Андре Боневё: готический скульптор, художник читать ~4 мин.
Франко-нидерландский скульптор, иллюминатор, живописец и витражист, Боневё наиболее известен своими скульптурами, которые он создал, находясь на службе у короля Карла V и Джона герцога Беррийского. Стиль Боневё готического искусства был натуралистичным и отражал стиль северной готики и пучеллианского возрождения конца XIV века. Его наиболее известная из сохранившихся работ – гробницы Карла V и его семьи (аббатство Сен-Дени, 1365).
Биография
Боневё родился в Валансьене в 1335 году, о его жизни и о том, как он научился искусству скульптуры, известно немного – любые упоминания о нём встречаются в основном в счетах его покровителя. В 1359 году он появляется на счетах герцогини Иоланды де Бар, где Боневё записан как украшающий часовню в её замке в Ньеппе (ныне разрушенном). Это самая ранняя запись о его художественной карьере.
Мраморные фигуры: Гробница Карла V
В 1364 году он переехал в Париж и был принят на работу в обширную художественную мастерскую короля Карла V. Записи этого периода показывают, что Карл называл Боневё “наш уважаемый Андре Боневё, наш скульптор” – таким образом, его ценность как художника была уже установлена.
В 1365 году Карл поручил Боневё изваять 4 мраморных чучела для гробниц его деда, отца и его самого. Это был прежде всего политический заказ – гробницы предназначались для аббатства Сен-Дени, где традиционно хоронили французских королей. Поместив гробницы в аббатство, Карл тем самым подтвердил законность линии престолонаследия своей семьи.
Гробницы были оформлены в соответствии с традициями того времени: блестящие белые «гизанты» (скульптуры усопших, изображённых лежащими) покоились на плитах из чёрного мрамора. К сожалению, гробницы были разрушены в 1793 году, но рисунки XVII века наглядно показывают, как они должны были выглядеть. Однако некоторые из гизантем сохранились, в том числе и гизанта самого Карла. Шарль изображён лежащим, но ещё живым, и его черты лица более тонкие и лучше проработаны, чем у других гизантов. Вполне возможно, что Боневё был ответственен за гизант Шарля, а его мастерская – за остальные.
Другие скульптуры Боневё
В период с 1374 по 1377 год Боневё работал над созданием погребального памятника для графа Фландрии Луи де Мале. По неизвестным причинам проект так и не был завершён, но статуя Святой Екатерины, которая должна была стать частью опорной конструкции, сохранилась до наших дней в церкви Богоматери в Кортрейке, Бельгия. Эта реалистичная фигура с мягко изогнутой позой, натуралистичными чертами лица и прямым взглядом даёт чёткое представление об элегантности, которой так восхищался критик в искусстве Боневё.
Чтобы оценить таких важных трёхмерных художников, как готический скульптор Андре Боневё, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Джон герцог де Берри
В 1386 году Боневё поступил на службу к одному из величайших покровителей европейского средневекового искусства – Джону герцогу де Берри. Боневё был нанят в качестве суперинтенданта Берри, ответственного за надзор за всеми картинами и скульптурами. В частности, он занимался оформлением сказочного замка герцога Мехун-сюр-Евр в Шере, Франция.
Замок представляет собой прекрасный образец архитектуры интернациональной готики и раннего Ренессанса. Единственный сохранившийся скульптурный фрагмент замка – большая бородатая голова (сейчас находится в Луврском музее). Вероятно, она принадлежала одному из двенадцати апостолов, которые должны были стоять на колоннах внутри часовни замка.
Высказывалось предположение, что голова принадлежит Жану де Камбрэю, преемнику Боневё, но оно, как правило, отвергается. Витражи и другие произведения декоративного искусства в Мехуне были настолько высоко оценены современниками, что брат герцога, Филипп Бургундский, отправил своих придворных художников (Клауса Слютера и Жана де Бомеца) для их изучения.
Боневё также занимался витражами и скульптурными украшениями дворца герцога в Бурже. Несколько статуэток из Буржа сохранились до наших дней и разбросаны по частным и государственным коллекциям. Стили, представленные в коллекции, различны, что напоминает нам о том, что североевропейская скульптура этого периода, как правило, была командной работой. Художник диктовал и устанавливал стандарты, а его подмастерья выполняли ремесленную работу.
О развитии событий в Италии см: Итальянская скульптура эпохи Возрождения.
Живопись: Иллюминированные рукописи и миниатюры
Мастерство Боневё не ограничивалось скульптурой – он также был прекрасным художником и создавал иллюминированные манускрипты и картины. Он создал серию 24-страничных миниатюрных манускриптов и украсил их изображениями пророков и апостолов. Фигуры написаны в технике гризайль, а угол, под которым они изображены, показывает, что Боневё проявлял большой интерес к реалистичному трёхмерному моделированию и технике ракурса.
Документы того времени также свидетельствуют о том, что Боневё принимал заказы на создание картин и панно, хотя ни одна из них, похоже, не сохранилась до наших дней. В начале XX века некоторые картины были неожиданно приписаны Боневё, но впоследствии они были опровергнуты на основании тщательного изучения. Единственные крупномасштабные «картины», которые можно с уверенностью приписать Боневё, – это его витражи.
Нет никаких документальных упоминаний о Боневё после 1398 года, но принято считать, что он умер в 1400 году.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?