Леохар читать ~3 мин.
Леохар (др.-греч. Λεοχάρης) — древнегреческий скульптор, один из видных представителей аттической школы IV века до н.э. Он творил на рубеже поздней классики и раннего эллинизма. Известность Леохару принесло участие в создании Галикарнасского мавзолея совместно со Скопасом, одним из выдающихся скульпторов классической античности. Мавзолей входил в число семи чудес древнего мира. Современниками Леохара были также Лисипп (ок. 395–305 гг. до н.э.) и Пракситель (активен в 375–335 гг. до н.э.). Леохару приписывают создание знаменитой статуи Аполлона Бельведерского, римская копия которой хранится в музеях Ватикана.
Биография и творчество
Точные даты жизни Леохара неизвестны. Считается, что он родился в Афинах, а пик его творчества пришёлся на период между 372 и 338 годами до н.э. Несмотря на упоминания в нескольких античных источниках, его биография содержит много пробелов.
Около 353–350 годов до н.э. Леохар участвовал в декорировании Галикарнасского мавзолея. Согласно Плинию Старшему, над усыпальницей царя Мавсола трудились четыре мастера: Скопас оформлял восточную сторону, Тимофей — южную, Бриаксид — северную, а Леохару досталась западная. Точно атрибутировать сохранившиеся фрагменты мавзолея, ныне находящиеся в Британском музее, конкретному скульптору затруднительно.
После битвы при Херонее в 338 году до н.э. царь Филипп II Македонский заказал Леохару хрисоэлефантинные (из золота и слоновой кости) портреты своей семьи. Статуи изображали самого Филиппа, его сына Александра, его отца Аминта III, жену Олимпиаду и мать Эвридику I. Скульптурная группа была размещена в Филиппеоне — круглом ионическом здании в священной роще Альтис в Олимпии, построенном в ознаменование победы, утвердившей македонскую гегемонию в Греции.
Самой известной работой, приписываемой Леохару, является Аполлон Бельведерский. Хотя до нас дошла лишь мраморная римская копия II века н.э., она даёт представление о совершенстве утраченного бронзового оригинала. Статуя изображает бога в движении, с изящной и лёгкой походкой. Немецкий искусствовед Иоганн Винкельман считал её высшим идеалом искусства. Произведение оказало огромное влияние на европейскую культуру, особенно на искусство классицизма.
Леохару также приписывают авторство статуи Деметры Книдской (Британский музей, Лондон), хотя эта атрибуция остаётся спорной. Эта сидящая мраморная фигура богини считается одним из шедевров греческой скульптуры IV века до н.э. за глубокую передачу чувств и монументальность.
Ещё одна знаменитая работа, которую связывают с именем Леохара, — Диана Версальская (Лувр, Париж). Это римская копия с предполагаемого оригинала около 325 года до н.э. Статуя изображает богиню охоты Артемиду в стремительном движении. Она показана как стройная и энергичная охотница, которая правой рукой достаёт стрелу из колчана.
Плиний Старший упоминает, что Леохар создавал статуи богов, в том числе Зевса, Аполлона и Ареса. Вместе с Лисиппом он работал над скульптурной группой, изображавшей охоту Александра Македонского на льва, которая была установлена в Дельфах. Также Леохару приписывается бронзовая композиция «Ганимед и орёл». Её римская копия находится в Ватикане. (См. также: Греческая архитектура).
Для лучшего понимания творчества греческих скульпторов, таких как Леохар, см. статью «Как оценить скульптуру». Также представляет интерес анализ статуи Венеры Милосской.
Наследие
Из-за недостатка достоверных сведений и подписанных работ творчество Леохара остаётся предметом научных дискуссий. Многие атрибуции являются гипотетическими. Тем не менее, он признан одним из ключевых мастеров эллинистической скульптуры, чьи работы демонстрируют переход от строгих идеалов классики к большей эмоциональности и динамизму.
Элегантность, утончённость и мастерская передача движения, характерные для произведений, приписываемых Леохару и его современникам, предвосхитили многие черты искусства последующих эпох. Спустя почти два тысячелетия, в XVII веке, мастера эпохи барокко, такие как Джан Лоренцо Бернини, вдохновлялись именно динамикой и пафосом эллинистической пластики при создании своих шедевров.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?