Жан Антуан Гудон:
французский скульптор-неоклассицист читать ~5 мин.
Крупная фигура в неоклассической скульптуре, французский скульптор Жан-Антуан Гудон (фр. Jean-Antoine Houdon) был знаменит своими статуями и портретными бюстами ключевых фигур своей эпохи. Его самые известные скульптуры — это изображения Вольтера, Джорджа Вашингтона и Наполеона. Хотя при жизни он не пользовался широкой известностью, впоследствии его признали самым значительным французским скульптором XVIII века.
Кроме портретных бюстов, Гудон известен своей статуей «Экорше» (1767, Институт Гота). Изначально созданная как анатомическая модель для статуи «Святого Иоанна Крестителя» (1767, Санта-Мария-дельи-Анджели, Рим), её копии активно использовались Французской академией изящных искусств для обучения студентов анатомии. Гудон экспериментировал с различными стилями, включая маньеризм и рококо, но его фирменным стилем оставался сдержанный классицизм и строгий реализм.
Ранняя карьера и обучение
Гудон родился в Версале в 1741 году. Его отец служил консьержем в Королевской школе для избранных учеников (École royale des Élèves Protégés), поэтому мальчик буквально вырос в стенах Академии. В 1761 году он выиграл Римскую премию — престижную награду, позволившую ему отправиться в Рим для изучения произведений античности. Там он познакомился с шедеврами итальянской скульптуры Возрождения, включая работы Донателло и Микеланджело, а также великих мастеров барокко, таких как Бернини, но не подпал под их сильное влияние.
Во время пребывания в Италии он создал несколько выдающихся анатомических моделей из глины и мрамора, которые на долгие годы стали образцом для художников. Его статуя «Святого Бруно» (1766), выполненная для римской церкви Санта-Мария-дельи-Анджели, демонстрирует уникальное сочетание римского реализма и греческого идеализма. Вернувшись в Париж, молодой скульптор, работавший с мрамором, гипсом, бронзой и камнем, твёрдо решил стать ведущим портретистом своего времени.
Портреты богатых и знаменитых
Изначально Гудон выполнял заказы аристократии Франции и Германии, но вскоре его моделями стали настоящие звёзды эпохи — выдающиеся литераторы, философы и политические деятели. Всегда внимательный к новым центрам власти, он сумел убедить позировать ему большинство из них. Среди его примечательных работ: мраморный бюст «Дидро» (1771, коллекция Сеймура, Нью-Хейвен); полноразмерная статуя сидящего «Вольтера» (1781, Комеди Франсез, Париж); бюст «Томаса Джефферсона» (1789, Музей изящных искусств, Бостон); бюст «Мирабо» (1800, Версальский дворец) и бюст «Наполеона» (1806, Музей изящных искусств, Дижон).
Гудон почти ежегодно выставлялся в Парижском салоне, представляя публике бюсты гламурных певцов и актёров. Он также создавал удивительно тонкие и чувствительные портреты детей, демонстрируя редкую способность к блестящей передаче физиогномической точности.
Новаторские скульптурные техники
Способность Гудона создавать поразительно реалистичные глаза была одной из причин его успеха. Зрителей изумляла их жизненность. Он разработал особую технику: сначала вырезал радужную оболочку, затем просверливал в ней более глубокое отверстие для зрачка, оставляя крошечный фрагмент мрамора, нависающий над радужкой. Этот приём создавал эффект живого, подвижного взгляда, не имевшего аналогов в истории портретного искусства и скульптуры.
Однако не все знаменитости поддавались его обаянию. Так, философ Жан-Жак Руссо отказался позировать скульптору. Но после смерти Руссо именно Гудону поручили создать его посмертную маску, которая затем была использована для создания бюста. По словам одного из современников, глаза на портрете Руссо были настолько пронзительными, что “они, кажется, проникают в самые скрытые уголки человеческого сердца!”.
Примечание об оценке скульптуры
Чтобы научиться оценивать таких художников, как французский скульптор-неоклассицист Жан-Антуан Гудон, см.: Как оценивать скульптуру. Для более поздних работ см.: Как оценивать современную скульптуру.
Самые известные портреты
Интеллектуал Франсуа-Мари Аруэ, известный как Вольтер, позировал Гудону для нескольких портретов после возвращения из тридцатилетнего изгнания. Именно благодаря этим работам мир и запомнил облик великого мыслителя. За несколько сеансов скульптор сумел уловить выражение, пленившее современников: усталое лицо, беззубый рот, глубокие морщины и сжатую, но мудрую улыбку.
С таким же мастерством Гудон подошёл к портретам отцов-основателей Соединённых Штатов Америки. Его бюст Томаса Джефферсона послужил образцом для долларовой монеты, отчеканенной в 1903 году. Джефферсон, в свою очередь, желая увековечить Джорджа Вашингтона, порекомендовал заказать его статую именно Гудону. Будучи педантом в вопросах точности, скульптор в 1785 году отправился в Америку, в Маунт-Вернон, чтобы лично работать с моделью. Там он создал гипсовую маску с лица Вашингтона, чтобы добиться максимального сходства. Итоговая мраморная статуя (1788–1796, Капитолий штата Вирджиния, Ричмонд) считается одной из самых важных скульптур в его карьере.
Другие скульптуры
К ним относятся: «Бюст жены художника» (ок. 1770, Лувр, Париж); бюст «Графини де Сабран» (ок. 1785, Новый дворец, Потсдам); «Дени Дидро» (1771, Лувр); «Диана» (ок. 1776, Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон); «Генерал Дюмурье» (1792, Музей изящных искусств, Анже); «Луиза Броньяр» (1777, Лувр); «Мадам де Серийи» (1782, коллекция Уоллеса, Лондон); «Крестьянская девушка из Фраскати» (1774, Музей Коньяк-Жей, Париж); «Роберт Фултон» (ок. 1803, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и другие.
Гудон стал членом Академии живописи и скульптуры в 1771 году и профессором в 1778 году. Во время Французской революции он, воспринимаемый как «буржуа», впал в немилость. Однако скульптору удалось избежать тюремного заключения, приспособившись к новым порядкам и даже создав портрет Наполеона Бонапарта (1806). Гудон умер в Париже в 1828 году.
- Неоклассицизм как эстетическая тенденция
- «Блаженство» Кэтрин Мэнсфилд, краткое содержание
- «Интуиционист» Колсона Уайтхеда, краткое содержание
- «Я охочусь на убийц» Барри Лайга, краткое содержание
- «В поисках Лэнгстона» Лесы Клайн-Рэнсом, краткое содержание
- «Моя тёмная Ванесса» Кейт Элизабет Рассел, краткое содержание
- «Элегантность ежика» Мюриэль Барбери, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?