Умберто Боччони:
скульптор-футурист, биография читать ~6 мин.
Итальянский скульптор, художник, писатель и гравёр Умберто Боччони был одной из главных фигур итальянского движения футуризма и одним из великих скульпторов двадцатого века.
В 1912 году он опубликовал «Технический манифест футуристической скульптуры», в котором изложил свои идеи о взаимосвязи между формой, движением и пространством. Художник прожил недолгую жизнь, умерев в 33 года, однако его влияние на скульптуру ощущалось ещё многие годы. Его знаковый шедевр — «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913). Оригинальная гипсовая скульптура находится в Музее современного искусства в Сан-Паулу, а бронзовые отливки — в галерее Тейт в Лондоне, Музее современного искусства в Нью-Йорке и других собраниях. Эта работа иллюстрирует его теорию «динамизма» — концепцию, которую он также исследовал в других произведениях, таких как «Синтез человеческого динамизма» (1912), «Спиральное расширение ускоряющихся мышц» (1913) и «Ускоряющиеся мышцы» (1913). Работы Умберто Боччони можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях Европы и Америки.
МОДЕРНИСТСКАЯ СКУЛЬПТУРА
Эрнст Барлах (1870-1938)
Константин Бранкузи (1876-1957)
Пабло Пикассо (1881-1973)
Жан Арп (1886-1966)
Курт Швиттерс (1887-1948)
Марсель Дюшан (1887-1968)
Осип Задкин (1890-1967)
Наум Габо (1890-1977)
Жак Липшиц (1891-1973)
Александр Колдер (1898-1976)
Генри Мур (1898-1986)
Луиза Невельсон (1899-1988)
Альберто Джакометти (1901-1966)
Барбара Хепворт (1903-1975).ЭВОЛЮЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Подробнее о происхождении и развитии пластических искусств см.: История скульптуры.
ЛУЧШАЯ СКУЛЬПТУРА
Смотрите: Величайшие скульптуры всех времён.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ
Информацию о самых талантливых трёхмерных художниках мира см. в разделе «Величайшие скульпторы».
СОВРЕМЕННЫЕ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ХУДОЖНИКИ
Список скульпторов, таких как Умберто Боччони, см.: Современные художники.
Ранние годы
Боччони родился в Реджо-ди-Калабрия на юге Италии в 1882 году. В 1897 году его семья переехала в Катанию на Сицилии, где он окончил местный технический институт. Ещё на Сицилии молодой Боччони начал сотрудничать с местными газетами в качестве гравёра и офортиста. В 1901 году он переехал в Рим, где учился в Академии изящных искусств (Accademia di Belle Arti di Roma). В Риме он познакомился с Джино Северини (1883-1966), который также стал ведущим членом футуристического движения. После Первой мировой войны Северини обратился к неоклассицизму, работая в различных техниках, включая мозаику и фреску.
Северини и Боччони стали учениками Джакомо Балла (1871–1958). Через Баллу они познакомились с дивизионизмом — оптической теорией цвета, лежащей в основе неоимпрессионизма Сёра и Синьяка. Они также вошли в контакт с Витторе Грубици де Драгоном, ключевой фигурой итальянского дивизионизма (1890–1907). Затем Боччони провёл некоторое время в Париже и Венеции, прежде чем переехать в Милан. Этот город привлёк Боччони отсутствием устоявшихся художественных традиций. Здесь он познакомился с художниками Ромоло Романи и Гаэтано Превиати; последний познакомил его с пуантилизмом и символизмом. Он также познакомился с основоположником футуризма и его главным теоретиком — итальянским писателем Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944).
Футуризм
Боччони, разочарованный техниками постимпрессионизма, которые в то время в Италии считались авангардными, находился в постоянном поиске новых способов выражения динамики. Он закономерно примкнул к футуристам, которые работали в духе «современного искусства» в самых разных областях, включая скульптуру, живопись, графический дизайн, керамику, дизайн интерьера, промышленный дизайн, кино, театр, моду, текстиль, литературу, музыку и архитектуру. Основоположник футуризма Маринетти дал старт движению, опубликовав в 1909 году свой «Манифест футуризма». Вскоре к нему присоединились Боччони, художники Джакомо Балла, Джино Северини, Карло Карра (1881-1966), а также художник и музыкант Луиджи Руссоло (1885-1947). Футуристы отрицали прошлое, особенно в области художественных традиций. Маринетти писал: “Мы не хотим быть частью прошлого…”. Футуристы восхищались технологиями, скоростью, промышленным оборудованием и всем, что олицетворяло победу человечества над природой.
Картины
Изначально Боччони сосредоточился на живописи. В своём знаменитом полотне «Город поднимается» (1910) он стремился синтезировать сложные образы, порождённые динамикой городской жизни. В 1911 году он посетил Париж, где познакомился с Пикассо, Браком и кубизмом. Этот опыт побудил его переработать некоторые из своих картин для первой парижской выставки футуристов в начале 1912 года. Хотя Боччони был впечатлён кубизмом, он переосмыслил этот стиль, создав нечто совершенно отличное от парижских образцов. Его триптих «Состояния души: Прощания, Те, кто уходят, Те, кто остаются» (1911–12, Музей современного искусства, Нью-Йорк) передаёт ощущения от поездки на поезде. Эта работа стала центральной на выставке и до сих пор считается одним из главных живописных произведений художника. Другие важные картины:
Уличные шумы вторгаются в дом (1911, частная коллекция)
Materia (1912, Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция)
Динамизм велосипедиста (1913, частная коллекция)
Динамизм футболиста (1913, Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Динамизм мужской головы (1914, Музей современного искусства, Милан)
Динамизм женской головы (1914, Музей современного искусства, Милан)
Натюрморт со стеклом и сифоном (1914, гуашь и тушь, Йельский университет)
Интерьер с двумя женскими фигурами (1915, Кастелло Сфорцеско, Милан)
Атака улан (1915, Собрание Рикардо и Магды Юкер, Милан)
Чтобы узнать, как оценивать модернистских скульпторов-футуристов, таких как Умберто Боччони, см.: Как оценить современную скульптуру. Более ранние работы см. в разделе «Как ценить скульптуру».
Скульптура
Большую часть своей недолгой карьеры Боччони был живописцем. Однако свой наиболее значимый вклад в историю искусства он внёс именно как скульптор. Во время поездки в Париж у него зародилась идея привнести в скульптуру дух футуризма. В 1912 году он опубликовал «Технический манифест футуристической скульптуры», а в следующем году представил свой шедевр «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913). Эта полуабстрактная скульптура изображает шагающую фигуру с развевающимися формами, которые создают ощущение аэродинамического, плавного движения. Хотя как футурист Боччони отвергал традиционные пластические искусства, работа сохраняет связь с реализмом, а отсутствие у фигуры рук отсылает к скульптуре «Шагающий человек» (1877, Музей Родена, Париж) Огюста Родена.
Оригинал скульптуры был выполнен из гипса; сейчас он хранится в Музее современного искусства в Сан-Паулу. Бронзовая отливка для Музея современного искусства в Нью-Йорке была сделана в 1931 году, а для галереи Тейт Модерн в Лондоне — в 1972 году. Изображение скульптуры размещено на итальянской монете в 20 евроцентов. Другие скульптуры, созданные Боччони из гипса (ныне разрушенные и известные только по фотографиям): «Синтез человеческого динамизма» (1912); «Ускоряющиеся мышцы» (1913) и «Спиральное расширение ускоряющихся мышц» (1913), а также бронзовое «Развитие бутылки в пространстве» (1912).
Наследие
Итальянский футуризм оказал большое влияние на художников по всей Европе, в том числе на вортицистов в Великобритании, движение дада в Цюрихе и Берлине, симультанизм Делоне, ар-деко и сюрреализм, в то время как русский футуризм оказал сильное влияние на лучизм и конструктивизм. Сам Боччони был призван на фронт и погиб в августе 1916 года в результате падения с лошади во время учений. Несмотря на его безвременную смерть, Боччони считается одним из великих скульпторов XX века, а его Уникальные формы непрерывности в пространстве стали современной интерпретацией античного шедевра «Ника Самофракийская» (около 190 г. до н.э., Лувр) и одной из знаковых скульптур XX века.
- От футуризма к сюрреализму
- Карло Карра: художник-футурист, основатель метафизической живописи
- Футуризм: итальянское движение современного искусства
- Потерянный да Винчи: принадлежит ли найденная в Шотландии картина кисти Леонардо?
- «Экстаз Марии Магдалины» устанавливает рекорд на аукционе
- В Токио впервые выставлена потерянная картина Караваджо «Экстаз св. Марии Магдалины»
- «Города равнины» Кормака Маккарти, краткое содержание
- «Шаль» Синтии Озик, краткое содержание
- «Ускорение» Грэма Макнами, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?