Ричард Серра:
американский скульптор-минималист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Некоторые искусствоведы считают американского художника-минималиста Ричарда Серру одним из величайших скульпторов XX века в эпоху постмодернизма. Он наиболее известен своими масштабными работами из листового металла в жанре публичного искусства. Будучи учеником бывшего преподавателя Баухауса Йозефа Альберса, Серра начал создавать абстрактные скульптуры из тяжёлых материалов в рамках направления, известного как процесс-арт (Process Art). В начале 1970-х годов он сосредоточился на создании монументальных, привязанных к месту заказных работ из кортеновской стали. Некоторые из его публичных скульптур вызвали споры, однако его репутация одного из самых новаторских абстрактных скульпторов остаётся непоколебимой. Более того, судя по реакции музейных кураторов, Серра — один из самых высоко ценимых постмодернистских художников. Среди его самых знаменитых работ — Tilted Arc (1981, Федеральная площадь, Нью-Йорк); Fulcrum (1987, станция Ливерпуль-стрит, Лондон); Berlin Junction (1987, здание Филармонического оркестра, Берлин); Snake (1994–1997, Музей Гуггенхайма, Бильбао); а также восьмичастная серия The Matter of Time (2004, Гуггенхайм, Бильбао).
Ранние годы
Серра родился в 1939 году в Сан-Франциско. С 1957 по 1961 год он изучал английскую литературу в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре, а затем с 1961 по 1964 год — изобразительное искусство в Йельском университете под руководством великого Йозефа Альберса. Во время учёбы он подрабатывал на сталелитейных заводах, где получил ценные знания о свойствах и поведении стали — знания, ставшие основой его будущего искусства. Однако его первые скульптуры были созданы из старой резины: он переставлял и скручивал её в формы, иронически обыгрывая имена таких художников, как Джексон Поллок, Джаспер Джонс и Пабло Пикассо.
Ранние стальные скульптуры
Первые металлические скульптуры Серры были полностью абстрактными. Он брал расплавленный свинец и с силой швырял его большими брызгами на стены студии или выставочного пространства. Постепенно, с помощью специальной атмосферостойкой кортеновской стали, он начал создавать масштабные работы. Часто это были инсталляции, привязанные к конкретному месту и выполненные в таких размерах, что зритель казался рядом с ними крошечным.
Tilted Arc
В 1981 году Серра установил свою трёхметровую скульптуру Tilted Arc на Федеральной площади в Нью-Йорке. Работа сразу вызвала споры: люди жаловались, что она ограничивает проходы через площадь. Четыре года спустя на публичных слушаниях было решено, что скульптуру следует переместить. Серра возразил, заявив, что работа создана специально для этого места и что «удаление работы равносильно её уничтожению». В итоге в 1989 году скульптура была демонтирована и продана на металлолом. В 2002 году похожая инсталляция Серры под названием Vectors была заказана Калифорнийскому технологическому институту для размещения над одним из немногих зелёных участков кампуса. Эта работа также встретила решительное сопротивление и так и не была установлена.
Как понимать Серру
Хотя Серру многие годы подвергали резкой критике — публика считала его работы проявлением «надменности художественного мира» — со временем его творчество стало лучше пониматься. Так часто происходит с авангардным искусством. Некоторые утверждают, что его искусство демократично, поскольку для его восприятия не требуется предварительных знаний или специальной подготовки в области истории искусства. В нём нет скрытых аллюзий или метафор. В нём отсутствует то, что сам Серра с презрением называл «пост-поп-арт-сюрреализмом» — современное искусство, опирающееся на теорию интерпретации Марселя Дюшана. Хотя Серра испытал влияние барокковой архитектуры, а также творчества таких художников, как Барнетт Ньюман (1905–1970), Ева Хессе (1936–1970), Роберт Смитсон (1938–1973) и Дональд Джадд (1928–1994), его искусство использует лишь базовые элементы скульптуры — массу, вес, объём и материал. Оно учитывает реакцию зрителей, когда они приближаются к конструкциям и перемещаются сквозь них.
Знаменитые работы
В 2000 году Серра установил скульптуру Charlie Brown — 18-метровую фигуру персонажа мультфильма, размещённую в новой штаб-квартире компании Gap Inc. в Сан-Франциско. Чтобы ускорить процесс окисления и формирования характерного цвета, на стальные плиты, из которых состоит работа, направили дождевальные установки. В 2005 году в Музее Гуггенхайма в Бильбао была представлена гигантская скульптура Серры Snake, образующая извилистый проход. Snake состоит из трёх огромных змеевидных листов горячекатаной стали, постоянно установленных в «Рыбной галерее» музея. Пространства между листами передают ощущение движения и неустойчивости. Вес скульптуры составляет около 180 тонн, и воспринимать её следует не меньше по её негативному пространству, чем по самой форме. Snake словно бросает вызов гравитации, заставляя массивный металл казаться таким же податливым, как шерсть. При перемещении зрителей вокруг скульптуры она неожиданно меняет восприятие пространства и создаёт ощущение «движущейся стали». В честь её установки музей в том же году провёл масштабную выставку скульптур Серры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?