Инна Гринчель Пустота. Часть I. Женское читать ~3 мин.
с 5 по 16 Марта
Борей Арт-Центр
Литейный 58
Санкт-Петербург
Проект «Пустота» – это серия картин, почти монохромных, изображающих пустынные, похожие друг на друга ландшафты, с едва намеченной линией горизонта, где не на чем остановиться глазу – то ли это море, то ли снежная пустыня, то ли туман над болотом. Чтобы создать визуальное напряжение, драматургию, контраст, автор использует чужеродный элемент, продукт женских домашних рутинных практик, условно столетней давности – салфеточки.
Как можно говорить о ПУСТОТЕ с помощью красок и холста, и как в этом помогают части вязаных салфеток?
* * *
Символы ушедшего мещанского, а также дворянского и крестьянского уюта становятся новыми солнцами, лунами, НЛО, птицами и ростками в пейзаже. Эти миры ещё совсем новые или наоборот, такие старые, что уже все сметено. Раннее утро или вечер, белая ночь или пасмурный день, универсальные сумерки. Пустота обретает центр, вокруг которого может развиваться новая история. Найденные вещи становятся доминантой и сакральным элементом вновь творимых миров.
Инна Гринчель,
* * *
Предметность и беспредметность соединяются в композиционном единстве различных и противоречивых практик: живописной и рукодельной. Между тем, именно это соединение привносит в изобразительное пространство неожиданную когнитивную глубину. В своих практически монохромных холстах художница представляет мир в тот момент, когда время ещё не началось или уже отсутствует, и это меняет и представления о пространстве, и наше отношение к нему. Пустота как состояние, предчувствие, возможность. Это идеальное место для медитации и расширения сознания за пределы жизненного опыта. Из этого субстрата, в котором заключена сущность мироздания, появляется вечная женственность, как источник всех дальнейших эманаций бытия. Она воплощается в магию повседневных рутинных практик, сублимирующих женскую сексуальность во все многообразие видимых форм. Пустота как суть и сущность. К этой идее, присутствующей у Лао Цзы и в дзен-буддизме, обращается художница в представленных на выставке работах. Восприятие выставки направлено на отказ от насильственно создаваемых смыслов и погружение в глубины души, мира, пустоты.
Елена Григорянц,
искусствовед
* * *
Сероватая атмосфера масляных холстов представлена в лёгком внутреннем движении. Работы погружают зрителя в неопределённость спокойствия, приносят ощущение забвения и интеллектуальную сосредоточенность. Пустота открывается в бесконечной потенции возможной новизны, спрятанной в простоте воображаемого ландшафта. Состояние произвольного холодного струения в горизонтальных линиях всеобщего единения уподоблено первозданной среде, чистой от мелочей. Нейтральность пустоты как скрытая интрига манит приоткрыть завесу тайны. Законченность картин решена деликатно, в минимальном жесте как шёпот ветра.
Николай Суворов,
доктор философских наук, профессор
Инна Гринчель – художник, дизайнер, куратор и участник многочисленных выставок. Работает в разных жанрах, провоцирует зрителя неожиданным взглядом на привычные вещи (проект «Мебель из кожи художника», коллекция ювелирных украшений и авторские книги из бумаги и пепла и другие). Работы находятся в собраниях Государственного Русского музея, библиотеки Эрмитажа, музея Эрарта, музея прикладного искусства и дизайна в Таллинне, музея кожи в Оффенбахе, музея ювелирного искусства в Пфорцхейме и других.