Резьба по слоновой кости читать ~11 мин.
Слоновая кость — это разновидность дентина, твёрдой и плотной костной ткани, образующей зубы, клыки и бивни животных. Тысячелетиями она использовалась как материал для резьбы скульптур (в основном небольших рельефов или различных статуэток) и других предметов декоративного искусства. Среди них — резные обложки для иллюминированных рукописей, религиозные предметы, шкатулки для ценностей, а также функциональные изделия, такие как клавиши для фортепиано и бильярдные шары.
Слоновая кость ценилась художниками и меценатами за редкость и исключительную прочность. Скульпторов особенно привлекали её кремовый цвет, гладкая текстура и мягкий блеск. Искусство резьбы по слоновой кости, включая гравировку скримшоу, было частью культуры многих цивилизаций: Египта, Древней Греции, Рима, России, Японии, Китая и Индии. Кроме того, она была важным элементом пластического искусства ислама, а также искусства средневековых Каролингов и Оттонов, византийского, готического и ренессансного периодов. Этот материал также встречается в искусстве коренных народов Америки, в частности у инуитов и племён северо-западного побережья США.
Хотя резьба по слоновой кости встречается реже, чем скульптура из бронзы или мрамора, из неё были созданы некоторые из величайших произведений в истории искусства. В отличие от других драгоценных материалов, слоновую кость нельзя переплавить или использовать повторно. Этот факт стал основным фактором её сохранения как одного из самых специализированных традиционных ремёсел.
Торговля слоновой костью
В доисторическом искусстве наиболее часто использовались бивни мамонта и рога северного оленя. Позднее основной стала слоновая кость, что привело к ужасающим последствиям, особенно для популяции африканского слона. В 1831 году спрос на слоновую кость только в Великобритании стал причиной гибели примерно 4 000 слонов. В 1980-е годы ради бивней ежегодно убивали около 70 000 африканских слонов. Сегодня, благодаря Конвенции о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения (CITES), резьба по слоновой кости в большинстве случаев запрещена по всему миру.
С 2007 года в результате давления со стороны Международного фонда защиты животных все изделия из слоновой кости, включая резьбу и скульптуры, были запрещены на eBay. Однако незаконная торговля продолжается. Остаётся надеяться, что растительная слоновая кость — разновидность твёрдого ореха, произрастающего в Колумбии, Эквадоре и Перу, — постепенно заменит натуральную кость из зубов и бивней животных, принадлежащих к исчезающим видам.
Техника резьбы по слоновой кости
Инструменты и методы резьбы по слоновой кости почти не менялись до конца XIX века. Резчики использовали тесло, топор или долото для снятия внешних слоёв с бивня, пилу для его разрезания на удобные части, а затем инструмент, известный как плавень, для зачистки поверхности. Только после этого мастер прибегал к своим фрезерным пилам, полукруглым стамескам и ручным резцам, чтобы вырезать изделие. Всё изменилось около 1900 года с появлением ротационных пил с электроприводом и стоматологических боров. Эти быстрые и мощные инструменты произвели революцию в резьбе и к 1950 году получили широкое распространение во всём мире.
История и традиции резьбы по слоновой кости
Каменный век
Хотя резьба по дереву была основным видом доисторической скульптуры, до нас дошло мало её образцов из-за недолговечности материала. Однако искусство каменного века включает широкий спектр произведений из бивней и кости. Примером служит резьба из Швабской Юры (ок. 40 000–30 000 до н.э.) — разнообразные фигурки людей и животных, найденные в палеолитических пещерах, включая знаменитого «Человека-льва» из Холенштайн-Штаделя (ок. 40 000–35 000 до н.э.).
Другие известные примеры палеолитического искусства — несколько загадочных «фигурок Венер»: «Венера из Холе-Фельс» (35 000 до н.э.), «Венера из Брассемпуи» (23 000 до н.э.), «Венера из Костёнок» (22 000 до н.э.), «Авдеевские Венеры» (20 000 до н.э.), «Зарайские Венеры» (ок. 20 000 до н.э.) и «Мальтинские венеры» (20 000 до н.э.). Более позднюю русскую резьбу по кости представляет «Венера Елисеевичская» (14 000 до н.э.).
Древний Египет (ок. 5500–700 гг. до н.э.)
Резьба из слоновой и гиппопотамьей кости появилась на раннем этапе развития египетской скульптуры (с ок. 5500 г. до н.э.), особенно в период неолитического искусства Накада I (4000–3500 гг. до н.э.). Среди известных работ — статуэтки царя Хуфу, рельефные скульптуры на плитах из слоновой кости, декоративные изделия, такие как инкрустация шкатулок, амулеты и различная утварь.
Слоновая кость также использовалась в месопотамской скульптуре. Египетские традиции рельефной резьбы и инкрустации были развиты финикийскими художниками (например, «Львица, пожирающая мальчика», ок. 800 г. до н.э., Британский музей, Лондон), сирийскими мастерами (например, резная крышка косметической шкатулки из Угарита, ок. 1250 г. до н.э., Лувр, Париж), а также минойскими и микенскими скульпторами (ок. 1700–700 гг. до н.э.). Примечание: в Китае в этот период самым престижным видом резьбы была резьба по нефриту.
Древняя Греция (ок. 500–100 гг. до н.э.)
Резьба по слоновой кости была неотъемлемой чертой греческой скульптуры, хотя до наших дней дошло мало значимых образцов. Однако известны такие шедевры, как масштабные хризелефантиновые скульптуры, выполненные Фидием (ок. 488–431 гг. до н.э.), выдающимся скульптором того времени. В этой технике слоновая кость использовалась для изображения тела и белков глаз, а золото — для одежды. Среди таких произведений — статуя сидящего Зевса в храме в Олимпии и фигура богини Афины в Парфеноне в Афинах.
Рим (ок. 100 до н.э. – 300 н.э.)
Римская скульптура была призвана воплощать славу и величие Древнего Рима, поэтому основное внимание уделялось крупным историческим рельефам, императорским статуям и бюстам. В результате римские скульпторы мало что добавили к традиции резьбы по слоновой кости, за исключением изготовления личных табличек или навесных панелей (диптихов). Их выдавали консулы в качестве своего рода памятных знаков. Типичным примером является табличка из диптиха консула Ареобинда (506 г. н.э., Музей Клюни — Национальный музей Средневековья, Париж).
В эпоху раннехристианского искусства (ок. 150–550 гг. н.э.) эти гравированные панели были адаптированы христианскими скульпторами для использования в качестве предметов религиозного культа.
Раннехристианские предметы (ок. 300–450)
Гонения на первых христиан привели к тому, что раннехристианская скульптура была в основном маленькой и портативной, для чего идеально подходила слоновая кость. Ветхий и Новый Заветы предоставили резчикам богатый источник иконографических образов, примером чего служит «Брешианский ларец» (ок. 300–400 гг. н.э.). С этого момента небольшие религиозные изображения доминировали в резьбе по слоновой кости вплоть до эпохи Возрождения.
Византийская резьба (ок. 450–1100)
После разграбления Рима (ок. 450 г.) восточно-римская столица Византия (Константинополь) стала центром христианства и христианского искусства. Этот восточно-православный мир византийского искусства по-прежнему не одобрял крупную религиозную скульптуру и потому отдавал предпочтение небольшим резным предметам. Например, фигурный шедевр «Ариадна и её кортеж» (510 г. н.э., Музей Клюни — Национальный музей Средневековья, Париж) и «Диптих Барберини» (ок. 500–550 гг., Лувр, Париж).
Крупным произведением религиозного искусства этого периода, изготовленным в Константинополе и доставленным в Равенну, является Трон Максимиана, епископа Равенны (546–556). (См. также: Христианское искусство, византийский период). От периода ок. 600–800 гг. не сохранилось важных произведений византийской резьбы, однако существует ряд великолепных рельефов X – XI веков и несколько выдающихся триптихов. К ним относятся «Харбавилльский триптих» (ок. 900–1000 гг.) и «Триптих Боррадайла».
Англосаксонская резьба (ок. 700–900 гг.)
Если в Константинополе по-прежнему не одобряли крупную религиозную скульптуру, то на Западе дела обстояли иначе. Начиная с культуры короля Карла Великого в Ахене, резьба по слоновой кости утратила своё доминирующее положение, в то время как монументальная скульптура приобретала всё большее значение. Тем не менее, небольшие скульптуры из металла и кости оставались популярными среди англосаксонских художников. Они создавали произведения из импортированной моржовой и китовой кости, примером чего служит «Ларец Фрэнкса» (ок. 700–800 гг.). Эта работа содержит необыкновенную смесь языческих, исторических и христианских образов с надписями на древнеанглийском и латыни. Другой англосаксонский шедевр — набор шахматных фигур «Льюис» из моржовой кости (ок. 1175 г., Британский музей, Лондон).
Каролингский (750–900) и Оттоновский (900–1050) периоды
Моржовые бивни оставались популярным материалом в искусстве Каролингов. Резчики превращали их в религиозные предметы, такие как распятия, реликварии, а также в обложки для иллюминированных рукописей и молитвенников. Эти традиции поддерживались и развивались в эпоху оттоновского искусства.
Примерами служат каролингские дощечки «Давид и святой Иероним» (ок. 790 г., Лувр, Париж) и «Святой Григорий со своими писцами» (ок. 865 г.), а также оттоновские рельефы «Оттон I представляет модель своей церкви Христу на троне» (ок. 965 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и «Коронация императора Оттона II и Феофано» (ок. 982 г., Музей Клюни — Национальный музей Средневековья, Париж).
Романское и готическое искусство (1000–1400)
Изобразительное искусство изменило направление в период романского искусства и последующей эпохи готического искусства. Акцент сместился с украшения религиозных предметов на архитектурный декор, что было вызвано массовым строительством соборов и монастырских церквей. Каменная скульптура, монументальная живопись и витражи вышли на первый план, в то время как резьба по кости стала рассматриваться как второстепенное, хотя и узкоспециализированное искусство.
Именно в этот период Париж стал ведущим центром резьбы по кости, экспортируя работы по всей Европе и Средиземноморью. Это были игровые предметы, небольшие шкатулки, диптихи, распятия, дощечки и другие утилитарные изделия. Типичными романскими религиозными дощечками являются «Путешествие в Эммаус» и «Noli Me Tangere» (1120 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Другими центрами средневековой резьбы по слоновой кости были Дьепп (Франция) и Эрбах (Германия).
Упадок на Западе (1400 – настоящее время)
Как и следовало ожидать, скульпторы эпохи Возрождения (1400–1600) подняли резьбу по кости на новый уровень сложности, хотя спрос оставался невысоким. Отчасти это объяснялось большей доступностью и низкой стоимостью дерева, которое стало ведущим материалом для малой скульптуры, особенно к северу от Альп, под руководством таких мастеров, как Вейт Штосс (1445–1533), Тильман Рименшнайдер (1460–1531) и Грегор Эрхарт (ок. 1470–1540). Кратковременное возрождение резьбы по слоновой кости произошло в Германии и Фландрии в период барочной скульптуры XVII века, но в XVIII и XIX веках оно снова пошло на спад. С тех пор ремесло не восстановило прежних позиций, несмотря на спрос на функциональные изделия. Сегодня, в связи с международными запретами, оно продолжает существовать в ограниченных масштабах, часто с использованием альтернативных или антикварных материалов.
Восток
Ислам
Со времён Мухаммеда, если не раньше, слоновая кость была идеальным материалом для сложных абстрактных узоров, предпочитаемых мастерами исламского искусства. Она широко использовалась на Ближнем Востоке, в Северной Африке и исламской Испании. Относительное процветание исламского мира и географическая близость к источникам африканской и индийской слоновой кости позволяли резчикам изготавливать более крупные изделия, часто украшенные геометрическими, цветочными и зооморфными арабесками.
Индия
Хотя резьба по слоновой кости практикуется в Индии более 4 000 лет, до наших дней дошло мало резных изделий, иллюстрирующих эту традицию. Однако сохранившиеся образцы демонстрируют фантазийный дизайн, изысканное мастерство и расточительное использование драгоценных материалов. Они часто изображают мифологические сюжеты и божеств. Основными центрами резьбы в Индии были Муршидабад, Майсур, Орисса, Тамилнад, Уттар-Прадеш и Раджастан.
Китай
Хотя слоновая кость в Китае не считалась столь престижным материалом, как нефрит или рог носорога, резчики активно работали с ней ещё до эпохи искусства династии Шан (XVIII – XII вв. до н.э.). Примером служат кубки и другие предметы, иногда с инкрустацией бирюзой, найденные археологами. Слоны тысячелетиями обитали в лесах вокруг Жёлтой реки, пока не вымерли во времена династии Сун, что обеспечивало художникам доступ к бивням.
Во времена династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) дощечки из слоновой кости стали элементом официальной одежды, а при династиях Тан (618–907) и Сун (960–1279) их размеры даже увеличились. В эпоху искусства династии Мин (1368–1644) слоновая кость использовалась для создания небольших статуэток богов и других фигур. См. также Китайская буддийская скульптура (ок. 100 г. – настоящее время). В эпоху искусства династии Цин (1644–1911), когда Пекин и Гуанчжоу стали ведущими центрами резьбы, ремесло стало более сложным. Среди изделий были декоративные ручки, держатели для кистей, настольные ширмы, а также широкий ассортимент изящно вырезанных фигурок, часто окрашенных и покрытых лаком. Позже китайские резчики изготавливали табакерки, подставки для фарфора, парфюмерные шкатулки, аксессуары для курения опиума, а также наборы для игры в маджонг и печати.
Коллекции
Примеры резьбы по слоновой кости можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира, в частности, в Лувре и Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
ЭВОЛЮЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Подробнее о происхождении и развитии пластических искусств см.: История скульптуры.
- Религия в Канаде
- «Кулак, палка, нож, пистолет: Личная история насилия» Джеффри Канады, краткое содержание
- «Нада» Кармен Лафорет, краткое содержание
- Признание в любви, снятое на смартфон. Победа Натальи Гуркиной
- Подведены итоги фестиваля документального кино Hot Docs
- Где лучше заказывать ритуальные услуги в Гомеле?
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?