Ирина Затуловская. Бегство в Египет читать ~4 мин.
с 1 Марта
по 31 МаяГлавное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
ул. Волхонка, 12
Москва
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12), зал №6
Кураторы: Анна Чудецкая, ведущий научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ; Ольга Шишко, заведующая отделом кино и медиаискусства ГМИИ.
В ГМИИ им. А. С. Пушкина открывается выставка современной российской художницы Ирины Затуловской. Проект продолжает традицию экспозиций-диалогов современного художника с искусством прошлого и поддерживает тему перекрёстного года гуманитарного сотрудничества между Россией и Египтом, стартовавшего в июне 2021 года. Много лет вдохновляясь искусством Древнего Египта, в этом выставочном проекте художница выстраивает свою картину мира, в которой произведения древнеегипетских мастеров из коллекции музея и её собственные работы вступают во взаимодействие по форме, по подобию, по смыслу.
В проекте представлены как работы Ирины Затуловской, так и произведения из египетской коллекции музея – фигурки ушебти (ритуальные статуэтки, которые помещали в гробницу при захоронении), ящички для ушебти, каменный жертвенник, фрагменты масок от саркофагов, фрагменты сосудов и тканей – все они включены художницей в систему ассоциативных связей.
Метафора в названии выставки – «Бегство в Египет» – запечатлела желание художницы Ирины Затуловской уйти от суеты повседневного существования. Центральное место в пантеоне Древнего Египта занимал бог Осирис: египтяне верили, что каждый может повторить его судьбу – умереть и воскреснуть, – если его тело трансформируется в мумию.
Сама экспозиция оформлена в виде ступенчатой пирамиды, созданной дизайнерами Надей Корбут и Кириллом Ассом, в центре которой Затуловская помещает мумии кистей – завёрнутые в холст, старые, истёртые кисти для живописи – символ творческого вдохновения. Три стороны пирамидальной конструкции отражают три раздела выставки: вечность/повседневность, двойники/встреча, земля/рождение. Особую роль в экспозиции играет свет: он не просто освещает экспонаты, но и выступает в качестве одухотворяющего начала.
Житель Древнего Египта твёрдо знал, что существует жизнь после смерти, что вечная жизнь является полным отражением земного существования: человеку следует заботиться о пропитании, об одежде, о предметах быта в загробном мире. Ирина Затуловская в разделе вечность/повседневность рассказывает о тех моментах в своей жизни, когда в повседневности вдруг ощущается дыхание вечного. Мозаика «Поели, можно и поспать» соседствует с египетским жертвенником и с античным керамическим черепком, на котором изображена святая Мария Египетская.
Второй важный раздел – двойники/встреча. Человека во все времена не оставляет ощущение, что двойник есть и у реального мира, и у каждого живущего на земле. Двойственность мира может проявиться и в парных случаях, и в чередовании белых и чёрных полос в жизни: сегодня едим белый хлеб с сахаром, а завтра – чёрный с солью. И стол с нарисованными тарелками и вилками может оказаться местом встречи человека со своими двойниками.
Третья тема – земля/рождение. Пусть каждый живущий обречён, но между рождением и смертью – огромное пространство жизни, и оно связано с местом, где человек родился. Для Затуловской родная земля – это земля «средней полосы» России. Поэтому в этом разделе находится фрагмент сосуда, ребра которого напоминают ровные грядки, и написанный на доске «Любимый огород», и обнажённая женская фигурка, лежащая у воды. Труд на земле, вкус плода, дыхание осени – чувственная ткань жизни существовала и будет существовать вне зависимости от времени, но в зависимости от конкретной географии, от конкретной судьбы.
Ирина Затуловская словно говорит своему зрителю: о смерти мы не знаем практически ничего, кроме того, что она есть. Но наше сознание не может с этим смириться. Художник ищет на ткани жизни знаки того, что жизнь человеческая не завершается с физической смертью.
Справка:
Ирина Затуловская (р. 1954) – российская художница, работающая в стиле арте повера («бедное искусство»), член Союза художников СССР (1979). Ее работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других музеях России, а также в музеях Финляндии, Польши, Италии. В 2017 году Ирина Затуловская принимала участие в 57-й Венецианской биеннале современного искусства в составе команды ГМИИ, представлявшей выставку «Человек как птица. Образы путешествий»
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. В коллекции насчитывается около 700 тысяч произведений разных эпох от Древнего Египта и античной Греции до начала XXI века. В залах искусства Древнего Египта выставлено около 600 экспонатов, представляющих все периоды истории развития страны фараонов, с IV тысячелетия до н.э. до первых веков нашей эры. В собрании музея есть выдающиеся произведения древнеегипетского искусства: рельефные блоки из гробницы казначея Изи эпохи Древнего царства, фрагмент статуи царя Среднего царства Аменемхета III, статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи, косметическая ложечка периода Нового царства и другие.
- Академия художеств, Флоренция
- Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
- Бартоломе Эстебан Мурильо - жизнь и картины
- Рисунок: конструктивный анализ
- Некоторые советы для анализа геометрии картин
- Многовариантность изображения предмета