последователей в США, Европе и других западных культурах стремится узнать больше о Традиции Смарта. Большое количество новых последователей находят привлекательным несектантский подход Традиции Смарта и аспект всеобщего признания.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Первая персональная выставка живописца СУРО в зале МСХ
- В Коломенском представили работы творческого объединения «Паровоз»
- Творчество художника Макса Бирштейна на выставке «МАКС 100. Кот истории»
- Театр Натори представил пьесу основателя театра абсурда в Японии
- Ректор института им. Сурикова представил свои картины в Нижнем Новгороде
- Индуизм
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?