Выставка одной картины – Абрахам ван Бейерен «Фрукты» (Вторая половина XVII века) читать ~2 мин.
с 20 Января
по 3 МартаКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 104
Калуга
С 20 января в Калужском музее изобразительных искусств начнёт работу Выставка одной картины – Абрахам ван Бейерен «Фрукты» (Вторая половина XVII века). К 400-летию со дня рождения художника.
В истории Нидерландов XVII век называют «Золотым». Республика Соединенных провинций приобрела независимость от Испании. Это время большого расцвета в торговле, науке и искусстве. Живопись тогда отличалась высокими художественными качествами, большим разнообразием тем и жанров.
Был очень востребован жанр натюрморта. Он лучше всего отражал мир частного быта, чрезвычайно важный для буржуазии – самого влиятельного и прогрессивного сословия Нидерландов. Существовало большое количество разновидностей натюрмортов. Согласно воззрениям тех лет, предметы, изображенные в произведении, наделялись символическим значением.
Абрахам ван Бейерен (1620/1621 – 1690) — нидерландский живописец. Он является одним из крупнейших мастеров XVII века, работавших в жанре натюрморта и морского пейзажа.
К сожалению, сохранилось достаточно мало сведений о жизни художника. Неизвестен его точный год рождения. Абрахам ван Бейерен родился в Гааге, в семье ремесленника, между 1620 и 1621 годами. К 1636 году прошел обучение живописи у Тимана Аренца Крахта, мастера исторического и пейзажного жанров, испытавшего влияние творческой манеры Караваджо. Жизненный путь ван Бейерена состоял из множества переездов в разные города. После обучения он работал в Лейдене, затем в Гааге, Амстердаме, Алькмаре и Оверсхи (пригороде Роттердама), где и умер в марте 1690 года.
Художник испытывал материальные затруднения. Свои картины он нередко отдавал за бесценок. Его произведения, не имевшие большого успеха у современников, были оценены по достоинству лишь в последующие эпохи и стали украшениями многих европейских собраний. Картина мастера «Фрукты» является одним из шедевров коллекции Калужского музея изобразительных искусств.
Оно относится к ряду так называемых «десертов» — натюрмортов, в которых активно работал живописец ван Бейерен. На столе, накрытом тёмной скатертью, стоят бокал, кувшин и ваза. На тарелках, а также на столе лежат фрукты. Зрителя привлекают живость и выразительность композиции, которая отражает наблюдательный взгляд мастера. Он выделяет разнообразие форм, сочетает их между собой, подчеркивает особенности разных фактур. Каждый предмет, представленный в натюрморте, имеет свою уникальность. Это не случайно собранные объекты, но художественно выстроенная вселенная повседневной жизни давно ушедшей эпохи. В центре композиции – контраст высоких металлических сосудов со светлой китайской вазой, расписанной синими красками. Блестящая поверхность серебряного кувшина отражает всё находящееся поблизости, как зеркало. В этом можно увидеть мастерство передачи реальности. Плоды, ягоды, а также орехи, изображены с большой долей жизненности. Разрезанный персик, расколотый орех, груша с чернеющим боком – своего рода аллегория быстротечной человеческой жизни, в которой всё невечное и несовершенное. Позади расположено окно, через него виднеется пейзаж. Он написан приглушенными красками серых и коричневых тонов. Скромность природы противопоставлена богатству домашней обстановки.
Выставка продлится до 3 марта.
- Год Нидерландов в России. Искусство Голландии, Фландрии и Бельгии XVI – XIX веков. Живопись и графика из собрания Калужского областного художественного музея
- «Путь к богатству» Бенджамина Франклина, краткое содержание
- Дар Фонда им. М. Т. Абрахама Государственному Эрмитажу
- ВЕЛИКИЕ КЛАССИКИ ХХ ВЕКА
- Лондонский дилер разгадал загадку картины Рубенса