Терракотовая скульптура читать ~6 мин.
В изобразительном искусстве слово «терракота» (от итальянского terra cotta — «обожжённая земля») чаще всего используется для описания типа скульптуры, неглазурованной керамики или элементов декоративной архитектуры. Эти изделия изготавливают из грубой пористой глины, которая отличается универсальностью, дешевизной и долговечностью. Терракотовые кирпичи и плитка веками использовались в строительстве, начиная с эпохи месопотамского искусства и древнеегипетского искусства.

Терракота была широко распространена в древнем искусстве, особенно в китайской керамике (с 10 000 лет до н.э.) и греческой керамике (с 7 000 лет до н.э.). Её применяли в месопотамской и древнеегипетской скульптуре, а также в минойском искусстве на Крите и этрусском искусстве в Италии. Статуи из терракоты часто украшали храмы в греческой архитектуре, а рельефы были характерной чертой римской архитектуры. Искусство терракоты возродилось в эпоху итальянского Возрождения и обрело новую популярность в XIX веке.
Технология изготовления
Терракоту обычно изготавливают из крупнозернистой пористой глины. Сначала материалу придают желаемую форму, а затем его обжигают для придания твёрдости. В древности изделия сушили на солнце, позже — обжигали в примитивных печах. Со временем технология усовершенствовалась, и обжиг стали проводить при температуре около 1000°C в специальных печах — горнах. После обжига изделие приобретает характерный коричневато-оранжевый оттенок, варьирующийся от охристого до красного.
Обожжённая терракота не является водонепроницаемой; для этого её необходимо покрыть слоем глазури. Иногда для создания новой партии материала в свежую глину добавляют измельчённую обожжённую керамику, известную как «шамот», или «грог». Изделия из терракоты значительно проще и дешевле в изготовлении, чем аналоги из камня или бронзы. Формы для лепки можно использовать многократно, а поверхность — декорировать различными способами, включая роспись и глазурование для получения разнообразных цветов и текстур.
История
Терракота впервые появляется в доисторическом искусстве. Ярким примером служит Венера из Дольни-Вестонице (26 000–24 000 лет до н.э.), найденная в слое пепла на палеолитической стоянке в Моравии. К известным неолитическим терракотовым фигуркам относятся статуэтка богини на троне (около 6000 года до н.э.) из Чатал-Хююка в Анатолии и Мыслитель из Чернаводэ (5000 год до н.э.) из Румынии.
В бронзовом и железном веках традиция не прервалась. Примерами служат культовые фигурки, найденные в Мохенджо-Даро (Пакистан, 3000–1500 гг. до н.э.), и Рельеф Берни (около 1950 года до н.э.) из древней Месопотамии. В Китае гончары и скульпторы достигли высокого мастерства в работе с глиной. Именно китайское искусство подарило миру самую большую коллекцию терракотовых скульптур — Терракотовую армию (246–208 гг. до н.э.). Эволюцию скульптуры в Китае можно проследить по Хронологии китайского искусства, а принципы, лежащие в её основе, описаны в статье о традиционном китайском искусстве.
Древние культуры Средиземноморья — египетская, минойская, микенская, греческая и этрусская — активно использовали терракоту. Из неё создавали как статуэтки, например фигурки из Танагры, так и различные виды декоративного искусства. Материал был особенно популярен у скульпторов эпохи эллинизма (323–30 гг. до н.э.), а также в раннехристианском искусстве для создания рельефов на надгробиях (с 200 года н.э.).
Терракота была востребована и в африканской скульптуре к югу от Сахары. Около 1000 года до н.э. её начали использовать представители культуры Нок в Нигерии, а позже — культуры Игбо. Этот материал также был характерен для доколумбова искусства, начиная с цивилизации ольмеков (1000–500 гг. до н.э.).
После распада Римской империи около 450 года использование терракоты сократилось. Она вновь стала популярным художественным материалом лишь в эпоху Раннего Возрождения. Донателло и Лоренцо Гиберти были одними из первых скульпторов Ренессанса, заново открывших её потенциал. Их опыт в бронзовой скульптуре, где глиняные модели играют ключевую роль, способствовал этому. Из глины лепили религиозные образы, в частности Мадонну с Младенцем, а затем обжигали, раскрашивали и золотили, что делало их недорогой альтернативой мрамору и бронзе.
Другие мастера, в том числе семья делла Роббиа, популяризировали глазурованную терракоту для рельефной скульптуры и церковных алтарных образов. Примером служат барельефы с кафедры собора Санта-Кроче во Флоренции (1481) работы Бенедетто да Майано. Особую известность получили работы Луки делла Роббиа и его племянника Андреа делла Роббиа.
Терракота применялась и в портретном искусстве Ренессанса. Яркий пример — бюст кардинала Джованни де Медичи (будущего папы Льва X), созданный около 1512 года Антонио де Бенинтенди (Музей Виктории и Альберта, Лондон). Многие скульпторы также использовали терракотовые модели (так называемые боццетти) для создания эскизов и демонстрации проектов заказчикам.
Скульптура эпохи Возрождения вернула терракоте статус важного художественного материала. В период барокко эту традицию продолжили Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680) и Алессандро Альгарди (1598–1654), особенно в портретных бюстах и рельефах. В XVIII веке терракоту ценили за её декоративные качества. Великий скульптор Антонио Канова (1757–1822) также использовал её для моделей, пока в начале XIX века не перешёл на гипс.
Использование терракоты в архитектуре
В 1860-х годах в Англии, а затем в 1870-х в Америке, архитекторы начали активно применять неглазурованную терракоту для отделки фасадов. Её можно увидеть на зданиях в Бирмингеме, на сложном фасаде Музея естественной истории в Лондоне, а также в декоре Музея Виктории и Альберта (1859–1871) и Королевского Альберт-холла (1867–1871). Ещё раньше, в 1842–1845 годах, церковь Святого Стефана и Всех Мучеников в Болтоне была почти полностью построена из терракоты. Примечательно, что этот материал получил одобрение движения «Искусства и ремёсла», поскольку считался «ремесленным», созданным руками мастеров.
В Америке архитекторы Чикагской школы одними из первых начали применять терракоту. Луис Салливан (1856–1924) прославился своими сложными орнаментами из глазурованной терракоты, которые было бы трудно выполнить в другом материале. Архитекторы Дэниел Хадсон Бернем (1846–1912) и Джон Рут (1850–1891) использовали её для облицовки ненесущих стен здания «Рилайанс-билдинг» (1895). Уильям Ле Барон Дженни первым применил терракоту в небоскрёбах как огнестойкий материал.
Венера из Дольни-Вестонице (около 26 000 лет до н.э.)
Чешская Венера из Дольни-Вестонице (Věstonická venuše) — старейший из сохранившихся образцов керамического искусства. Фигурка высотой около 11 см и шириной 4 см изготовлена из местной глины, смешанной с толчёной костью. Её обожгли в примитивной печи при температуре около 700 °C. Она является одной из многих палеолитических венер граветтской культуры. Статуэтка была обнаружена на стоянке каменного века в Моравии, недалеко от города Брно. В настоящее время она хранится в Моравском музее в Брно и редко выставляется на публику для обеспечения её сохранности.
Мыслитель из Чернаводэ (5000 лет до н.э.)
Одна из величайших скульптур доисторического периода, Мыслитель из Чернаводэ (Gânditorul), была найдена в 1956 году вместе с парной женской фигуркой, известной как Сидящая женщина из Чернаводэ. Находка была сделана на месте поселения культуры Хаманджия в Румынии. Своё название статуэтка получила за необычную «думающую» позу. Фигурка высотой около 11,5 см выполнена из тёмно-коричневой терракоты и лишена орнамента, характерного для керамики этой культуры. Оригинал хранится в Национальном музее истории Румынии в Бухаресте.
Терракотовая армия (246–208 гг. до н.э.)
Один из самых масштабных проектов в истории скульптуры, Терракотовая армия, был создан в период правления династии Цинь (221–206 гг. до н.э.). Комплекс насчитывает более 8000 глиняных воинов и лошадей в натуральную величину. Его обнаружили в 1974 году рядом с гробницей первого императора Китая Цинь Шихуанди. Фигуры были заказаны им после восшествия на престол царства Цинь в 246 году до н.э. Строительство длилось почти 40 лет, в нём участвовало до 700 000 рабочих. Предназначение армии заключалось в том, чтобы служить императору в загробной жизни.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?