ВАНДА ВЕРТИНСКАЯ. МЕРЦАНИЕ читать ~2 мин.
с 27 Ноября
по 15 ЯнваряГалерея Файн Арт
4-ый Сыромятнический переулок, д.1/8С9, Центр современного искусства ВИНЗАВОД
Москва
Проект «Мерцание» – дебют молодого художника Ванды Вертинской в Галерее «Файн Арт». Представлены живописные абстракции – на холстах внутри динамичных цветовых потоков определённо просматриваются некие структурные композиции, симметричные относительно оси. При разглядывании картин возникает ощущение встречи с мистическим, с эзотерическим. Некоторые композиции напоминают ритуальные племенные головные уборы с перьями, с этническими узорами. Особенно экспрессивны белые, либо цветные пятна, – кажется, это мерцают глаза шаманов, горящие ослепительно белым светом из-за плоскости холста и пронизывающие смотрящего. Либо это возникающие из тьмы непроницаемые, пламенеющие глаза ягуара или другого ритуального зверя. Такое необычное и одновременно мощное творчество обусловлено оригинальностью личности самого художника – Ванды Вертинской.
Ванда родилась и проживает сегодня в Минске. Однако она не приписывает себя к какой-то одной стране и позиционируется как человек мира. Движение, постоянные перемещения по миру, стремительность, неуемное любопытство и жажда проникнуть в суть видимых и скрытых жизненных процессов – вот основные черты способа жить Ванды Вертинской. Она обучалась в Белорусской Академии искусств, в Великобритании – рисованию в виртуальной реальности, мастер классы и уроки брала у тайских, бельгийских, и мексиканских художников и скульпторов, изучала африканскую скульптуру в Париже, то есть подверглась мультикультурному влиянию.
Особый культурный шок Ванда испытала, оказавшись в Амазонии, где она познакомилась с творениями художников-шаманов, которые создавались ими под влиянием напитка аяуаска – отвара «лианы духа». Под действием этого отвара шаманы впадали в состояние измененного сознания, они видели картины как следствие пересечения невидимого мира с повседневной жизнью. Аналогичные состояния посещают человека в сновидениях. Разглядывая запечатленные шаманами на холстах образы мистических духов или священных животных, Ванда сделала уникальное открытие. Она обнаружила внутреннее сходство этих творений с пятнами Роршаха – немецкого врача, разработавшего систему симметричных чернильных пятен как теста, позволяющего разглядеть внутренние установки человека и, как и в случае использования таинственного напитка, проникнуть в подсознание человека. Вот два импульса в творчестве художника Ванды Вертинской: «Это картины про миры внутри нас. В них бывает завораживающе страшно заглянуть, но это полезное упражнение. Собственно, это и есть цель искусства».
Представлены также и другие работы Ванды. Это видео-инсталляции, демонстрация которых – сюрприз для зрителя, а также многослойные экспрессивные абстракции – самобытные авторские работы, написанные под влиянием немецкого художника Рихтера. Их концепция также близка к видению Мастера: «Попытки разложить искусство, особенно искусство абстрактное, на внятные составляющие, как правило, обречена. Но проследить источники вдохновения художника иногда удается», говорит Ванда. Картины Ванды Вертинской завораживают, они провоцируют человека на диалог с самим собой, вызывают желание самопознания, самоидентификации, они позволяют увидеть мир очищенным от скверны, ярким, красочным и счастливым. Ирина Филатова
- «Белоснежка и семь гномов» Ванды Гаг, краткое содержание
- Вандалы нанесли ущерб синагоге в Тверии, власти подозревают харедим
- Вандал изуродовал картину Пикассо
- Вандал испортил краской портрет Елизаветы II
- Бэнкси: Вандализм или Арт?
- В.Н. Левандовский. Автопортрет. 1933