Средневековая скульптура читать ~15 мин.
«Средневековье» и «Средние века» – не вполне точные термины для обозначения периода европейской истории от падения Западной Римской империи (около 400 г. н.э.) до падения Константинополя (1453 г.). Эта статья о средневековой скульптуре охватывает первые 600 лет этой эпохи – с поздней античности до появления общеевропейского стиля, известного как романское искусство (1000–1200). Смотрите также нашу статью о средневековом христианском искусстве (600–1200) и биографии выдающихся средневековых художников и скульпторов, таких как Гислебертус (XII век), Мастер Матео (XII век) и Мастер из Кабестани (ок. 1130–1180).
Римская скульптура
Цивилизация поздней античности, ставшая связующим звеном между христианством и классическим наследием, занимала переходное положение между позднеримской империей и Средневековьем. Этот период начался с длительного правления Диоклетиана (284–305) и Константина (307–337) и продлился два-три столетия, причём его продолжительность варьировалась в зависимости от региона. После того как Диоклетиан установил тетрархию с двумя «августами» и двумя «цезарями», система в 313 году стала диархией. Затем, в 324 году, Константин, победив Лициния, объединил империю под знаменем христианства. Эта обретённая религиозная свобода вскоре нашла выражение в монументальном христианском искусстве: началось строительство древнейших христианских базилик и появились первые образцы монументального убранства. В городах муниципальные элиты и крупные землевладельцы, которым часто принадлежали загородные резиденции, роскошно украшали свои дома. Общественная архитектура стремилась превзойти образцы прошлого. Так, строительство Новой базилики в Риме было начато Максенцием в 308 году и завершено Константином. Её три монументальных нефа возвышались на широкой платформе и завершались на западе огромной апсидой с колоссальной статуей императора.
Триумфальная арка Константина – символ города, возведённый Сенатом и народом Рима в 315 году, – стоит возле Палатинского холма. Памятник состоит из трёх пролётов с отдельно стоящими колоннами и скульптурной группой. В её составе были использованы элементы, взятые с более ранних известных памятников (сполии), что должно было подчеркнуть преемственность имперской власти. Исторический фриз, расположенный на видном месте, иллюстрирует как имперскую идеологию, так и стиль эпохи Константина. Кроме изображений выступлений перед гражданами и сцен раздачи субсидий, особенно выделяется композиция, представляющая иератический придворный ритуал, в котором император занимает строго фронтальное положение. Эта художественная условность, подчёркнутая профильными изображениями приветствующих фигур, была позже перенята консулами на диптихах из слоновой кости, владельцами вилл в мозаиках и даже в изображении Христа среди апостолов в куполах церковных апсид.
В первой половине IV века появляется стиль, общий для скульптуры и живописи. Именно поэтому подчёркнуто линейная и графичная трактовка фигур на фризе Арки Константина и на современных ей саркофагах близка к изображениям на мозаиках виллы дель-Казале на Сицилии, мавзолея Санта-Костанца в Риме, базилики в Аквилее на севере Италии и мавзолея Сентсельес близ Таррагоны в Каталонии. Основные черты портрета того времени – широко раскрытые глаза и короткие волосы, подчёркивающие округлость головы, – уже заметны в произведениях, созданных при тетрархии. Наиболее известное из них – порфировая скульптурная группа четырёх соправителей, в Средние века установленная на боковом фасаде базилики Святого Марка в Венеции.
Раннехристианская скульптура
Христианизация общества в Римской империи неуклонно росла, но публичное проявление раннехристианской скульптуры стало возможным лишь в эпоху поздней античности, в частности в IV веке, – по крайней мере, в Риме. Первые христианские изображения появились в римских катакомбах – подземных кладбищах, носящих такие известные имена, как катакомбы Святого Каллиста, Присциллы, Святых Петра и Марцеллина. Они располагались за чертой города живых и были римским эквивалентом наземных некрополей, которые находились у въездов в имперские города. Об этих раннехристианских образах, а также о вкусах и культуре городской элиты мы знаем благодаря скульптурному убранству саркофагов, которые размещали в мавзолеях или частных захоронениях на территории кладбищ. (См. также: Христианско-римское искусство.)
Саркофаги, вырезанные из мрамора или порфира, украшались скульптурными панелями, которые по своему качеству были сравнимы с фризами великих общественных памятников. Эти характерные для поздней античности предметы иногда производились серийно. Их мог купить как стандартизированное изделие любой, кто хотел увековечить память о себе при жизни или о только что умерших близких. Как гласит надпись из Арля: «15 апреля здесь покоится с миром Марция Сельса, знатнейшая женщина, прожившая 38 лет, 2 месяца и 11 дней». Также можно было заказать саркофаг по индивидуальным требованиям. Во второй четверти IV века Флавий Януарий заказал для своей покойной жены саркофаг, где она была изображена в виде молящейся фигуры в центре главной панели, между двумя апостолами и сценами из Евангелия.
Рельефная скульптура саркофагов включала несколько различных типов оформления: со стригилями (волнистыми желобками), с непрерывным фризом, с двумя регистрами, с колоннами и т. д. В иконографии на смену крупным буколическим и пасторальным сценам вскоре пришли сюжеты из Ветхого Завета (Иона, Даниил), которые типологически противопоставлялись сценам из Нового Завета – таким, как эпизоды земной жизни Христа и ранние события его Страстей. Смерть Христа никогда не изображалась; напротив, акцент делался на его Воскресении, победе над смертью и обещании его второго пришествия в конце времён.
Среди наиболее значимых примеров можно упомянуть порфировые саркофаги Елены и Констанцины (музеи Ватикана), которые датируются 320–340 годами и демонстрируют темы, характерные для имперской иконографии и декора богатейших вилл. Также примечателен саркофаг со сценами охоты, обнаруженный в 1974 году в некрополе Тринктай в Арле. К тому же времени относится саркофаг с двумя регистрами, изображающий прославленную пару, очень похожий на так называемый Догматический саркофаг (музеи Ватикана). Наряду с эпизодами из Ветхого Завета (Адам и Ева) он содержит сцены из Нового Завета, от Поклонения волхвов до чудес Христа. Эти средства частной репрезентации говорят нам об очень раннем обращении некоторых представителей элиты в христианство, а также об их вкусах: так, саркофаг из Арля, несомненно, был куплен в Риме за большие деньги. Саркофаг Юния Басса является особенно яркой иллюстрацией монументального качества этих произведений и глубины христианской мысли, которую они передают.
Примечание о восприятии скульптуры
Чтобы узнать, как оценивать религиозную средневековую скульптуру, см.: Как ценить скульптуру. Для более поздних работ, пожалуйста, смотрите: Как оценить современную скульптуру.
Варварская скульптура и металлообработка
С начала V века приход на Запад различных германских народов и их расселение на территориях бывшей Римской империи привели к появлению самобытной культуры, сочетавшей в себе римские и германские элементы. Первое вторжение произошло в 401 году, когда вестготы во главе с Аларихом вошли в Италию. Подойдя к воротам Рима, этот народ под предводительством Атаульфа в 412 году отошёл в южную Галлию. Чуть ранее, в конце 406 года, вандалы, аланы и свевы пересекли Рейн в районе Майнца или Вормса и направились на Пиренейский полуостров. История походов этих народов, их завоеваний и постепенного перехода к оседлой жизни охватила весь V век. Их окончательное расселение в определённых областях привело к первому синтезу культур в средневековой исторической географии. Франки в Галлии, вестготы на Пиренейском полуострове и остготы в Италии создавали оригинальные произведения искусства, относящиеся почти исключительно к металлообработке и ювелирному делу. В архитектуре они ценили то, что находили в романизированных землях. Поэтому, в то время как некрополи демонстрируют погребальные обычаи германского происхождения, раскопанные археологами виллы показывают архитектуру и мозаичное искусство в чистейшей римской традиции. Симбиоз этих различных художественных культур положил начало новой средневековой цивилизации.
Произведения ювелиров периода варварских нашествий были многочисленны. Это были литургические предметы, посуда, оружие, личные украшения. Хорошо известна работа святого Элигия, ювелира меровингского двора и создателя литургических предметов, таких как крест для аббатства Сен-Дени. Но ювелирное дело этого периода в основном изучается по погребальным находкам. Клад из Саттон-Ху – самое известное из королевских или княжеских захоронений раннего англосаксонского периода. Его содержимое, в настоящее время находящееся в Британском музее, было извлечено из погребального корабля в 1939 году. Среди предметов клада были изделия, привезённые из Восточного Средиземноморья (серебряные и бронзовые блюда), Швеции (щиты), Меровингской Галлии (монеты) и Рейнской области (доспехи). Датировка захоронения была установлена по византийским серебряным предметам, на которых были обнаружены клейма императора Анастасия I.
Англосаксонские артефакты из клада Саттон-Ху состоят в основном из оружия, драгоценностей и предметов быта. В них много золота, а эмаль – в основном перегородчатая – заложена в маленькие разноцветные ячейки, которые покрывают поверхность изделий. Но, говоря о технике, не следует упускать из виду и декоративный репертуар, характерный для того времени. Геометрические формы и фигуративное убранство тесно переплетаются в клубок кривых, которые часто образуют непрерывные плетёные узоры. Эти мотивы затем распространились по Западной Европе через торговлю артефактами и переписку рукописей.
У Меровингов подобные ювелирные изделия находят в могилах самых богатых людей. Некоторые из них по-прежнему предпочитали захоронение в саркофагах, следуя классической традиции. Часто трапециевидные саркофаги, вышедшие из употребления в течение VIII века, были украшены крестами или геометрическими мотивами. Гипсовые саркофаги, найденные в большом количестве в парижском регионе, составляют особую группу; область их распространения простиралась от Руана до Йонны и от Луары до Марны. На юге Франции производство мраморных саркофагов продолжалось до V века, а возможно, и дольше. В Аквитании, в частности, саркофаги с двускатными крышками и сплошным растительным орнаментом, безусловно, продолжали выпускать до конца периода Меровингов. Эти престижные предметы расходились по всей Европе, но их, вероятно, вырезали в городских мастерских Аквитании. Они отвечали запросам крупных землевладельцев юго-западной Галлии, для которых охота оставалась излюбленным занятием, как демонстрирует саркофаг в Музее августинцев в Тулузе.
Среди привилегированных гробниц выделяется погребальная часовня, обнаруженная к юго-востоку от города Пуатье в 1878 году, чья скульптурная отделка имеет особое значение. Этот гипогей, известный как Гипогей дюн, состоял из «мемориальной комнаты», окружённой несколькими культовыми сооружениями, и находился в некрополе. Памятник, который можно датировать концом VII или первой третью VIII века, представлял собой своего рода семейную усыпальницу с несколькими могилами. Длинная надпись на косяке правой двери гласит: «Меллебод, раб и должник Христов, я создал для себя эту маленькую пещеру, в которой покоится моя недостойная гробница. Я сделал это во имя Господа Иисуса Христа, которого я люблю, в которого я уверовал…»
К усыпальнице ведёт лестница с десятью ступенями. Памятник состоит из комнаты, расширенной за счёт двух боковых аркосолиев. Кроме колонн и капителей, обрамляющих вход, архитектурная скульптура украшает три ступени лестницы, дверные косяки и ступени перед алтарём. Этот декор, выполненный в очень низком рельефе, состоит из растительного орнамента в виде побегов, изображений рыб и четырёхконечной плетёнки со змеиными головами на концах. Памятник также сохранил элементы резной мебели, что доказывает существование хорошо организованных мастерских. Крылатые фигуры украшают плиты, использованные для закрытия саркофагов, стоящих возле алтаря. На одной из них изображены символы евангелистов Матфея и Иоанна, а также архангелы Рафаил и Гавриил. Рядом с алтарём находилось скульптурное основание колонны, украшенное двумя фигурами, пригвождёнными к крестам, – их можно интерпретировать как двух разбойников, обрамлявших утраченную ныне скульптуру распятого Христа. Другой изваянный фрагмент представляет нижнюю часть фигуры, обозначенной в надписи как Симеон.
Стилистически эти скульптуры напоминают вестготские работы VII века и памятники северной Италии. В социологическом плане Гипогей дюн в Пуатье иллюстрирует феномен «аристократизации» части некрополя: это привилегированная церковная гробница, которая, возможно, изначально была часовней и в любом случае находилась в частном пользовании. Фрагмент крышки саркофага имеет следующую надпись: «Память (memoria) о Меллебоде, аббате, должнике Христовом. Благочестивые приходят со всех сторон к Нему (Христу) для подношений и возвращаются каждый год». Скульптурное убранство в гипогее Пуатье, так же как надписи и следы росписей, показывает, что элиты Меровингов обладали гибридной культурой. Она сочетала в себе классические знания, что подтверждается восточными элементами, и искусство плетёного орнамента, которое так ярко определяет пластические инновации раннего Средневековья на Западе.
Искусство Каролингов: слоновая кость и золото
Культурный подъём эпохи Каролингов не возник внезапно – ни с приходом к власти Карла Великого, ни с его коронацией папой римским в 800 году. Он начался ещё в конце VII века в Италии, Галлии и на Британских островах. С этого периода началось монашеское возрождение Запада. Аббатства Корби, Лан, Тур, Флёри-сюр-Луар и Сен-Дени были культурными центрами задолго до Каролингского возрождения, они славились своими скрипториями и библиотеками, как и германские аббатства Эхтернах, Санкт-Галлен и Фульда. (См.: Немецкое средневековое искусство, ок. 800–1250). В период правления Карла Великого и его сына Людовика Благочестивого (768–855) были построены сотни монастырей, почти тридцать новых соборов и около ста королевских резиденций. См. Искусство Каролингов (ок. 750–900).
Желание соперничать с престижем Рима и Византии стояло за решением Карла Великого выбрать постоянную резиденцию, где можно было бы разместить его двор, казну и библиотеку. Дворец Карла Великого в Ахене и построенная там по образцу Равенны в конце VIII – начале IX века Палатинская капелла стали центром религиозного искусства и изучения наук, в котором принимали участие такие знаменитые учёные, как Алкуин. В придворных мастерских создавались иллюминированные рукописи, которые были одним из наиболее эффективных средств сохранения античной культуры и распространения современных художественных вкусов. Среди первых книг, иллюстрированных при дворе до конца VIII века, было «Евангелие Годескалька», в котором прослеживается растущее влияние итальянских и византийских образцов. Рукописи так называемой школы Ады (названной в честь предполагаемой сестры Карла Великого, аббатисы Ады) ознаменовали собой этап диверсификации в Палатинской школе, совпавший с тем временем, когда Эйнхард сменил Алкуина.
Новые художественные тенденции, появившиеся при Людовике Благочестивом после его коронации, прослеживаются в Евангелиях из Коронационной сокровищницы (Вена), выполненных в эллинистическом, или александрийском, стиле. В Реймсе при архиепископе Эббоне рукописи иллюстрировались в стиле, для которого характерно экспрессивное движение, будто бы сотрясающее фигуры и их одежды. Утрехтская псалтырь, написанная и проиллюстрированная в аббатстве Отвильер в конце первой трети IX века, особенно ярко характеризует этот каролингский Ренессанс и реймсскую школу благодаря своему быстрому, резкому и энергичному стилю рисунка. После смерти Карла Великого и падения Эббона в Реймсе несколько художников возродили школу в аббатстве Сен-Мартен-де-Тур, которая при аббате Вивиане (843–851) отличалась иллюстрациями к Библиям с повествовательными сценами, расположенными в несколько регистров.
Создание рукописей в различных специализированных мастерских требовало привлечения ювелиров и мастеров, специализировавшихся на резьбе по слоновой кости, – главным образом для изготовления драгоценных окладов. Это объясняет тесную стилистическую связь между иллюминированными рукописями и резьбой по кости. Предполагается даже, что мастерские были оборудованы для производства и того и другого. Так, изделия из слоновой кости школы Ады очень похожи на рукописи из того же круга. Оклад Евангелия из Лорша, выполненный в самом конце VIII века, основан на византийских образцах периода Юстиниана, в то время как оклад Псалтыри Дагульфа черпает вдохновение в раннехристианских работах Запада. Это многообразие источников также доказывает роль, которую эти мастерские играли в передаче образцов поздней античности. В Меце при епископе Дрогоне (825–855) на панелях из слоновой кости («Таинства Дрогона») отразилось то же динамичное движение, что оживляло рукописи этой школы, в которой можно увидеть стилистический контраст со школой Реймса.
При Карле Лысом мастерские Корби, Реймса и Сен-Дени были особенно активны и демонстрировали стилистическую близость к реймсским рукописям. Оклад Псалтыри Карла Лысого (Национальная библиотека, Париж) особенно ярко показывает, как резчики по кости интерпретировали иллюстрации из рукописей. В данном случае образцом послужила Утрехтская псалтырь. Мюнхенский киворий, с его изображением Воскресения под персонификациями Солнца и Луны и его античными отсылками к Океану и Роме, вполне может считаться шедевром этого периода. Этот оклад из слоновой кости роскошно обрамлён золотом, драгоценными камнями и эмалями, что ещё раз заставляет нас задуматься о сотрудничестве между резчиками по кости и ювелирами в этих выдающихся мастерских. (Более подробно см. также: Искусство кельтских мастеров по металлу.)
Развитие культа реликвий и увеличение размеров главных церквей стали источником заказов на роскошные изделия для ювелиров в период Каролингов. Реликварии, всевозможные статуи, ковчежцы всех видов, оклады для книг и другие предметы литургического обихода составляли существенную часть их производства. Этим работам было суждено сыграть важную роль в развитии монументальной скульптуры. Хороший пример этого – реликварий, известный как «Триумфальная арка Эйнхарда», который дошёл до нас только в виде рисунка. Несомненно, он служил основанием для креста, а его богатое убранство было вдохновлено римскими и раннехристианскими триумфальными арками, в то же время предвосхищая монументальные иконографические программы великих романских церковных порталов.
Искусство работы с золотом в Каролингскую эпоху развивалось благодаря достижениям периода Меровингов и объединило древнюю технику перегородчатой эмали с чеканкой и инкрустацией. Среди наиболее известных работ – оклад Мюнхенского кодекса, декор которого разделён на пять полей, и киворий короля Арнульфа. Также выдающимся по размеру, престижности и влиянию на скульптуру является золотой и серебряный алтарь базилики Святого Амвросия в Милане, заказанный ювелиру Вольвинию при епископе Ангильберте II. На лицевой стороне алтаря изображены евангельские сцены, а на оборотной – сцены из жизни святого Амвросия, покровителя Милана. Различия в стиле, наблюдаемые между двумя сторонами, в точности отражают состояние искусства Каролингов, разрывавшегося между блеском античности и новой эстетикой. Бронзовая скульптура, такая как статуэтка «Карл Великий» (Лувр, Париж), явно указывает на это двойное измерение, подчёркивающее имперскую идею. Это также свидетельствует о деятельности мастерских по литью из бронзы, которые оставили и другие известные работы в Ахенской капелле, такие как решётки галерей и дверей. Смотрите также: Оттоновское искусство (ок. 900–1050).
О другой влиятельной, но более поздней школе средневекового искусства в Западной Европе, на которую сильно повлияла культура Каролингов, читайте в статье Маасская школа (также мозанская школа). Она возникла в районе Льежа; её яркими примерами являются металлопластика и ювелирные изделия Николая Верденского (1156–1232) и Годфруа де Клера (ок. 1100–1173).
Дополнительные материалы:
Оценка искусства
Как оценить скульптуру
- Джорджо да Себенико
- Доисторическая скульптура
- Игорь Делицин и Павел Леонов - ИДИЛЛИЯ
- Персональная выставка художника Рустема Стахурского. ВЕСНА – РАДОСТЬ ЖИЗНИ
- Персональная выставка живописи Анны Тихоновой в рамках проекта «Летний вернисаж»
- Сорок мучеников Севастийских
- Молния повредила арку Константина в Риме
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?