Хуанде де Хуни:
французский скульптор-маньерист читать ~3 мин.
Французский скульптор Хуан де Хуни (Jean de Joigny; ок. 1507–1577) — один из важнейших мастеров эпохи Возрождения за пределами Италии. Он был родом из Бургундии, но большую часть своей творческой жизни провёл в Испании, где работал с 1533 года. Судя по стилю его скульптур, он, подобно многим северным художникам того времени, изучал работы Микеланджело и эллинистическую группу «Лаокоон и его сыновья».
Хуан де Хуни работал в Леоне и Саламанке, а затем поселился в Вальядолиде. Он специализировался на религиозной скульптуре и экспрессивной передаче эмоций, характерной для Чинквеченто. В истории испанского маньеризма его ставят на второе место после Алонсо Берругете, который, по преданию, называл Хуни «лучшим иностранным резчиком в Кастилии».
Среди наиболее известных образцов деревянной резьбы Хуни — две скульптурные группы «Погребение Христа»: одна создана в 1541–1544 годах для монастыря в Вальядолиде (ныне в Национальном музее скульптуры), а вторая — в 1571 году для собора в Сеговии.
Биография
Хуан де Хуни (урождённый Жан де Жуаньи) был родом из города Жуаньи в Бургундии, Франция. Предполагается, что его привлекли в Испанию масштабные художественные проекты, осуществлявшиеся в Кастилии при короле Карле I (императоре Священной Римской империи Карле V). Между бургундским и испанским религиозным искусством существовали тесные связи; кроме того, Карл даровал архиепископство Толедо бургундцу Гийому де Круа.
К 1533 году Хуни уже работал скульптором в Леоне, затем переехал в Саламанку, а в 1540 году обосновался в Вальядолиде. Будучи плодовитым мастером, он технически и эмоционально соответствовал религиозному рвению, пронизывавшему христианское искусство Испании XVI века. В этом его творчество перекликается с работами Эль Греко, прибывшего в Испанию примерно в год смерти Хуни.
Основные произведения
В 1541–1544 годах Хуан де Хуни создал группу «Погребение Христа» для капеллы фра Антонио де Гевары, епископа Мондоньедо и хрониста императора Карла V, в монастыре Святого Франциска в Вальядолиде. В 1545 году он получил заказ на создание алтаря для церкви Санта-Мария-де-ла-Антигуа. Среди других его значимых работ — проект капеллы для банкира Альваро де Бенавенте (1557) и скульптурная группа «Погребение Христа» для собора Сеговии (1571).
Стиль скульптуры
Стиль Хуни сочетал в себе скульптурные традиции родной Бургундии, знание итальянского Ренессанса и экспрессию маньеризма. Он наполнял свои произведения глубокой скорбью и пафосом. Для передачи сильных чувств скульптор использовал динамичные, извивающиеся позы фигур, отражающие их внутренние страдания. Лица его персонажей натуралистичны и полны религиозных эмоций. Мастерство Хуни в резьбе по дереву подчёркивалось техникой «эстофадо» — сложной полихромной росписью по позолоте.
Чтобы научиться оценивать таких художников, как французский скульптор эпохи Возрождения Хуан де Хуни, см.: Как ценить скульптуру. Более поздние работы см.: Как ценить современную скульптуру.
«Погребение Христа» (1541–1544)
Эта скульптурная группа из семи фигур была создана по заказу фра Антонио де Гевары для его погребальной капеллы во францисканском монастыре Вальядолида. Вокруг безжизненного тела Христа в сбалансированной композиции расположены шесть персонажей: Дева Мария, Святой Иоанн, Мария Магдалина, Саломея, Никодим и Иосиф Аримафейский. Их фигуры готовят тело к погребению, а лица выражают потрясение и скорбь.
Патетика сцены подчёркивается натуралистичностью деталей, таких как цвет тела и следы крови. Хуан де Хуни использует весь арсенал художественных средств — от динамичных, порой изломанных поз до искажённых страданием лиц — чтобы передать глубокий религиозный опыт, характерный для Испании середины XVI века. Это сложное и чрезвычайно выразительное произведение.
- Игорь Дрёмин: Выставка «Гамарджоба! Кети Мелкадзе»
- Пластическое искусство
- Как ценить скульптуру
- Скульптура
- Джамболонья: скульптор-маньерист
- Sotheby’s показал в Москве топ-лоты июньских торгов русского искусства
- Музей Дали может стать частью Всемирного наследия ЮНЕСКО
- «Юные и прекрасные»: искусство американских двадцатых
- Работы художницы Ольги Шаюновой на выставке проекта «Петербургский сезон»
- После успеха за рубежом произведения юных художников можно увидеть в Тюмени
- Религиозное искусство
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?