Скульптура барокко читать ~11 мин.
Эпоха барокко не испытывала недостатка в скульпторах, хотя немногие из них были выдающимися – пожалуй, только Джан Лоренцо Бернини (1598-1680), который как скульптор был даже больше, чем как архитектор. Те скульпторы, которые были лучшими в своей профессии, работали с небывалой интенсивностью, ведь, несмотря на важность архитектуры барокко, скульптура была наиболее характерным видом христианского искусства эпохи барокко и, безусловно, самым распространённым. В отличие от архитектуры и живописи, ей не только удалось создать художественный идиом, в значительной степени общий для всей Европы, но и повлиять на внешний вид почти всех художественных изделий, созданных в этот период. Одним словом, первая узнаваемая характеристика барочной скульптуры – её вездесущность.
Произведённые в этот период произведения пластического искусства можно разделить на две большие категории:
❶ те, что предназначены для украшения, придания законченности архитектуре, и
❷ скульптура в обычном смысле слова, как самостоятельный предмет.
Архитектурная скульптура
Архитектура использовала декоративную скульптуру тремя типичными способами. Первый – в виде горизонтальной линии статуй или других скульптур для завершения верхней части здания. Это опять-таки не барочное изобретение, но именно в эпоху барокко оно стало традиционной стилистической особенностью, систематическим приёмом. Он произошёл от вошедшего в моду в XVII веке обычая завершать здание «аттиком». По сути, это был низкий парапет, скрывающий покатые стороны крыши, что придавало зданию, виднеющемуся снизу, видимость окончания горизонтальной линии. Этот элемент почти всегда украшался рядом статуй, регулярно расположенных и выделяющихся на фоне неба.
В качестве примера можно привести собор Святого Петра в Риме, овальная колоннада которого была работой самого Бернини, и Версальский дворец, где место статуй занимают огромные урны и фризы. С чердака или крыши здания эта практика была распространена на другие горизонтали – стены, ограждающие сады, парапеты мостов и т.д.
Одним из ведущих представителей садовой скульптуры был итальянец Карло Бартоломео Растрелли, отец Бартоломео Растрелли (1700-1771), который прибыл в Санкт-Петербург из Парижа в 1716 году в эпоху петровского искусства в России (1686-1725). Ему было поручено украсить территорию нескольких дворцов, принадлежавших Петру I.
Ещё одно архитектурное применение скульптурных элементов, таких как статуи, заключалось в замене колонн в качестве опорных элементов, будь то кариатиды (возвышения в женской форме) или теламоны (в мужской форме). Это использование восходит к классической Греции и стало модным, особенно в австрийском и немецком барокко.
Третье и наиболее типичное использование скульптуры в сочетании с архитектурой – фризы, группы гербов, свитков, трофеев и подобных элементов. Сочетание скульптуры с архитектурой доходило даже до того, что скульптура казалась или фактически становилась архитектурой, как в балдахине Бернини в соборе Святого Петра, в котором роли двух форм смешиваются до такой степени, что это очень соответствует вкусу барокко.
Таковы пути, по которым скульптура была связана с архитектурой.
Заметка об оценке скульптуры
Чтобы узнать, как оценить скульптуру барокко, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних произведениях см: Как оценить современную скульптуру.
Традиционная скульптура
Работы, традиционно выполнявшиеся скульптором в прежние века, над гробницами, алтарями, памятниками и т. п., продолжали производиться и в эпоху барокко. Как правило, их дизайн приближался или даже мог быть принят за сценографию, с театральным подходом, напоминающим декорации – возможно, уместно в период, когда возникли мелодрама и современный театр. Так, в одной из боковых капелл Бернини представляет экстаз святой как театральное событие, а члены семьи, заказавшей работу, изображены в натуральную величину, сидя в ложах, как будто они находятся в театре и наблюдают за зрелищем. («Эктазия святой Терезы» (1647-52) Мрамор, Капелла Корнаро, Рим – см. ниже).
Традиционная скульптура барокко, как правило, обладала двумя выдающимися характеристиками. Во-первых, она была технически совершенной. Мастерство барочных скульпторов представляло собой настоящую виртуозность, например, в передаче внешнего вида человеческой кожи в зависимости от того, был ли объект мужчиной или женщиной, старым или молодым. Завитки, драпировки, различные ткани, такие как шерсть и шёлк, текстура доспехов – все это было точно имитировано.
Скульпторы так владели своим материалом, что в статуях, высеченных из мрамора, невозможно вывести или представить первоначальную форму блока. Микеланджело, олицетворяя идеалы итальянской скульптуры эпохи Возрождения, говорил, что статуя должна производить впечатление, будто она может скатиться с вершины холма к подножию без вреда для здоровья. Ничего подобного нельзя сказать о скульптурах барокко. Они преследуют цель, которую можно назвать фотографической – увековечить движение. Это предполагает использование свободных, непринуждённых конструкций, а также форм человеческой фигуры, гораздо более стройных, чем те, которые считали желательными скульпторы эпохи Возрождения.
В скульптуре другой особенностью периода – и самой важной – была видимость движения. Фигуры никогда не изображались в неподвижности или в позе покоя, но всегда в движении, и чаще всего в тот момент наименьшего равновесия, который является кульминацией движения, незаметный, но драматический момент, например, когда прыгун уже не поднимается, но ещё не начал опускаться и находится неподвижно, в потенциальной позе, в воздухе. Когда он хотел изобразить Аполлона, преследующего Дафну, Бернини выбрал самый драматичный момент, когда Дафна превращается в лавровое дерево, чтобы убежать от бога: момент кульминации действия. (Аполлон и Дафна (1622-5) Мрамор, Галерея Боргезе, Рим).
Именно из-за предпочтения движения, набросок, известный как figura serpentinata, змеевидная фигура, пользовался такой популярностью в XVII веке. Как способ изображения человеческой фигуры она впервые появилась во второй половине XVI века, в период, непосредственно предшествующий барокко. Эта форма облегчала изображение тела в процессе выполнения спиралевидного движения, быстрого вращения, как у спортсмена, бросающего диск, или борьбы – см: «Похищение сабинянок» (1581-3, мрамор, площадь Синьоры, Флоренция) работы Джамболоньи.
Анализ греческой статуи, чей эмоциональный характер, а также её движение оказали огромное влияние на скульпторов барокко, см: Лаокоон и его сыновья (ок. 42-20 гг. до н.э., Музеи Ватикана).
Иногда композиция становилась преувеличенной и напоминала скорее волнение, чем движение. Иногда художник был настолько увлечён создаваемыми им эффектами, своим техническим мастерством, что терял из виду гармонию общей композиции. Впрочем, такой эффект всегда был вероятен, когда от работ мастеров мы переходим к работам подмастерьев.
Одна из заслуг барокко заключается в том, что оно создало условия, в которых второсортная работа могла быть ассимилирована при выполнении сложных произведений, имеющих большую художественную ценность: Большие фонтаны, населённые бородатыми фигурами, сатирами, нимфами, дельфинами и разными чудовищами, украшавшие пьяццы и аллеи барочных городов и садов, декор больших лестниц во дворцах того времени, вплоть до лепнины и других обильных украшений галерей, салонов, церквей, всех видов интерьера. В этих произведениях общее впечатление иногда было просто оргиастическим, но в целом стиль барокко создавал эффект триумфа.
«Экстаз святой Терезы» Бернини (капелла Корнаро)
Капелла Корнаро является центральным элементом богато украшенной барочной церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме. В ней находится одна из самых амбициозных работ Бернини «Экстаз святой Терезы», спроектированная и созданная как мини-театр. Заказанная кардиналом Федериго Корнаро и занимающая пространство вдоль боковой стороны церкви, капелла представляет собой невероятную смесь живописи, скульптуры и дизайна интерьера.
Театрально освещённая через скрытое окно в задней части алтаря, валы божественного света падают на взволнованную, падающую в обморок Терезу в самый кульминационный момент её духовного экстаза. Скульптура из белого мрамора окружена позолоченными бронзовыми «лучами», которые символически отражают божественный свет. Из скульптуры и плаща Терезы поднимается мраморный ангел, готовящийся вонзить стрелу в сердце Терезы.
Образное представление соответствует рассказу святой Терезы Авильской о том, как ангел пронзил её сердце стрелой божественной любви, символизируя тем самым её мистическое единение с Иисусом Христом. В мелком рельефе, наблюдая за зрелищем из первого ряда оперных лож, изображены скульптурные группы семьи Корнаро. В целом, это потрясающая смесь барочного искусства и архитектуры, которая иллюстрирует многие из основных черт барокко: драматическое религиозное вдохновение, движение, иллюзионизм и виртуозную скульптуру.
Список знаменитых скульпторов барокко
Среди величайших скульпторов эпохи барокко:
ИТАЛИЯ
Стефано Мадерно (1576-1636)
Самый выдающийся скульптор маньеризма/барокко в Риме до Бернини.
Статуя Святой Чечилии (1600) Церковь Санта-Чечилия, Трастевере.
Франческо Моччи (1580-1654)
Первый скульптор барокко; скульптурный ровесник Караваджо и Карраччи.
Ангел Благовестник (1605-08) Музей Опера дель Дуомо, Орвието.
Франсуа Дюкенуа (1594-1643)
Фламандский художник, один из лучших скульпторов в Риме. (См. Фламандское барокко).
Статуя Святого Андрея (1629-33), мрамор, базилика Сан-Пьетро, Ватикан.
Алессандро Альгарди (1595-1654)
Главный представитель классицизма высокого барокко.
Гробница папы Льва XI (1634-44) Собор Святого Петра в Риме.
Бернини (1598-1680)
Величайший архитектор и скульптор эпохи барокко.
Эктазия Святой Терезы (1647-52) Мрамор, Капелла Корнаро, Рим.
См. также: Художники итальянского барокко.
ФРАНЦИЯ
Пьер Пюже (1620-1694)
Величайший французский скульптор XVII века.
Мило из Кротоны (1671-82) Мрамор, Лувр, Париж.
Гаспар и Бальтазар Марси (1624-1681)
Французские скульпторы, нанятые королём Людовиком XIV, в Версальском дворце.
Солнечные кони (1668-70) Жардин дю Шато, Версаль.
Франсуа Жирардон (1628-1715)
Наряду с Койсевоксом, лучший скульптор царствования Людовика XIV.
Похищение/похищение Прозерпины (1693-1710) Бронза, Версальский дворец.
Жан Батист Тюби (1635-1700)
Придворный скульптор в Версале.
Фонтан Аполлона (1671) Камень, Версальский замок.
Антуан Койсевокс (1640-1720)
Придворный скульптор короля Людовика XIV.
Портретный бюст Шарля Лебрена (1676) Коллекция Уоллеса, Лондон.
Гийом Кусту (1677-1746)
Французский скульптор позднего барокко.
Лошадь, сдерживаемая конюхом («Лошадь Марли») (1745) Лувр, Париж.
См. также: Художники французского барокко.
ГЕРМАНИЯ/АВСТРИЯ
Йорг Цурн (1583-1638)
южногерманский резчик по дереву эпохи барокко.
Алтарь Богородицы (1613-16) Церковь Уберлингена.
Бальтасар Пермозер (1651-1732)
Крупнейший скульптор позднего барокко, резал из дерева, слоновой кости, камня, мрамора.
Аполлон (1715) Staatliche Kunstsammulungen, Dresden.
Андреас Шлютер (1664-1714)
Один из величайших немецких скульпторов эпохи барокко.
Конная статуя Фридриха Вильгельма Великого (1703) Замок Шарлоттенбург.
См. также: Художники немецкого барокко.
ИСПАНИЯ/ПОРТУГАЛИЯ
Хуан Мартинес Монтанес (1568-1649)
Испанский резчик по дереву из Севильи, известный как «Бог дерева».
Милосердный Христос (Христос Милосердия) (1603) Севильский собор.
Алонсо Кано (1601-1667)
Скульптор, художник, архитектор – прозванный «испанским Микеланджело».
Непорочное зачатие (1655) Гранадский собор.
Педро Ролдан (1624-1699)
Испанский художник, мастер полихромной резьбы по дереву.
Захоронение (1673) Госпиталь де ла Каридад, Севилья.
Педро де Мена (1628-1688)
Испанский скульптор эпохи барокко, известный своим непревзойдённым техническим мастерством.
Кающаяся Мария Магдалина (1664) Музей Вальядолида.
См. также: Художники испанского барокко и Искусство испанского барокко.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА
Адриаен де Врис (1560-1626)
голландский скульптор, работавший в Праге (см.: Голландское барокко).
Меркурий и Психея (1593) Лувр, Париж.
Величайшие скульптуры барокко
Вот краткий список некоторых величайших скульптур (статуй, рельефов и других традиционных произведений), вырезанных или смоделированных в эпоху барокко, перечисленных по скульпторам.
Экстаз Святой Терезы (1647-52, мрамор, Капелла Корнаро, Рим)
Плутон и Прозерпина (1621-2, мрамор, Галерея Боргезе, Рим)
Аполлон и Дафна (1622-5, мрамор, Галерея Боргезе, Рим)
Автор Джованни Бернини (1598-1680).
Гробница папы Льва XI (1634-44, мрамор, собор Святого Петра, Рим)
Экстаз Святого Филиппа Нери (1638, Санта Мария ин Валличелла, Рим)
Папа Лев, изгоняющий Аттилу из ворот Рима (1646-53, собор Святого Петра, Рим)
Автор Алессандро Альгарди (1598-1654).
Статуя Андрея Первозванного (1629-33, мрамор, базилика Сан-Пьетро, Ватикан)
Автор Франсуа Дюкенуа (1594-1643).
Мило из Кротоны (1671-82, мрамор, Лувр, Париж)
Автор Пьер Пюже (1620-1694).
Аполлон, за которым ухаживают нимфы Фетиды (1666-72, мрамор, Версальский дворец)
Похищение Прозерпины (1693-1710, бронза, Версаль)
Автор Франсуа Жирардон (1628-1715).
Фонтан Аполлона (1671, камень, Версальский замок)
Автор Жан Батист Тюби (1635-1700).
Лошадь, сдерживаемая конюхом («Лошадь Марли») (1739-45, Лувр, Париж)
Автор Гийом Кусту (1677-1746).
Меркурий, привязывающий свою таларию (1753, свинец, Лувр, Париж)
Вольтер (1776, мрамор, Лувр, Париж)
Автор Жан Батист Пигаль (1714-1785).
Памятник Петру I («Медный всадник») (1766-78, Сенатская площадь, Санкт-Петербург)
Автор Этьен-Морис Фальконе (1716-1791).
Резьба по дереву кравата (ок. 1690 г., лимвуд, Музей Виктории и Альберта)
Автор Гринлинг Гиббонс (1648-1721).
Аполлон (1715 г., мрамор, Staatliche Kunstsammulungen, Дрезден)
Бальтасар Пермозер (1651-1732).
Конная статуя принца-курфюрста Фридрика Вильгельма Великого (1689-1708, бронза, Замок Шарлоттенбург, Берлин)
Андреас Шлютер (1660-1714).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?