Венера Милосская читать ~8 мин.
Венера Милосская – интерпретация эллинистической греческой статуи Александроса Антиохийского: Афродита Мелосская.
Один из самых известных примеров скульптуры Древней Греции, Венера Милосская – мраморная статуя Афродиты, греческой богини любви и красоты, без рук, которая была создана в эллинистический период между 130 и 100 годами до нашей эры. Она немного больше, чем в натуральную величину, считается, что это работа скульптора Александроса Антиохийского (согласно надписи на постаменте – ныне утерянном). Эта изящная фигура богини очаровывала любителей искусства на протяжении почти двух веков с момента её открытия в 1820 году на небольшом греческом острове Мелос в Эгейском море. Пожалуй, самая известная статуя в истории скульптуры, она выставлена на всеобщее обозрение в коллекции греческой скульптуры в Лувре в Париже. Среди других знаменитых эллинистических мраморов – Наказание Дирсе (известное как «Фарнезский бык») (2 век до н.э., Национальный археологический музей, Неаполь) и «Три грации» (2 век до н.э., Лувр, Париж). Ещё одна эллинистическая греческая мраморная статуя Афродиты (I век до н.э.), называемая Венерой Арльской, которая чем-то напоминает Венеру Милосскую, также находится в Лувре. См. Также наш обзор знаменитого эллинистического мрамора известного как «Лаокоон и его сыновья» (42–20 гг. до н.э.).
История
«Венера Милосская» была обнаружена на греческом острове Мелос (Милос), одном из юго-западных островов Кикладской группы. Она была найдена в поле молодым фермером по имени Йоргос Кентротас, замурованная в нише стены в руинах древнего города Милос. Каменная скульптура была разделена на две части, верхняя часть туловища и ноги, покрытые драпировкой. Рядом были обнаружены несколько других скульптурных фрагментов, в том числе отдельная левая рука и рука, держащая яблоко, а также основание с явной ссылкой на скульптора по имени «… сандрос из Анхиохии на Меандре».
Фермеру в восстановлении статуи помог Оливье Вутье, французский военно-морской офицер из французского флота, базирующегося неподалёку. Когда стало известно о находке, второй французский офицер, Жюль Дюмон д’Юрвиль, уведомил французского консула в Османской империи в Константинополе Шарля-Франсуа де Риффардо, маркиза де Ривьера. Он, в свою очередь, организовал доставку статуи во Францию, где она была подарена Людовику XVIII, который передал её Лувру.
В то время музей всё ещё ощущал потерю Венеры Медичи, знаменитого произведения древнего искусства, которое было возвращено Италии в 1815 году после поражения Наполеона при Ватерлоо. В результате, чтобы повысить ценность нового приобретения, было решено не выставлять постамент с надписью идентифицирующей Александроса Антиохийского как скульптора, чтобы статую можно было отнести к Праксителю (около 375-335 г. до н.э.), одному из величайших скульпторов классической эпохи. Чтобы добиться этого, власти развернули крупную пропагандистскую кампанию, возвышающую значение работы, которую они искусно датировали классической эпохой Праксителя (480-323 гг. до н.э.) – действие, которое во многом задержало появление точной научной оценки скульптуры. Позже Венера Милосская была отнесена к позднему эллинистическому периоду (323–27 до н.э.) и приписана менее известному скульптору по камню Александросу Антиохийскому.
Характеристики и анализ Венеры Милосской
Статуя выполнена из паросского мрамора и имеет высоту около 2 метров без постамента. Считается, что на ней изображена Афродита, древнегреческая богиня физической любви и красоты. (Римский эквивалент – богиня Венера.) По словам специалистов по реставрации, скульптура была вырезана из двух блоков паросского мрамора и состоит из нескольких частей, которые были изготовлены отдельно, а позже скреплены вертикальными штифтами. К сожалению, руки статуи и её первоначальное основание или постамент, были утеряны почти сразу, с момента прибытия работы в Париж в 1820 году. Отчасти это произошло из-за ошибок идентификации, поскольку при первоначальной сборке статуи сопутствующие фрагменты левой руки и рука не считалась принадлежащей ей из-за их в целом «грубого» вида. Однако сегодня эксперты уверены, что эти дополнительные части были частью оригинальной статуи, несмотря на различия в отделке, поскольку в то время было обычной практикой уделять меньше усилий менее заметным частям скульптуры. (Рука, находящаяся выше уровня глаз, обычно невидима для случайного наблюдателя).
Эксперты по реконструкции скульптуры подсчитали, что отдельно вырезанная правая рука Венеры Милосской лежала поперёк туловища, на поднятом левом колене, таким образом обхватывая драпировку, обёрнутую вокруг бёдер и ног. Левая рука тем временем держала яблоко примерно на уровне глаз. Учёные расходятся во мнениях относительно того, смотрела ли богиня на яблоко, которое она держала в руках или смотрела вдаль.
В исходном состоянии скульптура должна была быть окрашена цветными пигментами для создания более реалистичного внешнего вида, затем украшена браслетом, серьгами и диадемой, прежде чем её поместили в нишу внутри храма или другого строения. Сегодня, однако, никаких следов краски не осталось, а единственным признаком металлических украшений являются отверстия для крепления.
Эллинистическая скульптура
Несмотря на влияние элементов, взятых из высокой классической греческой скульптуры (около 450-400 гг. до н.э.), а также позднеклассической греческой скульптуры (около 400-323 гг. до н.э.), отчуждённость и бесстрастие головы, например, происходят из V века до н.э. – Венера Милосская использует творческие нововведения III-I веков до н.э., известные как эллинизм. Во-первых, обратите внимание на контраст между гладкой телесной плотью туловища и взъерошенной текстурой драпировки, покрывающей ноги. Во-вторых, на спиралевидную композицию – то есть небольшой поворот тела от бёдер к плечу – в сочетании с толчком правого бедра наружу, в результате получается очаровательная S-образная поза. В-третьих, обратите внимание на относительно небольшой размер туловища. Наконец, есть неизбежный намёк на эротическое напряжение, вызванное драпировкой, которая грозит полностью соскользнуть. Все эти четыре стилистические особенности были разработаны в поздний эллинистический период. Следовательно, в целом работа рассматривается как тонкое сочетание более ранних и поздних стилей.
Мифология
По мнению большинства экспертов, Венера Милосская изображает мифологическую греческую богиню Афродиту и историю суда Париса. В этой сказке молодой троянский принц Парис получил золотое яблоко от богини Раздора и велел вручить его самой красивой из трёх кандидаток: Афродите, Афине и Гере. Афродита выиграла конкурс красоты, подкупив Париса любовью самой красивой смертной женщины – Елены Спартанской – и была награждена яблоком.
Непреходящая красота и тайна
В 19 веке Венера Милосская часто восхвалялась многими искусствоведами как одно из величайших сокровищ греческого искусства: оно представляет собой воплощение женской красоты и эстетики – не в последнюю очередь из-за удивительного сочетания величия и изящества. Хотя времена и вкусы меняются – греческие статуи без конечностей не почитаются с таким энтузиазмом в 21 веке – богиня сохраняет большую часть своей тайны. Хотя считается, что она олицетворяет Афродиту из-за её чувственных женственных изгибов она могла быть и морской богиней Амфитритой, которой в то время поклонялись на острове Майло. Действительно, согласно Лувру, учитывая её сходство с Афродитой Капуанской (Национальный археологический музей, Неаполь), это может быть даже римская копия оригинальной греческой скульптуры конца IV века.
Эллинистические скульптуры, такие как Венера Милосская, можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев и садов скульптур по всему миру, особенно в Лувре в Париже, музее Каподимонте в Неаполе, музеях Ватикана в Риме и Центре Поля Гетти в Лос-Анджелесе.
Греческие скульпторы
Биографические сведения о других скульпторах из Древней Греции и их достижениях в пластическом искусстве того времени см. в следующих статьях:
Фидий (ок. 488–431 до н.э.), ведущий скульптор эпохи высокой классики.
Майрон (активный период 480–444 гг. до н.э.), известен своим шедевром «Метатель диска».
Поликлет (V век до н.э.), классический скульптор, известный благодаря Канону Поликлета.
Каллимах (работал в 432-408 гг. до н.э.), образцовый художник-скульптор и архитектор 5-го века.
Скопас (работал в 395–350 гг. до н.э.), один из трёх крупных скульпторов позднего классицизма.
Лисипп (ок. 395-305 до н.э.), придворный скульптор Александра Великого.
Леохар (работал в 340–320 гг. до н.э.), важный скульптор раннего эллинизма.
Другие известные мраморные статуи
Il Zuccone (1423–35) Флоренция. Донателло.
Пьета (1497-9) Базилика Святого Петра. Микеланджело.
Давид Микеланджело (1501-4) Галерея Академии художеств, Флоренция.
Умирающий раб (1513-16) Лувр. Микеланджело.
Могила Папы Юлия II (1505-1545) Рим. Микеланджело.
Похищение сабинянок Джамболоньи (1583 г.) Флоренция.
Плутон и Прозерпина (1621-21) Галерея Боргезе, Рим. Бернини.
Экстаз Святой Терезы (1647-52) Капелла Корнаро. Бернини.
Аполлон (1715) Государственное собрание произведений искусства, Дрезден. Бальтазар Пермозер.
«Марлийский конь» (1739-45) Лувр. Гийом Кусту.
Аполлон венчает себя (1781) Музей Гетти, Лос-Анджелес. Антонио Канова.
Психея, пробуждённая Эросом (1787-93) Лувр. Антонио Канова.
Поцелуй (1888-9) Париж. Автор Огюст Роден.
Подробнее о скульптуре античной эпохи и о классической скульптуре Древнего Рима см.: Римское искусство.
Подробнее об истории греко-римского искусства: Классическая античность (800 г. до н.э. – 450 г. н.э.).
РУКОВОДСТВО ПО ПЛАСТИЧЕСКИМ ИСКУССТВАМ
Искусство скульптуры.
ОЦЕНКА СКУЛЬПТУРЫ
Чтобы оценить статуи, такие как Венера Милосская, см. Наши учебные эссе: «Как ценить скульптуру» и «Как ценить современную скульптуру».
ЦЕННОСТЬ ЖИВОПИСИ
Чтобы проанализировать работы маслом, см. статьи: Как ценить искусство, а также: Как ценить живопись.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?