«В конце прибывает начало…» читать ~5 мин.
Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Stella Art Foundation
представляют выставку:
«В конце прибывает начало…»
Даты проведения: 10 мая — 10 сентября 2019
Место проведения: Италия, Венеция, церковь Сан-Фантин
Кураторы выставки: Марина Лошак, Ольга Шишко
Пушкинский музей совместно со Stella Art Foundation представит в Венеции специальный проект направления «Пушкинский XXI»» — выставку, посвященную 500-летию со дня рождения великого венецианского художника Якопо Тинторетто, которая получила название «В конце прибывает начало…». Проект заявлен для участия в параллельной программе 58-й Венецианской биеннале современного искусства.
В церкви Сан-Фантин будут показаны работы современных художников Дмитрия Крымова, Ирины Наховой, Гари Хилла и!Mediengruppe Bitnik. Инсталляции заполнят все пространство церкви и вовлекут зрителя в особую атмосферу. На выставке будет представлено полотно самого Тинторетто, а также работа одного из его последователей – художника-модерниста Эмилио Ведова.
Тема 58-й Венецианской биеннале — изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», размышление о переломных временах, когда рушатся каноны и меняется мировоззрение. Проект ГМИИ им. А. С. Пушкина и Stella Art Foundation посвящен художникам, которые предопределяют эти перемены, изобретают новые формы и нарушают существующие правила, готовя тем самым современников к новому этапу.
Эпоха Тинторетто — это время слома устоявшегося мировоззрения. Джордано Бруно, современник художника, предложил новый взгляд на мироустройство: человек больше не является центром мироздания, но лишь частицей бесконечной Вселенной. В своем творчестве Тинторетто достигает ясности и цельности, динамического единения человека и пространства, которого не знали предшествующие эпохи. Он стремится вырваться из тисков традиций и авторитетов, найти новые идеи и способы их воплощения.
Главный герой работ Тинторетто — пространство. Это не только место, для которого создавалось произведение, но воплощенная в его живописи бесконечная вселенная. Подход Тинторетто революционен для его времени и близок современным медиахудожникам: на первый план в его творчестве выступает идея иммерсивности — погружения в пространство. Такого подхода придерживаются и художники, которые создадут четыре инсталляции специально для церкви Сан-Фантин.
Церковь Сан-Фантин в её нынешнем виде была построена в XVI веке, а первые религиозные строения на этом месте датируются X веком. Сейчас она находится на реконструкции, после которой превратится в культурную площадку. Таким образом, выставка Пушкинского музея станет первым событием, которое откроет широкой публике доступ в это монументальное сооружение. Экспозиционное решение выставки концептуально: работы художников будут показаны поочередно, заполняя собой все пространство и целиком завладевая вниманием зрителей.
ГМИИ им. А. С. Пушкина принимал участие в параллельной программе 57-й Венецианской биеннале в 2017 году, тогда был представлен первый международный проект, созданный под эгидой направления «Пушкинский XXI», – «Человек как птица. Образы путешествий».
СПРАВКА
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. Был открыт 31 мая (13 июня) 1912 года. Основателем музея является профессор кафедры теории и истории искусства Московского Императорского университета Иван Владимирович Цветаев, отец поэта и прозаика Марины Цветаевой. В коллекции находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с эпохи древних цивилизаций и заканчивая началом XXI века. Главное здание музея является памятником архитектуры конца XIX – начала XX века, а весь музейный комплекс включает в себя 27 зданий и строений. В музее хранятся живописные полотна французских художников-импрессионистов из собраний московских купцов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова, произведения искусства Древнего Египта из коллекции Владимира Семёновича Голенищева, а также шедевры старых мастеров и многие другие памятники.
Направление «Пушкинский XXI»
С 2014 года Пушкинский музей реализует стратегию, ориентированную на привлечение нового зрителя за счет включения произведений современного искусства в привычную музейную экспозицию. В 2017 музей объявил о создании нового направления деятельности – программы «Пушкинский XXI», которая призвана дать зрителям представление о новейшем искусстве и его самых ярких представителях. Задачей программы является демонстрация искусства «новых классиков», говорящих на языке современных форм.
Миссия «Пушкинского XXI» заключается в демонстрации великих достижений мировой художественной культуры, в сочетании классического искусства и современного. «Пушкинский XXI» – это инновационное направление, где вступают в диалог все формы презентации современного искусства, от живописи и скульптуры до виртуальной реальности и видео-арта.
В рамках направления формируется первая в России коллекция медиаискусства. В собрание войдут произведения, созданные на основе коллекции музея, сайт-специфические проекты и работы, осмысляющие классическое искусство, используя для этого новейшие технологии. Среди первых приобретений – видеоинсталляции Йонаса Мекаса (США) и Гари Хилла (США), видеоживопись Марианны Хеске (Норвегия), а также трилогия российской арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова) «Отчаяние» (2008), «Воодушевление» (2010) и «Вечность» (2011).
Stella Art Foundation
Некоммерческая организация, учрежденная в Москве в ноябре 2003 года по инициативе Стеллы Кесаевой. Целью фонда является поддержка современного искусства, в частности, поощрение проектов, связанных с изучением искусства московской концептуальной школы. Коллекция фонда насчитывает более тысячи произведений искусства XX и XXI веков. Фонд Stella Art осуществил в России и за рубежом около сотни проектов, посвященных работам российских и зарубежных художников, в том числе в рамках Венецианской биеннале. Фонд с успехом провел шесть мероприятий. В 2011, 2013 и 2015 годах Стелла Кесаева была комиссаром Павильона России. В эти годы Stella Art Foundation представила в Павильоне России три выставки работ художников школы московского концептуализма: «Пустые зоны» Андрея Монастырского, куратор Борис Гройс (2011); «Даная» Вадим Захаров, куратор Удо Киттельман (2013); «Зеленый Павильон» Ирина Нахова, куратор Маргарита Тупицына (2015).
www.safmuseum.org