Джорджо да Себенико читать ~3 мин.
Один из важных средневековых художников Хорватии XV века, Джорджо да Себенико (1410-1473) был скульптором и архитектором из Далмации (современный Шибеник, Хорватия), находившейся тогда под властью Венецианской республики. Большую часть своей жизни да Себенико работал над готической скульптурой и готической архитектурой собора Святого Иакова (Шибеник). Сейчас здание настолько красиво, что является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Биография
Да Себенико родился в 1410 году и получил образование архитектора в Венеции, обучаясь скульптуре и архитектурному проектированию в мастерской Джованни и Бартоломео Буона (оба готические скульпторы и архитекторы). Степень вклада да Себенико в работу мастерской Буона неясна, но вполне вероятно, что он участвовал в создании мраморной скульптуры на крестильной купели (ок. 1430-40) в церкви Сан-Джованни ин Брагора, Венеция. Он также создал несколько каменных скульптур для Порта делла Карта Дворца дожей в Венеции (резиденция правительства).
Собор Святого Иакова
В 1441 году он женился на Элизабетте да Монте, богатой дочери местного купца из Шибеника. Он поселился в Шибенике, вложив свои сбережения в местную бакалейную лавку и магазин. Он также спроектировал и построил для себя дом, расположенный неподалёку от собора Святого Иакова (также известного как Дуомо ди Себенико). Именно его последующая работа в соборе стала основой его репутации и репутации далматинской готической архитектуры. В том же году он был назначен мастером работ в соборе и получил задание превратить простую базилику в более внушительное и впечатляющее сооружение.
Чтобы узнать, как оценивать таких художников, как позднеготический хорватский скульптор Джорджо да Себенико, см. статьи: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Да Себенико планировал построить хоры, поднять крышу, которая доходила только до верха сводов нефа, и накрыть переход куполом или фонарём. Он будет заниматься этой задачей до своей смерти в 1473 году, а его проект будет реализован лишь наполовину.
В 1475-1505 годах проект продолжил тосканский мастер скульптуры Никколо ди Джованни Фьорентино. Фьорентино продолжил модернизацию в стиле Ренессанса, завершив купол, внешние скульптуры святых Иакова, Михаила и Марка, крышу и верхний фасад. Он также построил параллельные галереи (трифории) и работал над святилищем и пресвитерием.
Когда Фьорентино умер в 1505 году, строительство было окончательно завершено двумя мастерами – Бартольмео из Местры и его сыном Якобом. Они следовали конкретным инструкциям, которые Фьорентино изложил перед смертью. Окончательно собор был освящён в 1555 году.
В средневековой Европе художник редко подписывал свои работы, что привело к очевидным проблемам идентификации подлинных произведений в наше время. Однако да Себенико подписал одну рельефную скульптуру в соборе Святого Иакова. Рельеф находился на северной апсиде, и он начертал на нём слова (в переводе с латыни): «Георгий скульптор, сын Матея из Задара, гражданин Шибеника».
Подробнее об эволюции и развитии пластических искусств см: История скульптуры. О происхождении и развитии изобразительного искусства см: История искусства.
Немецкая готическая скульптура
Страсбургский, Бамбергский соборы
Английская готическая скульптура
Уэллсский, Вестминстерский соборы
Известные средневековые скульпторы
Никола Пизано (ок. 1206-1278)
Джованни Пизано (ок. 1250-1314)
Арнольфо ди Камбио (ок. 1240-1310)
Джованни ди Бальдуччио (ок. 1290 -1339)
Андреа Пизано (1295-1348)
Филиппо Календарио (до 1315-1355)
Андре Бонево (ок. 1335-1400 гг.
Клаус Слютер (ок.1340-1406)
Ханс Мультшер (ок.1400-1467)
Мишель Коломб (ок.1430-1512)
Подробную информацию о пластических искусствах в период Средневековья ищите на этих страницах: Средневековая скульптура (ок. 400-1000) – от поздней античности до романского стиля. Романская скульптура (1000-1200) – архитектура и скульптура с округлыми арками.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?