Маньеризм. Кризис гуманизма читать ~4 мин.
15 век был временем расцвета ренессансной культуры. Многим казалось, что ничто уже не остановит прогресс человечества, основанный на идеях гуманистов. Однако начавшиеся изменения в общественной жизни снова перевернули представление о мироздании и человеке. В начале 16 века у прежде всесильной Католической церкви появились мощные соперники – лютеране. Война между католиками и лютеранами была настолько жестокой и бесчеловечной, что гуманизм оказался в глубоком кризисе, а веры в «прекрасного» и разумного человека не стало. Особенно обострилась эта борьба, когда наёмники, среди которых было много лютеран, вошли в Рим и подвергли его страшному разграблению. Папа Римский укрылся в замке Святого Ангела, который находился в осаде. Только откупившись от нападающих гигантской суммой денег, Папе удалось остаться в живых, хотя многие иерархи церкви были убиты. Также пострадали и художники. Одни из них погибли, а другие оказались на чужбине. Искусство того времени ответило на ужас происходящего потерей ренессансной гармонии и порядка. В итальянской живописи возникло течение, называемое маньеризмом.
Особенности маньеризма
В этом стиле реальность снова начинает искажаться. Казалось бы, человечество уже прекрасно знало анатомию, благодаря усилиям художников и врачей Возрождения. Художники уже умели рисовать тело человека. Но в эпоху маньеризма фигуры начинают непропорционально удлиняться. Художники увеличивают количество позвонков в спинах изображаемых людей. Классический пример подобного причудливого подхода к натуре – картина «Мадонна с длинной шеей» Пармиджанино. Также сильно и неправдоподобно искажается и пространство.
Конечно же, в этом стиле присутствуют все формальные черты, отвечающие за выражение тревоги и страха. Цвета на картинах становятся болезненно яркими и контрастными. Нередко использование и вовсе едких цветов. В сюжетах этой эпохи – вселенское смятение и хаос. Часто в качестве композиционного элемента применяется змеевидная линия. Вообще, линии на картинах маньеристов изогнутые или угловатые, ломанные и резкие.
Своеобразным манифестом маньеризма можно считать картину Якопо Понтормо «Снятие с креста», написанную в 1527 году. На ней – множество фигур, расположенных плотными и многочисленными рядами и движущихся в неистовом ритме, и, хотя выражения лиц, кажутся немного отрешёнными, но жесты выражают сильнейшие эмоции. Сама композиция выглядит шаткой и неустойчивой, а цветовая гамма состоит из пронзительных розовых, неприятных лимонно – жёлтых и резких голубых тонов. Похожие черты можно увидеть на картине Россо Фьорентино с тем же сюжетом.
В эпоху маньеризма жизненная философия стала меняться. Появилось мнение, что вселенная устроена хаотично, а жизнь человека зависит от случайности. И такая позиция неудивительна, если вспомнить условия жизни в то время. Важной идеей в искусстве была мысль о том, что художник не обязан копировать натуру. Напротив, он получает образ картины с помощью вдохновения и воображения и переносит на холст. В живописи больше всего стала цениться индивидуальная манера художника.
Распространение по Европе
После разграбления Рима итальянские художники были рассеяны по городам Европы. Искусство маньеризма пришло из Рима и Тосканы, но затронуло не всех художников. Ренессансная традиция ещё долго продолжалась в Венеции, в которой сохранялись богатство, стабильность и благополучие, в то время как в Центральной и Северной Италии маньеризм господствовал безраздельно. Но со временем и в Венеции маньеризм проявился в творчестве великого живописца Тинторенто. Одним из тех итальянских художников, которые переняли новые веяния, был Джорджо Вазари. В его трудах сформулирована идеология маньеризма. Также в это время во Флоренции творил маньерист Аньоло Бронзино. Со временем стиль перешёл через Альпы и попал в другие европейские страны.
Конечно, время лечит, и после первого ужаса от военных действий искусство стало немного спокойнее. К нему вернулась былая величественность, хотя такого высокого вкуса, как в эпоху Возрождения, больше никогда не было. Маньеризм трансформировался в раннее барокко, которому была свойственна тяга к роскоши, преувеличениям и удовольствиям. Кризис в культуре продолжался почти весь шестнадцатый век ( с конца 1510-х годов) и первую треть семнадцатого века. Ренессансные идеи так и не воплотились в жизнь. И, увы, войны Нового времени – это ещё не самое ужасное, что ожидало человечество в последующие века невесёлой и трудной мировой истории.
Павел Крашенинников