«РАШИД АРАИН. РЕТРОСПЕКТИВА» читать ~4 мин.
с 8 Марта
по 26 МаяМузей «Гараж»
ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32
Москва
Первая в России ретроспектива Рашида Араина (род. 1935, Карачи, Пакистан) познакомит зрителей с шестьюдесятью годами интенсивной и разнообразной работы художника. Исключительное положение непререкаемого авторитета в искусстве Рашид Араин заслужил многолетней борьбой за справедливость — как художественными средствами, через универсальные геометрические фигуры, так и политическими, с помощью публицистики, перформансов и выставочных проектов, обличающих расизм.
Выставка «Рашид Араин. Ретроспектива» делится на шесть глав. В первой главе — «Начало» — показаны ранние штудии художника, выполненные еще в Карачи, где, помимо навыков академического рисунка, Араин овладевал приемами постимпрессионизма. В 1964 году художник переехал в Лондон, чтобы профессионально заняться искусством. Первые скульптуры Араина, представленные в главе «Геометрия и симметрия», входят в число самых ранних образцов минимализма в западном искусстве. Мастерски используя локальные цвета и абстрактные формы, Араин вдохновляется советским конструктивизмом и стремится делать искусство, понятное всем. Художник быстро завоевал популярность и уже в 1969 году стал первым скульптором, удостоившимся престижной премии Джона Мурза, вручаемой живописцам.
1970-е годы были для Великобритании временем культурного перелома: молодые художники, музыканты, ученые из бывших колоний требовали уважения к своему прошлому и настоящему. Рашид Араин не остался в стороне. В главе «Пробуждение политического» показано, как художник обращался к проблемам расизма как внутри арт-мира, так и за его пределами. С 1975 года Араин начинает активно критиковать ситуацию в искусстве Великобритании и в 1977-м собирает мультимедийный проект «Чертов паки», критикующий стереотипы о людях третьего мира, в который вошли перформанс, видео, музыка и криминальная хроника. В 1977 году Араин также основал журнал Black Phoenix, посвященный культуре и искусству третьего мира. Он все чаще использует в своих работах родной язык — урду — как способ рассказать личную историю и не раствориться в глобализации.
Глава «Путь к цельному высказыванию» знакомит зрителя с работами 1980-х годов. В этот период Араин впервые объединил плакатные политические мотивы и скульптуру минимализма в пространстве одного произведения. Характерные для него структуры соседствуют с найденными изображениями из пакистанских журналов, кадрами военной хроники, отсылками к Энди Уорхолу. Вскоре издательские проекты отвлекают Араина от искусства как такового. С середины 1980-х Араин активно развивает «Архивный и информационный центр визуальных искусств афро-азиатских народов», существующий на некоммерческой основе. В 1987 году Араин становится главным редактором художественного журнала Third Text, которому на выставке посвящена отдельная глава — «Читальный зал». В 1989 году художник курирует выставку «Другая история» в галерее Хэйуорд в Лондоне, в которой приняло участие 24 британских художника африканского, карибского и азиатского происхождения. И Third Text, и «Другая история» вдохновлены борьбой за равноправие в арт-мире. Араин убежден, что потомки колонизированных империями Европы народов должны быть вписаны в историко-художественный канон в соответствии с их вкладом в искусство модернизма, в противном случае ни о какой истории искусства и речи быть не может.
В последние пять лет искусство Араина заново открывают по всему миру. Свидетельство тому — его участие в выставке documenta 14 в Касселе и Афинах (2017), 57-й Венецианской биеннале (2017), а также персональные экспозиции в галерее Тейт Модерн (Лондон, 2013), Художественном фонде Шарджи (ОАЭ, 2014), в музеях и галереях Лимы (Перу, 2013), Карачи (2014), Дубая (2015), Гонконга (2015) и Сан-Паулу (2016). На фоне возросшего интереса художник делает новые работы (глава «Возвращение к истокам»), гармонично сочетающие в себе минимализм, восточную декоративность и смелые цвета Сезанна и Матисса.
Всю жизнь Рашид Араин мечтал о художественном интернационале — всеобщем братстве художников, где не важны цвет кожи и положение в обществе. Специально для программы Garage Atrium Commissions Араин готовит скульптуру «Оммаж Татлину», задуманную им еще в 1968 году. Воздавая должное истории русского авангарда, Араин обращается к «Памятнику III Интернационала» Владимира Татлина, в котором он видит повод для собственного высказывания. Упрощая форму башни, художник подчеркивает универсальность ее структуры.
Кроме того, в последние недели работы выставки Музей «Гараж» представит ранее не осуществленный перформанс Араина «Диско под парусом» (1970-е) — уникальное сочетание геометрической абстракции и практики гимнастики цигун.
К выставке приурочено издание сборника текстов художника, который охватит несколько десятилетий его литературно-критической работы и будет включать в себя наиболее известные труды, в том числе «Предварительные заметки к “Черному манифесту”» (1975–1976) и «Экоэстетика. Манифест для XXI века» (2008–2010).
В рамках выставки «Рашид Араин. Ретроспектива» на мезонине Музея будет представлен проект художника и исследователя Вали Махлуджи «Атлас культуры» — панорама интеллектуальной истории ХХ века, отражающая художественные, политические, этические и духовные процессы в странах «глобального Юга» и то, как эти процессы неразрывно связаны с культурой западного мира, подчас опережая ее или определяя ее развитие.
Выставка «Рашид Араин. Ретроспектива» была впервые показана в Музее Ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды).
- Автопортрет Рембрандта украден из особняка основателя компании Philips
- Акварели из собрания музея-заповедника «Гатчина» в музее им. Пушкина
- Пушкин. 225