Антонио Канова:
неоклассический скульптор, биография читать ~5 мин.
Итальянский скульптор Антонио Канова – возможно, величайший представитель неоклассической скульптуры – был известен своими мраморными скульптурами нежных обнажённых женщин. Работая после излишеств стиля барокко, он выделил для себя нишу в мире неоклассического искусства.
Современники называли Канову «верховным служителем красоты» и «уникальным и поистине божественным человеком», он был высоко оценен в своё время. Его международная репутация одного из величайших неоклассических скульпторов явно превзошла славу Джона Флаксмана и Джона Гибсона.
Среди его самых известных работ – Аполлон, коронующий себя (1781, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес), Тесей и Минотавр (1781, Музей Виктории и Альберта), Купидон и Психея (1786-93, Лувр, Париж) и Паолина Бонапарт Боргезе с Венерой Победоносной (1808, Рим, Боргезе).
Его гробница для папы Климента XIV вызвала прямое сравнение с концепцией папской гробницы Бернини; ослепительная полихромия последнего была заменена у Кановы на незапятнанный каррарский мрамор, а криволинейные формы и сильные диагонали были заменены жёсткой системой горизонталей и вертикалей. Хотя более поздние критики утверждали, что классицизм Кановы привёл к фатальной потере художественной жизненной силы, его современники придерживались более высоких взглядов, восхваляя его за превосходное чувство греческой скульптуры. Например, зрители, впервые увидевшие «Тесея и Минотавра», были уверены, что это копия греческого оригинала, и были потрясены, узнав, что это современная работа.
Ранняя карьера и обучение
Канова родился в Поссаньо, небольшой деревне в Венецианской республике. Он происходил из семьи камнерезов и, как только стал достаточно взрослым, начал изучать принципы рисования у своего деда. Его дед хорошо разбирался в рисунке, дизайне, орнаментах и архитектуре.
Канова быстро обнаружил талант к скульптуре и в мастерской своего деда вырезал несколько мраморных работ ещё до подросткового возраста. Именно в этой мастерской молодой Канова обратил на себя внимание сенатора Фальера, который стал его пожизненным покровителем. Покровитель отдал Канову под начало художника Бернарди (также известного как Джузеппе Торретто), выдающегося скульптора того времени. Канова учился у Торретто в течение двух лет, а затем в возрасте пятнадцати лет переехал в Венецию, чтобы продолжить обучение.
Несмотря на то, что впоследствии Канова стал сторонником неоклассицизма, в его ранних работах присутствовали элементы как барокко, так и рококо. Примерами этого периода являются его статуи в стиле рококо Орфей (1776, Музей Коррер, Венеция) и Эвридика (1775, Музей Коррер) и его барочная статуя Дедал и Икар (1777-79, Музей Коррер).
Рим и неоклассицизм
Канова посетил Рим в 1779 и 1781 годах и достиг переломного момента в своём стиле. Он изучал древности и посещал мастерские римских реставраторов Бартоломео Кавачеппи и Франческо Антонио Францони. Он также попал под влияние английского неоклассициста Гэвина Гамильтона и других художников-авангардистов. На конкурс Канова представил статуэтку «Аполлон, коронующий себя» (1781, Музей Гетти, Лос-Анджелес), одну из величайших мужских обнажённых натур в истории искусства. Эта работа стала определять неоклассический стиль, а её успех позволил молодому скульптору получить большой блок мрамора для следующей работы – масштабного «Тесея и Минотавра» (1781, Музей Виктории и Альберта), который помог утвердить его репутацию. Революционная в своей бескомпромиссной суровости, эта работа ознаменовала конец эпохи барокко в скульптуре: с этого момента новый греческий стиль постепенно стал официальным стилем для всех памятников и масштабных скульптурных проектов.
В 1782 году Канова получил свой первый крупный заказ – Памятник папе Клименту XIV (1782-7, Апостоли, Рим), а затем и Клименту XIII (1787-92, Базилика Сан-Пьетро, Ватикан). Ещё одна мраморная статуя этого времени – Амур и Психея (1786-93, Лувр, Париж). Это сочетание классического и эротического стиля. Купидон и Психея повёрнуты друг к другу в чувственной любви, основанной на греческой мифологии.
Также важной скульптурой стала его «Кающаяся Магдалина» (1796, Палаццо Бьянко, Генуя), впервые выставленная на Парижском салоне в 1808 году и считающаяся одной из величайших скульптур современности. Коленопреклонённая Магдалина завораживает зрителей, созерцая крест и череп на своих коленях.
Благодаря своему международному успеху Канова мог выбирать заказы, что позволило ему отказаться от традиционных погребальных памятников в пользу свободно стоящих классических фигур. Прекрасным примером этого является «Геркулес и Лихас» (1795-96, Гипсотека, Поссаньо).
Скульптуры семьи Наполеона
В 1797 году Канова переехал в Вену, где работал над гробницей герцогини Марии Кристины Саксонии-Тешен (1798-1805, Августинская церковь, Вена). После Французской революции он переехал в Париж по приглашению Наполеона и сделал бюст нового императора с натуры.
За ним последовало ещё несколько статуй в полный рост, в том числе Наполеон в образе Марса-миротворца (1803-09, Пинакотека Брера, Милан), Наполеон I (1811, Палаццо Брера, Милан) и конная бронза для Неаполя.
Однако самой известной работой Кановы является портрет сестры Наполеона, Паолины Бонапарт Боргезе в образе Венеры (1808, Рим, Боргезе), одна из нескольких статуй членов семьи Наполеона, созданных по классическим прототипам. Портрет Паолины из белого мрамора можно считать аналогом «Мадам Рекамье» Давида . Не предназначенная для всеобщего обозрения, молодая вдова считалась одной из самых благородных ловеласов в стране.
Возвращение в Рим
В 1816 году Канова вернулся в Рим и был удостоен звания президента Академии Сан-Лука, главного художественного учреждения в Риме. Эту награду вручил сам Папа Римский и назначил ежегодную пенсию.
Среди последних работ Кановы – статуя Венеры и Марса (1816-22, Галереи Института Курто, Лондон) и восковые формы для конной статуи короля Фердинанда VII.
Канова умер в 1822 году, его сердце было погребено в мраморной пирамиде, которую он спроектировал как мавзолей для художника Тициана в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции, ныне являющейся памятником скульптору. Канова считается художником первостепенной важности, определившим классическую и элегантную скульптуру, и одним из величайших художников-неоклассиков своей эпохи.
Персей в Ватикане
Персей и голова Медузы (1797-1801, Музеи Ватикана, Рим). По требованию общественности эта статуя была помещена в одну из станций Ватикана – честь, которая до сих пор оказывалась только самым ценным произведениям античности.
Чтобы узнать, как оценивать пластических художников, таких как неоклассический скульптор Антонио Канова, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
- Происхождение древней каббалы
- Выставка «В ПОИСКАХ ПОТЕРЯННОГО ЗВУКА. ШУМ И СИНТЕЗ».
- Классика советского фэнтези, или Сказки из бабушкиного сундука
- Сестра Моцарта тоже сочиняла музыку? Новая гипотеза Мартина Джарвиса
- Тайны исчезновения Хараппской цивилизации: Гипотезы и факты
- «Голова молодого Апостола» за 47 миллионов долларов
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?