Алессандро Альгарди:
скульптор эпохи барокко читать ~6 мин.
Один из величайших скульпторов барокко, итальянский художник Алессандро Альгарди (1598-1654) был главным выразителем стиля, известного как классицизм высокого барокко. Это был стиль, занимавший промежуточное положение между драматическим натурализмом Бернини и сдержанным классицизмом фламандского художника Франсуа Дюкенуа (1594-1643). Творчество Альгарди стало образцом для многих памятников в Италии, Франции и Фландрии.
Работая преимущественно в Риме, Альгарди наиболее известен тремя крупными произведениями барочной скульптуры: Гробница папы Льва XI (1634-44), колоссальный рельеф Папа Лев Великий останавливает Аттилу у ворот Рима (1646-53) – оба находятся в Базилике Святого Петра в Риме – и скульптурная группа Обезглавливание Святого Павла (1641-47) в церкви Сан-Паоло в Болонье. Он также прославился своими портретными бюстами и считается одним из лучших портретных скульпторов и мастеров мраморной скульптуры своего времени.
Биография
Альгарди родился в Болонье и первоначально обучался в Академии Прогрессоров (Accademia degli Incaminati) – центре болонской школы, основанной Аннибале Карраччи. Эта академия делала упор на рисование с натуры и смелую живописную технику. Интерес к скульптуре привёл его к тому, что он стал учеником и помощником скульптора Джулио Чезаре Конвенти (1577-1640).
Альгарди проявил исключительный талант уже в молодости. Когда ему было всего 20 лет, его работы привлекли внимание герцога Фердинанда I Мантуанского, который дал ему ряд важных заказов. В этот период Альгарди работал преимущественно в лепнине и терракоте, поскольку в Болонье было мало качественного местного камня. Кроме того, он приобрёл навыки тонкой работы и был привлечён несколькими золотых дел мастерами и ювелирами для создания моделей из золота, серебра и слоновой кости.
Гробница Льва XI
Настоящий прорыв в карьере Альгарди произошёл в 1634 году, когда кардинал Роберто Убальдини (из рода Медичи) получил задание создать погребальный памятник для папы Льва XI (1535-1605), который занимал папский престол менее месяца в 1605 году. Альгарди получил этот престижный заказ и использовал композиционную схему, схожую с той, которую Бернини применил для Гробницы Урбана VIII (1627-1647): папа восседает на троне, его рука слегка поднята в благословении, а две аллегорические женские фигуры стоят по обе стороны от возвышенного трона. Однако мраморная композиция Альгарди менее динамична, чем произведение Бернини, которое отличается большей драматичностью и экспрессией.
Тот факт, что Альгарди была оказана честь создать папскую гробницу, свидетельствует о высоком уважении, которым он пользовался в художественных кругах. Его скульптура имеет большое значение для развития искусства барокко, поскольку это первая крупная работа, в которой была предпринята попытка примирить натурализм Бернини с более классическим художественным языком. Хотя пышные и живописные складки драпировки обнаруживают очевидное влияние Бернини, Альгарди намеренно избегал использования драматических эффектов. Несмотря на свою относительную сдержанность, эта работа оказала даже большее влияние на последующее развитие скульптуры, чем папские гробницы самого Бернини.
Работая над погребальным памятником Льва XI, Альгарди выполнил второй крупный заказ – статую Экстаз святого Филиппа Нери с коленопреклонёнными ангелами (1638, церковь Санта-Мария-ин-Валличелла, Рим). Эту работу можно сравнить с драматическим Экстазом святой Терезы Бернини (1647-1652). Вскоре после этого он завершил аналогичную группу для церкви отцов-варнавитов в Болонье – Обезглавливание святого Павла (1641-47). Здесь изображены коленопреклонённый святой, смиренно принимающий свою участь, и палач, готовящийся нанести смертельный удар.
Эти три произведения христианского искусства создали Альгарди прочную репутацию в Риме. Несмотря на типично барочные черты в энергичности и выразительности поз и расположения фигур, его произведениям присущ определённый классический героизм. Они фактически сделали его лидером римской художественной альтернативы стилю Бернини – эта роль ещё более укрепилась после его избрания (1640) главой престижной Академии изящных искусств Святого Луки в Риме.
Для того чтобы лучше понимать творчество таких важных мастеров трёхмерного искусства, как итальянский скульптор Алессандро Альгарди, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Папа Лев Великий останавливает Аттилу у ворот Рима
Положение Альгарди значительно улучшилось после вступления Иннокентия X – представителя влиятельного болонского дома Панфили – на папский престол в 1644 году. Среди дополнительных заказов, которые это покровительство принесло ему, были следующие важные проекты.
Во-первых, архитектурно-скульптурный проект виллы Дориа Панфили (1645-1648) у ворот Сан-Панкрацио в Риме. Этот масштабный проект был совместной работой Альгарди и архитектора Джироламо Райнальди. Альгарди и его мастерская создали многочисленные скульптурные работы для интерьеров, внешнего фасада, а также фонтаны, статуи и другие декоративные элементы сада. Во-вторых, выразительный бронзовый портретный бюст Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим). В-третьих, грандиозный мраморный рельеф Встреча папы Льва Великого с Аттилой для собора Святого Петра, изображающий папу Льва Великого, останавливающего предводителя гуннов Аттилу от похода на Рим (1646-1653). Эта монументальная работа, в то время самая большая рельефная скульптура в мире, включала в себя вырезание двух трёхметровых центральных фигур, изображающих Льва Великого и Аттилу.
Среди других значительных заказов – ряд престижных проектов для Испании, в частности, для королевского дворца Аранхуэс (фонтан Нептуна) и монастыря Августинцев в Саламанке (погребальная гробница графа де Монтерея и его жены); архитектурное оформление фасада церкви Святого Игнация ди Лойолы в Кампо Марцио в Риме; а также многочисленные бронзовые и порфировые портретные бюсты, которые пользовались особой популярностью среди его аристократических покровителей.
К сожалению, в последние годы жизни Альгарди настолько располнел, что физическая работа с камнем стала почти невозможной, и ему пришлось всё больше полагаться на своих талантливых помощников. Он умер в Риме в 1654 году, вскоре после завершения своей знаменитой скульптуры, изображающей встречу Льва Великого и Аттилы.
Наследие
По художественному стилю Альгарди был ближе к Франсуа Дюкенуа (1597-1643), чем к Бернини. Хотя технически и творчески он не мог сравниться с экспрессивным реализмом последнего, он умерил бернининскую экстравагантность классической трезвостью и демонстрировал тщательное внимание к деталям, особенно к костюму и драпировке. Эти качества проявляются прежде всего в его портретных работах и скульптурных группах с изображением детей: его терракотовые модели высоко ценились коллекционерами того времени. Его монументальные рельефные скульптуры и статуи также задали высокий стандарт для многих будущих памятников. Среди его наиболее известных учеников были Эрколе Феррата (1610-1686), Доменико Гвиди (1625-1701) и Антонио Рагги (1624-1686), а также Джироламо Лученти, Франческо Баррата и Джузеппе Перони.
- Барокко
- Барокко
- Архитектура барокко
- Искусство барокко
- Голландские художники-реалисты XVII века
- Музей-заповедник «Абрамцево» приглашает на выставку «Триалог»
- Выставка Ирины Марц в залах Российской академии художеств
- Персональная выставка Ирины Марц в выставочном зале РАХ
- Евгений Марцинкевич
- Персональная выставка Маргариты Марцинечко «Лики бытия». К юбилею автора
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?