ВЫСТАВКА «MY WAY – МОЙ ПУТЬ» читать ~5 мин.
с 13 по 23 Мая
Галерея Классической Фотографии
Саввинская набережная, дом 23 стр. 1
Москва
Журнал «MY WAY» представляет выставку творческих работ участников боевых действий.
В экспозицию вошли произведения живописи, графики и карикатуры – более ста работ трех художников, работающих в разных жанрах:
Ренат Шафиков, майор спецназа ГРУ, участник боевых действий в Афганис тане и на Северном Кавказе;
Роман Генн, американский карикатурист, автор скандальных шаржей на Джорджа Буша, Барака Обаму, Билла и Хиллари Клинтон, Дональда Трампа, Джо Байдена;
Искандер Галиев, участник боевых действий в Афганистане в составе 9 роты 345-го парашютно-десантного полка, автор идеи и военный консультант культового фильма «9 рота».
КАРТИНЫ ШАРИКОВОЙ РУЧКОЙ
Художник Ренат Шафиков – майор запаса спецназа ГРУ, участник боевых дейс твий в Афганистане и на Северном Кавказе, в Ферганских событиях, Баку-Сумгаите, Ошских событиях в Киргизии, в Нагорном Карабахе, Степанакерте, Лачине, на таджикско-афганской границе, в гражданской войне в Таджикистане, в Чечне.
Его главным делом на той войне была разведка, но по его рисункам можно изучать историю войн в горячих точках. Большинс тво работ Рената Шафикова посвящены войне в Афганистане, в ней он участвовал после окончания Ташкентского высшего командного училища в 1987 году. Именно в Афганистане молодой лейтенант, командир разведывательного взвода, начал делать наброски шариковой ручкой на листках бумаги. Он всегда носил с собой школьную тетрадку в клетку, а чтобы сэкономить место, заполнял рисунками на лис тке каждый свободный сантиметр. Многочисленные фрагменты на одной картине могли быть нарисованы в разное время – так получались коллажи.
Автор предельно реалистично изображает окружающую его действительнос ть, зачастую не занимая никакой позиции к своим героям. На его картинах – афганский кишлак Кора-Кола, окружённый вершинами снежных гор, хозяева пустынных дорог верблюды, пробитая снарядом стена, за которой цветущие поля и крестьянин, обрабатывающий свой надел. Графика Шафикова лишена пафоса, его работы лиричны и удивительно точно передают атмосферу событий, происходивших в Афганистане 35 лет назад. Их автор – ис тинный самородок: не имея за плечами академического художественного образования, Ренат Шафиков создал несколько сотен произведений, среди них – иллюстрации к более чем 150 книгам.
ВОЙНА НА КОНЧИКЕ КАРАНДАША
Бывший москвич Роман Генн сейчас один из самых известных политических карикатуристов США. В советское время Романа неоднократно забирали в милицию из-за карикатур на советских лидеров. Последние десятилетия художник сотрудничает с крупнейшими американскими изданиями, среди которых «The National Review», «Los Angeles Times», «New York Times», «Wall Street Journal», «Washington Post».
Наибольшую известнос ть ему принесли шаржи на политических деятелей прошлого и настоящего, выполненные маслом на холсте в стиле классической живописи. Роман дважды был в Афганистане, запечатлел быт американских морских пехотинцев, наблюдая за людьми, находящимися между жизнью и смертью. Во время одного из боевых выходов он едва не подорвался на мине, тогда в результате взрыва оторвало ноги его товарищу. При этом на его рисунках почти нет боевых дейс твий: вместо рвущихся снарядов и рукопашных схваток – воины за приготовлением пищи, добродушные дехкане, мирно беседующие с патрулем. Война заставляет каждого человека пересмотреть систему ценностей, задуматься о смысле жизни, и, как ни странно, учит гуманности.
ОКНА В ИНЫЕ МИРЫ
Для Искандера Галиева творчество имеет особое значение – кино и живопись стали частью его жизни. Он показывает мир яркими красками через призму фантастических образов и сюжетов. Стиль скандера можно классифицировать как иронический постмодернизм.
Во многом сюжеты картин строятся на обыгрывании мифологем прошлого, стереотипов массовой культуры, а также пластических деформаций реальнос ти. В картинах ирония приобретает характер провокационного жеста в отношении сложившихся стереотипов мышления людей.
Ирония в данном случае возникает в контексте культуры, когда акция художника контрастирует с коллективными представлениями о том, как должны выглядеть картины человека прошедшего войну.
Одни работы – образные обобщения с философским подтекс том, другие интерпретируют яркие жизненные впечатления. Начиная работу над картиной, художник не всегда знает, что из этого получится: «Случайные события из жизни неожиданно переплавляются в картину, и иногда, только завершив работу, я понимаю её скрытый смысл».
В творчестве Искандера Галиева заметны исторические параллели с художественными тенденциями первой половины ХХ века. Спонтаннос ть, сюрреалистическая образность, в которой причудливо соединяются реальность и фантазия, свобода в выборе художественных средств – все это с тало доминирующими чертами в европейском искусства вскоре после Первой мировой войны, в определённой степени как следствие катастрофы, вторгшейся в жизнь каждого.
«Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало», – писал в своём дневнике Пауль Клее, призванный на фронт в 1916 году и потерявший на той войне двух близких друзей-художников – Августа Макке и Франца Марка. Концепция Пауля Клее «Искусство не отображает видимое, а создает его», утверждает субъективность творчес тва, стала творческим методом для художников без академического образования. «Я хочу быть как бы новорожденным, не знающим абсолютно ничего о Европе, не подозревающим о фактах и моде, почти примитивом», – писал Клее в начале своего творческого пути.
В преддверии выставки Искандер Галиев сказал: «Рисуя на стенах пещер, первобытные охотники производили магическое действие: с помощью картины они могли повлиять на исход охоты или изменить свою Судьбу. Современный художник, по сути, делает то же самое. Создавая картины, мы открываем окна в иные миры» Средства, вырученные от продажи картин, будут переданы в помощь ветеранам-инвалидам и семьям погибших.
- В театре им. Пушкина прошла первая часть проекта «Театральная перспектива»
- Где-то в Великой степи
- Выставка петербургских художников «А и Б сидели на трубе»
- Фотовыставки «Между небом и выше»
- Поверхностный дренаж: виды, элементы системы, монтажные работы
- «Индейская лошадь» Ричарда Вагамеса, краткое содержание