Антонио Канова:
неоклассический скульптор, биография читать ~5 мин.
Итальянский скульптор Антонио Канова — величайший представитель неоклассической скульптуры, прославившийся своими мраморными изваяниями обнажённых фигур. Работая в эпоху, пришедшую на смену излишествам барокко, он занял центральное место в мире неоклассического искусства. Современники называли его «верховным служителем красоты» и «уникальным и поистине божественным человеком». Его международная слава одного из ведущих скульпторов-неоклассиков значительно превзошла известность таких мастеров, как Джон Флаксман и Джон Гибсон.
Среди его самых знаменитых работ — Аполлон, коронующий себя (1781, Музей Гетти, Лос-Анджелес), Тесей и Минотавр (1781–1782, Музей Виктории и Альберта, Лондон), Амур и Психея (1787–1793, Лувр, Париж) и Паолина Боргезе в образе Венеры-Победительницы (1804–1808, Галерея Боргезе, Рим).
Гробница папы Климента XIV работы Кановы вызвала прямое сравнение с творениями Бернини. Однако на смену ослепительной полихромии и динамичным формам барокко пришли сдержанность чистого каррарского мрамора и строгая геометрия линий. Поздние критики упрекали классицизм Кановы в утрате жизненной силы, но современники восхищались его глубоким пониманием греческой скульптуры. Так, первые зрители Тесея и Минотавра были убеждены, что видят копию античного оригинала, и были потрясены, узнав, что это работа их современника.
Ранняя карьера и обучение
Канова родился в Поссаньо, небольшой деревне в Венецианской республике, в семье потомственных камнерезов. С ранних лет он обучался рисованию под руководством своего деда, Пазино Кановы, который был хорошо знаком с архитектурой и декоративным искусством. Проявив талант к скульптуре, Антонио создал несколько мраморных произведений ещё в подростковом возрасте.
В мастерской деда на юного Канову обратил внимание венецианский сенатор Джованни Фальер, ставший его покровителем на всю жизнь. Фальер направил его на обучение к скульптору Джузеппе Бернарди, известному как Торретто. Проучившись у него два года, пятнадцатилетний Канова переехал в Венецию для продолжения своего образования.
Несмотря на будущую приверженность неоклассицизму, в ранних работах Кановы заметно влияние барокко и рококо. Примерами служат статуи Орфей (1775) и Эвридика (1776), выполненные в стиле рококо, а также барочная группа Дедал и Икар (1779). Все три работы сегодня хранятся в Музее Коррер в Венеции.
Рим и неоклассицизм
Поездки в Рим в 1779–1781 годах стали поворотным моментом в творчестве Кановы. Он изучал античные памятники, посещал мастерские реставраторов и общался с художниками-авангардистами, включая шотландского неоклассициста Гэвина Гамильтона. Именно в Риме его стиль окончательно сформировался. Скульптура Аполлон, коронующий себя (1781), представленная на конкурсе, стала знаковой для неоклассицизма и одной из важнейших мужских обнажённых фигур в истории искусства.
Успех этой работы позволил скульптору получить большой блок мрамора для создания монументальной группы Тесей и Минотавр (1781–1782). Это произведение, революционное в своей строгой простоте, ознаменовало отход от эстетики барокко и утвердило «греческий стиль» как основной для монументальной скульптуры того времени.
В 1782 году Канова получил первый крупный заказ: памятник папе Клименту XIV (1782–1787, базилика Санти-Апостоли, Рим), за которым последовал надгробный памятник папе Клименту XIII (1783–1792, Собор Святого Петра, Ватикан). К этому периоду относится и знаменитая статуя Амур и Психея (1787–1793), где мифологический сюжет воплощён с классической ясностью и тонким эротизмом.
Важной работой стала Кающаяся Мария Магдалина (1793–1796, Палаццо Дориа-Турси, Генуя). Впервые показанная на Парижском салоне 1808 года, она имела огромный успех. Позже Канова создал вторую версию для графа Жозефа-Альфонса де Богарне (1809, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Ещё одна значимая работа этого периода — Персей с головой Медузы (1797–1801). Когда Наполеон вывез из Ватикана античную статую Аполлона Бельведерского, работа Кановы по требованию общественности была установлена на её пьедестал — честь, которой удостаивались лишь величайшие произведения древности. Сегодня она хранится в Музеях Ватикана.
Скульптуры для семьи Наполеона
В 1797 году Канова отправился в Вену для работы над гробницей герцогини Марии Кристины Августы (1798–1805, Августинская церковь, Вена). Позже, по приглашению Наполеона, он приехал в Париж, где создал бюст первого консула с натуры. За этим последовали и другие заказы, в том числе Наполеон в образе Марса-миротворца (1803–1806). Оригинальная мраморная статуя находится в Эпсли-хаусе в Лондоне, а знаменитая бронзовая копия установлена во дворе Пинакотеки Брера в Милане.
Однако самой известной работой Кановы наполеоновского периода стал портрет сестры императора, Паолины Боргезе в образе Венеры-Победительницы (1804–1808, Галерея Боргезе, Рим). Паолина, известная своим свободным нравом, изображена полуобнажённой, что было весьма смело для того времени. Скульптура не предназначалась для публичного показа и считалась одним из самых откровенных портретов эпохи, сопоставимым по значению с «Портретом мадам Рекамье» кисти Давида.
Возвращение в Рим и последние годы
В 1815 году, после падения Наполеона, Канова сыграл ключевую роль в возвращении в Италию произведений искусства, вывезенных во Францию. За эти заслуги папа Пий VII даровал ему титул маркиза д’Искья и назначил пожизненную пенсию. В 1816 году Канова был назначен президентом Академии Святого Луки — главного художественного учреждения Рима.
Среди его последних работ — статуя Марс и Венера (1816–1822, Букингемский дворец, Лондон) и восковые модели для конной статуи короля Фердинанда I Обеих Сицилий.
Канова умер в Венеции в 1822 году. Его тело было погребено в его родном городе Поссаньо, а сердце помещено в порфировую урну в монументальной гробнице, спроектированной им самим для художника Тициана в венецианской базилике Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари. Канова вошёл в историю как художник первостепенной важности, чьё творчество определило развитие европейской скульптуры, и как один из величайших художников-неоклассиков своей эпохи.
Чтобы узнать, как оценивать пластических художников, таких как неоклассический скульптор Антонио Канова, см.: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см.: Как оценить современную скульптуру.
- Неоклассические скульпторы
- Неоклассическая скульптура
- Джон Флаксман: английский скульптор-неоклассицист
- Происхождение древней каббалы
- Выставка «В ПОИСКАХ ПОТЕРЯННОГО ЗВУКА. ШУМ И СИНТЕЗ».
- Классика советского фэнтези, или Сказки из бабушкиного сундука
- Сестра Моцарта тоже сочиняла музыку? Новая гипотеза Мартина Джарвиса
- Эстетика городского дизайна: синтез гармонии и функциональности
- «Голова молодого Апостола» за 47 миллионов долларов
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?