Выставка «Искусство быть рядом» читать ~4 мин.
с 16 Марта
по 10 МаяГосударственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей заповедник Царицыно
ул. Дольская, д. 1
Москва
Второй оранжерейный корпус, Большой дворец (в экспозиции «Искусство Большого стиля» и зале просветительского проекта Arzamas), Хлебный дом
В музее-заповеднике «Царицыно» 15 марта открывается выставка «Искусство быть рядом» — продолжение проекта «Искусство быть», инициированного в 2018 году ГЦСИ и Благотворительным фондом помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим» в рамках программы «Современное искусство и особое восприятие».
С 2019 по 2021 год проект реализуется победителем конкурса «Музей 4. 0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
С самого начала проект строился на пересечении современного искусства, психологии, социальной реабилитации, педагогики и арт-терапии. Выставки проекта «Искусство быть» в 2019–2020 годах проходили в Москве, Нижнем Новгороде, Владикавказе, Выксе и Краснодаре. В каждой экспозиции были представлены тактильные и звуковые инсталляции, интерактивные арт-объекты, комьюнити-арт-проекты, появившиеся в результате открытого художественном конкурса. Критерии, которыми руководствовалось жюри при отборе работ, следующие: открытость и доступность для восприятия человеком вне зависимости от пола, возраста и состояния здоровья (в том числе людьми с особенностями развития или инвалидностью). Выставки ориентированы на широкую аудиторию, а проект задуман как программа, объединяющая посетителей с разными потребностями.
В основу каждой выставки заложен принцип партиципации, подразумевающий активное вовлечение публики в диалог с произведением искусства и друг с другом. В 2020 году «Искусство быть» стал лауреатом премии «Инновация».
Марина Зубова, президент Благотворительного фонда «Гольфстрим»:
«Искусство само по себе обладает огромной реабилитирующей силой. Я рада, что два года назад мы решились на такой масштабный арт-проект и сделали выставку, которая путешествует по стране и доказывает доступность искусства всем без исключения. Теперь у нас есть место, где возможен диалог между разными группами людей, а современные арт-объекты, созданные художниками специально для этого проекта, дают импульс для его продолжения».
Лариса Гринберг, куратор проекта:
«Проект «Искусство быть» направлен на снятие барьеров в восприятии современного искусства, на выстраивание диалога не только с людьми с ОВЗ, но с широкой аудиторией. Мы культивируем активную позицию, предоставляя возможность как художникам, так и зрителям стать соучастниками культурного процесса».
Надежда Гура, куратор проекта:
«Наш проект работает как исследовательская лаборатория. Мы с искренним интересом собираем и анализируем обратную связь от зрителей, коллег, участников. Нам очень важно видеть живой эмоциональный отклик, потому что проект «Искусство быть» — развивающаяся и самонастраивающаяся система. В 2020–2021 годах мы проводим второй цикл конкурса и выставок, на этот раз в регионах России. За первый год существования проекта мы наработали ряд приемов и будем рады поделиться с коллегами своими идеями. Надеемся, что нам удалось собрать новый материал для развития нашего исследования и сделать ещё один шаг к распространению инклюзивной культуры».
Во всех выставках проекта «Искусство быть» участвуют современные российские художники. В «Царицыно» будут показаны 14 произведений искусства, четыре из которых созданы специально для этого музея:
Московский художник Александр Образумов представит на выставке арт-объект «Я тебя услышал» — шестиметровое настенное панно из зеркального акрила с дежурной фразой, которой часто подменяют более точный ответ. Работа посвящена парадоксальному кризису коммуникаций, который мы наблюдаем сегодня: несмотря на постоянно совершенствующиеся способы передачи информации, мы слышим, но все чаще не до конца понимаем собеседника.
Петербургский художник Александр Морозов — автор звуковой скульптуры «Баррикады тишины», решенной в форме выставленного готического окна, — исследует акустику «готических фантазий». Совместно с Борисом Шершенковым и Игорем Вязаничевым он собрал коллекцию шумов: акустические резонансы, связанные с особенностями архитектурной акустики; пространственные шумы и перекличка ворон, передающие характер места, где два с половиной века назад было построено Царицыно.
Используя метод контактного копирования, применяемого в археологии, скульптор Маяна Насыбуллова создала интерактивную инсталляцию «Смещение плоскости». Это серия слепков, копирующих декор царицынских дворцов. С их помощью скульптурные элементы, созданные архитекторами, строившими Царицыно, можно будет не только увидеть вблизи, но и потрогать.
А в миниатюрной галерее FUTUROminor Ивана Серого, представляющей собой точную копию пространства в Нижнем Новгороде, откроется выставка Екатерины Герасименко. Московская художница создает керамические музейные ограждения, но они становятся не просто служебными элементами, отделяющим произведение искусства от зрителя, а самостоятельными экспонатами. «Музейные ограждения» призывают зрителя задуматься о том, что же моделирует наше восприятие пространств галерей.
Также в выставке примут участие художники Мария Сомик и Александра Виноградова, Маркус Мартинович, Елена Рэмбо, Егор Рогалев, Анна Семенова-Ганц, Надежда Ишкиняева и Юлия Быленок, Вероника Павленко и студия «Особые художники», Владимир Селезнев, Юлия Абзалтдинова.
В рамках выставки «Искусство быть рядом» в музее-заповеднике «Царицыно» состоится «Школа арт-медиаторов», будет организована параллельная программа. Круглый стол будет посвящен медиа-технологиям в инклюзии. Все желающие смогут присоединиться к дискуссии с создателями фильма «Тактики в/месте». Во время «звуковой прогулки» с Александром Морозовым её участники познакомятся с основами акустической экологии, попробовав упражнения «по чистке ушей». Художники проведут серию мастер-классов для детей.