Гобелены читать ~34 мин.
Гобелен — это древняя форма текстильного искусства, распространённая во всём мире на протяжении тысячелетий. Древние египтяне и инки использовали тканые гобелены в качестве погребальных саванов. Греки и римляне украшали ими стены общественных зданий и храмов, таких как Парфенон. В Китае гобелены редко применялись как настенные украшения; их использовали в основном для декорирования одежды и упаковки подарков.
Изготовление гобеленов — одно из самых дорогих и трудоёмких ремёсел — по-настояшему расцвело в Европе лишь в Средние века благодаря французским, а позднее и фламандским ткачам. Этот подъём совпал с эпохой романского и готического искусства — периодом религиозного возрождения, когда архитектура, скульптура и витражи также использовались церковью для иллюстрации библейских сюжетов для неграмотных прихожан.
К середине XV века в гобеленовых центрах французской долины Луары трудилось до 15 000 ткачей и других ремесленников. Используя станок с вертикальной основой (haute-lisse, или высоколиссный) либо станок с горизонтальной основой (basse-lisse, или низколиссный) и не более 20 цветов, средневековые мастера создавали изображения на религиозные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. С 1500 года к ним добавились светские сцены, изображающие битвы, королей и знать. Например, императора Священной Римской империи Карла V в военных походах обычно сопровождал придворный художник, который делал зарисовки для последующей разработки полномасштабных эскизов (картонов) для гобеленов.
Считается, что лучшие европейские гобелены производились на Королевской мануфактуре Гобеленов в Париже. Крупные центры по производству шпалер также существовали в Аррасе, Турне, Брюсселе, Обюссоне, Феллетине и на мануфактуре Бове в Париже.
Хронология европейского гобеленового искусства
XII век
- Гобелены этого периода довольно примитивны, им недостаёт правильных пропорций, перспективы и детализации.
XIII век
- Гобелены заказывались скорее из-за их функциональной, а не декоративной ценности.
XIV век
- Париж становится важнейшим центром гобеленового искусства. Тканые полотна демонстрируют значительный прогресс по сравнению с образцами XII века, но им всё ещё не хватает убедительной передачи движения, перспективы и композиционной целостности. После начала Столетней войны (1337–1453) парижские ткачи ищут убежища в Аррасе.
XV век
- Разграбление Арраса Людовиком XI в 1477 году вызывает отток мастеров гобелена во Фландрию, которая с этого времени становится центром европейского ткачества. Излюбленные материалы — шерсть из Пикардии, итальянский шёлк, кипрское серебро и золотые нити. Сюжеты в основном библейские или мифологические. Перспектива и изображение пейзажа остаются несовершенными. Во Франции долина Луары — место отдыха знати и расположения её замков — становится важным центром производства гобеленов. В моду входит стиль «мильфлёр» (millefleurs).
XVI век
- Тематика расширяется: теперь она включает героические подвиги королей и сцены охоты. Используется широкая палитра цветов и очень витиеватые бордюры. Итальянское Высокое Возрождение стимулирует значительные улучшения в перспективе и композиции, но в то же время приводит к подчинению гобелена живописи. Появляются настоящие шедевры шпалерного ткачества. Французский король Франциск I (годы правления 1515–1547) открывает первую королевскую гобеленовую мастерскую при своём дворе в Фонтенбло. Подробнее об этом периоде во Франции см.: Школа Фонтенбло (ок. 1530–1610).
XVII век
- Около 1660 года министр финансов Людовика XIV Жан-Батист Кольбер (1619–1683) создаёт Королевскую мануфактуру Гобеленов, на которой работает более 1000 ремесленников. Для короля Людовика XIV (1638–1715) было изготовлено свыше 2100 гобеленов. См. также: Декоративное искусство Франции (1640–1792).
XVIII век
- В правление Людовика XV сюжеты гобеленов включали живописные пейзажи в сочетании с эротическими изображениями нагих фигур в классическом контексте (рококо). В 1757 году Жак де Вокансон изобретает усовершенствованный ткацкий станок с горизонтальной основой, впоследствии доработанный Жозефом Мари Жаккаром (1752–1834). Во время Французской революции многие гобелены были уничтожены. В 1795 году вновь открываются парижские мастерские Бове, а затем и провинциальные центры в Обюссоне и Феллетине. См. также: Французская мебель (1640–1792) и Французские дизайнеры.
XIX и XX века
- В XIX веке распространение получают новые стили, такие как ориентализм. Английское движение «Искусства и ремёсла» 1880-х годов, немецкая школа дизайна Баухаус 1920-х годов и некоторые французские дизайнеры способствуют возрождению гобеленового искусства в XX веке, которое возвращается к своим средневековым корням.
История гобеленового искусства
Каролингские и оттоновские гобелены
Использование гобеленов в Западной Европе — в основном для украшения церквей и монастырей — было характерно для искусства эпохи Каролингов (750–900) и последующего Оттоновского искусства (900–1050), хотя образцов этих ранних настенных украшений не сохранилось. Одним из старейших сохранившихся произведений является знаменитый гобелен из Байё (ок. 1080 г., Музей Байё, Нормандия), созданный в эпоху романского искусства (1000–1200).
На нём изображено нормандское завоевание Англии, однако технически это не тканый гобелен, а вышивка шерстью, изготовленная, вероятно, в Кентербери. Фрагменты ещё более раннего гобелена с изображением человеческих фигур и деревьев, напоминающего шпалеры из норвежских саг, были обнаружены в погребальном корабле начала IX века, найденном в Осеберге, Норвегия.
Готические гобелены
Именно в эпоху готического искусства (ок. 1150–1375) западноевропейский гобелен, как и витражи, достиг своего расцвета. Один из старейших сохранившихся настенных гобеленов средневековой Европы — «Ткань святого Гереона», семицветный шерстяной гобелен, изготовленный для церкви Святого Гереона в Кёльне (Германия) и датируемый примерно 1020 годом (эпоха Оттонов). Изображённые на нём медальоны с грифонами и быками, ведущими бой, были заимствованы с сирийских или византийских шелков.
Другие ранние примеры тканого христианского искусства включают три повествовательных гобелена, сотканных в Рейнской области для Хальберштадтского собора в конце XII — начале XIII века. «Гобелен ангелов» содержит сцены из жизни Авраама и святого Михаила Архангела, а «Гобелен апостолов» изображает Христа с его двенадцатью учениками. Оба гобелена были созданы для размещения над хорами собора, поэтому они узкие и длинные. Третий образец, известный как «Карл Великий среди четырёх философов древности», — это вертикальный гобелен, связанный с аналогичными произведениями, сотканными в монастыре Кведлинбурга в немецкой Рейнской области в романскую эпоху XII — начала XIII века.
Гобелены XIV века
В XIV веке западноевропейская традиция шпалерного ткачества окончательно утвердилась. В то время наиболее развитые центры производства гобеленов находились в Париже и Фландрии. Однако сохранившиеся образцы XIV века редки, и самые значительные из них были созданы парижскими ткачами.
Самый известный гобелен XIV века, созданный в Париже, — это серия «Анжерский Апокалипсис» (Музей гобеленов, Анже, Франция), которая была создана Николя Батайем (активен ок. 1363–1400) для герцога Анжуйского. Изначально эта работа состояла из семи гобеленов, каждый высотой около 5 метров и длиной 24 метра. В её основу легли картоны, созданные Жаном де Бандолем из Брюгге (активен в 1368–1381) — придворным художником Карла V, короля Франции. К сожалению, из примерно 100 первоначальных сцен сохранилось лишь около 65.
Несколько более поздний набор гобеленов (ок. 1385 г.), сотканный в той же парижской мастерской, — «Девять героев» (Музей Метрополитен, Клойстерс, Нью-Йорк). В этой серии изображены не религиозные образы, а иллюстрации к повести «История девяти героев (Histoire des Neuf Preux)», сочинённой менестрелем начала XIV века Жаком де Лонгюйоном.
Другим крупным центром производства гобеленов была Фландрия, особенно город Аррас в Па-де-Кале. Будучи давним средневековым центром текстильного ткачества, Аррас производил гобелены столь высокого качества, что во многих языках само слово «гобелен» произошло от названия этого города: arrazzo в итальянском, arras в английском и drap de raz в испанском.
Гобелены XV века
Лучшие гобелены XV века были созданы во фламандских городах Аррас, Турне и Брюссель.
Аррас
В первой половине века Аррас занимал лидирующее положение благодаря покровительству герцогов Бургундских. Герцог Филипп Добрый (1396–1467) даже построил специальное здание для размещения и хранения своей коллекции гобеленов. В период с 1423 по 1467 год в Аррасе работало до 60 мастеров-ткачей, но после осады города французами в 1477 году он пришёл в упадок. Сохранившиеся образцы аррасских гобеленов включают: «Благовещение» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), вероятно, созданное по картону Мельхиора Брудерлама (1350–1411); «Придворные сцены» (Музей декоративного искусства, Париж), созданные по мотивам манускрипта «Великолепный часослов герцога Беррийского» (Великолепный часослов герцога Беррийского), иллюминированного братьями Лимбург (активны в начале XV века); фрагмент XIV века из «Жеста Журдена де Блайе», основанного на средневековой адаптации греко-римского романа «Аполлоний Тирский» (Городской музей в Падуе, Италия); и большие фрагменты, изображающие сцены из жизни св. Пиата и св. Элевтерия (собор Турне).
Турне
Ремесло гобелена практиковалось в Турне с 1290-х годов. К известным примерам сохранившихся гобеленов из Турне относятся два комплекта, созданные ткачом и торговцем Паскье Гренье (ум. 1493) для герцога Бургундского Филиппа Доброго в конце XV века. Первый, «История Александра» (Галерея Дориа-Памфили, Рим), был завершён и продан в 1459 году; вторая работа, «Рыцарь Лебедя» (церковь Святой Екатерины, Краков, Польша, и Австрийский музей прикладного искусства, Вена), была завершена в 1462 году.
Другим известным примером турнейского гобелена XV века является серия из четырёх работ, известная как «Охота герцогов Девонширских» (Музей Виктории и Альберта, Лондон). Примером позднеготического стиля Турне также служат «История короля Хлодвига» (середина XV века; Музей Нотр-Дам, Реймс, Франция) и «История Цезаря» (ок. 1470; Исторический музей, Берн, Швейцария). По сравнению с более причудливым стилем гобеленов Арраса, полотна из Турне — с их огромными размерами и плотной образностью — имеют тенденцию быть более торжественными и монументальными.
Брюссель
Будучи центром гобеленового искусства с XIV века, Брюссель в XV веке соперничал с Аррасом и Турне. К 1450 году город прославился выдающимися репродукциями религиозных картин фламандских мастеров поздней готики, примером чему служит алтарный гобелен «Поклонение волхвов» (1466–1488), выполненный для собора в Сансе. Такие алтарные гобелены предназначались для церквей или частных часовен, где они использовались либо в качестве алтарной завесы, либо размещались на стене за алтарём. Как правило, эти шпалеры делали в том же размере, что и копируемая картина, поэтому они были значительно меньше настенных гобеленов из Арраса и Турне. Для их изготовления часто использовали шёлк, чтобы добиться максимально натуралистичной детализации.
Позднее в XV веке Брюссель приобрёл репутацию производителя «tapis d’or» («золотых ковров»), названных так из-за использования золотых нитей. Примером является «Триумф Христа» (гобелен Мазарини) (ок. 1500; Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Вероятно, самыми известными гобеленами поздней готики были декоративные шпалеры в стиле мильфлёр (millefleurs — «тысяча цветов»). Их изготавливали фламандские ткачи в Брюсселе и Брюгге или странствующие мастера в долине Луары во Франции. Известные примеры включают рыцарский гобелен конца XV века, сделанный для Филиппа Доброго (Исторический музей, Берн, Швейцария), а также серии «Охота на единорога» (Клойстерс, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и «Дама с единорогом» (Музей Клюни, Париж).
До XVI века большинство гобеленов покупалось и продавалось во Фландрии или Франции, хотя небольшое число странствующих ткачей нанималось в мастерские итальянской знати в Сиене, Мантуе, Модене, Брешии, Ферраре, Перудже, Урбино и Генуе.
Гобелены XVI века
В XVI веке возникли две новые тенденции. Первая была вызвана войной и преследованиями во Фландрии, что заставило многих ткачей бежать и привело к рассеянию фламандской гобеленовой промышленности. Многие фламандские мастера переехали за границу (например, в Италию, Англию), где их принимали с распростёртыми объятиями.
Вторая тенденция исходила из Италии и была проиллюстрирована заказом, который папа Лев X дал фламандскому мастеру-ткачу Питеру ван Альсту на создание гобеленов для Сикстинской капеллы по картонам Рафаэля (1483–1520). Введение Рафаэлем перспективы и композиции, а также растущее использование более тонких нитей, позволяющих создавать сотни новых тональных оттенков, привело к тому, что гобелен был подчинён живописи более чем на 400 лет. В дальнейшем высшей формой гобелена стало воспроизведение картин.
Военные осады и другие события того времени привели к тому, что Брюссель стал ведущим центром гобелена во Фландрии. Этот статус оставался неизменным до XVII века, не в последнюю очередь благодаря папскому покровительству, поддержке императорских дворов Испании и Австрии и образцовому мастерству ткачей. В период с 1510 по 1568 год изготовление гобеленов в Брюсселе стало настолько прибыльным, что были приняты законы, защищающие от подделок.
Брюссельский гобелен эпохи Возрождения, пожалуй, наиболее ярко характеризуется эскизами фламандского художника Бернарда ван Орлея (1492–1541). Он стремился объединить традиции реализма поздней готики, идеализм и монументальность искусства Ренессанса с художественным потенциалом гобелена. Ранние работы Ван Орлея, такие как «Легенда о Богоматери на Саблоне» (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) и «Откровение святого Иоанна» (Национальное достояние, Испания), всё ещё были основаны на традициях средневекового фламандского искусства.
Позже, под влиянием картонов для гобеленов, созданных Рафаэлем и его последователем, художником-маньеристом Джулио Романо (1499–1546), Ван Орлей привнёс итальянскую монументальность и моделировку в такие серии, как «Битва при Павии» (Музей Каподимонте, Неаполь) и «Охота императора Максимилиана I» (Лувр, Париж). Среди других талантливых художников, создававших эскизы для брюссельских гобеленов, были Питер Кук ван Альст (1502–1550), Ян Вермеен (ок. 1500–1559) и Михиль Кокси (1499–1592). Самыми известными брюссельскими ткачами того времени были Питер ван Альст, Питер и Виллем Паннемакеры, Франс и Якоб Гёбельсы.
Другие центры гобелена во Фландрии и Франции
Среди других, менее крупных производителей гобеленов во Фландрии XVI века были Алст, Антверпен, Брюгге, Энгьен, Граммон, Лилль, Ауденарде и Турне. Самым уникальным видом гобеленов, производимых в этих городах, были вердюры из Энгьена и Ауденарде.
Французская гобеленовая промышленность во многом обязана своим статусом и достижениями королевскому покровительству. Она достигла расцвета в XVII веке благодаря двум государственным предприятиям — мануфактурам Гобеленов и Бове. Однако первым королевским предприятием стала фабрика, созданная Франциском I в 1538 году в Фонтенбло для украшения его дворцов и резиденций. Здесь фламандские ткачи работали по эскизам двух итальянских художников-маньеристов, Франческо Приматиччо (1504–1570) и Россо Фьорентино (1494–1540), которые были официальными художниками короля. Мастерская в Фонтенбло действовала около 12 лет, до 1550 года.
В начале XVI века итальянские гобелены ткали в Милане, Мантуе, Генуе, Вероне и Венеции. Вероятно, двумя наиболее важными итальянскими мануфактурами были феррарская, основанная в 1536 году герцогом Эрколе II д’Эсте, и флорентийская Arazzeria Medicea, основанная в 1546 году Козимо I Медичи (1519–1574). Последняя продолжала работать до начала XVIII века и первоначально управлялась фламандскими ткачами Николасом Кархером и Яном ван дер Ростом.
Картоны для них поставляли художники-маньеристы, такие как Якопо Понтормо (1494–1556), Бронзино (1503–1572), Франческо Сальвиати (1510–1563) и Бачиакка (1494–1557), автор «Гротесков» (ок. 1550; Галерея Уффици, Флоренция) — одной из самых знаменитых серий гобеленов, созданных в Arazzeria Medicea.
В Англии основным текстильным искусством была вышивка. Если требовались гобелены, их импортировали с континента, обычно из Фландрии. Хотя историки текстиля обнаружили английские упоминания о ткачах из Арраса, относящиеся к XIII веку, гобеленовые мастерские появились в Англии только в середине XVI века. Первые заслуживающие внимания мастерские, в которых работали фламандские мастера и изготавливали чехлы для подушек и небольшие гобелены с геральдическими сюжетами, были основаны в Барчестоне (Уорикшир) Уильямом Шелдоном (ум. 1570).
Поздней специализацией этих мастерских, начиная примерно с 1580 года, стала серия топографических гобеленов, основанных на картах графств Мидлендса. На них изображались виды холмов, деревьев и городов, обрамлённые фламандскими бордюрами с архитектурным и фигурным орнаментом.
Германия была одним из первых регионов, выигравших от исхода ткачей из Фландрии, спасавшихся от религиозных преследований. Небольшие мастерские возникли в таких городах, как Кёльн, Франкенталь, Гамбург, Кассель, Лейпциг, Люнебург, Торгау и Штутгарт, и производили в основном изделия во фламандском стиле. В отличие от этого, швейцарская ткацкая промышленность, ранее довольно сильная, почти исчезла, за исключением нескольких мастерских в Базеле и Люцерне.
Гобелены XVII и XVIII веков
Решающие шаги по созданию французской гобеленовой промышленности предпринял король Генрих IV. В 1608 году в знак официального признания он разместил в Лувре французскую мастерскую Жирара Лорана и Дюбу, работавшую на станках с вертикальной основой. Он также начал поощрять иммиграцию фламандских ткачей, использовавших метод горизонтальной основы, чтобы помочь Парижу конкурировать с доминирующими центрами Фландрии.
Так, около 1600 года два фламандских ткача — Франсуа де ла Планш (1573–1627) и Марк де Команс (1563–1640) — были приглашены в Париж для создания ткацких мастерских. Для них было выделено помещение в бывшей красильне семьи Гобелен на окраине города, что положило начало легендарной мануфактуре. Одним из первых заказов была аллегорическая работа, восхваляющая королеву Екатерину Медичи, по картонам французского художника-маньериста Антуана Карона (ок. 1515–1593). Позже выдающиеся эскизы для мануфактуры Гобеленов создавали фламандские художники Рубенс (1577–1640) и Симон Вуэ (1590–1649).
После смерти де ла Планша в 1627 году его дело продолжил сын, который разорвал торговые отношения с семьёй Команс и переехал в Сен-Жермен-де-Пре, оставив Комансов в здании Гобеленов. Началось ожесточённое соперничество, но обе фирмы продолжали выпускать превосходные работы, пока в 1662 году их не вытеснила официальная королевская мануфактура, которая приобрела фабрику Гобеленов.
Королевская мануфактура Гобеленов
Именно на базе предприятий Комансов в 1667 году была официально основана знаменитая мануфактура Гобеленов под названием Manufacture Royale des Meubles de la Couronne (Королевская мануфактура меблировки для Короны). Поначалу на ней работали почти все королевские ремесленники (ювелиры, серебряники, ткачи, краснодеревщики и т.д.), которые изготавливали предметы обстановки для Версальского дворца и других королевских замков.
Дополнительный персонал был набран из мастерских де ла Планша и Команса, а также из старого предприятия в Лувре, что позволило работать как на станках с вертикальной, так и с горизонтальной основой. Первым директором комплекса Гобеленов стал художник Шарль Лебрен (1619–1690), бывший руководитель другой королевской гобеленовой мастерской, созданной в 1658 году в замке Во-ле-Виконт. Основные проекты Лебрена включали серии «Элементы», «Времена года», «История Александра», «Жизнь Людовика XIV» и «Королевские резиденции» (Национальная мебель, Париж).
После смерти Лебрена его на посту директора сменил художник Пьер Миньяр (1612–1695). После его кончины в дизайн гобеленов был привнесён более лёгкий стиль, сигнализирующий о наступлении рококо, благодаря декоративным работам Клода Одрана III (1658–1734), особенно его гротескам, таким как «Гротескные месяцы» и «Портьеры богов». Чуть позже новый король Людовик XV (1710–1774) был воспет в серии «Охоты» художником рококо Жаном-Батистом Удри (1686–1755).
Удри был директором Гобеленов с 1733 года до своей смерти в 1755 году, когда его сменил великий художник рококо Франсуа Буше (1703–1770), самый талантливый директор-художник XVIII века. Буше вместе с Шарлем-Антуаном Куапелем (1694–1752) разработали эскизы для многих популярных гобеленов-алентуров. На таких шпалерах основной сюжет, выполненный как картина в раме, имитирующей позолоченное дерево, затмевается окружающим его декором. Гобелены Буше из серии «Любовь богов» также были алентурами и пользовались огромной популярностью, особенно у английских заказчиков. Другой важный картон, «История Дон Кихота» (Национальная мебель, Париж), был создан Куапелем и ткался девять раз в период с 1714 по 1794 год.
Чтобы наилучшим образом воплотить эти новые узоры, на мануфактуре Гобеленов были разработаны тысячи новых красителей для шерсти и шёлка, пока ткачи не получили в своё распоряжение около 10 000 различных оттенков для создания тончайших тональных переходов.
Мануфактуре Гобеленов удалось пережить Французскую революцию, после которой император Наполеон заказал серию гобеленов (1809–1815; Национальная мебель, Париж) в память о своём правлении. Кроме того, в первые годы XIX века картины известных французских художников-неоклассицистов, таких как Жак-Луи Давид (1748–1825), Карл Верне (1758–1836) и Анн-Луи Жироде-Триозон (1767–1824), были переведены в гобелены, чтобы выразить героический дух того времени.
Мануфактура Бове
Вторая крупная гобеленовая мануфактура с государственной поддержкой была основана в 1664 году в Бове. Ей управляли фламандские директора Луи Инар, а затем Филипп Беагль. В отличие от мастерских Гобеленов, производивших полотна только для короля, мануфактура в Бове создавала гобелены для короля, аристократии и богатой буржуазии.
В конце XVII века специализацией Бове стали два типа декоративных панно: архитектурная композиция и гротеск. Первый тип, примером которого является серия «Морские триумфы» (1690; Банк Франции, Париж), обычно изображал фантазийную архитектуру, напоминающую барочные декорации. Гротески представляли собой пастиш из масок, гирлянд, ваз, музыкальных инструментов, путти и комедийных актёров, примером чего является «Канатоходец и дромадер» (ок. 1689; Национальная мебель, Париж).
Жан-Батист Удри и Франсуа Буше также создавали картоны для мануфактуры Бове. «Басни Лафонтена», созданные Удри, были одними из самых успешных и популярных гобеленов XVIII века. В 1736 году Буше написал итальянские жанровые сцены для серии «Деревенские праздники», а позже во «Второй китайской серии» создал ряд восточных фантазий. Он также создавал различные пасторальные сцены с характерными для него чувственными нотками. Фабрика в Бове славилась также обивочными гобеленами и панелями для ширм. Как правило, они включали цветочные орнаменты, а в некоторых образцах XIX века — тонко вытканный шёлк.
Тем временем традиционные французские гобелены продолжали ткать в Обюссоне и Феллетине (к северо-востоку от Лиможа), которым с 1665 года было разрешено использовать королевский знак Обюссона. По сути, это был небольшой кустарный промысел, в котором ткачи самостоятельно производили недорогие гобелены на собственных станках с горизонтальной основой для состоятельных клиентов.
Со временем производство гобеленов привело к изготовлению обивочных тканей, а затем и ковров. Самым популярным видом гобеленов XVIII века, производимых в Обюссоне, был шинуазри, или жанровая фантазия в китайском стиле, примером чему служат работы Жана-Батиста Пильмана (1728–1808). Обюссонские гобелены в архитектурном стиле, как правило, имитировали шпалеры мануфактур Гобеленов и Бове, иногда с добавлением более сложных элементов и животных.
Брюссельские гобелены
Доминирующее влияние на дизайн брюссельских гобеленов в XVII веке оказал великий антверпенский художник Питер Пауль Рубенс, чьим самым известным картоном был «Триумф Евхаристии» (1627–1628). Подражания стилю Рубенса были повсеместными. Другим художником, которому подражали, был голландский реалист Давид Тенирс Младший (1610–1690), чьи жанровые картины оказались очень популярными.
Германия
Первая значительная немецкая гобеленовая мануфактура была основана в Мюнхене в 1604 году герцогом Максимилианом Баварским. Её дизайнеры и ткачи были фламандцами. Хотя фабрика просуществовала менее двенадцати лет, качество её работы было исключительным. После отмены Нантского эдикта во Франции в 1685 году многие французские ткачи, особенно с фабрики Обюссон, искали убежища в Германии, как и их предшественники в XVI веке.
В другой мастерской в Берлине, основанной в 1686 году курфюрстом Фридрихом Вильгельмом Бранденбургским (1620–1688), работало большое количество этих ткачей-беженцев из Обюссона. Её гобелены производились в основном для сына курфюрста, короля Пруссии Фридриха I (1657–1713), после смерти которого фабрика закрылась. В XVIII веке французские ткачи основали гобеленовые центры во многих городах Германии, включая Берлин, Дрезден, Мюнхен, Вюрцбург, Швабах и Эрланген.
Скандинавия
Скандинавские гобелены ткались в Копенгагене и Стокгольме для датской и шведской королевских семей. Почти все они были разработаны и сотканы французскими или фламандскими мастерами. Кроме того, в Норвегии и Швеции производились многочисленные виды народных гобеленов — грубые и многоцветные — обычно в небольших сельских общинах.
Англия
В 1619 году Яков I основал гобеленовую мануфактуру в Мортлейке на Темзе, недалеко от Лондона. На фабрике работали фламандские дизайнеры и ткачи, а управлял ею Филипп де Мехт, бывший мастер-ткач с парижской фабрики де ла Планша и Команса. Мануфактура в Мортлейке процветала под покровительством королей из династии Стюартов, Якова I и Карла I. Многие из её ранних гобеленов были основаны на фламандских образцах, сотканных в Брюсселе.
Некоторые новые картоны были также предложены Рубенсом, который в 1623 году убедил Карла I купить семь картонов Рафаэля для Сикстинской капеллы. Несмотря на то, что фабрика пережила строгий пуританский режим периода Содружества, при Карле II она пришла в упадок и была окончательно закрыта в 1703 году. Ещё одна примечательная английская мастерская находилась в Сохо, начиная примерно с 1650 года, под управлением Фрэнсиса Пойнтца (ум. 1685) и его братьев. Среди прочего, она специализировалась на гобеленах по мотивам индийских и китайских лаковых изделий.
Италия
В 1633 году кардинал Франческо Барберини, племянник папы Урбана VIII, основал в Риме гобеленовую мануфактуру. Пользуясь папским покровительством, она проработала почти 50 лет, до 1679 года. Позже, в 1710 году, папа Климент XI попытался основать ещё одну мастерскую, но она также потерпела неудачу. В XVIII веке другие небольшие фабрики, укомплектованные ткачами, уволенными с флорентийской мануфактуры Медичи (Arazzeria Medicea), недолго процветали в Турине и Неаполе.
Испания
В XV и XVI веках в Испанию было ввезено большое количество франко-фламандских гобеленов, а затем фламандские ткачи были вызваны для их ремонта и реставрации. В XVII веке в Пастране под Мадридом в течение короткого времени работала испанская гобеленовая фабрика, открытая королём Филиппом IV (1605–1665). Однако только в 1720 году, когда король Филипп V (1683–1746) основал в Мадриде Real Fábrica de Tapices y Alfombras de Santa Bárbara (Королевскую фабрику гобеленов и ковров Святой Варвары), в Испании начали производить значимые шпалеры.
Сначала ткачи и декораторы были фламандцами, а первые гобелены создавались по картонам фламандских художников эпохи барокко, таких как Давид Тенирс Младший и Филипс Вауэрман (1619–1668), или по мотивам известных картин Рафаэля и Гвидо Рени (1575–1642). Затем великий неоклассический художник Антон Рафаэль Менгс (1728–1779) стал директором фабрики, которая вступила в свой самый блестящий период. Испанский художник Франсиско Байеу (1734–1795) и его зять Франсиско Гойя (1746–1828) получили заказ на создание картонов. Гойя впоследствии создал 43 картона, иллюстрирующих повседневную жизнь Испании. Хотя фабрика была сожжена французской армией в 1808 году, производство возобновилось около 1812 года и продолжалось до 1835 года.
Россия
Первая русская гобеленовая мануфактура была основана в Санкт-Петербурге в 1716 году царём Петром Великим (1672–1725). На ней работали многочисленные бывшие ткачи с мануфактуры Гобеленов, и она продолжала действовать до 1859 года. Её наиболее яркими работами были гротески (1733–1738) и портреты, среди которых особенно примечательны портреты Екатерины Великой (1729–1796).
Гобелены XIX и XX веков
Англия: Движение «Искусства и ремёсла»
Большинство гобеленов XIX века были репродукциями картин или ранее созданных эскизов. Влияние промышленной революции было значительным не только в инструментах, материалах и красителях, но и в появлении нового рынка среднего класса и его запросов.
Появление станков для изготовления гобеленов и механического ткачества стало очевидной угрозой для выживания оригинального ремесла. Это вызвало бурные дебаты среди художников, принадлежавших к движению «Искусства и ремёсла» в Англии конца XIX века, которые признали необходимость возрождения декоративного искусства в целом и гобеленов в частности.
Сожалея об утрате индивидуального творчества, эти художники возродили традиции средневекового ремесла, чтобы противостоять влиянию индустриализации. Движение возглавил Уильям Моррис (1834–1896), который основал гобеленовую фабрику в Мертон-Эбби в Суррее. Сам Моррис вместе с художником-иллюстратором Уолтером Крейном (1845–1915) создавал картоны, но большинство гобеленов, сотканных в Мертоне, были созданы по эскизам художника-прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса (1833–1898).
Другие, более смелые гобелены были созданы в 1880-х годах художником Артуром Хейгейтом Макмердо (1851–1942), который в 1882 году основал Гильдию века — первую из многих групп дизайнеров и художников, следовавших учению Уильяма Морриса. Моррис также оказал влияние на ряд прогрессивных художников во Франции конца XIX века. Например, Поль Гоген (1848–1903) и Эмиль Бернар (1868–1941) были среди художников, которые интересовались гобеленовым ткачеством, хотя, в отличие от Аристида Майоля (1861–1944), они не создавали картонов. Пожалуй, самым смелым британским гобеленом XX века является огромный «Христос во Славе» (1962), который был создан для собора в Ковентри Грэмом Сазерлендом (1903–1980) и соткан во Франции на станках Обюссона.
Скандинавия и Центральная Европа
В конце XIX века в Европе наблюдалось возрождение гобеленов, основанных на народных традициях. Эта тенденция, уже заметная в Норвегии, где были предприняты большие усилия по созданию современного гобелена на основе местных средневековых традиций ткачества, была возглавлена Герхардом Мунте (1849–1929), известным художником, и Фридой Хансен (1855–1931), традиционной ткачихой. Позднее, в XX веке, развитие продолжилось в Швеции и Финляндии благодаря работам Мерты Мос-Фьеттерстрём (1873–1941), одной из самых известных шведских художниц по гобеленам, и более свободному, красочному гобеленовому искусству Финляндии, примером которого являются Мартта Тайпале, Лайла Карттунен и Дора Юнг.
Религиозные власти Скандинавии были необычайно восприимчивы к этому искусству. Традиционное народное ткачество также вызвало возрождение производства гобеленов в странах Центральной Европы, таких как Чехословакия, Венгрия и особенно Польша. Здесь ткачи-дизайнеры середины XX века, такие как Магдалена Абаканович и Войцех Садлей, использовали нетрадиционные материалы — сизаль, джут, конский волос и рафию — чтобы подчеркнуть природу материала и его тактильную пластичность.
Германия
Германия также пережила возрождение гобеленового ткачества в начале XX века. В Шерребеке, в земле Шлезвиг-Гольштейн, в период с 1896 по 1904 год существовало небольшое гобеленовое производство. За ним последовали аналогичные предприятия в близлежащих Киле и Мельдорфе. Однако наиболее значительное развитие в немецком текстильном искусстве (как и в большинстве других прикладных искусств) произошло в школе дизайна Баухаус, где в период 1919–1933 годов производились гобелены.
Абстрактные по композиции, дизайны Баухауса были основаны на идее, что технология ремесла должна быть раскрыта в работе и в характере используемых материалов. Анни Альберс (1899–1994), жена художника-абстракциониста, витражиста и преподавателя Баухауса Йозефа Альберса (1888–1976), была ведущей ткачихой гобеленов Баухауса. После Второй мировой войны гобеленовые мастерские были открыты в Мюнхене и Нюрнберге, а отдельные ткачи работали по всей Германии и в Вене. Но в отличие от Франции, немецкие мастера чаще обращались к витражам, чем к гобеленам.
Америка
Хотя в США и Канаде есть небольшое число индивидуальных дизайнеров, работающих на собственных ткацких станках, большинство крупных американских гобеленов — это европейский импорт. В Латинской Америке возрождение народных ремёсел коренных народов вызвало интерес к изготовлению гобеленов в Мексике и Панаме, а другие центры гобеленового дизайна возникли в Бразилии, Чили и Колумбии.
Возрождение гобелена в XX веке
После Первой мировой войны, что совпало с авангардными идеями, зародившимися в немецком Баухаусе, Франция инициировала, а затем возглавила возрождение гобелена как искусства в XX веке. Многие великие современные художники — Пабло Пикассо (1881–1973), Жорж Брак (1882–1962), Анри Матисс (1869–1954), Фернан Леже (1881–1955), Жорж Руо (1871–1958), Жоан Миро (1893–1983) и другие — дали разрешение на репродукцию своих работ в 1932 году. Эти репродукции были выполнены с исключительной точностью под руководством Мари Каттоли.
Мануфактура в Обюссоне, которая была выбрана для этого важного проекта, вновь стала центром большой активности. Примерно в это же время французский художник и дизайнер гобеленов Жан Люрса (1892–1966) — под влиянием готических гобеленов, особенно «Анжерского Апокалипсиса» XIV века, и в сотрудничестве с Франсуа Табаром, мастером-ткачом в Обюссоне, — сформулировал основные принципы, которые должны были сделать гобелен самостоятельным искусством. При Люрса гобелен вновь обрёл более грубую фактуру и смелую, хотя и более ограниченную, цветовую палитру, характерную для средневековых шпалер.
Несколько позже, в 1947 году, Люрса основал важную Ассоциацию художников-картоньеров, в которой также принимали участие его ученики, такие как французские дизайнеры гобеленов Марк Сен-Санс и Жан Пикар Ле Ду.
Дом Робер, бенедиктинский монах, чьи фантастические гобелены были в основном вдохновлены персидской и средневековой европейской книжной миниатюрой, был ещё одним последователем Люрса. Среди других важных французских дизайнеров были художники Анри Матисс (1869–1954) и Марсель Громер (1892–1971), а также архитектор Ле Корбюзье (1887–1965).
К 1950-м годам дизайн гобеленов становился всё более абстрактным. Среди наиболее выдающихся работ были монохромные абстракции, разработанные скульптором и гравёром Анри-Жоржем Адамом (1904–1967). Среди других абстрактных текстильных дизайнеров послевоенного периода были скульптор Жан Арп (1887–1966) и художник, позднее представитель оп-арта, Виктор Вазарели (1908–1997).
Послевоенная Бельгия стала свидетелем собственного мини-возрождения гобеленового искусства. В 1945 году в Турне было создано движение Forces Murales, в котором участвовали такие художники, как Луи Дельтур, Эдмон Дюбрёнфо и Роже Сомвиль, ставшие ведущими дизайнерами в бельгийской гобеленовой промышленности. В 1947 году в Турне появилась коллективная гобеленовая мастерская, известная как Центр обновления гобелена, которая процветала до 1951 года. Небольшие мастерские продолжали работать по всей Бельгии, особенно в Брюсселе, Турне и Мехелене.
Этот ренессанс европейского гобелена можно связать со строгостью современной архитектуры. В отличие от средневековых замков, огромные пространства голых стен в современных зданиях являются очень подходящим местом для крупномасштабных настенных украшений. Архитектор-модернист швейцарского происхождения Шарль Эдуар Жаннере (1887–1965), известный как Ле Корбюзье, часто называл гобелены “кочующими фресками”, подчёркивая их важность как передвижных декораций.
В 1962 году в Лозанне (Швейцария) была проведена первая международная выставка гобеленов, которая после 1965 года стала крупным событием, проводимым раз в два года. Эта выставка современного текстильного искусства является ярким свидетельством огромного всемирного интереса к этому медиуму, возникшего в середине XX века, а также разнообразия связанных с ним дизайнов, материалов и техник.
Компьютеризированные жаккардовые станки
С 1990-х годов гобелен подтвердил свой статус формы изобразительного искусства после компьютеризации жаккардового процесса такими художниками, как новаторский портретист Чак Клоуз.
Изготовление гобеленов
Гобелен отличается от других видов узорного ткачества тем, что в нём ни одна уто́чная нить (поперечная нить) не проходит по всей ширине полотна. Каждый цветовой участок узора ткётся отдельной уточной нитью нужного цвета, которая проходит взад и вперёд только в пределах этого участка, согласно эскизу.
Как и в обычном ткачестве, нити утка́ поочерёдно проходят над и под нитями основы (продольными нитями), а при возвращении — наоборот. Каждый проход называется приброской, а по окончании работы уточные нити плотно прибиваются друг к другу специальными инструментами (например, дощечкой или гребнем).
Плотность основы определяет тонкость (зернистость) гобеленовой ткани. В средневековой Европе плотность шерстяного гобелена, например в серии XIV века «Анжерский Апокалипсис», составляла примерно 10–12 нитей основы на дюйм (около 5 на см). К XVI веку, когда гобелен стал имитировать живопись, его зернистость стала тоньше. В XVII веке на парижской мануфактуре Гобеленов использовалось от 15 до 18 нитей на дюйм, а в XVIII веке — от 18 до 20.
В другой королевской мастерской, в Бове, в XIX веке плотность доходила до 25 и даже 40 нитей на дюйм. Такая исключительно высокая плотность делает ткань очень гладкой, похожей на поверхность картины. Для сравнения, зернистость гобелена XX века приблизительно соответствует той, что использовалась в XIV – XV веках. На мануфактуре Гобеленов, например, сейчас используется 12 или 15 нитей на дюйм. Зернистость шёлка, конечно, намного тоньше, чем у изделий из шерсти. Некоторые китайские шёлковые гобелены имеют до 60 нитей основы на дюйм.
Европейский гобелен ткут либо на вертикальном ткацком станке (haute-lisse, или высоколиссный), либо на горизонтальном (basse-lisse, или низколиссный). Из этих двух методов чаще используется низколиссный. Среди великих европейских мануфактур только в Гобеленах традиционно использовались высоколиссные станки. На любом из этих станков могут работать одновременно несколько ткачей. В зависимости от сложности рисунка и плотности ткани, ткач на мануфактуре Гобеленов может производить от 3 до 7 квадратных метров тканого текстиля в год.
Эскизы и картоны для гобеленов
В европейском гобеленовом производстве средневековый картон, или предварительный эскиз, обычно создавался художником на холсте в натуральную величину будущего гобелена. К 1500 году ткач часто работал непосредственно по модели, например, по готовой картине, копируя не схематический рисунок, а оригинальное произведение. К началу XVII века появилось чёткое различие между моделью (оригинальным эталоном) и картоном (рабочей копией). Картоны свободно использовались и часто копировались.
С одного картона можно соткать более одного гобелена. Например, на парижской мануфактуре Гобеленов знаменитая серия «Индийские шпалеры» XVII века была соткана 8 раз, переделана и слегка изменена художником эпохи барокко Франсуа Депортом (1661–1743).
Бордюр картона часто переделывался для каждого заказа, поскольку у заказчиков были свои предпочтения в орнаментах. Часто бордюр разрабатывался не тем художником, который создавал центральную композицию. Однако как элемент дизайна бордюры были важны только с XVI по XIX век. В гобеленах Средневековья и XX века кайма использовалась редко, поскольку она придаёт гобелену сходство с картиной в раме.
Поскольку создание полностью прорисованного картона требует много времени, дизайнеры XX века использовали альтернативные методы. Иногда картон представляет собой фотографическое увеличение раскрашенной модели или просто пронумерованный контурный рисунок. Последний тип, придуманный французским дизайнером Жаном Люрса (1892–1966) во время Второй мировой войны, представляет собой систему, где каждый номер соответствует определённому цвету. У каждого художника-картоньера есть своя палитра. Ткач сверяется с небольшой цветовой моделью, предоставленной художником, а затем подбирает образцы шерсти.
При работе на станке с вертикальной основой (haute-lisse) ткач располагает картон рядом с собой или позади станка. При работе на станке с горизонтальной основой (basse-lisse) он помещает картон под нитями основы и следит за ним сверху. В обоих случаях основные контуры рисунка наносятся чернилами на нити основы после их натяжения на станок.
Материалы
Шерсть — наиболее широко используемый материал для основы, то есть параллельного ряда нитей, которые проходят по всей длине гобелена. Уто́чные нити (нити наполнителя) также чаще всего изготавливаются из шерсти.
Преимущества шерсти многочисленны. Она доступна, прочна, удобна в работе и легко поддаётся окрашиванию. Шерсть часто используется в сочетании с льняными, шёлковыми или хлопковыми нитями для утка́. Такая смесь материалов идеально подходит для выработки деталей и создания тонких эффектов.
Шёлк светлых тонов часто использовался для создания живописных эффектов градации тонов и пространственных переходов. Сияние шёлковой нити применялось для выделения основных мотивов или для создания эффекта свечения в контрасте с более тусклыми шерстяными нитями. Шёлк всё чаще использовался в XVIII веке, особенно на мануфактуре Бове во Франции, для достижения тонких тональных эффектов. Большинство китайских и японских гобеленов имеют шёлковые нити как основы, так и утка.
Гобелены из чистого шёлка также изготавливались в Средние века в Византии (Константинополь) и в некоторых районах Ближнего Востока. Шпалеры из чистого льна ткали в Древнем Египте; египетские христиане-копты и средневековые европейцы иногда использовали лён для основы. Хлопок и шерсть использовались в доколумбовом искусстве для изготовления перуанских гобеленов, а также некоторых исламских шпалер в Средние века. С XIV века наряду с шерстью и шёлком европейские ткачи также использовали золотые и серебряные нити для придания изделиям роскошного вида.
Красители для гобеленов
В Европе обычно использовались такие натуральные красители, как:
вайда красильная — растение, дающее хорошую гамму синих оттенков;
марена красильная, из корня которой можно было получить красные, оранжевые и розовые цвета;
резеда жёлтенькая, из листьев которой получали жёлтый цвет.
Для получения зелёного цвета смешивали резеду (жёлтый) и вайду (синий). Подробнее о цвете см.: Цветовые пигменты.
- Гобелены: история и современность
- «Огни ночной пятницы: Город, команда и мечта» Базза Биссинджера, краткое содержание
- Роспись стен в современном мире
- «Команда соперников: Политический гений Авраама Линкольна» Дорис Кернс Гудвин, краткое содержание
- Эволюция мобильных игр на платформе Android
- Как мозг меняется при зависимости — и как его восстановить
- Влияние греческого искусства на формирование культуры
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?