«Крым». Выставка произведений Виктора Иванова читать ~3 мин.
с 24 Августа
по 19 СентябряРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
Российская академия художеств представляет выставку произведений одного из крупнейших отечественных живописцев ХХ века, яркого представителя знаменитых художников-шестидесятников и основоположника «сурового стиля», лауреата Государственной премии СССР, народного художника России и академика РАХ Виктора Ивановича Иванова.
Выставка «Крым» является для художника окном в прошлое, пространством его воспоминаний. Работы, представленные в залах Российской академии художеств, приоткроет нам то личное и сокровенное, что художник пронес через всю свою жизнь. Крым – место его юности, подлинного счастья. Впервые Виктор Иванов оказался в Крыму на летней практике в числе студентов Сурикового института в 1947 году. Навсегда запомнил живописец те тёплые летние дни, время, когда начинался его долгий и блистательный творческий путь.
Концепцию выставочного проекта разработал сам автор – классик советского искусства, отметивший в этом году 97-летие. Он же работает над экспозицией, делясь воспоминаниями: «При слове «Крым» в сознании звучит Пушкинский восторг, непроизвольно меняясь: «Крым! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось…».
Окончилась Великая Отечественная война. Суриковский институт снова в Москве после эвакуации, переживает своё счастливое время. Летняя практика студентов вновь проходит в солнечном Крыму. Козская долина – место прохождения практики. Долина, от горы Барсук и села Козы, спускается к морю. Несколько строений, часть полуразрушены. В них – общежитие. Мастерских, в столичном представлении, здесь нет. Вся долина – творческая мастерская. Постановки ставят наши профессора прямо под Крымским небом. Во все стороны – смотри и пиши этюды! Черное море рядом – наслаждайся вдоволь! Тут и собирательницы винограда. Они охотно угощают будущих художников…
Мне исполнилось 97 лет. Крым продолжает жить в моей душе.
На выставке представлены работы, сделанные во время практики 1947 года, затем в Гурзуфе, на творческой даче Коровина, и в Судаке – в разное время пребывания в Крыму. До сих пор по тем этюдам я пишу о Крыме – как о счастье в моей жизни…»
Именно в Крыму, ещё в юные студенческие годы, мастер подходит к главной теме своего творчества – жизни народа. На полотнах, среди живописнейших пейзажей Козской долины, трудятся простые люди – крестьяне, пастухи, собирательницы винограда. Их жизнь неразделима с природой – эта неразрывная и прочная связь чувствуются при взгляде на работы Иванова. Неиссякаемой жизнеутверждающей силы полны Крымские пейзажи живописца – горные виды и ландшафты, укромные бухты и далекие морские пейзажи. Эти юношеские впечатления навеки останутся в памяти художника.
Особое значение для В. И. Иванова имеют работы, исполненные во время практики – учебные натурные постановки и студенческие задания, порученные преподавателями на пленэре в атмосфере Крымских красот. Послевоенные, полуразрушенные поселения Крыма подчас напоминали живописные развалины античных городов, а фигуры натурщиков были представлены в классических позах древнегреческих скульптур. Под открытым небом, в световой среде, сильно отличной от пространства мастерских института, работы студентов приобретали иной смысл и новое звучание. Написанные в счастливые студенческие времена, наполненные солнцем и светом, эти рисунки и этюды ещё долгие годы будут служить для художника неиссякаемым источником вдохновения, а любовь к родному институту сохраняется в сердце мастера по сей день.
Экспозиция включает в себя не только законченные картины, но и многочисленные наброски и натурные зарисовки. Созданные в эту эпоху, даже много лет спустя, они неизменно побуждают Виктора Ивановича Иванова работать над большими живописными полотнами. К некоторым темам и мотивам мастер возвращается снова и снова, спустя десятилетия. Посетители выставки не просто смогут проследить за развитием живописной манеры автора и сложным процессом работы над полотнами, но и погрузиться в особое пространство – мир творческой памяти, позволяющий художнику создавать искусство поистине вневременное.
Материал подготовлен на основе статьи искусствоведа Анастасии Кузьминой.
- Специалисты итальянского Института Ядерной Физики разрешили загадку картины, приписываемой Леже
- Выставка арт-группы «Провмыза»
- Ирина Дрозд. Коллекционерша
- В Свердловском драмтеатре начались репетиции новых спектаклей и подготовка к юбилейному вечеру
- Выставка «Документально-образная фотография-2016/2017» Евгения Кома
- «Фантастический мистер Фокс» Роальда Даля, краткое содержание