Средневековая скульптура читать ~15 мин.
«Средневековье» и «средние века» – довольно неточные термины, относящиеся к периоду европейской истории от падения Римской империи на Западе (около 400 г. н.э.) до падения Константинополя (1453 г.). Эта статья о средневековой скульптуре охватывает первые 600 лет этой эпохи, в том числе работы скульпторов с последнего периода поздней античности до появления европейского стиля, известного как романское искусство (1000-1200). Смотрите также нашу статью о средневековом христианском искусстве (600-1200), а также наши биографии выдающихся средневековых художников и скульпторов, таких как Гислебертус (12 век), Мастер Матео (12 век) и Мастер Кабестани (c.1130-1180).
Римская скульптура
Формируя связь между христианством и классическим наследием, цивилизация поздней античности занимала место между позднеримской империей и средневековьем. Этот период начался с длительного правления Диоклетиана (284-305) и Константина (307-337) и длился два-три столетия, его продолжительность варьировалась от региона к региону. После того, как Диоклетиан установил тетрархическое правительство с двумя «Августами» и двумя «Цезарями», система стала диархией в 313 году, а затем, в 324 году, Константин, завоеватель Лициния, объединив Империю под христианством. Эта религиозная свобода вскоре была выражена в монументальном христианском искусстве благодаря строительству древнейших христианских базилик и введению первых монументальных украшений. В городах муниципальные элиты и крупные собственники, которые часто владели загородными резиденциями, превосходно украшали свои дома. Общественная архитектура стремилась превзойти модели прошлого. Базилика Нова в Риме была начата Максенцием в 308 году и завершена Константином. Его три монументальных прохода стояли на вершине широкой платформы и были увенчаны огромной западной апсидой с колоссальной статуей императора.
Символ города, триумфальная арка Константина, построенная Сенатом и римским народом в 315 году, стоит возле Палатинского холма. Памятник состоит из трёх проходов с отдельно стоящими колоннами и группой скульптур, в том числе повторно использованные элементы из ранее известных памятников, для подтверждения имперского наследия. Исторический фриз в заметном положении на полпути иллюстрирует как имперскую идеологию, так и стиль эпохи Константина. В дополнение к изображениям выступлений перед гражданами и сценам распределения субсидий, особенно заметной особенностью является постановка иератического придворного ритуала, в котором император занимает строго фронтальную позицию. Эта условность, подчёркнутая приветствующими фигурами, показанными в профиль, была принята консулами на диптихах из слоновой кости, владельцами вилл на мозаиках и даже в представлении Христа среди апостолов под куполами церковных апсид.
Стиль, общий для скульптуры и цветного визуального искусства, появляется в первой половине четвёртого века. Вот почему чрезвычайно линейное и графическое изображение фигур на фризе Арки Константина и на современных саркофагах близко к рисункам на мозаиках Пьяцца Армерина на Сицилии, Санта-Костанца в Риме, Аквилея на севере Италии и Центцеллы возле Таррагоны в Каталонии. Основные элементы портрета с широко открытыми глазами и короткими волосами, подчёркивающими округлость головы, уже наблюдаются в работах, созданных при тетрархии, наиболее известной из которых является группа порфира из четырёх суверенов, повторно использованная в средние века на боковом фасаде базилики Святого Марка в Венеции.
Раннехристианская скульптура
В период римской империи христианизация общества неуклонно возрастала, но мы должны дождаться поздней античности, в частности четвёртого века, чтобы увидеть публичное выражение раннехристианской скульптуры – по крайней мере, в Риме. Первые христианские изображения появились в римских катакомбах, тех подземных кладбищах с вызывающими воспоминания именами (Каликст, Присцилла, Петр и Марцеллин), которые располагались за пределами города живых. Они были римским эквивалентом поверхностных некрополей, расположенных вблизи входов в имперские города. Мы знаем те раннехристианские образы, а также вкусы и культуру городской элиты из скульптурного убранства саркофагов, которые были помещены в мавзолеи или частные ограждения внутри кладбищ. (См. Также: Христианско-римское искусство.)
Когда они были вырезаны из мрамора или порфира, саркофаги были украшены скульптурными панелями, сравнимыми во всех отношениях с фризами великих общественных памятников. Эти характерные объекты поздней античности иногда «массово производились» и могли быть куплены в качестве стандартизированных продуктов любым, кто хотел увековечить свою собственную память при жизни или память о близких родственниках, которые только что умерли. Как свидетельствует надпись в Арле: «17 календарных дней апреля здесь покоится с миром Марсия Сельса, самая выдающаяся женщина, которая жила 38 лет, 2 месяца и 11 дней». Также было возможно оформить саркофаги в соответствии с индивидуальными требованиями. Во второй четверти 4-го века Флавий Януарий приказал, чтобы его умершая жена была изображена как молящаяся фигура, расположенная в центре главной панели саркофага между двумя апостолами и сценами из Евангелия.
Рельефная скульптура саркофага включает несколько различных типов: со спиральными структурами, с непрерывным фризом, на двух регистрах, с колоннетами и т.д. Наглядно, за крупными буколическими и пасторальными сценами вскоре последовали ветхозаветные сцены (Иона, Даниил) в типологическом противостоянии, сцены из Нового Завета, такие как публичная жизнь Христа и ранние события Его Страсти. Смерть Христа никогда не представляется; с другой стороны, акцент делается на его воскресении, его победе над смертью и обещании его возвращения в конце времени.
Среди наиболее значимых примеров можно упомянуть порфировые саркофаги Елены и Константина (музей Ватикана), которые между 320 и 340 годами демонстрируют темы, характерные для императорской иконографии или украшения самых богатых вилл. А также саркофаг, украшенный сценами охоты, обнаруженный в некрополе Тренкетай в Арле в 1974 году. Из того же времени происхождит саркофаг с двумя регистрами, изображающими прославленную пару, очень похожий на так называемый Догматический саркофаг (Музей Ватикана). В дополнение к эпизодам Ветхого Завета (Адам и Ева), он изображает сцены из Нового Завета, начиная от Богоявления до чудес Христа. Эти средства частной пропаганды говорят нам об очень раннем обращении некоторых элит, а также об их вкусах, потому что саркофаг Овна, несомненно, был куплен в Риме за большие деньги. Саркофаг Юния Басса является особенно хорошей иллюстрацией монументального качества этих произведений и концентрации христианской мысли, которую они передают.
Примечание о признании скульптуры
Чтобы узнать, как оценить религиозную средневековую скульптуру, см.: Как ценить скульптуру. Для более поздних работ, пожалуйста, смотрите: Как оценить современную скульптуру.
Варварская скульптура и металлообработка
С начала 5-го века прибытие на Запад различных германских народов и их расселение на территориях древней Римской империи привело к появлению оригинальной культуры с римской и германской составляющими. Первое вторжение произошло в 401 году, когда вестготы во главе с Алариком вышли в Италию. После прибытия к воротам Рима этот народ во главе с Атаульфом отошёл в южную Галлию в 412 году. Чуть раньше, в конце 406 года, вандалы, аланы и суеви пересекли Рейн в Майнце или Вормсе и пошли на Пиренейский полуостров. История походов этих народов, их завоеваний и прогрессивной седентаризации охватила весь 5-й век. Их окончательная оседлость в определённых областях составила первое слияние в средневековой исторической географии. Франки в Галлии, вестготы на Пиренейском полуострове и остготы в Италии создавали оригинальные произведения искусства, принадлежащие почти исключительно к металлообработке и кузнечному делу. Архитектурно, они ценили то, что они нашли в романизированных странах. Вот почему, в то время как некрополи показывают погребальную обстановку германского происхождения, виллы, раскопанные археологами, раскрывают архитектуру и мозаичное искусство в самой чистой римской традиции. Симбиоз между этими различными художественными культурами положил начало новой средневековой цивилизации.
Работы ювелиров периода варварских нашествий были многочисленными. Они состояли из литургических предметов, посуды, оружия, личных украшений. Хорошо известна работа святого Елигия, ювелира двора Меровингов и создателя литургических предметов, таких как Крест Сен-Дени. Но ювелирное дело этого периода в основном изучается по погребальным находкам. Сокровище Саттон Ху является самым известным из королевских или княжеских погребений раннего англосаксонского периода. Его содержимое, находящееся в настоящее время в Британском музее, было эксгумировано из захороненного корабля в 1939 году. Объекты, составляющие это сокровище, включали в себя импорт из Восточного Средиземноморья (серебряные и бронзовые блюда), Швеции (щиты), Меровинговской Галлии (монеты) и Рейнской области (броня). Дата погребения установлена по византийским предметам из серебра, на которых были обнаружены инспекционные марки императора Анастасия.
Англосаксонские артефакты в сокровищнице Саттон Ху состоят в основном из оружия, драгоценных камней и предметов повседневного использования. Золота в изобилии, а эмаль – в основном перегородчатая – распределяется в маленьких разноцветных ячейках, которые сочленяют поверхность. Но, подчёркивая технику, мы не должны пренебрегать декоративным репертуаром, который появляется на современных продуктах. Геометрические формы и фигуративное убранство тесно переплетены в клубок кривых, которые часто описывают непрерывные чередования. Эти мотивы затем распространились по Западной Европе через распространение артефактов и рукописей.
У Меровингов эти работы ювелира были найдены в могилах самых богатых людей. Некоторые из них по-прежнему предпочитали захоронение в саркофагах в классической традиции. Часто саркофаги трапециевидной формы, которые вышли из употребления в течение 8-го века, были украшены крестами или геометрическими мотивами. Гипсовые саркофаги, найденные в больших количествах в парижском регионе, составили особую группу и их область распространения простиралась от Руана до Йонны и от Луары до Марны. На юге Франции производство мраморных саркофагов продолжалось до 5-го века, если не позже, в то время как в Аквитании, в частности, группа саркофагов с седловыми покрывалами и повсеместно украшенными листвой, безусловно, продолжала выпускаться до конца периода Меровингов. Эти престижные объекты путешествовали по Европе, но их резьба была, вероятно, выполнена в городских мастерских Аквитании. Они отвечали требованиям великих землевладельцев юго-западной Галлии, для которых охота по-прежнему была любимым занятием, как демонстрирует сакрофаг в Музее августинцев в Тулузе.
Среди привилегированных гробниц находится погребальная часовня, открытая к юго-востоку от города Пуатье в 1878 году, скульптурная отделка которой особенно важна. Этот гипогей, известный как Гипогей дюн, состоял из «мемориальной комнаты», окружённой несколькими культовыми сооружениями, и находился в некрополе. Памятник, который можно датировать концом 7-го или первой третью 8-го века, представлял собой своеобразное семейное хранилище с несколькими могилами; длинная надпись на косяке правой двери гласит: «Меллебауди, должник и слуга Христа, я создал для себя эту маленькую пещеру, в которой покоится моя недостойная гробница. Я сделал это во имя Господа Иисуса Христа, которого я люблю, в которого я поверил…»
К хранилищу ведёт лестница с десятью ступенями. Памятник состоит из комнаты, увеличенной двумя боковыми аркозолиями. Кроме колонн и капителей, обрамляющих вход, архитектурная скульптура простирается на три ступеньки лестницы, дверные косяки и ступеньку перед алтарной платформой. Это украшение в очень мелком рельефе состоит из листвы сальников, рыбы и четырёхконеной косы с головами змей на конечностях. Памятник также сохраняет элементы резной мебели, которые доказывают существование хорошо организованных мастерских. Крылатые фигуры украшают плиты, использованные для закрытия саркофагов, стоящих возле алтаря. На одном из них изображены символы евангелистов Матфея и Иоанна и архангелов Рафаила и Рахили. Рядом с алтарём находилось скульптурное основание колонны, украшенное двумя фигурами, пригвождёнными к крестам, которые можно было бы интерпретировать как двух воров, обрамляющих распятие Христа, которые теперь пропали без вести. Другой изваянный фрагмент представляет нижнюю часть, обозначенную в надписи как Симеон.
Стилистически эти скульптуры напоминают вестготские работы 7-го века и памятники на севере Италии. Социологически, Гипогей дюн в Пуатье иллюстрирует феномен «аристократизации» части некрополя: привилегированной церковной гробницы, которая, возможно, изначально была часовней и в любом случае находилась в частном пользовании. Фрагмент крышки имеет следующую надпись: «Память о Mellebaudis (memoria), аббате, должнике Христа. Благочестивые приходят со всех сторон к Нему (Христу) для подношений и они возвращаются каждый год». Скульптурное убранство в гипогее Пуатье показывает, как и надписи, и следы живописи, что элиты Меровингов имели гибридную культуру, сочетающую в себе классическую культуру, что подтверждается восточными элементами и искусство чередования, которое так чётко определяет пластические инновации раннего средневековья на западе.
Искусство Каролингов: слоновая кость и золото
Культурное возрождение Каролингов не возникло внезапно, ни с приходом к власти Карла Великого, ни с его коронацией Папой в 800 году. Оно началось в конце 7-го века в Италии, Галлии и на Британских островах. С этого периода началось монашеское возрождение Запада. Корби, Лан, Тур, Флери-сюр-Луар и Сен-Дени были культурными центрами задолго до возрождения Каролингов, славились своими скрипториями и библиотеками, как и германские аббатства Эхтернах, Сен-Галль и Фульда. (См.: Немецкое Средневековое Искусство c.800-1250.) Царствование Карла Великого и его сына Людовика Благочестивого (с 768 по 855) привело к строительству сотен монастырей, почти тридцати новых соборов и около ста королевских резиденций. См. Искусство Каролингов (c.750-900).
Желание соперничать с престижем Рима и Византии стояло за решением Карла Великого выбрать постоянное место жительства, в котором можно было бы установить его двор, казну и библиотеку. Дворец Карла Великого в Ахене и палатинская палатка, построенные там по образцу Равенната в самом конце 8-го и начале 9-го века, сформировали центр религиозного искусства и для изучения писем, в котором принимали участие знаменитые мастера, такие как Алкуин. В придворных мастерских выпускались иллюстрированные рукописи, которые были одним из наиболее эффективных средств сохранения античной культуры и распространения современных художественных вкусов. Среди первых книг, иллюстрированных при дворе до конца 8-го века, была Евангельская книга Годескалька, в которой раскрывается растущее значение итальянских и византийских моделей. Рукописи школы Ада подписанные настоятельницей монастыря, предположительно являющейся родной сестрой Карла Великого, ознаменовали момент диверсификации в школах Палатина, соответствующий преемственности Алкуина Эгинхардом.
Новые художественные тенденции, появившиеся при Людовике Благочестивом после его коронации, прослеживаются в Евангелиях (Старая Императорская сокровищница, Вена), это эллинистический или александрийский стиль. В Реймсе при архиепископе Эббо рукописи были проиллюстрированы в стиле, в котором доминирует движение, которое, кажется, сотрясает фигуры и их одежду. Утрехтский псалтырь, написанный и проиллюстрированный в аббатстве Утвилье в конце первой трети IX века, особенно характеризует этот каролингский ренессанс и школу Реймса своим быстрым, резким, ярким и нервным пером. После смерти Карла Великого и падения Эббо в Реймсе несколько художников возродили школу Сен-Мартен Тур, отличавшуюся от аббата Вивиана (843-851) иллюстрацией Библий с повествовательными сценами, расположенными в накладных регистрах.
Производство рукописей, созданных в различных специализированных мастерских, требовало работы ювелиров и мастеров, специализирующихся на резьбе по слоновой кости, главным образом для изготовления драгоценных украшений. Это объясняет тесную стилистическую связь между иллюстрированными рукописями и резьбой из слоновой кости. Даже предполагалось, что мастерские были оборудованы для производства обоих жанров. Таким образом, слоновая кость школы Ада очень похожа на рукописи из того же круга. Обложки Евангелия Лорша, выполненные в самом конце 8-го века, основаны на византийских моделях периода Юстиниана, в то время как обложки Псалтырей Дагулф находят свой источник в западных раннехристианских работах. Это множество источников также доказывает роль, которую эти мастерские сыграли в передаче моделей поздней античности. В Меце, при епископате Дрого (825-855), на панелях из слоновой кости («Причастие Драго») отражалось движение, оживляющее рукописи той же самой школы, в которой можно увидеть контрасты со школой Реймса.
При Карле Лысом мастерские Корби, Реймса и Сен-Дени были особенно активны и имели более стилистическую близость к реймсским рукописям. Обложка псалтыря Карла Лысого (Национальная библиотека, Париж) особенно напоминает интерпретацию резчиков из слоновой кости, сделанную из иллюстраций рукописи. В данном случае модель – это Утрехтский Псалтырь. Мюнхенское Распятие, с его изображением Воскресения под персонификациями Солнца и Луны и его античными ссылками на Океан и Рому, вполне может быть шедевром этого периода. Эта обложка из слоновой кости роскошно обрамлена оправой из золота, драгоценных камней и эмалей, что ещё раз побуждает нас размышлять о сотрудничестве между резчиками из слоновой кости и ювелирами в этих выдающихся мастерских. (Более подробно см. Также: Искусство кельтских мастеров по металлу.)
Развитие культа реликвий и увеличение размеров основных церквей стали источником роскошной работы ювелиров в период Каролингов: урны, всевозможные статуи, реликвии всех видов, обложки книг и другие предметы для литургического использования составляли существенную часть производства, предназначенного играть важную роль в развитии монументальной скульптуры. Хороший пример этого мы находим в реликварии под названием Триумфальная арка Эгинхарда, известная только по рисунку. Несомненно, она служила подножием креста, и её богатое убранство находит своё вдохновение в римских и раннехристианских триумфальных объектах, в то же время провозглашая монументальный иконографический образ великих романских церковных порталов.
Работа с золотом в Каролинге получила пользу от прогресса, достигнутого в период Меровингов и объединила древнюю практику перегородок с чеканкой и вставками. Среди наиболее известных работ – переплетение Мюнхенского Кодекса с украшением, разделённым на пять полей, и циборией короля Арнульфа. Также выдающимся по размеру, престижности и влиянию на скульптуру является золотой и серебряный алтарь Фронта Милана, заказанный ювелиром Вольвинием при епископате Ангильберта II. На фронте изображены религиозные сцены, а на обороте сцены из жизни Амвросия, миланского святого. Различия в стиле, наблюдаемые между двумя сторонами, в точности соответствуют ситуации искусства Каролингов, разрываясь между ослепительной античностью и новой эстетикой. Бронзовая скульптура и статуэтка «Карл Великий» (Лувр, Париж) явно указывают на это двойное измерение, подтверждающее имперскую идею. Это отражение деятельности мастерских основателей бронзы, которые оставили другие известные работы в ахенской часовне, такие как решётки галерей и дверей. Смотрите также: Оттоновское искусство (ок. 900-1050).
О другой влиятельной, но более поздней школе средневекового искусства в Западной Европе, на которую сильно повлияла культура Каролингов, читайте Маасская школа, появившееся вокруг Льежа, примером которого являются металлоконструкции и ювелирное дело Николая Вердунского (1156-1232) и Годфруда де Клэр (1100-1173).
Дополнительные материалы:
Оценка искусства
Как оценить скульптуру
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?