Репрезентативное (изобразительное) искусство читать ~9 мин.
В живописи и скульптуре термин «репрезентативное искусство» (часто используют более распространённый термин «изобразительное») обычно относится к изображениям, которые чётко распознаются как то, на что они претендуют, например, человеческая фигура, банан, дерево и так далее. Такие изображения не обязательно должны соответствовать жизни. Так, дерево не обязательно должно быть зелёным или даже вертикальным, но оно должно чётко представлять или быть узнаваемым как дерево. В отличие от этого, нерепрезентативное или абстрактное искусство состоит из изображений, которые не имеют чёткой идентичности и должны быть интерпретированы зрителем.
Даже в этом случае не существует абсолютного различия между абстракцией и реализмом. Вместо этого, представьте себе континуум между (в одной крайности) чистой абстракцией и (в противоположной крайности) ультрареализмом. В какой-то точке этой линии абстрактные образы становятся достаточно узнаваемыми, чтобы мы могли охарактеризовать их как репрезентативные, но определить такую точку заранее невозможно.
Тем не менее, можно сказать, что репрезентативное искусство включает в себя все изображения, которые представляют идентифицируемый объект или серию объектов. Обычные примеры этого вида искусства включают портреты, традиционные пейзажи, картины бытовых сцен, исторические или мифологические картины, натюрморты и, конечно, различные виды фигуративных и конных статуй.
Картины или скульптуры человеческой формы – своего рода подкатегория изобразительного искусства – также иногда называют «фигуративным искусством». Экспрессионистские версии человеческих форм (например, работы современного колумбийского художника Фернандо Ботеро) могут быть названы «неофигуративным» искусством.
Наблюдение против интерпретации
Ещё один способ оценить разницу между репрезентативным и нерепрезентативным искусством – посмотреть на вещи с точки зрения художника. Художники репрезентативного искусства обычно выступают в роли наблюдателей и пытаются воспроизвести то, что они видят. Конечно, они «интерпретируют» то, что видят – поэтому два художника не будут рисовать сцену одинаково – но их главная цель – наблюдать и воспроизвести объекты, находящиеся перед ними. Так, например, живопись на пленэре – подход, популяризированный импрессионистами XIX века – почти всегда является изобразительной.
В отличие от них, нерепрезентативные художники имеют другую направленность. Их цель – создать более «интеллектуальный» образ, который не связан напрямую с каким-либо узнаваемым объектом и который, как следствие, должен быть интерпретирован. Этот нерепрезентативный подход хорошо иллюстрирует абстрактное движение 20-го века, например, работы Пита Мондриана (1872-1944), Марка Ротко (1903-1970) и Шона Скалли (р. 1945), чьи картины лишены какого-либо объективного смысла и поэтому должны интерпретироваться исключительно зрителем.
Истоки
Большинство древнего искусства является изобразительным и практиковалось ещё в каменном веке (ок. 2 000 000-10 000 до н.э.). Примеры включают такие скульптуры, как «Венера из Тан-Тана» (Марокко) и «Венера из Берехат-Рама» (Израиль), а также наскальные рисунки из Ласко (Франция) и Альтамиры (Испания).
Современное изобразительное искусство в значительной степени происходит от греческого и римского искусства (ок. 650 г. до н.э. – ок. 350 г. н.э.), примером которого является греческая скульптура, такая как «Марафонская юность» (III в. до н.э.) Праксителя; «Умирающий галл» (ок. 232 г. до н.э.) Эпигона; Лаокоон и его сыновья (ок. 40 г. до н.э.) Хагесандра, Полидора и Афинодору. Одним из лучших примеров изобразительной римской скульптуры является спиральный барельеф на колонне Траяна, относящийся к периоду Юлиев-Клавдиев. Эти произведения классической древности послужили основой для позднего итальянского Возрождения, которое само оказало огромное влияние на художников вплоть до 20 века. Китайская терракотовая армия, созданная в эпоху искусства династии Цинь (221-206 гг. до н.э.), является, возможно, величайшим примером изобразительного искусства).
Стили репрезентативности
Итальянское искусство Возрождения пропагандировало «идеальный» тип репрезентативности, примером которого являются скульптуры Давида Донателло и Микеланджело. Обнажённый человек рассматривался как высшая форма творческого самовыражения, и фигуры часто рисовались и ваялись в идеализированном виде. В эпоху Возрождения Флоренция, Рим или Венеция демонстрировали очень мало «уродливых» лиц или тел. Техники линейной перспективы были изучены и задокументированы.
Однако эта ситуация изменилась в период маньеризма (ок. 1530-1600), начиная с фрески Микеланджело Страшный суд в Сикстинской капелле. Фигуры становились менее идеализированными и более «реальными», особенно за пределами Италии, где преобладала неидеалистическая масляная живопись, в частности, в Голландии, где реалистические традиции Яна Ван Эйка (1390-1441) и Рогира ван дер Вейдена (1399-1464) привели к созданию несравненной школы голландского реализма, примером которой являются изысканные интерьеры Яна Вермеера (1632-1675).
Однако, благодаря власти церкви, а также непреходящему влиянию итальянского Возрождения, выразившемуся в великих европейских академиях искусств, только после промышленной революции (ок. 1790-1850) зародилось движение реализма, и художники начали изображать истинную реальность жизни вместо идеализированного разнообразия. (Но см. также Английская школа фигуративной живописи: 18-19 век) Это повлияло как на методы живописи, так и на сюжеты. Например, в полной мере проявился цвет, поскольку художники пытались изобразить то, что видели. Так, если стог сена в умирающем свете казался розовым, его рисовали розовым.
Изобразительное искусство 20 века
В последние 30 лет 19 века в европейской изобразительной живописи доминировали свободные методы импрессионизма, представители которого, тем не менее, придавали большое значение традиционным навыкам рисунка, цвета и композиции.
Например, импрессионист Эдгар Дега (1834-1917), который преуспел в жанровой живописи, был одним из лучших рисовальщиков в истории искусства, а импрессионист-портретист Джон Сингер Сарджент (1856-1925) был мастером техники «au premier coup» (один точный мазок, без доработки) и одним из величайших масляных живописцев современности. Однако появление Ван Гога (1853-1890) в конце 1880-х годов ознаменовало важные перемены.
Драматическая кисть импасто Ван Гога и высоко персонализированные картины положили начало экспрессионистскому стилю, который впоследствии был развит норвежцем Эдвардом Мунком (1863-1944) и, в частности, немецкими группами, такими как Der Blaue Reiter, Die Brucke, Die Neue Sachlichkeit и такими художниками, как Василий Кандинский (1844-1944), Пауль Клее (1879-1940), Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938), Отто Дикс (1891-1969), Алексей фон Явленский (1864-1941), Эгон Шиле (1890-1918), Оскар Кокошка (1886-1980) и Макс Бекман (1884-1950). Хотя ранний экспрессионизм всё ещё придерживался (в основном) изобразительного подхода, он отвергал академические традиции, предпочитая более субъективный подход к искусству. Со временем это привело к ослаблению традиционных живописных методов, что в сочетании с политическими событиями начала XX века привело к росту абстрактного искусства и появлению постмодернизма. В результате к 1940-м годам в мире искусства (центром которого к тому времени стал Нью-Йорк) наблюдалось преобладание формы над содержанием.
Пикассо, кубизм и привлекательность абстракции
В дополнение к подъёму немецкого экспрессионизма и лежащего в его основе субъективизма, реальная живопись испытывала давление со стороны других художников, которые были недовольны её старомодным образом и отсутствием интеллектуальных возможностей. К сожалению, в своей попытке «переосмыслить» и «модернизировать» искусство, эти художники фактически «выплеснули ребёнка вместе с водой». Это явление, возможно, иллюстрируется работами испанского художника Пабло Пикассо (1881-73), который преуспел как в репрезентативном, так и в нерепрезентативном искусстве. (Примечание: Для объяснения современных работ художников, подобных Пикассо, см: Анализ современной живописи: 1800-2000).
В начале своей карьеры (ок. 1901-7 гг.), в частности в «голубом периоде» и «периоде роз», Пикассо сосредоточился на реалистической живописи. Затем последовал короткий «африканский период» (époque negre), во время которого его образы стали более искажёнными (например, «Авиньонские демуазели»), а затем революционный стиль кубизма (ок. 1908-19), чьи разрозненные формы (например, «Девушка с мандолиной», 1910) являются одними из самых известных примеров нерепрезентативной живописи. Проще говоря, Пикассо считал, что натуралистическое искусство достигло своего предела в эпоху импрессионистов (1870-1900) и фовистов (ок. 1905).
В результате он решил поэкспериментировать с более нерепрезентативными (абстрактными) формами искусства – подход, который он и Жорж Брак считали более «интеллектуальным» – и тогда они должным образом пришли к кубизму. (Путь Пикассо от реализма к «абстракции» лучше всего рассмотреть, изучив его портфолио портретов, вплоть до его знаменитой «Плачущей женщины» 1937 года).
Тем не менее, несмотря на подлинно революционный характер кубизма и его вклад в историю искусства, и несмотря на огромный творческий потенциал Пикассо за 92 года его жизни – творчество, включающее экспрессионизм, кубизм и сюрреализм – он никогда не был по-настоящему заинтересован в чистой абстракции, и большинство его шедевров были (спорно) репрезентативными. Обратите внимание также на использование им идиомы классицизма – см: Неоклассические фигурные картины Пикассо (1906-30) – и его вклад в Классическое возрождение в современном искусстве (ок. 1900-30).
Почему важно репрезентативное искусство?
По мнению незабвенного философа Карла Поппера, “объективная значимость высказывания зависит от того, можно ли доказать его ложность. Если невозможно доказать его ложность, то оно не имеет большой значимости. Например, моё утверждение: Я думаю, что это искусство – не может быть опровергнуто и поэтому не имеет большой значимости, кроме, возможно, как доказательство моего личного мнения”.
Стандарт художественных достоинств
Репрезентативное искусство важно прежде всего потому, что оно обеспечивает стандарт, по которому можно судить о художественных достоинствах. Например, портрет может быть оценен по сходству, которое он передаёт с натурщиком; пейзаж может быть оценен по сходству с конкретной сценой; уличный пейзаж может быть сравнён с реальной жизнью; картина затемнённой сцены может быть оценена по тому, насколько хорошо она изображает свет и тень, и так далее. Но нерепрезентативное искусство не претендует на то, чтобы изображать что-либо в реальной жизни, и поэтому не может оцениваться по объективным критериям. В результате репутация нерепрезентативных художников и скульпторов может полностью зависеть от капризов моды в мире искусства, а не от очевидного мастерства.
Основа для всего изобразительного искусства
Во-вторых, репрезентативное искусство является важной основой для всего изобразительного искусства, потому что оно зависит от мастерства художника в рисовании, перспективе, использовании цвета/тона, изображении света и общей композиции: навыки, которые лежат в основе многих видов изобразительного искусства. Более того, этим объективным навыкам можно обучать студентов на благо всех, не в последнюю очередь потому, что такое обучение может использовать, поддерживать и совершенствовать художественные методы.
Делает искусство доступным для публики
В-третьих, поскольку репрезентативные изображения легко узнаваемы и, следовательно, воспринимаемы, они помогают сделать искусство доступным для широкой публики. Напротив, абстрактные или нерепрезентативные произведения искусства могут потребовать от зрителя значительных знаний, прежде чем они будут «по-настоящему» поняты. Это требование часто выступает в качестве достойного сожаления «барьера» между художниками и публикой.
Всё это не умаляет достоинств абстрактного искусства. Тем не менее, я надеюсь, что эти положения показывают, что репрезентативная живопись и скульптура играют незаменимую роль в создании, оценке и наслаждении изобразительным искусством, и должны активно продвигаться ответственными лицами и организациями.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?