Андре Боневё:
готический скульптор, художник читать ~4 мин.
Андре Боневё (фр. André Beauneveu; ок. 1335 — ок. 1400) — франко-фламандский скульптор, миниатюрист, живописец и мастер-витражист. Он наиболее известен своими скульптурами, созданными во время службы у короля Карла V Французского и Жана, герцога Беррийского. Стиль Боневё принадлежал к готическому искусству, отличался натурализмом и отражал традиции северной готики и художественное влияние Жана Пюселя конца XIV века. Его самая известная из сохранившихся работ — гробницы Карла V и его семьи в аббатстве Сен-Дени (1365).
Биография
Боневё родился в Валансьене около 1335 года. О его ранней жизни и обучении искусству скульптуры известно мало — сведения о нём сохранились в основном в счётных книгах его покровителей. Первое документальное упоминание о его художественной карьере относится к 1359 году: в счетах герцогини Иоланды де Бар он указан как мастер, украшавший часовню в её замке в Ньеппе (ныне разрушен).
Мраморные изваяния: Гробница Карла V
В 1364 году Боневё переехал в Париж, где был принят в большую художественную мастерскую короля Карла V. В записях этого периода король называл его “наш уважаемый Андре Боневё, наш скульптор”, что свидетельствует о высоком признании его таланта.
В 1365 году Карл V поручил Боневё изваять четыре мраморных надгробия: для своего деда Филиппа VI, отца Иоанна II, для себя и своей супруги Жанны де Бурбон. Этот заказ имел важное политическое значение, поскольку гробницы предназначались для аббатства Сен-Дени — традиционной усыпальницы французских монархов. Размещая там захоронения, Карл V утверждал легитимность своей династии Валуа.
Гробницы были выполнены в соответствии с традициями того времени: изваяния из белого мрамора — «гизанты» (фигуры усопших, изображённых лежащими) — покоились на плитах из чёрного мрамора. К сожалению, захоронения были разрушены во время Французской революции в 1793 году, но их первоначальный вид известен благодаря рисункам XVII века. Некоторые гизанты сохранились, включая скульптуру самого Карла V. Король изображён лежащим, но ещё живым, а черты его лица проработаны более тонко, чем у других фигур. Вероятно, гизант Карла V выполнил сам Боневё, а остальные — его мастерская.
Другие скульптурные работы
С 1374 по 1377 год Боневё работал над погребальным памятником для графа Фландрии Луи де Маля. Проект по неизвестным причинам не был завершён. Однако статуя Святой Екатерины, которая должна была стать частью опорной конструкции, сохранилась и находится в церкви Богоматери в Кортрейке, Бельгия. Эта реалистичная фигура с мягко изогнутой позой, естественными чертами лица и прямым взглядом даёт ясное представление об элегантности, которую так ценили в искусстве Боневё.
Чтобы оценить таких важных трёхмерных художников, как готический скульптор Андре Боневё, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Служба у Жана, герцога Беррийского
В 1386 году Боневё поступил на службу к одному из величайших покровителей европейского средневекового искусства — Жану, герцогу Беррийскому. Боневё был назначен главным мастером, ответственным за надзор над всеми живописными и скульптурными работами. В частности, он руководил оформлением великолепного замка герцога Меэн-сюр-Йевр в Шере, Франция.
Замок является прекрасным образцом архитектуры интернациональной готики и раннего Ренессанса. Единственный сохранившийся скульптурный фрагмент из замка — большая бородатая голова, которая ныне хранится в Лувре. Предположительно, она принадлежала статуе одного из двенадцати апостолов, украшавших колонны в часовне замка.
Хотя высказывалось предположение, что голова была создана Жаном де Камбре, преемником Боневё, эта версия, как правило, отвергается. Витражи и другие произведения декоративного искусства в Меэне так высоко ценились современниками, что брат герцога, Филипп II Смелый, герцог Бургундский, отправлял своих придворных художников (Клауса Слютера и Жана де Бомеца) для их изучения.
Боневё также создавал витражи и скульптурные украшения для дворца герцога в Бурже. Несколько статуэток из Буржа сохранились и сегодня находятся в различных частных и государственных коллекциях. Разнообразие стилей в этих работах напоминает о том, что североевропейская скульптура того периода часто была результатом коллективного труда, где ведущий мастер задавал стандарты, а подмастерья выполняли основную работу.
О развитии событий в Италии см: Итальянская скульптура эпохи Возрождения.
Живопись: Иллюминированные рукописи и миниатюры
Талант Боневё не ограничивался скульптурой. Он также был выдающимся художником, создававшим картины и иллюминированные рукописи. Для Псалтири герцога Беррийского он выполнил 24 полностраничные миниатюры с изображениями пророков и апостолов. Фигуры написаны в технике гризайль, а выбранные ракурсы свидетельствуют о глубоком интересе Боневё к реалистичному трёхмерному моделированию.
Документы того времени подтверждают, что Боневё получал заказы на станковые картины и панно, однако ни одно из этих произведений до нас не дошло. В начале XX века несколько картин были атрибутированы Боневё, но позже эти атрибуции были опровергнуты. Единственными крупными «живописными» работами, которые можно с уверенностью связать с его именем, остаются его витражи.
Документальные упоминания об Андре Боневё обрываются после 1398 года. Принято считать, что он умер около 1400 года.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?