Никола Пизано:
итальянский готический скульптор, биография читать ~4 мин.
Средневековый итальянский скульптор и архитектор Никола Пизано (итал. Nicola Pisano) был художником-новатором. Его умение ассимилировать различные художественные стили, от классических римских рельефов до французской готической скульптуры, привело к появлению нового прочтения готического искусства. Этот стиль распространился по всей Италии и стал важным предшественником скульптуры итальянского Возрождения. Среди его самых известных работ — кафедры для баптистерия в Пизе и собора в Сиене.
Происхождение и место рождения Пизано остаются неясными. Хотя сам скульптор называл себя уроженцем Пизы, где провёл большую часть жизни, большинство исследователей склоняются к версии о его рождении в Апулии — провинции на юге Италии. Вероятно, там же он обучался искусству скульптуры и архитектуре по средневековым канонам.
Влияние
Если он действительно начал своё обучение в Апулии, то, скорее всего, он был учеником одного из мастеров, работавших по заказам императора Фридриха II. Художественные вкусы Фридриха склонялись к древнеримскому искусству, которое, по его мнению, соответствовало образу современного римского императора. (См.: Романская архитектура) Однако, если Пизано покинул Апулию до начала обучения, он мог отправиться в Тоскану или Ломбардию, поскольку в его стиле заметно влияние обоих регионов.
Скульптуры Пизано
Хотя первой документально подтверждённой работой Пизано считается кафедра Пизанского баптистерия (1260), существуют и более ранние произведения, приписываемые ему. Согласно сведениям Джорджо Вазари, в 1221 году Фридрих II вызвал мастера в Неаполь для работ в замке Кастель-дель-Ово. Если это так, то теория о его обучении в Апулии находит подтверждение. Самой ранней из приписываемых Пизано работ считается рельеф «Снятие с креста» в тимпане собора Сан-Мартино в Лукке, датируемый приблизительно 1260 годом.
Кафедра баптистерия в Пизе
В 1260 году Пизано завершил работу над мраморной кафедрой для баптистерия в Пизе, которая считается его шедевром. В этом произведении его стиль достиг расцвета: он объединил влияния прошлого — римские рельефы, раннехристианские мотивы и французскую готику — для создания нового, динамичного художественного языка. Этот стиль, энергичный и монументальный, задал направление развитию тосканского искусства на многие годы.
Кафедра представляет собой высокий восьмиугольник на полукруглых арках, поддерживаемый девятью мраморными колоннами; три из них опираются на фигуры львов. Это сложное произведение христианского искусства, богатое скульптурой, но сохраняющее гармонию и простоту. Более поздняя работа Пизано, кафедра в Сиене, хотя и прекрасна, считается менее совершенной из-за перегруженности декором.
На рельефных панелях пизанской кафедры изображены пять сцен из жизни Христа: «Благовещение и Рождество», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне», «Распятие» и «Страшный суд». Фигуры полны человечности и эмоций, но сохраняют классическое достоинство. В работе над кафедрой Пизано помогали ученики из его мастерской: сын Джованни Пизано, фра Гульельмо и Арнольфо ди Камбио. Позже они также участвовали в создании кафедры в Сиене.
Другие скульптуры
Следующей важной работой Пизано стало создание гробницы святого Доминика — Арки святого Доминика (Arca di San Domenico) — для церкви в Болонье, освящённой в честь этого святого. Пизано и его ученики создали рельефы, изображающие сцены из жизни святого Доминика. Работа была завершена в 1267 году при участии его мастерской.
С 1265 по 1268 год Пизано работал над большой кафедрой для Сиенского собора. Она крупнее пизанской, но схожа по конструкции: восьмиугольная форма и опора на колонны. Эта работа, однако, считается менее гармоничной из-за большего обилия декора и фигур.
В 1277–1278 годах Никола Пизано вместе с сыном Джованни работал над фонтаном Фонтана Маджоре на главной площади Перуджи. Фонтан состоит из двух многогранных каменных чаш, украшенных рельефами. В них классические сюжеты из греческой и римской мифологии соседствуют с аллегориями свободных искусств и изображениями месяцев года. Эта работа стала последним крупным произведением мастера.
Чтобы узнать, как оценивать таких художников, как средневековый итальянский скульптор Никола Пизано, см.: Как ценить скульптуру.
Как архитектор, Пизано, по свидетельству Вазари, прославился во Флоренции. Перед флорентийцами стояла задача снести огромную башню Гуардаморто, заслонявшую баптистерий, но они опасались повредить священное здание. Используя свои инженерные знания, Пизано сумел разрушить башню, не задев баптистерий.
Никола Пизано скончался между 1278 и 1284 годом, предположительно в Пизе. Его дело продолжил сын Джованни, который стал одним из величайших скульпторов своего времени и распространил новый стиль по всей Тоскане и Северной Италии.
- Андре Боневё: готический скульптор, художник
- Андреа Пизано: итальянский готический скульптор
- Арнольфо ди Камбио: итальянский готический скульптор и архитектор
- Германская готическая скульптура
- Джованни Пизано: итальянский готический скульптор
- «Лукания». Фотовыставка Массимо Вичинанца
- Никколо Дель Арка: скульптор эпохи Возрождения, биография
- Пизанелло: художник интернациональной готики
- Уникальная выставка Ренессанса открылась в Москве
- Гендерные различия в восприятии рекламных материалов
- Восприятие рекламы в зависимости от социального статуса и дохода потребителей
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?