Терракотовая скульптура читать ~8 мин.
В изобразительном искусстве слово Терракота («обожжённая земля») чаще всего используется для описания типа скульптуры, неглазурованной керамики или декоративной архитектуры, сделанной из грубой пористой глины, которая отличается универсальностью, дешевизной и долговечностью. Кроме того, начиная с эпохи месопотамского искусства вдоль Тигра и Евфрата и египетского искусства вдоль Нила, терракотовые кирпичи и плитки веками использовались для строительства жилых и общественных зданий. Терракота широко использовалась в древнем искусстве, особенно в китайской керамике (с 10 000 лет до н.э.) и в греческой керамике (с 7 000 лет до н.э.), а также в Месопотамской скульптуре и египетской скульптуре, а также в минойском искусстве Крита и этрусском искусстве на материковой Италии. Терракотовые статуи были распространены в греческой архитектуре – особенно для украшения храмов – в то время как терракотовые рельефы были общей чертой римской архитектуры. Искусство терракоты возродилось во время итальянского Возрождения и пережило дальнейшее возрождение в 19 веке.
Как сделать терракоту
Терракота обычно изготавливается из довольно крупной пористой глины. Сначала ей придают форму (режут, лепят), а затем обжигают до твёрдости. В древнем мире её оставляли застывать на жарком солнце; позже её выпекали в примитивных печах, созданных на пепелище открытых костров. В конечном итоге её обжигали (при температуре около 1000°C) в специальных печах, известных как обжиговые печи. После обжига глина приобретает коричневато-оранжевый цвет, варьирующийся от землисто-охристого до красного. Запечённая терракота не является водонепроницаемой, для этого требуется слой глазури. Иногда переработанную терракоту («грог») смешивают со свежей глиной, чтобы сделать новую партию материала. Изделия из терракоты намного проще и дешевле создавать, копировать и декорировать, чем изделия из камня или бронзы: даже формы можно использовать повторно. Кроме того, хотя терракоту обычно не покрывают глазурью, с помощью различных глазурей могут быть получены различные цвета и текстуры.
История
Терракота впервые использовалась в доисторическом искусстве, примером чего может служить замечательная Венера из Дольни-Вестонице (26–24 000 лет до н.э.), найденная погребённой в слое пепла в палеолитическом лагере в Моравии. Палеолитические терракотовые фигуры обжигались в примитивных печах, созданных над открытым огнём. К известным терракотовым фигуркам эпохи неолита относятся: статуэтка богини на троне (ок. 6000 лет до н.э.) из Чаталхуюка, Анатолия и «Мыслитель из Чернаводы» (5000 лет до н.э.) с нижнего Дуная в Румынии.
Художники бронзового и железного веков продолжали терракотовую традицию, см., например, культовые фигуры женского плодородия, обнаруженные в Мохенджо-Даро, Пакистан (3000-1500 гг. до н.э.) и Рельеф Берни (около 1950 г. до н.э.) из Древней Месопотамии. В Китае гончары и скульпторы были одинаково искусны в обращении с глиной. Фактически, китайское искусство создало самую большую коллекцию терракотовых скульптур из когда-либо найденных – Терракотовая армия (246-208 гг. до н.э.). Краткое изложение принципов, лежащих в основе восточной скульптуры, см.: Традиционное китайское искусство. Подробнее об эволюции скульптуры в Китае см. Хронология китайского искусства (около 18 000 лет до н.э. по настоящее время).
Ранние египетские, минойские, микенские, греческие и этрусские культуры со всего Средиземноморья использовали терракоту для фигурных работ, таких как фигурки Танагры из Беотии в центральной Греции, а также для различных видов декоративного искусства и архитектурных украшений. Она широко использовалась скульпторами, в частности, в эпоху эллинистического искусства (323-30 гг. до н.э.), а также в раннехристианском искусстве для рельефов надгробий (с 200 г. н.э.).
Терракота также была популярна при изготовлении африканской скульптуре к югу от Сахары: она была впервые разработана таинственной культурой нок в Нигерии около 1000 лет до н.э. и культурой игбо в восточной части Нигерии. Это также было особенностью доколумбового искусства, начиная с культуры ольмеков (1000-500 гг. до н.э.).
После распада Римской империи (около 450 г.) использование терракоты резко сократилось. Только в эпоху Раннего Возрождения она возродилась как художественная среда. Донателло и Лоренцо Гиберти были одними из первых скульпторов эпохи Возрождения, которые заново открыли для себя потенциал терракоты для создания изображений христианского искусства (в частности, Богородицы с младенцем): открытие, которое произошло благодаря их глубокому познанию в бронзовой скульптуре – использование глины занимает центральное место в производстве бронзовых статуй. Вскоре из глины лепили изображения религиозных образов и других фигур, которые затем обжигали, раскрашивали и наносили позолоту, создавая таким образом недорогую альтернативу более дорогим материалам, таким как мрамор и бронза.
Другие художники, в том числе семья Делла Роббиа, популяризировали использование глазурованной терракоты для рельефной скульптуры и церковного запрестольного искусства. См., например, барельефы с кафедры Санта-Кроче во Флоренции (1481 г.) флорентийского художника Бенедетто да Майано. Чтобы узнать больше о Делла Роббиа, см. работы Луки делла Роббиа, а также его племянника, Андреа делла Роббиа.
Терракота также использовалась в портретном искусстве эпохи Возрождения, примером которого является прекрасный бюст кардинала Джованни де Медичи (позже Папы Льва X) (около 1512 года, Музей Виктории и Альберта) Антонио де Бенинтенди. Модели из терракоты также использовались большинством скульпторов при представлении проектов или при создании эскизов для больших скульптур или картин.
Проще говоря, скульптура эпохи Возрождения восстановила терракоту как основное средство художественного выражения и творчества. В эпоху барочной скульптуры традиция получила дальнейшее развитие у Бернини (1598-80) и Алессандро Альгарди (1598-1654), особенно в области рельефной скульптуры и портретных бюстов. В течение 18 века терракота исследовалась на предмет её декоративных качеств, а великий Антонио Канова (1757-1822) продолжал использовать её для изготовления моделей, пока в начале 19 века не заменил её гипсом.
Использование терракоты в архитектуре
В 1860-х годах в Англии и 1870-х годах в Америке архитекторы начали использовать неглазурованную терракоту для украшения внешних поверхностей зданий. Она использовалась, например, на ряде зданий в Бирмингеме; на сложном терракотовом фасаде Музея естественной истории в Лондоне; на Музее Виктории и Альберта (1859-71); на Королевском Альберт-холле (1867–1971). Ранее, в 1842-45 гг., Церковь Святого Стефана и всех мучеников на Левер-Бридж в Болтоне была построена почти полностью из терракоты. Любопытно, что терракота получила одобрение в качестве строительного материала от движения декоративно-прикладного искусства, поскольку считалась материалом ручной работы, созданным мастерами.
В Америке Чикагская архитектурная школа рано перешла на терракоту. Например, архитектор Луи Салливан (1856-1924) был известен своими сложными глазурованными терракотовыми украшениями, которые было бы чрезвычайно трудно создать в любой другой среде. Обожжённая глина также использовалась чикагскими дизайнерами Дэниелом Хадсоном Бернхэмом (1846-1912) и Джоном Рутом (1850-1891) в ненесущих стенах их здания Reliance (1895), а также Уильямом Ле Бароном Дженни, который первым применил её в небоскрёбах в качестве способа снижения риска возгорания.
Венера из Дольни-Вестонице (около 26000 лет до н.э.)
Чешская Венера из Дольни-Вестонице (Vestonicka Venuse) – старейший из сохранившихся предметов керамического искусства в мире. Примерно 12 см в высоту и 4 см в ширину, она изготовлена из местной глины, смешанной с измельчённой костью и обожжена в глиняной печи при температуре около 700°C. Одна из многих фигурок Венеры, созданных в основном в граветтский период палеолитической культуры, была обнаружена в поселении каменного века в Моравской котловине, недалеко от Брно, в Чешской Республике. Сейчас она находится в Венском музее естественной истории.
Мыслитель Чернавода (5000 лет до н.э.)
Одна из величайших скульптур раннего искусства, Мыслитель Чернавода (Гандиторул), была найдена в 1956 году вместе с аналогичной (женской) фигуркой известной как Сидящая женщина Чернавода, среди руин доисторического поселения недалеко от местечка Чернавода в Румынии. Его уникальный характер и название происходят от его необычной «думающей» позы, совершенно непохожей на обычные формы других фигур. Он имеет темно-красный или коричневый цвет, примерно 12 см в высоту и сделан из терракоты. Он был создан во время культуры Хамангия (5250-4500 гг. до н.э.) с центром в Добрудже, между рекой Дунай и Чёрным морем. Скульптура полностью лишена того орнамента, который обычно встречается в керамических произведениях культуры Хамангия. Статуэтка находится в Национальном музее истории Румынии в Бухаресте.
Воины китайского терракотового войска (246-208 гг. до н.э.)
Одна из величайших работ в истории скульптуры, набор фигур из обожжённой глины, известный как терракотовая армия, созданный в короткий период искусства династии Цинь (221-206 гг. до н.э.), состоит из 8000 глиняных воинов и лошадей, которые были обнаружены в 1974 году рядом с гробницей первого императора Цинь, Цинь Ши Хуанди, в провинции Шэньси, Китай. По словам хранителей гробницы, раскопки не завершены и ещё предстоит обнаружить несколько тысяч дополнительных фигур. Фигуры были заказаны Цинь Ши Хуанди после того, как он стал Императором в 247 году до н.э. Работы начались примерно в 246 г. до н.э. и, по оценкам, заняли почти 40 лет с привлечением 700 000 рабочих. Роль армии заключалась в том, чтобы служить Императору в загробной жизни.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?