С чего начинается Родина читать ~3 мин.
с 27 Марта
по 14 АпреляРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника РФ и академика РАХ Антона Вячеславовича Стекольщикова «С чего начинается Родина». Экспозиция продемонстрирует несколько десятков живописных полотен, графических листов и предметов декоративно-прикладного искусства из коллекции автора.
Антон Стекольщиков – достойный представитель известной живописной династии. Он родился и провёл детские годы в Городке художников, за кулисами творческих мастерских на Масловке. Получил классическое академическое образование в Суриковском институте под руководством Ильи Глазунова. Как носитель «гена» московской школы живописи, он перенял основы эмоционального колористического письма Михаила Абакумова, Никиты Федосова, Петра Петровичева, Аркадия Пластова, Леонарда Туржанского и других. Значительное влияние, несомненно, принадлежит его семье и, в первую очередь, родителям, ярким, узнаваемым мастерам – Вячеславу Стекольщикову и Младе Финогеновой. Богатый опыт изучения изобразительного искусства, ежегодные поездки в старинные русские города позволяют ему ценить в живописи понятие «качества», игру с имприматурами, корпусным письмом и лессировками. Для каждого холста он ищет неповторимые оттенки, чтобы в одной работе они стали перламутровым кружевом неба, в другой – серебром зелёного шума берёз, в третьей – мерцающим ароматом ночной сирени. Автор считает: «Дело художника – не подражать, а верить. Ради живого действия на моем холсте я буквально держу себя за руку, чтобы не засушить, не оштукатурить. Живопись должна жить!».
В центре внимания искусства Антона Стекольщикова всегда был и остаётся человек. Жанр автопортрета, к которому неоднократно обращается мастер, знаки уходящего времени и часто встречающийся в его работах мотив дороги – жизненного пути – все это поиск ответа на вопрос: «Кто я?». Так автопортрет «С выставки на выставку» (2024) переосмысливает привычный быт, предназначение художника и функционально-философскую роль зеркала – сколь многому оно становится свидетелем. Он безошибочно угадывает состояние внутреннего трепета и даже в самых суровых по тематике полотнах создаёт ощущение непрерывности жизни. Таковы «Однополчане» (2010) – ушедший ратник Великой Отечественной и «воин духа», облачённый в рясу священника, молчаливо беседуют в молитве о жизни вечной. За изобразительно-сюжетными знаками картинного пространства – бьющей в землю молнией, порывом ветра или дымом пожара – стоит личное переживание и дополнительное смысловое измерение. Согбенная фигура удаляющейся пожилой женщины в платке становится символом «Борисоглеба уходящего» (2010), а красная звёздочка на могиле Неизвестного солдата («Безымянная звезда», 2015), как и колючая проволока «На реке Буг» (2024) – печальные свидетели своего времени.
Важные темы творчества мастера – возрождающаяся Россия, жизнь её малых городов. Они воплощены в философском пейзаже, передающим ту душевную боль и сопричастность судьбам своей Родины, которые давно тревожат не одно поколение людей искусства. Остро-наблюдательный и требовательный к себе во всем, даже малую тему художник возводит до большого образа. Насыщенные адресными деталями произведения лишены репортажности, – и сполох зарницы, и лучик солнца на колышущейся травинке имеют самостоятельное значение, служат ярким аккордом.
Антон Стекольщиков свободно проявляет себя в графике, декоративно-прикладном искусстве, реставрации. Экспериментируя с формой художественной выразительности, он может дополнить живописный холст кованой металлической конструкцией. В работе художника для него важно не только само «тело» произведения, но и его логическое продолжение – «говорящие» рамы, которые зрители также увидят на выставке в академических залах.
***Текст составлен на основе статей Веры Лагутенковой и Вячеслава Стекольщикова.