Джон Флаксман:
английский скульптор-неоклассицист читать ~4 мин.
Джон Флаксман (John Flaxman; 1755–1826) — английский художник, рисовальщик и один из ведущих скульпторов-неоклассицистов в Англии. Он известен своими скульптурами, рисунками, гравюрами и проектами для керамики Веджвуд. Будучи вундеркиндом в искусстве скульптуры, он привлёк внимание великого итальянского неоклассициста Антонио Кановы (1757–1822), который помог ему получить важный заказ на мраморную группу «Ярость Атаманта» (1790–1794).
Эта статуя является менее динамичной переработкой произведения Кановы «Геркулес и Лихас», однако она вызвала большое восхищение у современников. Вернувшись в Англию, Флаксман воспользовался возросшим спросом на героические памятники офицерам, погибшим в Наполеоновских войнах. Его строгий стиль неоклассической скульптуры принёс ему в этот период международную славу.
Самые известные его работы включают памятники вице-адмиралу Горацио Нельсону (1808–1818) и сэру Джошуа Рейнольдсу (1807–1813), оба из которых находятся в соборе Святого Павла в Лондоне.
Ранняя жизнь и обучение
Родившийся в Йорке, Флаксман переехал с семьёй в Лондон ещё в младенчестве. В основном самоучка, он с детства увлекался рисованием и лепкой. Его отец продавал формы и гипсовые слепки, что позволило юному Джону общаться с художниками. Он подружился с Уильямом Блейком и Томасом Стотхардом. Уже в 12 лет Флаксман получил первую премию от Общества искусств за созданный им медальон.
Он регулярно выставлялся в Галерее Свободного общества художников, а в 1770 году поступил в Королевскую академию искусств. Флаксман учился и выставлялся в Академии несколько лет, пробовал себя в живописи, но нашёл истинное призвание в скульптуре. Сохранившиеся работы этого периода включают восковую модель «Нептуна» (1770), терракотовый бюст, восковую фигуру ребёнка (1772) и рельеф «Весталки» (1773).
Керамика Веджвуд
В возрасте 19 лет Флаксман начал работать на Джозайю Веджвуда. В 1775 году Веджвуд усовершенствовал «яшмовую массу» (jasperware) — вид твёрдой, слегка полупрозрачной керамики. Её можно было украшать, окрашивая основу. Веджвуд использовал не только белый, но и знаменитый «веджвудский» синий, а также лавандовый, кобальтовый и бледно-зелёный цвета. Его имя стало синонимом этой керамики, а репутация взлетела, когда ценители стали покупать его изделия в форме античных греческих ваз.
Флаксман создавал дизайн для многих таких работ. Он проектировал вазы в формах, вдохновлённых Древним Римом. Один из прекрасных образцов — синяя ваза с белым рельефом — хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Работа с Веджвудом углубила знания Флаксмана в области греческого искусства и керамики, а также укрепила его приверженность чистоте и ясности линии.
Иллюстрации и международное признание
Параллельно с работой на Веджвуда Флаксман развивал свою практику как иллюстратор и скульптор. Именно его гравюры принесли ему европейскую славу. Иллюстрации к произведениям Гомера, Эсхила и Данте, выполненные в подчёркнуто линейной манере, демонстрировали исключительную чистоту и простоту. Этот стиль оказал огромное влияние на таких художников, как Жан-Огюст-Доминик Энгр и немецкие назарейцы. Иоганн Вольфганг фон Гёте даже назвал Флаксмана «кумиром всех дилетантов».
Чтобы научиться оценивать таких художников, как английский скульптор-неоклассицист Джон Флаксман, см.: Как оценивать скульптуру. Для более поздних работ см.: Как оценивать современную скульптуру.
Скульптура
С середины 1790-х годов Флаксман полностью посвятил себя скульптуре. Прекрасным примером его рельефной скульптуры является мраморный памятник Агнес Кромвель (1797) в Чичестерском соборе. Эта элегантная работа, сочетающая высокий и низкий рельеф, изображает 18-летнюю Агнес, возносимую на небеса тремя ангелами. Он также создал памятники поэту Уильяму Коллинзу (Чичестерский собор, 1795) и графу Мэнсфилду (Вестминстерское аббатство, 1795–1801).
Крупномасштабные скульптуры не считались сильной стороной Флаксмана. Критики отмечали, что он склонен смешивать современные стили с классицизмом, что приводило к эклектичным результатам. Памятник Мэнсфилду — яркий тому пример. Его структура заимствована из папских гробниц Бернини, но натуралистичное изображение графа неудачно контрастирует с безжизненными аллегорическими фигурами в духе неоклассического искусства.
В 1797 году Флаксман стал ассоциированным членом Королевской академии, в 1800-м — полноправным академиком, а в 1810-м был назначен первым профессором скульптуры. Он продолжал получать заказы, включая памятники миссис Бэринг (1805–1811), сэру Джошуа Рейнольдсу (1807), капитану Уэббу (1810), капитанам Уокеру и Беккету (1811), лорду Корнуоллису (1812) и сэру Джону Муру (1813).
Коллекции
Флаксман умер в 1826 году. В Университетском колледже Лондона существует Галерея Флаксмана, где хранится большая коллекция его работ. Его композиции лучше всего изучать по слепкам из студийных эскизов, которые представлены в галерее. Другие важные работы можно найти в большинстве лучших художественных музеев Британии, включая Британский музей, галерею Тейт и Музей Виктории и Альберта.
Рисунки в галерее Тейт
Примеры рисунков Флаксмана в галерее Тейт включают: «Проект памятника олдермену Бекфорду» (1770); «Ожидание сэра Эдварда Хейлса в Сент-Стивенсе» (1775, карикатура); «Алкеста и Адмет» (1789); «Классические фигурные этюды» (1792); и изображения из «Одиссеи» Гомера, «Совет Юпитера, Минервы и Меркурия» (1805).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?