Резьба по дереву:
история, виды, характеристики читать ~7 мин.
Резьба по дереву — один из древнейших видов искусства, представляющий собой форму творчества, общую для всех культур начиная с каменного века. Популярность этого ремесла объясняется широкой доступностью, пластичностью и невысокой стоимостью древесины.
Существенным недостатком деревянной скульптуры является её недолговечность. Древесина уязвима для влаги, насекомых и грибков, что приводит к её быстрому разрушению. Поэтому для монументальных работ скульпторы чаще выбирали бронзу или камень. Тем не менее дерево было основным материалом для африканской скульптуры — из него создавали маски, статуэтки и ритуальные предметы.

Резьба была также широко распространена в искусстве Океании, где из дерева вырезали церемониальные каноэ, и в культуре тотемных столбов американских индейцев и аборигенов Австралии. К сожалению, большая часть этих произведений древнего племенного искусства не сохранилась до наших дней. Резьба по дереву встречалась и в греческой скульптуре, однако она ценилась значительно ниже резьбы по слоновой кости и применялась в основном для небольших работ.
В Европе это искусство процветало в Средние века, в романский и готический периоды, преимущественно в убранстве церквей и соборов. Позднее деревянная резьба стала неотъемлемой частью изысканной мебели и интерьеров, особенно в стиле рококо. В XX веке художники, такие как Луиза Невельсон (1899–1988), использовали дерево в ассамбляже, в то время как в народном искусстве резьба по дереву сохраняла свою популярность.
История
Искусство палеолита богато примерами доисторической скульптуры, среди которых наиболее известны фигурки «Венер», вырезанные из слоновой кости, костей животных и камня. Несомненно, дерево также широко использовалось, но немногие образцы сохранились. Сохранность Шигирского идола (ок. 9500 г. до н.э.), шедевра искусства мезолита, является уникальным случаем.
Дерево активно применялось в цивилизациях Древнего мира, особенно в Месопотамии, Египте и в искусстве Японии. В архаической греческой скульптуре оно также было распространено, но с появлением мраморных, а затем и бронзовых изваяний, его использование сократилось. Ко времени ранней классической греческой скульптуры (ок. 480–450 гг. до н.э.) резьба по дереву ограничивалась лишь небольшими работами, но и в этой нише доминировала хрисоэлефантинная техника. В Корее и Китае самым престижным видом резьбы считалась обработка нефрита.
Резьба по дереву в период поздней готики в Германии
Высочайшего расцвета деревянная скульптура достигла в эпоху поздней готики в Германии (ок. 1470–1530), когда немецкие мастера создали ряд выдающихся образцов алтарного искусства и других религиозных произведений. Этот период относится к немецкому Возрождению (1430–1580).
Среди величайших скульпторов эпохи выделяется Тильман Рименшнейдер (ок. 1460–1531). Он вырезал знаменитый алтарь Святой Крови (1501–1505, Ротенбург-об-дер-Таубер) и множество других произведений из липы: запрестольные образы, барельефы, портретные бюсты и статуи в натуральную величину. Его работы отличаются смелой готической символикой и реалистичной резьбой.
К другим известным немецким резчикам по дереву относятся Вейт Штосс (ок. 1447–1533), создатель главного алтаря Мариацкого костёла в Кракове (1477–1489); Михаэль Пахер (1435–1498), прославившийся алтарём Святого Вольфганга (1471–1481); Грегор Эрхарт (ок. 1470–1540), автор статуи «Святая Мария Магдалина» (ок. 1510, Лувр); и Йорг Цюрн (ок. 1583–1638), изготовивший впечатляющий алтарь Богородицы из ели и липы (1613–1616) в Иберлингене.
Резьба по дереву в Новое время
В XVII веке в Англии наблюдался новый подъём искусства резьбы по дереву, в основном благодаря работам Гринлинга Гиббонса (1648–1721), который преимущественно использовал дуб. Ярким примером его мастерства является работа «Галстук» (ок. 1690, Музей Виктории и Альберта).
Традиции резьбы также поддерживали английские мебельщики, такие как Джон Линнелл, Джон Кобб, Бенджамин Гудисон, Уильям Вайл и выдающийся Томас Чиппендейл (1718–1779). На континенте искусство работы с деревом развивали мастера рококо: во Франции — Николя-Кинибер Фолио, Жан-Батист Леларж, Луи Крессан и семья Сенe; в Германии — Жан-Франсуа Эбен, Жан-Анри Ризенер и Давид Рёнтген; а в Италии — великие дизайнеры Филиппо Юварра (1678–1736) и Бернардо Виттоне (1704–1770).
Резьба по дереву в XX веке
Среди известных художников XX века, работавших с деревом, выделяются: румын Константин Бранкузи (1876–1957), чьей первой работой была скрипка; английский скульптор Генри Мур (1898–1986), известный своими плавными деревянными формами, такими как «Лежащая фигура» (1936); и Барбара Хепуорт (1903–1975), ещё одна представительница биоморфной абстракции, знаменитая использованием «негативного пространства».
С деревом также работали художник Поль Гоген (1848–1903), известный примитивистской рельефной скульптурой и деревянными масками; экспрессионист Эрнст Барлах (1870–1938); польский скульптор Ксаверий Дуниковский (1875–1964), создавший произведение «Материнство» (1908, Национальный музей в Варшаве); бельгийский скульптор-абстракционист Жорж Вантонгерлоо (1886–1965), автор «Построения объёмных отношений» (1921, МоМА, Нью-Йорк); и Луиза Невельсон (1899–1988), прославившаяся модернистскими ассамбляжами из «найденного» дерева.
Виды и характеристики древесины
Основные методы и стили резьбы по дереву включают скульптурную (объёмную), рельефную и плоскорельефную резьбу. В работе используются как мягкие, так и твёрдые породы дерева, в основном дуб, красное дерево, орех, вяз, липа, каштан, эбеновое дерево, самшит, кедр, кипарис, оливковое дерево, тик и сосна.
Древесина как скульптурный материал имеет как преимущества, так и недостатки. Благодаря своей волокнистой структуре её можно обрабатывать более тонко и точно, чем камень или кость. Для создания крупных композиций несколько деревянных частей могут быть вырезаны отдельно, а затем соединены. Твёрдые породы сложнее в обработке, но обладают большим блеском и долговечностью, в то время как мягкие породы легче поддаются резьбе, но менее прочны.
Никакая древесина не сравнится по прочности, устойчивости к погодным условиям и насекомым с камнем, поэтому её используют преимущественно для работ, предназначенных для помещений. Кроме того, древесина является анизотропным материалом (её свойства различаются при измерении в разных направлениях), и наибольшую прочность она имеет вдоль волокон. Поэтому скульпторы располагают самые тонкие детали своих работ вдоль волокон, а не поперёк.
Процесс резьбы
Основные инструменты для резьбы по дереву включают: нож-косяк для основной резки; полукруглые стамески для создания выемок и кривых; клюкарзы (U-образные стамески); прямые стамески для проработки линий; а также различные киянки и топорики. В современности к этим инструментам добавились электропилы и бензопилы, дрели с различными насадками и шлифовальные машины.
Скульптор начинает с выбора деревянного бруска, соответствующего форме и масштабу его замысла. Используя стамески разного размера, он придаёт заготовке приблизительную форму, которую затем уточняет с помощью более тонких инструментов. Когда детальная работа завершена, скульптор сглаживает поверхности рашпилями, рифелями и наждачной бумагой различной зернистости. Наконец, для улучшения внешнего вида и сохранности скульптуры он пропитывает её ореховым или льняным маслом, а затем покрывает лаком, смолой или воском.
Известные скульптуры из дерева
Знаменитые произведения деревянной скульптуры можно увидеть во многих ведущих художественных музеях и парках скульптур по всему миру. К шедеврам относятся:
- «Шигирский идол» (ок. 9500 г. до н.э.) — Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург.
- «Пьета Рёттгена» (ок. 1300–1325) — липа, Рейнский краеведческий музей, Бонн.
- «Кающаяся Мария Магдалина» (1453–1455) — тополь, Музей Опера-дель-Дуомо, Флоренция. Автор — Донателло.
- «Алтарь Святого Вольфганга» (1471–1481) — церковь Санкт-Вольфганг. Автор — Михаэль Пахер.
- «Главный алтарь Мариацкого костёла» (1477–1489) — Краков. Автор — Вейт Штосс.
- «Алтарь Святой Крови» (1501–1505) — липа, церковь Святого Иакова, Ротенбург-об-дер-Таубер. Автор — Тильман Рименшнейдер.
- «Голова Святой Анны» (ок. 1502–1503) — липа, Картинная галерея, Берлин. Автор — Тильман Рименшнейдер.
- «Святая Мария Магдалина» («Прекрасная немка») (ок. 1510) — липа, Лувр, Париж. Автор — Грегор Эрхарт.
- «Благовещение» («Ангельское приветствие») (1518) — церковь Святого Лаврентия, Нюрнберг. Автор — Вейт Штосс.
- «Рафаил и Товия» (ок. 1516) — Германский национальный музей, Нюрнберг. Автор — Вейт Штосс.
- «Алтарь Богородицы» (1613–1616) — ель и липа, собор в Иберлингене. Автор — Йорг Цюрн.
- «Галстук» (ок. 1690) — Музей Виктории и Альберта, Лондон. Автор — Гринлинг Гиббонс.
- «Материнство» (1908) — дерево, Национальный музей, Варшава. Автор — Ксаверий Дуниковский.
- «Построение объёмных отношений» (1921) — красное дерево, MoMA, Нью-Йорк. Автор — Жорж Вантонгерлоо.
- «Небесный собор» (1958) — MoMA, Нью-Йорк. Автор — Луиза Невельсон.
- «Лежащая фигура» (1959–1964) — вяз, Фонд Генри Мура, Великобритания. Автор — Генри Мур.
- «Открытая геометрическая структура IV» (1990) — окрашенное дерево, Галерея Тейт, Лондон. Автор — Сол Левитт.
Об искусстве скульптуры из гранита, известняка, песчаника и других пород читайте в статье: Каменная скульптура.
См. также: Как понимать скульптуру. О более поздних работах: Как понимать современную скульптуру.
Лучшие скульпторы мира
Список величайших мастеров объёмной пластики (500 г. до н.э. — наше время) см. в разделе «Величайшие скульпторы».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?