Константин Бранкузи:
румынский скульптор читать ~7 мин.
Один из величайших новаторов в истории скульптуры, Константин Бранкузи был необыкновенным сочетанием народного резчика и высокообразованного современного художника. Он родился в 1876 году в Хобице в Ольтене, на юге Румынии, в бедной крестьянской семье. В 1883 году его отдали в подмастерья пастуха в Карпатах. Именно в это время он впервые познакомился с резьбой по дереву. Всю свою жизнь он предпочитал резьбу лепке.
“Творчество, — говорил он позже, — требует огромного терпения и, прежде всего, упорной борьбы с материалом”. Позже Бранкузи работал красильщиком, помощником в бакалейной лавке, а затем слугой в гостинице. Работая в гостинице, он поспорил, что сможет изготовить скрипку. Он справился с задачей настолько хорошо, что привлёк внимание богатого промышленника, который отправил его в местную школу искусств и ремёсел. Только тогда он научился читать и писать.
В 1896 году он получил стипендию в Школе изящных искусств в Бухаресте — это был его первый контакт с миром скульптуры. В это время он создавал академические работы в стандартном для того времени стиле. На вырученные от продажи нескольких работ деньги он смог в 1903 году уехать из Бухареста в Мюнхен. Но Мюнхен ему не понравился, и он решил отправиться в Париж, путешествуя пешком, потому что у него не осталось денег. Он прибыл туда после долгого путешествия, в ходе которого ему очень помогли крестьяне и сельские жители, которые (по его словам) сразу признали в нём одного из своих. Париж, город Пикассо и авангарда, стал его домом на всю оставшуюся жизнь.
Подрабатывая случайными работами — сначала он был посудомойщиком, затем пел в хоре Румынской православной церкви — он продолжил учёбу в Школе изящных искусств у академического скульптора Антонина Мерси.
Посвятив себя скульптуре, он расклеил в своей импровизированной мастерской полоски бумаги с надписями красными буквами: “Не забывай, что ты художник”, “Не унывай”, “Не бойся, у тебя все получится!”, “Твори как бог, распоряжайся как король, работай как раб!”. С гордостью он отклонил предложение учиться у Огюста Родена (1840-1917), которого он безмерно восхищался. “Ничто, — говорил Бранкузи, — не растёт хорошо в тени большого дерева”.
В 1906 году Бранкузи впервые с момента отъезда из Румынии выставил свои работы на публике, а в 1907 году получил свой первый заказ — статую для могилы соотечественника. В следующем году последовала ещё одна надгробная скульптура. Это была «Поцелуй», абстрактная скульптура с двумя обнимающимися фигурами, скреплёнными в одном камне. По стилю она предвещала зрелые работы Бранкузи; сама тема была той, которую он будет использовать неоднократно на протяжении всей своей карьеры.
К этому времени Бранкузи приобрёл много друзей в парижском мире искусства. Среди его ближайших друзей были Амедео Модильяни (1884-1920), которого он учил резьбе, и Анри «Ле Дуанье» Руссо (1844-1910), который однажды весело сказал ему: “Ну, старина, ты сделал древних современными”. Более проницательного замечания о творчестве Бранкузи не было сделано. Ещё одним другом был сложный Хаим Сутин (1893-1943). Оба часто ходили вместе в мюзик-холл «Бобино» и Театр Монпарнас. Они наслаждались представленными там спальнями фарсами и иногда шумели так, что их выгоняли. Он также начал выставлять свои работы на Осеннем салоне вместе с другими русскими эмигрантами, такими как Александр Архипенко и Осип Задкин.
В 1913 году Бранкузи завоевал репутацию одного из ведущих абстрактных скульпторов в Соединённых Штатах благодаря пяти своим работам, включённым в Нью-Йоркскую выставку в Арсенале. Покровительство, которое он нашёл там и в галерее «291», принадлежащей Альфреду Стиглицу (1864-1946), где он провёл свою первую персональную выставку в Америке (1914), значительно облегчило его финансовое положение, а очарование и простота его характера принесли ему ещё больше друзей, хотя он мог быть скрытным и иногда обидчивым.
Частично его скрытность могла быть связана с желанием скрыть свою гомосексуальность. Он не имел известных близких отношений с женщинами и однажды отправился в импровизированное путешествие на Корсику с молодым писателем Раймоном Радиге, известным любовником Кокто. Но Бранкузи не был замкнутым человеком; он любил принимать гостей в своей мастерской, готовя великолепные блюда в своей печи. Было заметно, что он сохранил многие основные черты крестьянского характера, в том числе навязчивый страх перед дьяволом и магией. Художник Макс Эрнст (1891-1976), который был его соседом, однажды совершил ошибку, подарив ему резную руку из Африки. Бранкузи так испугался её, что однажды ночью выбросил её через забор и с тех пор затаил обиду на дарителя.
Чтобы научиться оценивать скульпторов-модернистов, таких как Константин Бранкузи, см.: Как ценить современную скульптуру. Более ранние работы см.: Как ценить скульптуру.
В межвоенный период Бранкузи невольно сыграл главную роль в двух крупных художественных скандалах. В 1920 году, после периода, когда он не представлял своих работ ни на одной из крупных парижских выставок, он отправил свою скульптуру «Принцесса X» в Салон Независимых. Она была осуждена ярыми консерваторами как непристойная (они считали, что она напоминает фаллос), и полиция была вызвана, чтобы удалить её с выставки. Поэт Блез Сандар и кубистский художник Фернан Леже (1881-1955) немедленно вернули её, но этот инцидент навсегда отвратил Бранкузи от парижского мира искусства, и он отказался выставляться в Париже до конца своей жизни.
В 1922 году он позировал известному американскому фотохудожнику Эдварду Стейчену (1979-1973), который создал его знаменитый «Портрет Константина Бранкузи».
В 1926 году, когда он прибыл в Америку для выставки своих пластических произведений в галерее Браммера, таможня отказалась пропустить «Птица в пространстве», одно из его самых абстрактных произведений, в качестве беспошлинного произведения искусства. Бранкузи был вынужден заплатить пошлину, чтобы получить скульптуру, и подал в суд на таможенную службу с требованием вернуть деньги. Он выиграл дело, хотя вердикт был опубликован только в 1928 году. Между тем, шум вокруг этого дела обеспечил успех его выставки.
В это время Бранкузи много путешествовал: он побывал в США, в 1937 году по приглашению махараджи Индора посетил Индию (храм, который он спроектировал для этого покровителя, так и не был построен), а затем вернулся в Румынию, где его пригласили создать серию монументов для общественного парка в Тиргу-Жиу в его родной Ольтене.
Завершённая в 1938 году, эта работа подверглась нападкам местной прессы, уже очень симпатизировавшей фашистам, но Бранкузи был доволен тем, что некоторые из его идей были воплощены в жизнь в большом масштабе. “Простота, — говорил он, — лежит в основе сложности, и чтобы понять её значение, нужно впитать её сущность”. В 1918 году Бранкузи переехал в свою последнюю мастерскую на улице Импасс Ронсин, 8. Ранее в этом здании жила мадам Штейнхайль, центральная фигура в громком деле об убийстве. Бранкузи обставил мастерскую своими руками в стиле крестьянской простоты.
С наступлением Второй мировой войны он все больше уходил в свой частный мир. Он создавал мало совершенно новых скульптур или бронзовых работ, хотя и продолжал перерабатывать старые идеи. В 1948 году два молодых румынских художника, Александр Истрати и его жена Наталья Дурнитреско, поселились по соседству в заброшенном здании и с тех пор составляли ему компанию.
Его здоровье начало ухудшаться, особенно после падения в 1954 году, в результате которого он сломал бедро, но он был полон решимости не покидать своё привычное окружение. Он умер в своей мастерской 16 марта 1957 года. Он был величайшим румынским скульптором в истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?