Йорг Цурн:
немецкий скульптор, резчик по дереву читать ~4 мин.
Специалист в области резьбы по дереву в эпоху немецкого барокко, Йорг Цурн наиболее известен своим шедевром барочной скульптуры — 10-метровым пятиэтажный главный алтарь Девы Марии (1613-16) в церкви Святого Николая в Уберлингене. Динамичная композиция, заимствовавшая элементы маньеризма и раннего барокко, она стоит в одном ряду с лучшими произведениями немецкой готической скульптуры таких мастеров, как Михаэль Пахер (1435-1498), известный своим алтарным образами Святого Вольфганга (1471-81); Файт Штосс (1445-1533), наиболее известного своим главным алтарём церкви Святой Марии в Кракове, Польша; и Тильмана Рименшнайдера (1460-1531), который вырезал знаменитый алтарь Святой Крови в Ротенбурге-на-Таубере.
Других крупных скульптур Йорга Цурна не известно, хотя время от времени появляются отдельные предметы. Например, в 2002 году в Нью-Йорке на выставке, организованной американским дилером Энтони Блумкой и немецким дилером Юлиусом Болером из Мюнхена, была представлена деревянная скульптура Йорга Цурна в натуральную величину Архангел Михаил, которая была выставлена на продажу за около 250 000 долларов.
Обучение и ранние работы
Он родился в Уберлингене, городе на северном берегу Боденского озера (Bodensee), в семье скульптора Ганса Цурна Старшего (1555-1632), который впоследствии стал отцом ещё пяти сыновей, все из которых стали скульпторами. Братья Йорга: Ганс Младший (около 1585-1625), Мартин (около 1587-1666), Михаэль Цурн (около 1590-1660), Ганс Якоб (около 1592-1655) и Давид (около 1598-1666). Йорг сначала был учеником своего отца, а затем прошёл обучение в нескольких мастерских на юге Баварии. В 1604 году, в возрасте 21 года, он вступил в местную гильдию скульпторов.
Семья Цурнов была одной из самых плодотворных семей барочных скульпторов, работавших в южной Германии и Верхней Австрии в конце XVI — первой половине XVII века. Специализируясь на религиозном искусстве — в основном на резьбе по дереву — для католических церквей в этом регионе, семья извлекла выгоду из кампании католического искусства Контрреформации, инициированной Тридентским собором (1545-63), которая включала строительство или реконструкцию многочисленных церквей, монастырей и соборов по всей Австрии и Баварии, многие из которых требовали резных алтарных образов , статуй, хоров, исповедален и других деревянных изделий. Даже самая функциональная мебель, как правило, была украшена рельефной скульптурой и другими видами резьбы, в основном выполненными в ярком стиле барокко.
Учитывая спрос на услуги его семьи, Ганс Цурн Старший, несомненно, задействовал своего старшего сына с момента окончания его обучения.
Главный алтарь Девы Марии, Святого Николая, Уберлинген (1613-16)
В 1613 году семье Цурн было поручено изготовить главный алтарь для собора Святого Николая в Мюнстере — крупнейшего позднего готического здания в регионе Бодензее и главной достопримечательности Уберлингена. Основная ответственность за эту работу по созданию алтарной композиции была возложена на Йорга Цурна, хотя его отец, а также младшие братья Мартин и Михаэль оказали ему ценную помощь.
Вырезанный из ели и липы, главный алтарь церкви Святого Николая был выполнен в том же стиле, что и великие церковные алтарные композиции Северной Европы, хотя эта работа выделяется среди своих предшественников благодаря декору, вдохновлённому маньеризмом. Точно так же позы фигур и расположение различных сцен иллюстрируют энергию, диагонали и другие визуальные динамические элементы, характерные для стиля барокко, который в начале XVII века зарождался во всей Европе.
В целом это прекрасно задуманное произведение, богатое мастерством исполнения, которое прекрасно иллюстрирует проникновение «современных» мотивов библейского искусства в регион, где на протяжении веков сохранялись каноны готической скульптуры. Сейчас эта скульптура считается одной из величайших раннего барокко и увековечила Йорга Цурна как одного из самых творческих немецких художников барокко своего времени, хотя неизвестность, в которой он прожил большую часть своей жизни, позволяет предположить, что современные ему люди могли иметь о нём совершенно иное мнение.
Семья скульпторов Цурнов
Остальных членов его семьи известно больше. Его отец, Ганс Старший, вырезал главный алтарь для церкви Фрауенберг в Вальдзее (1624) и известен как автор привлекательного распятия (часовня Иснер-Тор, Ванген) и бюста святого Иакова (Германский национальный музей, Нюрнберг).
Брат Йорга, Ганс Младший, упоминается в 1613 году как мастер-скульптор в Буххорне-на-Боденском озере (ныне Фридрихсхафен) и известен алтарём из липы в церкви Святого Мартина в Вангене.
Мартин Цурн выполнил несколько работ в регионе Боденского озера, в частности алтарь Братства Розария в церкви Пфуллендорфа (1615) и более поздний алтарь в церкви Овингена. В 1638 – 1639 годах он вырезал амвон для церкви Вассербурга.
Около 1640 года Мартин, Михаэль, Ганс Якоб и Давид Цурн поселились в Браунау-ам-Инн в Верхней Австрии и продолжили вырезать алтари и другие произведения христианского искусства для многих церквей региона, в частности, замечательный распятие для церкви в Эггельсберге и главный алтарь в Бургкирхене. Семья сохранила пристрастие к скульптуре благодаря сыновьям и внукам Давида Цурна, которые работали в Пассау, Вассербурге-на-Инне и Оломоуце в Моравии до начала XVIII века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?