Йорг Цурн:
немецкий скульптор, резчик по дереву читать ~4 мин.
Йорг Цурн (Jörg Zürn, ок. 1583 — ок. 1638) — специалист в области резьбы по дереву эпохи немецкого барокко. Наиболее известен своим шедевром барочной скульптуры — десятиметровым пятиуровневым главным алтарём Девы Марии (1613–1616) в церкви Святого Николая в Юберлингене. Динамичная композиция, сочетающая элементы маньеризма и раннего барокко, стоит в одном ряду с лучшими произведениями немецкой готической скульптуры таких мастеров, как Михаэль Пахер (1435–1498), известный своим алтарным образом Святого Вольфганга (1471–1481); Файт Штосс (ок. 1447–1533), создатель главного алтаря церкви Святой Марии в Кракове; и Тильман Рименшнайдер (ок. 1460–1531), вырезавший знаменитый алтарь Святой Крови в Ротенбурге-об-дер-Таубер.
Другие крупные скульптуры Йорга Цурна неизвестны, хотя время от времени появляются отдельные работы. Например, в 2002 году в Нью-Йорке на выставке, организованной американским дилером Энтони Блумкой и мюнхенским галеристом Юлиусом Болером, была представлена деревянная скульптура «Архангел Михаил» в натуральную величину. Работа приписывалась Йоргу Цурну и была выставлена на продажу примерно за 250 000 долларов.
Обучение и ранние работы
Йорг Цурн родился в Юберлингене, городе на северном берегу Боденского озера (Bodensee), в семье скульптора Ганса Цурна Старшего (ок. 1555–1631/32). У Ганса было ещё пятеро сыновей, и все они стали скульпторами: Ганс Младший (ок. 1585–1625), Мартин (ок. 1587–1666), Михаэль (ок. 1590–1660), Ганс Якоб (ок. 1592–1655) и Давид (ок. 1598–1666). Йорг сначала учился у отца, а затем прошёл обучение в мастерских на юге Баварии. В 1604 году, в возрасте около 21 года, он вступил в местную гильдию скульпторов.
Цурны были одной из самых продуктивных семей скульпторов эпохи барокко, работавших в Южной Германии и Верхней Австрии в конце XVI — первой половине XVII века. Специализируясь на религиозном искусстве для католических церквей, семья успешно работала в рамках Контрреформации. Программа, инициированная Тридентским собором (1545–1563), предполагала строительство и реконструкцию церквей, монастырей и соборов, для которых требовались резные алтари, статуи, хоры и исповедальни.
Даже функциональная мебель того времени украшалась рельефной скульптурой и другими видами резьбы, преимущественно в выразительном стиле барокко. Учитывая высокий спрос, Ганс Цурн Старший, вероятно, привлекал своего старшего сына к работе сразу после завершения его обучения.
Главный алтарь Девы Марии, церковь Святого Николая, Юберлинген (1613–1616)
В 1613 году семья Цурн получила заказ на изготовление главного алтаря для мюнстера (соборной церкви) Святого Николая — крупнейшего позднеготического здания в регионе Боденского озера. Основная ответственность за эту алтарную композицию была возложена на Йорга Цурна, которому помогали отец и младшие братья, Мартин и Михаэль.
Вырезанный из ели и липы, главный алтарь продолжает традиции великих створчатых алтарей Северной Европы. Однако эта работа выделяется среди предшественников декором, вдохновлённым маньеризмом. Позы фигур и композиция сцен иллюстрируют энергию, диагонали и другие динамические элементы, характерные для стиля барокко, который в начале XVII века распространялся по всей Европе.
Это произведение, отличающееся высоким мастерством исполнения, прекрасно иллюстрирует проникновение «современных» мотивов библейского искусства в регион, где долгое время сохранялись каноны готической скульптуры. Сегодня этот алтарь считается одним из величайших произведений раннего барокко. Он увековечил имя Йорга Цурна как одного из самых одарённых немецких художников своего времени.
Семья скульпторов Цурнов
О других членах семьи известно больше. Отец Йорга, Ганс Старший, вырезал главный алтарь для церкви Фрауенберг в Вальдзее (1624), а также известен как автор распятия (часовня Иснер-Тор, Ванген) и бюста святого Иакова (Германский национальный музей, Нюрнберг).
Брат Йорга, Ганс Младший, упоминается в 1613 году как мастер-скульптор в Буххорне (ныне Фридрихсхафен) и известен алтарём из липы в церкви Святого Мартина в Вангене.
Мартин Цурн выполнил несколько работ в регионе Боденского озера, в частности алтарь Братства Розария в Пфуллендорфе (1615) и более поздний алтарь в Овингене. В 1638–1639 годах он создал амвон для церкви Вассербурга.
Около 1640 года Мартин, Михаэль, Ганс Якоб и Давид Цурн поселились в Браунау-ам-Инн в Верхней Австрии. Они продолжили создавать алтари и другие произведения христианского искусства, в частности замечательное распятие для церкви в Эггельсберге и главный алтарь в Бургкирхене. Скульптурная традиция в семье продолжилась благодаря сыновьям и внукам Давида Цурна, которые работали в Пассау, Вассербурге-на-Инне и Оломоуце до начала XVIII века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?