Хуанде де Хуни:
французский скульптор-маньерист читать ~3 мин.
Один из самых важных скульпторов эпохи Возрождения за пределами Италии, французский художник Хуан де Хуни (также известен как Хуан де Жуни и Жан де Жуаньи) был родом из Бургундии, но большую часть своей творческой жизни провёл в Испании, где работал с 1533 года. Судя по содержанию и стилю его скульптур, он, как и многие северные художники того времени, по-видимому, изучал творчество Микеланджело, а также великолепную эллинистическую групповую скульптуру «Лаокоон и его сыновья».
Хуан де Хуни работал в Леоне и Саламанке, после чего поселился в Вальядолиде. Специализируясь на религиозной скульптуре и выражении эмоций, которыми славится квинквеченто, он традиционно занимает второе место после Алонсо Берругете в ряду выдающихся испанских скульпторов стиля маньеризм, а сам Берругете называл его «лучшим иностранным резчиком в Кастилии».
Среди наиболее известных образцов деревянной резьбы Хуни – две группы «Погребение» (1544, полихромное дерево, Национальный музей религиозной резьбы, Вальядолид) и (1571, собор Сеговии).
Биография
Французский скульптор, художник и архитектор Хуан де Хуни родился как Жан де Жуаньи в Бургундии, Франция. Судя по его фамилии, вероятно, он был родом из города Жуаньи и был привлечён в Испанию художественной деятельностью, которая велась в королевстве Кастилия при Карле I. Между бургундским и испанским религиозным искусством существовало несколько связей, кроме того, Карл недавно пожаловал архиепископство Толедо молодому бургундцу по имени Гийом де Круа.
В любом случае, к 1533 году Жуни занимался скульптурой в Леоне, после чего переехал в Саламанку, а в 1540 году обосновался в Вальядолиде. Исключительно плодовитый художник, Хуни был хорошо приспособлен как технически, так и по темпераменту к особому религиозному рвению, пронизывавшему христианское искусство Испании XVI века: это он имел общего с эмигрировавшим греческим художником Эль Греко, который прибыл в Испанию примерно в то же время, когда умер Хуни.
Основные произведения
В 1545 году Хуан де Хуни вырезал «Погребение» для погребальной капеллы епископа Фрая Антонио де Гевара, францисканского епископа Мондонедо и летописца императора Карла V, в монастыре Святого Франциска в Вальядолиде. В следующем году он получил заказ на создание алтарной композиции для собора Вальядолида. Среди других его известных работ — проект погребальной капеллы для банкира Альваро де Бенавенте в 1557 году и Группа «Погребение» для собора Сеговии в 1571 году.
Стиль скульптуры Хуни
Опираясь на скульптурные традиции своей родной Бургундии, знание итальянской скульптуры эпохи Возрождения и интенсивные формы маньеристского искусства, Хуан де Хуни сумел наполнить свои произведения духовной болью, скорбью и страданиями того времени. Чтобы передать эти чувства, он создавал фигуры, обладающие бурными, часто извивающимися движениями, отражающими внутреннюю муку. Их лица натуралистичны, а выражения лица наполнены религиозными эмоциями. Исключительное мастерство Джуни в резьбе по дереву часто подчёркивается эффектом «эстофадо» — многоцветной росписью.
Чтобы научиться оценивать таких художников, как французский скульптор эпохи Возрождения Хуан де Хуни, см.: Как ценить скульптуру. Более поздние работы см.: Как ценить современную скульптуру.
Погребение (1541-4)
Эта группа статуй, заказанная Фра Антонио де Гевара, епископом Мондонедо, была размещена в том, что тогда было францисканским аббатством в Вальядолиде, на части алтарной перегородки, установленной в погребальной часовне. Группа состоит из семи фигур. Шесть из них расположены в сбалансированном классическом стиле вокруг фигуры мёртвого Христа: Дева Мария, Святой Иоанн, Саломея и Иосиф из Аримафеи, Мария Магдалина и Никодим. Цвет тела (с чёрной застывшей кровью) и сломанные руки передают ужас смерти.
Шесть других готовят тело к погребению, выражая своё потрясение от смерти Христа. В целом, это сложное и очень выразительное скульптурное произведение, в котором использованы все возможности движения, искажения лица и экстремальных поз, чтобы передать огромный религиозный пыл, проповедовавшийся в Испании в середине XVI века.
- Sotheby’s показал в Москве топ-лоты июньских торгов русского искусства
- Музей Дали может стать частью Всемирного наследия ЮНЕСКО
- «Юные и прекрасные»: искусство американских двадцатых
- Работы художницы Ольги Шаюновой на выставке проекта «Петербургский сезон»
- После успеха за рубежом произведения юных художников можно увидеть в Тюмени
- Религиозное искусство
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?