Никола Пизано:
итальянский готический скульптор, биография читать ~4 мин.
Средневековый итальянский скульптор и архитектор Никола Пизано был художником-новатором. Именно его способность ассимилировать различные стили искусства, от классических римских рельефов до французской готической скульптуры, привела к появлению нового стиля готического искусства – стиля, влияние которого распространилось по всей Италии и стало важным предшественником последующей итальянской скульптуры эпохи Возрождения. Среди его самых известных работ – кафедры Пизанского и Сиенского соборов.
Происхождение и место рождения Пизано остаются неясными – хотя он утверждал, что родом из Пизы, где он провёл большую часть своей жизни, большинство историков теперь признают, что он, вероятно, был родом из Апулии, провинции в Южной Италии. Также вероятно, что в том же регионе он обучался искусству скульптуры и технике архитектуры по средневековым принципам.
Влияние
Если он действительно начал своё обучение в Апулии, то, скорее всего, он был учеником одного из многочисленных мастеров, которых нанимал император Фридрих II для украшения своих владений и проектов. Художественные вкусы Фридриха склонялись к древнеримской тематике, которая, по его мнению, должна была создать правильный образ его современной роли римского императора. (См.: Романская архитектура) Однако если Пизано покинул Апулию до получения ученичества, он вполне мог отправиться в Тоскану или Ломбардию – в его стиле сильно влияние обоих регионов.
Скульптуры Пизано
Хотя ни одна работа не может быть определённо приписана Пизано до 1259 года, говорят, что в 1221 году Фридрих II вызвал его в Неаполь для выполнения некоторых работ по строительству нового замка Кастель-дель-Уово. Если это правда, то это подтверждает теорию о том, что он был учеником в регионе Апулия. Самой ранней работой, которую можно приписать Пизано, является изысканная рельефная скульптура Снятия с креста в тимпане (боковой двери) собора Сан-Мартино в Лукке. Произведение датируется примерно 1237 годом.
Кафедра Пизанского собора
В 1259 году Пизано поручили работу над мраморной кафедрой Пизанского собора, и в целом это считается его лучшей работой. Его стиль развивался и расцветал по мере работы над кафедрой – он объединил влияние прошлого – римские рельефы, христианские мотивы, мозаичные украшения и французские готические влияния – для создания нового и динамичного художественного стиля. Этот стиль был энергичным, грандиозным и задал направление средневековому искусству в Тоскане с 1260 года и далее.
Пизанская кафедра представляет собой высокий восьмиугольник на полукруглых арках, поддерживаемый девятью мраморными колоннами, три из которых опираются на мраморных львов. Это сложное произведение христианского искусства, богатое скульптурой и дизайном, но сохраняющее баланс простоты. Более поздняя работа Пизано, кафедра в Сиене, хотя и прекрасна, но, как правило, считается менее совершенной, поскольку перегружена статуэтками и рельефами.
На главном восьмиугольнике пизанской кафедры изображены пять историй – Рождество Христово, Поклонение волхвов, Представление в храме и Распятие. Фигуры человечны, эмоционально выразительны, но при этом сохраняют классическое достоинство. На некоторые из этих работ Пизано, возможно, повлияли Джованни Пизано, его сын и фра Гульельмо, а также Арнольфо ди Камбио – все подмастерья в его мастерской, которые в дальнейшем помогали ему при строительстве кафедры в Сиене.
Другие скульптуры
Следующей важной работой Пизано было украшение Ареа ди Сан Доменико, церкви в Болонье, которая была освящена в честь этого святого, умершего в 1221 году. Пизано и его ученики работали над саркофагом, создавая рельефы из жизни святого Доминика. Он был закончен в 1267 году учениками Пизано. В 1268 году Пизано переключил своё внимание на большую кафедру Сиенского собора. Более крупная, чем кафедра в Пизе, но схожая по конструкции, она имела форму восьмиугольника Пизано и опиралась на колонны.
В 1274 году Никола Пизано начал работу над фонтаном на пьяцце Перуджийского собора. Фонтан, состоящий из ряда возвышающихся друг над другом бассейнов, каждый из которых украшен скульптурным барельефом, станет его последней большой скульптурой. В Пизе Пизано удалось объединить классический и современный стили, но в Перудже эти непростые отношения подверглись испытанию. В 25-гранном фонтане смешаны сюжеты из классических греческих и римских историй с современными либеральными фигурами и персонажами.
Чтобы узнать, как оценивать таких художников, как средневековый итальянский скульптор Никола Пизано, см: Как ценить скульптуру.
Как архитектор, Пизарно прославился в своё время тем, что спас баптистерий во Флоренции. Флорентийцам нужно было разрушить огромную башню Гуардаморто, которая заслоняла баптистерий, но они боялись её повредить. Используя инженерные навыки, Пизарно удалось снести башню, оставив баптистерий нетронутым.
Пизано умер в 1278 году в Пизе. Ему наследовал его сын Джованни, который впоследствии стал выдающимся скульптором и распространил новый стиль Пизано по всей Тоскане и Северной Италии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?